Татьяна Бондковская Профессионал

Как организовать знакомство? Педагогические заметки.

Вообще-то не совсем педагогические, потому что могут пригодиться для любого массовика-затейника или для проведения тренингов. Итак, перед вами группа средних или старших классов или просто молодых людей, в которой все друг с другом незнакомы. Если вам предстоит с ними в дальнейшем общаться и нужно добиться хороших результатов в какой-либо сфере деятельности, выбранной вами, то необходимо создать атмосферу доверия, снять напряжение и неловкость.

Для начала важно организованно познакомиться, этот этап основополагающий для дальнейшего взаимодействия с группой. В этой статье мы рассмотрим проверенные на практике варианты таких игр.

«Снежный ком» — самая простая и доступная игра. Чтобы было веселее, в качестве «снежка» возьмите симпатичную мягкую игрушку. Начинать лучше с себя: вы называете свое имя и на первую букву имени какую-либо черту своего характера, например: «Татьяна — терпеливая». Передается игрушка по кругу, каждый последующий называет все предыдущие имена и черты характера, добавляя к названному списку свои данные. Заканчивает эту игру ведущий, чтобы последний играющий не смущался взвалившейся на него обязанности быть завершающим аккордом в столь нелегком деле на проверку памяти.

Минусы игры: не годится для больших и застенчивых групп, превращаясь в скучное и неинтересное занятие. Время проведения — 5−10 минут.

«Стежок назад иголку"* — вариант «Снежного кома», который подходит для больших групп, когда каждый последующий повторяет только то, что сказал предыдущий участник. Время проведения — 5−10 минут.

«Три факта о себе». Игра хороша для школьников средних классов, хотя и может отлично пройти в креативной группе. Каждый участник должен вспомнить о себе 2 реальных факта и один ложный. По очереди ребята рассказывают о себе то, что приготовили. Задача группы угадать с помощью наводящих вопросов, какой из прозвучавших фактов не является реальным. Правило: обязательно необходимо назвать свое имя, и спрашивающие начинают вопрос с имени выступающего участника. Может участвовать ведущий. Длительность игры — 5−15 минут.

«Восточный базар». Для его проведения понадобятся заранее разрезанные на 6 (можно на 8) частей листы бумаги, ручка у каждого участника и пространство, позволяющее свободно передвигаться. Перед тем, как попасть на «восточный рынок», необходимо подготовиться: все играющие (кроме ведущего) получают по 6 листочков бумаги, на которых пишут свою фамилию и имя. Листочки сворачиваются, складываются в шляпу (другую емкость, на центр стола) и перемешиваются.

Ну, а теперь начинается самое интересное: ребята разбирают наугад по 6 свернутых в трубочку «документов», разворачивают их, и — начинается базар! Суть его состоит в том, чтобы выменять свои листочки у соседей, можно идти на хитрость, можно спорить, уговаривать и т. д. Важно выкупить свои автографы у участников базара. Ведущий поддерживает накал страстей, первые три покупателя, которым удается приобрести дорогой товар, становятся победителями и награждаются на усмотрение педагога. Какой бы сложной игра ни показалась на первый взгляд, проходит она на ура в группах школьников средних классов, потому что в ней содержится соревновательный элемент. Время проведения — 10−15 минут.

Следующая игра без названия. На столе должно лежать много карточек или карандашей, фломастеров и т. д. Участникам предлагается взять предметов столько, сколько захочется. Затем, когда все разберут, предлагается на каждый карандаш (карточку) сказать о себе какой-нибудь факт. Обязательное условие: в начале рассказа о себе необходимо назвать свое имя. Время проведения — 5−10 минут.

«Имя твое — снежинка в руке…"*. Если вы желаете потратить больше времени на знакомство, если необходимо создать надежную, комфортную обстановку в группе, то стоит провести это упражнение. Лучше, чтобы участники сидели в кругу или так, чтобы они видели друг друга. Они по очереди представляются и рассказывают о своем имени. Для облегчения разговора можно приготовить шаблон вопросов (на отдельных листочках или на доске), на которые можно при желании опираться по ходу рассказа.

Вот примерный список вопросов:
 — Как меня обычно называют разные люди?
 — Как я предпочитаю, чтобы меня называли?
 — Кто выбрал мне имя?
 — Нравится ли мне мое имя?
 — Носит ли это имя кто-то еще из родственников?
 — Кого из именитых тезок я бы вспомнил?
 — Что означает мое имя?
 — Хотел бы я, чтобы меня звали иначе?
 — Были ли какие-то смешные случаи, связанные с вашим именем?

Можно ограничить время выступления участников и следить за регламентом, но лучше не торопиться и спокойно выслушать каждого выступающего. Эта игра хороша, когда заканчивается блок знакомства, она настраивает участников на лирический лад. Время проведения — 10−20 минут.

«Формула моей личности"* — игра подходит для креативных групп (для старшеклассников, для молодежи и т. д.). Каждый участник должен придумать формулу, которая отражает его личность: черты характера, интересы, увлечения, таланты и т. д. Чаще всего используются математические знаки, например: Анна = авантюризм + творчество + жизнерадостность + лень. Иногда формулы могут напоминать химические.

После выполнения этой части задания участники должны выступить перед почтенной публикой на «научной конференции» с докладом об открытой ими формуле. Варианты вступлений могут быть разными: можно формулу выписывать на доску и рассказать о ней группе, можно изобразить на листе и прикрепить себе на грудь, свободно передвигаясь и рассказывая о себе друг другу. Ведущему необходимо сделать позитивные выводы из всего услышанного: если повторяются качества, значит «нас многое объединяет», если много различий, сказать об индивидуальности каждого и т. д. Может участвовать ведущий. Время проведения — 10−15 минут.

«Пудинг, это Алиса. Алиса, это Пудинг"* — это упражнение хорошо проводить уже на второй стадии знакомства, когда уже имена участников известны, но хотелось бы познакомиться поподробнее. Группа разбивается на пары. У каждой подгруппы есть 5−7 минут, чтобы пообщаться друг с другом. Ребята рассказывают о себе, задают друг другу вопросы. Ведущему можно направить разговор на определенную тему, если это связано с целями занятия (тренинга, мероприятия). Но лучше предоставить участникам самим выбрать русло разговора.

У этого упражнения есть два варианта дальнейшего развития. Мы проводили игру по первому сценарию, и он оказался лучшим. После беседы все превращаются в журналистов. Задача состоит в том, чтобы в течение 3−5 минут написать заметку о своем визави, в которой будет содержаться и фактическая информация и свое впечатление от собеседника. После того как задание выполнено, группа собирается в кружок и «журналисты» по очереди представляют свои репортажи. Герой заметки может скорректировать сказанное о нем (при желании).

Второй сценарий попроще, в нем участники перевоплощаются друг в друга, и рассказ ведется от первого лица. Это вызывает, в основном, дискомфорт у ребят, потому что никому не хочется, чтобы кто-то присваивал себе «мое», личное и уникальное. Поэтому об этом не будем подробно говорить. Время проведения — 15−20 минут.

Вариантов таких игр немало и, на мой взгляд, те, что представлены, самые интересные, простые и достаточно выполняют свою функцию: организацию знакомства. Очень важно, чтобы первое мнение окружающих сложилось максимально ярким не только для участников, но и для ведущего. От этого зависит успешность вашей совместной работы.

* Эти игры взяты из источника: Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / сост. Авидон И., Гончукова О. — СПб.: Речь, 2007. — С.3−67.

Обновлено 2.08.2008
Статья размещена на сайте 27.07.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • замечательно написано! помню вела группы несколько из этих игр использовала, как сейчас вспомнила, аж ностальгия заскребла..эх..давно это было..

    зы: интересно, а какие игры применимы при assessment centers ?

    Оценка статьи: 5

    • Наташа, спасибо большое за оценку и комментарий , это серия статей, остальные выйдут в сентябре.

      Про игры при assessment centers не знаю, потому что они имеют мало отношения к работе с детьми, как мне кажется. Хотя много общего, несомненно имеется.

      А где вы преподавали, если не секрет?

      Оценка статьи: 5