Виталий Медведь Мастер

Если не общеобразовательная школа, то что?

Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа — это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность.

Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных:

1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат — это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем — никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.

Альтернативная школа.
К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам…

Система школ Монтессори, являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет. Поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования — также школа «американского» типа. Является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире с 800 школами более чем в 30 странах мира. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. К сожалению, Вальдорфские школы можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве)…

Школа Академика Щетинина — настоящая община в самом лучшем контексте этого понятия. Ее отличие от прочих школ в том, что она находится в лесу и, по сути, является маленьким государством. Здесь вы также не найдете одновозрастных классов, учебников и уроков… Школа строится на пяти основаниях: нравственно-духовное развитие каждого; устремленность к познанию; труд (точнее, любовь к труду в любых проявлениях — например, все корпуса школы построены самими учениками); чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем; и, наконец, мощная физическая подготовка каждого.

К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым Школу-Парк (Екатеринбург). В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью — от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки. По мнению Милослава Балабана, самым лучшим документом об образовании у ребенка был бы портфель с отзывами всех учителей о его успехах. Именно об успехах!

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу… Но…

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость… и прочее, и прочее?

Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего — беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа — институт — работа — пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!

Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?

Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!

И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно…

Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?

Обновлено 21.09.2018
Статья размещена на сайте 9.11.2008

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ирина Щукина Читатель 17 марта 2014 в 21:05 отредактирован 26 мая 2018 в 21:16

    Мы учимся в Маленьком счастье на Софиевской Борщаговке, а оформлены в Славии на Троещине на экстернате. Очень удобно, что индивидуальный подход к ребенку, у нас в классе 8 человек. И ребенок с утра до вечера в школе занят чем-то полезным. у детей и танцы, и театр, и английский, и опыты, и скрипка, и уроки мудрости, и английский 5 дней в неделю и айкидо. Я считаю, что если есть возможность не отдавать ребенка в обычную школу - то это лучше, конечно.

  • Однажды моя знакомая сказала, а ведь раньше вместо слова "государственный" был термин "казенный", но казенный - это же всегда немного убогий. Если не казенное учебное заведение, то что?
    Пока самый альтернативный вариант - это, действительно, семейное. Да, это очень сложно. Но если у меня выбор между помещением моих детей в Прокрустово ложе и собственными сложностями, я уж наберусь мужества и сил, но не дам их калечить. И это не обязательно что-то репрессивное- скука, бессмысленная работа, излишняя регламентация, да в конце концов ежедневное продирание глаз в темное время года ни свет ни заря - ради чего? Да просто дань страху!

  • Ольга Аршава Читатель 8 октября 2009 в 12:16 отредактирован 23 мая 2018 в 08:29

    Очень верно сказано об инструментах образования, но рассуждения о его цели, извините, все испортили. Если ставить целью образования получение актуальной специальности, обеспечение жизни и безбедной старости - такое общество обречено на деградацию, независимо от формы обучения.
    Важнее не то, КАК мы развиваем способности детей, а то - КУДА они их потом направят. Иначе будут расти в Петербурге "охта-центры", да и мало ли чего еще воплотят образованные, богатые, бескультурные умники... смотришь и думаешь: может личше бы и не учили их?

  • Виталий, очень своевременная и умная статья!

    Оценка статьи: 5

  • Полностью согласна с автором. Более того, как логопед могу с полной ответственностью заявить, что школа не выполняет свою миссию- учить учиться, да и общение там чревато последствиями. Страх недообщаться необоснован совершенно. Есть разные способы нормального, общения, без негативных последствий. Экстернат (сын кончал именно его в 14 лет) это не изоляция. Такая же школа, установочные лекции-уроки, система зачётов и экзаменов и уважительное отношение учителей.

    Оценка статьи: 5

    • Совершенно согласна - миф об изоляции и трудностях интеграции в общество удивительно живуч. Времени на общение у ребенка ГОРАЗДО больше, чем у школьников... И с интеграцией проблем вроде нет - полный двор друзей.

  • средняя школа на постсоветском пространстве не идеальна. Далеко не идеальна (особенно после реформ в моей родной Беларуси). Но оставляя ребенка дома, вы лишаете его самого главного - общения со сверстниками. А без этого ему будет трудно интегрироваться в общество.

    Оценка статьи: 3

    • Катерина Богданова, "интеграция в общество" происходит на примере дворовых разновозрастных отношений, а не на примере школьных "одинаковых"...

      Оценка статьи: 5

  • Моя дочь учится экстерном в 5 классе. К сожалению, домашнее обучение на Украине возможно только для очень больных детей, для всех остальных - извольте учиться. И для экстерната пришлось собирать пачку справок-обоснований. По закону просто желания родителей недостаточно, чтобы ребенок учился экстерном - нужны веские доказательства. К примеру, работа, связанная с командировками или исключительные успехи в обучении (когда детки прыгают "через класс").

    Так что из школы не так то просто вырваться Проверено на себе.

  • Виталий Медведь, Своевременная статья, тем более сейчас! Как же я с вами согласна по поводу домашнего обучения, еще бы найти людей, которые обучают детей в семье. Я думаю, общеобразовательная школа изжила саму себя
    Татьяна

  • Неплохо 5

    А как с этим бороться?

    Оценка статьи: 5