Татьяна Бондковская Профессионал

С чего начать занятие? Педагогические заметки

На занятие, семинар, тренинг приходят разные люди. Они непохожи друг на друга, отличаются настроением, темпераментом, местом, откуда пришли, энергетикой, которую они с собой принесли, со своим желанием (а чаще нежеланием) получать от вас информацию. Их заставляют это делать родители, родственники, амбиции, начальник, работа, общество, сложившаяся многовековая культура. Поэтому важно создать атмосферу единства, взаимопонимания, разрядить негатив или, наоборот, усилить положительный настрой собравшихся.

К сожалению, традиционное обучение считает присутствие обучаемого залогом повышения его образованности. Занятие начинается сразу, без подготовительного этапа. Конечно, учитывается и то, что в первые 10 минут надо выдать побольше информации, пока внимание максимально сосредоточено. Все правильно, но только не каждому уютно в атмосфере учености, снижается интерес и желание понимать предмет.

Сейчас много говорится о командообразовании, но, в основном, в свете улучшения работы мероприятий, и напоминает все это организованный корпоратив. Но даже если вам немного предстоит поработать с группой учеников, людей и чему-нибудь их научить, все-таки лучше уделить внимание началу занятий, тогда в группе не будет отчужденности, разрозненности, укрепится чувство локтя.

В прошлой статье мы с вами знакомились. Этот этап может закончиться и на первом уроке, но его можно продолжить и в течение 1−2 последующих занятий, все зависит от величины группы и настроения обучающихся. Я приведу несколько игр, подходящих для начала семинаров после этапа знакомства, как и положено, только те из большого количества предлагаемых, которые проверены на практике.

«Хэлло, Бонжур, Здоровеньки булы» — это упражнение-игра задает веселый тон группе (особенно ранней, которая с трудом просыпается). Участникам предлагается поприветствовать друг друга на различных языках. Важно обязательно установить контакт глазами с соседом, улыбнуться ему или пожать руку. Можно разрешить передвигаться по группе. Можно, если время ограничено, выполнять это задание всем одновременно. Ведущему лучше заранее приготовить карточки с написанными на них приветствиями, чтобы ребята могли вытянуть одну из них и воспользоваться подсказкой. Вот список приветствий:

США, Великобритания: «Good morning»; «Hi».
Италия: «Bon giorno».
Испания: «Buenos dias».
Франция: «Bonjour».
Эстония: «Tere».
Литва: «Labas ritas».
Израиль: «Shalom»
Гавайи: «Aloha».
Индия: «Namaste».
Время проведения — 5−7 минут.

«Сбывающиеся пророчества или аффирмации в руку». Упражнение может пройти эмоционально (оно на это направлено), но на практике все зависит от группы (от возраста и т. д.). Зато позитивный заряд создается точно. Плюс этой игры в том, что она не занимает много времени, хотя при этом ведущему следует подготовиться дома.

Процедура упражнения заключается в том, что участники по очереди вслепую вытягивают карточки, на которых написаны позитивные утверждения — аффирмации. Это может быть Я-высказывание («Я сегодня буду много задавать вопросов тренеру» и др.), девиз или афоризм («Истина рождается в споре» и др.). Ведущему, которому необходимо тщательно подобрать высказывания, нужно иметь в виду, что их должно быть больше количества участников (на 1−3), чтобы у каждого было право выбора. Чтение аффирмаций может проходить двумя способами: либо вслух, либо каждый просматривает свою карточку молча (при этом варианте аффирмации могут повторяться).

Оформление процесса раздачи карточек организуется по-разному: это могут быть лотерейные билеты, лепестки ромашки, бумажные кораблики, сердечки, автобусные билетики и т. д. Можно раздавать карточки самому ведущему, можно вытягивать для соседа. Как вариант при желании (если набирается нужное количество) используются в качестве аффирмаций рисунки-символы. Время проведения — 5−10 минут.

«Типография» — эта игра требует сосредоточенности и внимательности, поэтому она эффективна, когда ребята не уставшие и вам необходимо развить чувство единства в группе. Перед началом участники по кругу произносят алфавит; игрокам необходимо запомнить названные буквы. Затем ведущим предлагается строчка из известного стишка, песни (она может быть написана на доске). Задача играющих «напечатать» текст, вставая, когда настает очередь той буквы, которая закреплена за определенным участником. Если ставится точка — все хлопают в ладоши, запятая — топают ногами, пробел — все встают. Знак вопроса обозначается так: все разводят руками, восклицательный знак — все встают и подпрыгивают на месте. Сначала используются простые стишки и песенки, затем игру можно усложнять. Лучше раздать игрокам распечатки текста. И важно соблюдать достаточно высокий темп. Время проведения — 10−15 минут.

«Невербальный подарок». Задача каждого участника показать всем присутствующим жестами, какой подарок он им дарит. Это может быть как что-то конкретное (цветы, мороженое, телевизор и др.), так и абстрактное (закат, звезды с неба, большое человеческое счастье и др.). Упражнение может проходить по трем сценариям: 1) каждый участник (по очереди) выходит перед группой и дарит подарок всем сразу, ребята могут отгадывать, что же они получают; 2) первый участник дарит свой презент соседу справа, тот эмоционально, без слов благодарит его и дарит другой подарок следующему человеку справа; 3) первый участник преподносит свой дар соседу справа, а тот должен показать, что он будет с ним делать. Затем события развиваются дальше по кругу. Время проведения — 10−15 минут.

«Совместное сочинение о будущем или былом» — ребята по очереди сочиняют сказку или рассказ о предыдущем дне или о том, что их волнует больше всего. Каждый игрок вкладывает в сочинение свою фразу. С помощью этой разминки можно повторить пройденный материал, выявить настроение в группе, развить речь. Время проведения — 5−7 минут.

«Никто не знает, что я…» — эту фразу каждый из участников дополняет (по кругу или в произвольном порядке). Например: «Никто не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника» и т. д. Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения, важно чтобы они носили позитивный или шуточный характер. Вот некоторые из них:

• «А сегодня я лучше, чем вчера, потому что…»;
• «Я очень рад тому, что я…»;
• «Я готов горы свернуть, потому что…»
• «Мы все сегодня будем…»
Время проведения — 5−7 минут.

«Четыре стихии» — ведущий кидает мячик любому участнику и произносит одну из команд: земля, воздух, вода или огонь. При команде «земля» участник, поймавший мяч, называет животное; при команде «воздух» — птицу; при команде «вода» — рыбу; при команде «огонь» — три раза хлопает в ладоши. Далее мяч кидается другому участнику. Повторяться нельзя, тот, кто часто ошибается или задерживает мяч, выбывает из игры. Время проведения — 5−10 минут.

Это далеко не весь список игр, но этих упражнений достаточно, чтобы ваши занятия проходили на высоком уровне, вся группа была бодрой и активной. Удачи!

Основной источник: Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / сост. Авидон И., Гончукова О. — СПб.: Речь, 2007. — С.92−93, 149−196.

Обновлено 22.09.2008
Статья размещена на сайте 28.07.2008

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо большое за статью!
    Я провожу мастер-классы по декоративно-прикладному искусству. ОХ! Я говорить не люблю, я люблю писать, так вот мне так тяжело уроки даются. Нет, людям нравится, конечно. Ну кому не понравится своя работа, которую ты за один урок сделал своими руками, уходят с результатом. Но мне всегда хотелось завести людей. Это мне не всегда удается. Так вот эта статья, теперь точно знаю - мне очень поможет!

    Спасибо.

    Может еще посоветуете? Как попрощаться, а то мне тоже не нравится как я это делаю. Слишком банально.
    С Уважением.

    Оценка статьи: 5

    • Мариночка, спасибо и вам за теплые слова!!! В последующие три дня должны выйти еще статьи, была еще одна про организацию знакомства.
      Сама столкнулась с такой проблемой в колледже, когда нам дали установку - проводить занятия интересно, а как - должны были найти, в основном, сами. Очень рада, что вам пригодятся игры, потому что долго сомневалась, нужна ли такая информация в "Школе жизни".