Калерия Соколова Дебютант

Что делать со свободой? Подводные камни домашнего образования

Моцарт и Бородин, Грибоедов и Бунин, Агата Кристи и многие, многие другие таланты получили домашнее образование. Сегодня я хочу рассказать о подводных камнях домашней школы и дать советы родителям, решившимся своими силами обучать детей. Надеюсь, моя статья не станет очередным необоснованным рассуждением, ибо я сама прошла курс средней школы дома экстерном.

Основная проблема образования в домашнем варианте — это … свобода. И прежде чем окунаться в нее с головой, надо подумать: а умеете ли вы с ней обращаться?

Да, можно месяцами не открывать учебника, ничего не читать, ничем не заниматься. Такой соблазн есть. А потом лихорадочно и бессмысленно, без вдумчивости наверстывать упущенное — это ужасно. Или трясущимися руками доставать из карманов и носовых платков шпаргалки…

Примеров такого безрассудного обращения со своим временем очень много. Да и не мудрено — кто откажется в яркий весенний день, например, погулять по улице, вместо того, чтобы решать никому не нужные уравнения (ведь учитель завтра не проверит домашнее задание). Выход из положения: взять с собой на прогулку листок с примерами и решать их на улице на скамейке, как делают все порядочные взрослые люди (уверьте ребенка, что он уже взрослый человек, к тому же порядочный) в яркий весенний день.

Летом, в поездах, автобусах, трамваях не теряйте времени: учите стихи или читайте книги, решайте задачи или запоминайте иностранные слова. Объясните ребенку, что он выглядит в глазах окружающих интеллигентным человеком, когда что-то читает или пишет. Такие утверждения, в особенности если вы сами возьмете в руки книгу, создадут для экстерна «тонус», у него появится желание учиться.

Обучаться дома можно по-разному: с родителями или с репетитором, опережать сверстников или идти в ногу с ними. Следует различать понятия экстернат, домашнее обучение и обучение на дому с репетитором. Поясню:

Экстернат. Это в первую очередь опережение. Обучаться можно дома самостоятельно (самая распространенная форма экстерната) или с репетитором, приходить на регулярные занятия в школу. Экстернат пользуется популярностью в основном у старших школьников, но и ученики младших классов могут успешно опережать сверстников. Школа-экстернат должна давать индивидуальные или групповые консультации с учителями-экзаменаторами, на которых можно проверить уровень своих знаний и найти ответы на возникающие дома вопросы.

Домашнее обучение. Его еще называют семейным. Обычно родители становятся на место школьных учителей: берут учебник (взрослому человеку, даже если он не географ, например, должно быть все понятно в школьном учебнике географии) и… сами его честно читают. В процессе домашнего обучения дети больше общаются с родителями, возникает взаимопонимание и взаимоуважение. Домашнее обучение может органично сочетаться с экстернатом.

Обучение на дому с репетитором. По-моему, это самая низшая ступень обучения вне школы. Экстерната с репетитором (заметим, не с педагогом-консультантом, а с репетитором) обычно не получается, да и семейного образования — тоже.

Может возникнуть вопрос: всем ли нужно домашнее образование? Полностью соглашусь с теми, кто утверждает, что не для всех оно подходит и не всем нравится. Бывает, человеку легче и приятнее проводить часы в здании школы. И прекрасно! Пусть общается со сверстниками (хотя лично для меня в этом общении ничего интересного не было), тусуется, сидит за партой, ходит в столовую и т. д. и т. п. — лишь бы он получал от этого удовольствие…

Родителям, решившимся на домашнее образование, придется немало потрудиться и пофантазировать. Но, я уверена, дети скажут вам потом огромное спасибо за свободу, а главное, за умение с ней правильно обращаться!

Обновлено 29.08.2018
Статья размещена на сайте 19.10.2008

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Павел Калмыков Павел Калмыков Читатель 23 августа 2010 в 19:25 отредактирован 24 мая 2018 в 11:33
    Домашнее обучение

    Калерия Соколова, вот я хочу Вам сказать, что мне в детстве оформляли "домашнее обучение" (по состоянию здоровья). Я был очень болезненным ребёнком, и поэтому у меня был такой режим. Но он не совсем "домашний" а скорее "облегченный", поскольку в старших классах я полностью посещал школу, а не учителя ходили на дом. Правда, часть предметов я изучал индивидуально, а часть - со своим классом. На физкульуру, труды и НВП я не ходил вообще (был освобождён). Информатику посещал только вместе с классом. В результате окончил 11 классов хорошистом (без "троек"), окончил ВУЗ и сейчас работаю инженером-электроником. Мне кажется, что всё зависит (по крайней мере на 90 %) от самого ученика, ну и конечно же, от старания педагогов.

  • Vladimir Leonidov Читатель 13 января 2010 в 00:47 отредактирован 13 января 2010 в 00:52
    К вопросу кризиса системы образования

    Уважаемая, Калерия! Большое спасибо за ответ, мне представляется он началом для очень интересного разговора – много сложных вопросов, но уверен, что на них найдется множество достойных ответов.
    Далеко ходить за примерами не надо – лично я очень благодарен Марианне Власовой за столь существенное замечание. Мне бы пришлось его очень долго формулировать, чтобы передать всю остроту столь распространенного мнения. Совершенно понятно, что существуют дети, которым крайне необходимо общество двора, а также и разношерстный коллектив школы, но в действительности мне довелось встретить не так много ребят, стремящихся в школу…Кстати, вполне уместно вспомнить Голсуорси, который писал, что только в России дети ходят по улицам одни. Мои же личные наблюдения показали, что школьное окружение не столько помогает, сколько отвлекает и нарушает образовательный процесс. Правда это уже другая большая тема. В настоящее время (особенно школа 90-х годов) переживает очередной затянувшийся кризис и если есть желание, чтобы ребенок действительно чего-то серьезного достиг (я не говорю о владении предприятиями или о скользкой политической карьере), то и знания ему необходимо давать наиболее качественно и эффективно. Все-таки школа задумывалась не для общения, а для быстрого и массового получения знаний. Есть, конечно, уникальный школы, например, имени Карла Майя на Васильевском острове, но это тоже отдельная тема.
    В целом, я уверен, что быстрого перехода на качественное и эффективное образование быть не может – это процесс на многие столетия вперед. Но ведь нельзя стоять на месте, необходимо совершенствовать систему образования и очень не хочется, чтобы собственные дети шли по тем же самым ловушкам и граблям, что и сам, только спустя 20-30 лет.
    Что же касается общения, то тут версия оппозиции про неадекватность социуму меня удивляет самым решительным образом: ребенок же не сидит дома, он учится лишь в спокойной обстановке вместе с умными и внимательными людьми, а общается он и с родственниками и с детьми друзей родителей и в кружки различные ходит, например, в бассейн. В Питере так вообще столько людей, что надо исхитриться, чтобы не научиться общаться. А те уникальные знания «нештатных ситуаций» после школы могут быть полезны, если идти работать на склад, в армию, на рынок и другие места, обладающие примерно теми же законами. А если оказываешься в творческой атмосфере инженеров, врачей, писателей, философов, биологов и других специалистов, то такие навыки можно считать атавизмом, ибо будешь приятно удивлен качественной разницей.
    Кстати, образование (в широком смысле слова, включающее воспитание, получение навыков и т.п.), конечно, охватывает и общение, поэтому вряд ли стоит их так разделять, но Вашу мысль я понял и согласен.
    Спасибо за ссылку на сайт школы, до этого мне были известны другие (их не так много в нашем городе), постараюсь в ближайшее время изучить материалы.
    Буду очень рад, если Вы продолжите свою мысль. В частности, интересно было бы узнать сколько времени учились, чьей инициативой это было и какие особенности обучения в младших и старших классах, например, сколько преподавателей необходимо для первых трех, а сколько требуется при дальнейшем обучении, вплоть до поступления. Если Вам будет удобнее, то можно использовать менее широковещательные каналы, например
    XXI-educationСОБАКАyandex.ru. Заранее спасибо, Владимир.

  • Vladimir Leonidov Читатель 7 января 2010 в 23:46 отредактирован 23 мая 2018 в 11:16
    Социальный аспект домашнего образования

    Здравствуйте, Калерия!
    Меня часто спрашивают мои оппоненты (в основном родственники) о проблеме общения учащегося в домашней системе. Я придерживаюсь мнения, что школу лучше всего заменить на домашнее образование с репетиторами, родителями, самостоятельной работой. По мере освоения сдавать работы (желательно без экзаменов в привычном понимании - 30 вопросов к одному дню), определяющие, что тема освоена и понята. Аттестацию естественно может выдать и репетитор даже без экзамена - ученик у него каждый день на виду, и репетитор знает, что еще надо изучить, а что уже успешно уложилось в голове.
    Так вот вопросы возникают про общение учащегося. Есть мнение, что в школе происходит развитие социальных качеств, которые так нужны в жизни. Признаться я склонен думать совсем иначе, но интересно мнение человека, прошедшего такую домашнюю подготовку. Каким образом осуществляется общение с другими сверстниками и имеет ли оно "острые углы"?

    • Не путайте образование с общением

      Vladimir, всё это очень индивидуально.

      1. Если ВЫ считаете, что в ВАШЕМ случае лучше - домашнее образование, не обращайте внимания на стереотипы, которыми Вас стращают родственники.

      2. Не путайте, пожалуйста, образование с общением.
      Основная задача школы, где бы она ни располагалась - в классе или дома, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, а не развитие социальных качеств.
      Этот миф придуман педагогами и трусливыми/ленивыми родителями (Мысли вслух: Вот, педагоги, и обучайте нормально, чтобы люди грамотно писали, а не "общались" в хромых лошадях).

      Общаться желательно не с ежедневным набором одноклассников неизвестно какого качества, а с теми людьми, которые тебе интересны. Это могут быть и сверстники, и репетиторы, и друзья по кружкам, секциям и т.п.

      А общение с родителями? Все как-то упускают из вида этот момент.

      3. "Есть мнение, что в школе происходит развитие социальных качеств, которые так нужны в жизни".
      В школе ничего не происходит, кроме разбивания черепа о батарею. А если это считается "приобретением навыка давать отпор", то извините... По-моему, лучше записаться в секцию самбо.

      4. Я открыта для Ваших вопросов, пишите, общайтесь
      Напоследок укажу ссылку на сайт школы, в которой сама училась (экстернат+домашнее образование):
      http://express-externat.spb.ru

      С уважением, Калерия Соколова

      Оценка статьи: 5

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 12 января 2010 в 22:02

        Калерия Соколова, по такой логике, выпускать ребенка погулять во дворе тоже не следует. Там - "ежедневный набор соседей неизвестно какого качества". Но вот беда - ребенок подрастет и в городе или на работе его встретит "ежедневный набор людей неизвестно какого качества". А опыта общения в нестандартных ситуациях - не будет.
        Все мы выросли, в школу ходили и мы, и наши дети, подавляющее большинство обошлось без разбивания черепов о батарею. И в любом классе был максимум один ребенок - белая ворона, которому лучше было бы учиться дома. Это были как раз те дети, круг общения которых составляли исключительно взрослые (активно его воспитывающие) или партнеры по шахматам и кружку "Умелые руки".
        Очень хорошо, когда у родителей есть возможность оперативно отреагировать на такую ситуацию, но правильнее - вмешательством квалифицированного семейного психолога.

  • Девочек было устроил в ту же школу, где сам учился когда-то, но потом решил, что это мало даст им, да и учителей моих любимых уже нет там. Забрал их домой и нанял фройляйн Хупшталлер - высокообразованную гувернантку.

  • В Москве часто забирают перед поступлением на экстернат. Сама вот думаю, когда дети подрастут. Но не знаю.

    Оценка статьи: 5

  • те же подводные камни и у дистанционного обучения. Провожу такие тренинги и знаю как мои студенты лихорадочно отправляют задания... Как задерживают их, как растягивают...

    Ребенка важно с младых ногтей приучать к дисциплине, прививать ему основы тайм-менеджмента. а кто это будет делать? многие родители сами ничего не успевают!

    • У многих родителей еще продолжается период детства: они инфантильны, не умеют организовать свой труд в семье, надеются на детский сад, школу, институт...
      Их детям, может быть, повстречаются талантливые воспитатели, учителя, педагоги, но это случается крайне редко...
      И лучшими УЧИТЕЛЯМИ всегда были чуткие и добрые мамы и папы.

      Дистанционное обучение тоже требует и самоорганизации, и усилий со стороны ученика, и желания узнать что-нибудь новое.

      Оценка статьи: 5

  • За раскрытие темы автор заслуживает вполне высокой оценки. Но вот за ее актуальнось... По-моему, сейчас НЛО чаще встречается, чем люди, получившие (получающие) домашнее среднее образование. А может это только в моем провинциальном городке все жители либо посещают школы либо с младых ногтей ассоциалят и вообще игнорируют обучение?

    • Не скажите.
      По крайней мере, в Санкт-Петербурге я знаю очень многих людей, закончивших школу таким образом.
      Да и заведений, позволяющих учиться дома достаточно.
      К тому же, мне известны случаи, когда люди "из глубинки" приезжали всего несколько раз в Петербург сдавать экзамены, получая таким образом полное среднее образование вне школы.
      Если Вы хотите узнать поподробнее, как это возможно, я могу посоветовать перейти по ссылке на сайт одной такой школы.

      Оценка статьи: 5

  • Любопытно. Но все ведь зависит от человека. Если надо это ему, он будет уучиться. 5!

    Оценка статьи: 5