София Варган Грандмастер

Пособие начинающим авторам. Как предложить художественный текст издательству?

Почти каждый, кто пишет, мечтает увидеть свои произведения опубликованными. Да, не все написанное достойно публикации, но приходится сталкиваться со случаями, когда произведение достаточно хорошо, а его все же не печатают. Часто это связано с неверно выбранной формой предложения.

Одна из распространенных ошибок начинающих авторов заключается в том, что они убеждены: издательства в них заинтересованы. Разочарую таких убежденных. Издательства заинтересованы в продаваемых сюжетах, в известных именах: ведь издательства, как ни крути, коммерческие структуры, и занимаются своей деятельностью с той же целью, что и любая фирма — получить прибыль. Да, можно возмущаться этим фактом, спрашивать: «А как же высокая литература? Культура нации…» и так далее. Но факт есть факт, и от вопросов он не изменится.

Поэтому первое, что должен выяснить автор, написавший, к примеру, роман о жизни бурундучков — какому издательству интересна такая тематика. Предлагать жизнеописание бурундучков издательству, специализирующемуся на научной литературе или на детективах и фантастике, практически бесполезно. Даже если этот роман будет на голову выше произведений Даррелла или Сетон-Томпсона, его все равно не возьмут. Не «в серии».

Как выяснить, какие серии издаются и где? Самый простой путь: воспользоваться Интернетом. Зайти на сайт издательства и посмотреть: а что же именно они публикуют? Обычно на этих сайтах размещены все названия серий, указана их тематика и содержание. Как только найдено издательство с серией «Из жизни животных», уже можно предлагать бурундучков.

Но тематика — это еще не все. Существенным параметром является объем произведения. Если издательство специализируется на выпуске романов, а жизнь бурундучков описана в формате повести, то при всей качественности текста его не возьмут. Однако издательства вовсе не скрывают свои «объемные» предпочтения. Опять же, на сайтах издательств обычно размещены требования к произведениям, включающие и необходимый объем.

Если же таких требований нет, то расчет можно произвести самостоятельно. Книги в твердой обложке обычно имеют объем от 11 до 15 авторских листов (авторский лист — 40 тыс. знаков с пробелами, определяется сервисом Word). Книги в мягкой обложке — 5−9 а.л. (тут еще зависит от размера книги, карманные издания меньше). Если объем подходит — можно предлагать. Если же нет, то придется или резать, или наращивать текст.

Следует учитывать еще один нюанс: издательства, к сожалению, мало заинтересованы (практически не заинтересованы) в рассказах. Даже если общий объем рассказов равен объему романа.

Но вот все совпало: объем, тематика, серия, качество текста… Что делать дальше?

Оформить текст. На первой странице разместить данные автора: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, телефоны, адрес электронной почты. Только после такой «шапки» — заголовок и сам текст. Размер шрифта желателен 12−13, межстрочный интервал — 1,5. Да, есть издательства, которым не требуется «шапочка», которые не обращают внимания на размер шрифта и так далее. Но есть и те, которые даже не будут смотреть на текст, не имеющий данных автора или небрежно («нечитаемо») оформленный.

Следует учитывать, что в издательства приходит огромный объем текстов. Редакторы обычно загружены до предела выносливости. Им приходится рассматривать тексты «своих» авторов, заказанные издательством тексты, разрабатывать проекты будущих серий (либо уже существующих), составлять различные планы и прочее. И, кроме всего этого, на них сваливается «текучка»: то есть, те тексты, которые приходят «самотеком» («Я тут написал роман, возможно, он заинтересует Ваше издательство…»). Так что лучше обеспечить удобство работы редактора. Иначе негативное отношение к автору, который «не уважает» редактора, может быть перенесено на текст. А это весьма снижает шансы публикации.

Но отправлять в издательство следует не только файл с текстом. Необходимо еще сопровождающее письмо. В письме нужно указывать то же, что и в «шапке» текста, но, кроме этого, объем текста (в а.л.) и немного рассказать о себе. Например, о жанровой специализации («…пишу рассказы и повести о животных…»), об уже имеющихся публикациях («…мои рассказы были опубликованы в…»). Не следует писать слишком большое письмо (помните о загруженности редакторов!), но не стоит и ограничиваться двумя строчками.

Еще одно весьма распространенное требование издательств — наличие синопсиса. Это — краткое содержание текста. Чаще всего о том, нужно ли посылать синопсис, можно узнать на сайте издательства в разделе «Для авторов». Синопсис отправляется вместе с письмом и файлом текста. Отдельным файлом.

Обычный объем синопсиса — 2−5 страниц Word. Лучше всего синопсис с поглавной разбивкой. То есть, когда весь текст расписан по главам, указывается содержание и объем (в а.л.) каждой главы.

Но бывают и тексты, для которых просто невозможно (или очень затруднительно) написать такой синопсис (к примеру, в главе содержится несколько частей, каждая из которых поддерживает отдельную сюжетную линию). В этом случае пишется синопсис без поглавной разбивки.

Следует знать, что после прочтения синопсиса редактор должен получить не только общее представление о сюжете («…в романе рассказывается о несчастной любви двух бурундучков, которые жили на противоположных концах леса…»). Должны быть описаны все главные персонажи текста, основные действия, на которых базируется сюжет. Вплоть до внешнего вида и возраста персонажей («…бурундучку, жившему в северной части леса, было три года, он обладал куцым хвостом, левое ухо его откусила лиса, а полоска на спинке была извилистой…»).

Еще нюанс. Не все издательства желают сразу получать полный текст произведения (загруженность редакторов!). В этих случаях на сайте в разделе «Для авторов» указывается, какой именно объем текста следует отправить вместе с синопсисом (например, 2 а.л., или — первые три главы).

После отправки текста следует набраться терпения. Хотя бы на срок, который издательство указывает в качестве срока рассмотрения произведения (1 месяц, 2, 3…). Эти сведения также можно найти на сайте издательства в разделе «Для авторов». Если автор слишком нетерпелив и начинает забрасывать издательство письмами, не дождавшись истечения указанного срока, он лишь вызывает к себе негативное отношение. При всем желании увидеть свое детище опубликованным, при всей уверенности в собственном таланте, автор должен представить себя на месте редактора, у которого весьма немаленькая гора работы. И — дать редактору оговоренное время для прочтения и оценки текста.

Если оговоренный срок прошел, а ответа не поступило, можно писать письмо с вопросом. Агрессивные и истеричные письма весьма нежелательны — кроме негативного отношения к автору (и, соответственно, к тексту), никакой другой цели они не достигнут.

Еще несколько слов об авторах, которые пробуют предложить свои произведения периодической печати.

Прежде, чем предлагать текст газете или журналу, нужно выяснить — а печатают ли они вообще что-либо подобное? «КоммерсантЪ» явно не напечатает рассказ о бурундучках, пусть даже его автором будет Лев Толстой.

Для газет и журналов очень существенно (критично!) требование объема. Газетная полоса составляет около 10 тыс. знаков. И еще должна поместиться иллюстрация. Предлагать больший объем текста бессмысленно. «Кирпич» возьмут разве что у того же Толстого, и то по случаю юбилея. Перед предложением в журнал лучше всего купить какой-либо номер и посчитать объем аналогичного текста.

Оформление предложения такое же, как и для издательства (минус синопсис).

Удачных вам публикаций!

Обновлено 26.08.2008
Статья размещена на сайте 1.08.2008

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дождались таки...Поздравляю!
    Мне все-таки хотелось бы верить Андрею Гусеву, но, знаю, Вы - удачливый автор, популярный редактор, креативный искатель, а совсем не бесплотный Мечтатель!...

    Оценка статьи: 5

  • Оч-оч. полезно! Спасибо!

  • Спасибо, София, за статью! И хоть сама уже прошла все это - написано дельно!

  • Очень интересная статья. Настоящее руководство для начинающих и не очень удачливых авторов. Видно, что София Варган сама прошла через всю эту издательскую голгофу, и знает, где собака зарыта (а не только бурундучок). Я вот даже не задумывался раньше, что издательства - скорее коммерческая контора, нежели просветительская.
    Статья написана очень дельно, умно, профессионально.

    Оценка статьи: 5

  • Очень полезная статья.

    Еще раз спасибо за полезные советы, София.

    Возьму на вооружение, так как уже с десяток наверное книг лежит на компе в оглавлениях и к некоторым написаны синопсисы.

    Оценка статьи: 5

    • Не забудьте, что еще нужно иметь несколько авторских листов для демонстрации А то знаете, какая наступает сказочная пора, когда предлагаешься издательству синопсисом, а они говорят - ага, все замечательно, синопсис нам нравится, теперь бы посмотреть 2-3 авторских листа текста... Вот тут - полет к потолку и мелкие покусывания панелей

  • «КоммерсантЪ» явно не напечатает рассказ о бурундучках, пусть даже его автором будет Лев Толстой.

    Это вы заблуждаетесь. Лев Толстой вряд ли стал бы писать о бурундучках, но вот если б написал, то в «Коммерсанте» с руками бы оторвали. Правда, не исключено, что редактор отдела вставил бы пару абзацев о коммерческой деятельности этих трогательных созданий.

    • Ну, знаете, если бы бурундучиха бросалась под автомобиль по случаю несчастной любви к бурундуку, да еще с философским трактатом о счастье во всем мире в лапках - эта тема могла бы заинтересовать и Льва Толстого
      А вот насчет - с руками бы оторвали... Я думаю, что скорее всего выпустили бы приложение... или отдельной книжицей, совместно с каким-нибудь книжным издательством С анонсом этого приложения на первой странице "Коммерсанта"

  • По газетной полосе - вы б оговорились, какой формат имеете в виду.

    Если А3 - так 11-12 тыс. знаков с пробелами. А меж тем используется и А2 - все еще. И А3 - очень широко. И А4 - тоже весьма широко. Не говоря о прочих форматах, модных и не модных.

    Вообще же под текст на полосе А3, кроме иллюстрации хотя бы одной, должно быть 2-3 текста разных жанров. В общем, стандартный объем для газетной статьи -2500-3000 знаков с пробелами.

    • Люба, вы говорите о газетной статье, а я - о художественном тексте для периодического издания. Здесь есть существенная разница, в том числе и по объемам. 11-12 тыс. знаков - это без иллюстраций. Или - 1 иллюстрация. Для рассказа же требуется обычно 2... Вот и получается в среднем - 10 тыс., чтобы занять полосу. И периодические издания, которые публикуют художественные тексты, не печатают на одной полосе разные жанры. Фантастика не соседствует с детективами, "сопли по подоконнику" - с ужастиками. Что-то одно. В зависимости от направленности издания.
      А вот журналистские тексты, именно статьи - другая раскладка. Тут я абсолютно с вами согласна. Пол-полосы для статьи - уже многовато может быть. Разве что если остальная половина делится на четверти хотя бы...

  • Мудрые советы. 5

    Оценка статьи: 5