Татьяна Бондковская Профессионал

Во что поиграть в середине занятия? Педагогические заметки.

Такие игры можно провести после перерыва, а можно и тогда, когда группа устала, внимание рассеянно, или вообще дождливый день и нет рабочего настроя. Иногда ведущему необходимо заполнить паузу, и некоторые игры могут выручить педагога.

В предыдущих статьях мы знакомились и начинали занятие. А сейчас вашему вниманию предлагаются игры, помогающие мобилизовать активность после перерыва или в течение утомительного семинара (урока, тренинга).

«Анаграмма» — это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв с помощью другого слова или словосочетания («анаграмма» — «намамарга»). Для расшифровывания предложить группе лучше 5−7 анаграмм разной сложности. Выполнение задания не должно носить соревновательный характер. Лучше всего использовать для разгадывания термины, которые были использованы в течение занятия, тем самым, упражнение будет обосновано и интересно. Время проведения — 5−10 минут.

«Шарады» — это разминка-пятиминутка позволяет направить внимание в нужное русло, отвлечься, сменить деятельность, если слишком затянулось сложное занятие. Пример шарады:

Когда, дружочек, ты возьмешь
Двух музыкальных нот названья,
То сразу целое найдешь —
Им можно мерить расстоянья.*
(Ответ см. в конце статьи).

Шарады можно составлять самому, потому что необязательно их зарифмовывать, а можно найти немало в Интернете. К этой же серии относятся ребусы, загадки, имеющие прямое или косвенное отношение к занятию. Время проведения — 3−7 минут.

«Вопросы-шутки». Эта игра-разминка схожа с предыдущей, такого рода головоломки все любят с детства. Примеры вопросов**:

1. Может ли страус назвать себя птицей?
2. Назовите имя первой женщины в мире, освоившей летательный аппарат?
3. Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку?
4. Что такое 86, smopuim?
5. Задача Моисея. Сколько животных каждого вида Моисей посадил в ковчег?

И т.д., такие вопросы также нетрудно отыскать. Время проведения — 5−7 минут.

«Задачи на сообразительность». Это могут быть как шуточные задачи (чтобы активизировать дальнейший процесс обучения), а могут быть задачи на логику. Примеры***:

1. Недалеко от берега стоит корабль со спущенной к воде веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня очень спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лесенки?

2. Двое гуляющих остановились около одного предмета и заспорили. Один сказал: «Это красная». Второй возразил: «Нет, это черная». «Почему же она белая?» — спросил первый. «А потому, что зеленая». Что это?
Время проведения 5−10 минут.

«Подчинение инструкциям». Это упражнение проводят после перерыва и советуют делать его всей группе одновременно (конечно, это лучше). На практике не все бывает гладко, поэтому бывает достаточно предупредить тех, кто быстрее справился с заданием, помолчать. Каждому выдается индивидуальный листок со следующим текстом (курсив лучше сохранить): «Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.

1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. Шепотом назовите номер, который вы написали.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2″.

После того, как все справятся, лучше сделать выводы, умеем ли мы пользоваться инструкцией. Как оказалось на практике, многие очень невнимательны, но не следует об этом говорить категорично, можно в мягкой форме сказать, что все молодцы, но будьте сосредоточеннее и собраннее. Время проведения — 5−7 минут.

«С миру по нитке». Один участник задумывает строчку из общеизвестной песни или стихотворения, состоящую из 6−7 слов. Задача остальных игроков с помощью наводящих вопросов отгадать строчку (вопросов должно быть 10). Загадавший отвечает одним предложением на каждый вопрос, причем ему необходимо включать в каждый ответ слова из загаданной строчки (слова нельзя изменять по падежам, числам, временам и т. д.). Но вводить в ответы можно в любом порядке. Время проведения — 7−10 минут.

«Кенгуру». Эта веселая разминка хорошо снимает напряжение. Ведущий предлагает одному участнику (желательно прирожденному артисту) выйти за дверь и там дает инструкцию: участник должен перед группой изображать кенгуру до тех пор, пока кто-нибудь не догадается, кого он изображает. Группе же ведущий говорит, что сейчас перед ними будут изображать кенгуру, а им нужно в течение минут пяти делать вид, что они не понимают, пытаются отгадать, называя любых животных, кроме кенгуру. Время проведения — 7−10 минут.

«А ну-ка всем вместе!». Также выбирается участник-вода, который выходит за дверь. Остальные выбирают несколько строк из известной песни (стихотворения) и разбирают слова. Каждому достается по одному слову, удобнее это делать по кругу. Водящий заходит в комнату. По команде ведущего все хором произносят доставшиеся им слова, а участник-вода должен догадаться, что это за песня (стихотворение). Если не удается сразу, все повторяют еще раз. На практике оказалось, что такую разминку лучше проводить в небольших группах. Время проведения — 5−10 минут.

Существуют и подвижные игры для тех же целей, но, на мой взгляд, лучше выбирать нейтральные, особенно, если группа незнакома и не так много времени на проведение подобных разминок. Также советуют любому преподавателю (ведущему, тренеру) иметь набор различных историй (лучше о знаменитостях), связанных с предметом или с мотивацией деятельности и которые можно ввести в ткань занятия в нужный момент, если такая ситуация возникнет.

Ответы:
* Миля;
** 1. Нет, страусы не говорят. 2. Баба-Яга. 3. 5 минут. 4. Windows, 98. 5. На ковчеге был Ной, а не Моисей.
*** 1. Вода не дойдет до третьей ступеньки, так как вместе с водой поднимется и корабль с лесенкой.
2. Смородина.

Основная литература: 1. Л. И. Пирогова. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. — М.: Школьная пресса, 2004. — С.51
2. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг / сост. Авидон И., Гончукова О. — СПб.: Речь, 2007. — С.71−122.

Обновлено 6.08.2008
Статья размещена на сайте 28.07.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Бондковская, спасибо большое вам за статью! Сегодня я применила ваши советы на своей педагогической практике. Студенты были в восторге. Следование инструкции прошло на "ура!". Как только они поняли смысл этого задания, они долго и весело смеялись. Все остались довольны, в том числе и я. Эти заметки очень помогли в налаживании контакта

    Большое вам спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • Бесконечно рада, что вам пригодилась статья!!! Сколько раз "выдавала" ребятам это самое "следование инструкции" - всегда проходит игра весело, даже в самых скучных группах . С играми учиться и учить интереснее!!!

  • В копилку! многие из этих игр есть в моем кейсе тренера. Но все равно интересно! Спасибо!!!

    Оценка статьи: 5