Дарья Острикова Дебютант

Как не уснуть на лекции, или Cлушая, услышать...

Как не уснуть на лекции — в самом деле, проблема актуальная!
И не только для студентов, но и для вполне взрослых людей, которые тоже (я уверена!) оказываются в ситуациях, когда чрезвычайно важно не только услышать, но и понять, запомнить то, что говорит человек, а талантом оратора он (увы!) не наделён!

Поэтому я решила предложить на суд читателя своё видение этой проблемы. Но обо всём по порядку.
Что даёт высшее учебное заведение? Кроме приобретения специализированных знаний, непосредственно применимых в профессии, а также умения найти информацию в нужном месте, многие выносят из вуза также и ненависть к лекциям.

Причём, последнее уже становится притчей во языцех, которая, можно сказать, передаётся из поколения в поколение: когда вам начинают говорить что-нибудь нудное, долгое, скучное, вы реагируете: «Ну, вот, начал читать лекцию!»

Безусловно, отношение к предмету формирует сам преподаватель. Но не все ведь преподаватели харизматические лидеры, за которыми пойдёшь «на баррикады». К сожалению, как это часто бывает, из-за неумелой подачи информации многие вещи так трансформируются, что проникнуться интересом действительно трудно. Да что там, нудятина это, и всё тут! И тем не менее, разобраться надо? А вдруг это самое занимательное, о чём мы вообще когда-либо слышали? А вдруг именно это тот проект, работа над которым поможет нам реализовать себя и раскрыть наши таланты? Поэтому разбираться и «ловить суть за хвост» надо. А как разбираться, если засыпаешь уже на втором предложении?

Предложенные ниже советы мною опробованы и на своём личном опыте могу сказать: «Помогает!» Кроме того, они тренируют внимание, развивают мозги. Применяя их, вы будете уверены, что, независимо от мастерства оратора, вы сумеете не только не уснуть, но и разобраться «что к чему», сможете быстро воспроизводить в памяти то, что прослушали некоторое время назад, и вообще заметите, что нет ничего интереснее лекций.

МЕТОД ПЕРВЫЙ: ПЕРЕСКАЗ.

Хорош тем, что ты являешься активным участником происходящего.
Довольно монотонная работа — постоянно записывать за преподавателем.
Что делать? Мне лично нравится больше работать в авральном режиме, когда все системы активизируются. Вам когда-нибудь давали задание минут за 40 сочинить сценарий для КВН, придумать сценку или выступление прямо на ходу?

Так вот, на лекции, чтобы не уснуть, можно думать, что вечером тебе ту же самую лекцию надо будет пересказать таким же студентам. Как ты её расскажешь? А если её надо будет рассказывать маленьким детям? Тогда ты, наверное, придумаешь сказку, чтобы было интереснее. Рассказать лекцию в форме сказки. Это, пожалуй, настоящий вызов? Главное условие — тебе самому должно быть интересно. Точно передать суть, но и чтобы деткам было понятно.
«Жил-был маленький мячик, которого подкинули на высоту h…» не сгодится. Надо что-нибудь поярче, с запоминающимися образами. А если тебе ту же самую лекцию придётся рассказывать пенсионерам?

Или представь, что ты ведёшь мастер-класс для актёров на примере лекции «Дифференцирование функций многих переменных». Ты должен хорошо представлять себя в этой роли. Какие акценты ты сам расставишь, чтобы им было понятно? А если эту лекцию надо будет рассказать водителям всех троллейбусов твоего города? Как ты сделаешь её доступной для них? Как подстроишь её под нужды и интересы этих людей?

МЕТОД ВТОРОЙ: ПЕРЕФРАЗ.

Помогает при ведении конспектов. Длинные, «мудрёные» слова заменяешь более простыми аналогами, которые точно отражают суть. Писать лучше так, как диктует, а про себя проговаривать то же самое, но с использованием более простых аналогов, адаптировать под себя. Это как бы одновременный перевод. Занимаясь таким переводом, точно не уснёшь.

МЕТОД «НЕМОЕ КИНО»

Этот метод хорошо оправдывает своё название. Сидя на лекции, ты фокусируешься на том, как преподаватель выговаривает слова. Читаешь по губам, будто смотришь телевизор, у которого отсутствует кнопка громкости. Попробуй угадай, что он говорит! Лично я настоящая фанатка этого метода. Пользуюсь им практически всегда. Что и вам рекомендую.

МЕТОД «ЭТОТ ЧУДНЫЙ ГОЛОСОК»

Бывает здорово закрыть глаза и вслушаться в голос преподавателя. С какой интонацией он говорит? Шепелявит ли, картавит ли, как расставляет логические ударения? Какой музыкальный инструмент напоминает тембр его голоса? Если бы он пел в опере, это был бы бас, баритон, альт или вообще сопрано? Очень действенно. В конце концов, смысл слов начинаешь отождествлять с голосом, и лучше усваиваешь.

МЕТОД «СОЧИНЯЛИ МЫ СТИХИ…»

Заключается в том, что прямо по ходу лекции, ты придумываешь рифму на каждое слово преподавателя. В результате может получится очень неплохое стихотворение. Может быть, сначала пойдёт туго: всё-таки не каждый день такое делаешь, мысль вовремя может не прийти. А ты всё равно пытайся. В конце концов что-нибудь да получится.

МЕТОД «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ»

«Сопромат в образах», «Экономика в картинках».
Это к тому, что было бы здорово по ходу лекции вместе со словами делать быстрые зарисовки приходящих в голову ассоциаций. Конечно, связанных с предметом лекции. Не надо углубляться в детали, главное быстро «схватить идею» и посадить её на бумагу. Проработкой, если захочется, можно заняться и дома.

Здесь даже не важно, умеешь ты рисовать или нет. Главное — понимать, что это может существенное облегчить понимание и запоминание. Ну и конечно, когда рисуешь, никогда не уснёшь! Воображайте себя героем этих рисунков. Например, для меня кривая предельных издержек — это верёвочные качели, и я представляю себя с визгом раскачивающейся на них. Разные графики можно для живости изображать в виде контуров животных. Например, если график или диаграмма вогнутая, то это вполне может быть горб верблюда, по которому можно восстановить и всего корабля пустыни. Вот, верблюд на страничке — это уже намного более интересно, правда? А уж связь найти между верблюдом и цифрами в диаграмме мы всегда сумеем!

Постепенно вводя в свой арсенал слушателя эти нехитрые методы, вы вскоре обнаружите, что нет ничего более увлекательного, чем лекции! У меня, во всяком случае, так и произошло! Попробуйте!

Обновлено 25.11.2006
Статья размещена на сайте 25.11.2006

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как студенту материал оказался как раз вовремя, особенно потому что у меня сейчас период лекций!

  • Почему-то вариант предложеный Евгение понравился больше всего. А еще можно готовится к другим парам, если есть возможность.

  • Хорошая статья.
    Можно использовать еще несколько методово:
    читать книгу(благо КПК сейчас доступен), и потом эту лекцию отксерить у тех знакомых, кто лучше их пишет.
    И нервы в порядке и бумага сэкономлена.

    А чтобы не заснуть на самой лекции, надо просто раньше ложится спать. Помогает в 90%.

  • Я студент 4-го курса и могу сказать, что за все время моего обучения попадались довольно скучные лекции. Но я всегда пытался уловить суть и не могу сказать, что мне когда-либо было сильно скучно. Просто сидишь и внимательно слушаешь, о чем говорит преподаватель. Думаешь над тем, что он говорит, а не просто конспектируешь и пропускаешь мимо ушей. В любом предмете можно найти что-то интересное. Даже, если преподаватель его довольно скучно читает. Нужно просто поискать.

  • Есть разумное зерно, кому-то это может весьма помочь.

    Оценка статьи: 1

  • советы достойные но есть одно НО, иногда преподаватель это алогичний человек и к нему не применить вашы советы

    • Не совсем поняла, что Вы имели в виду под словом "алогичный". ;)) В смысле его речь не структурирована и трудно уловить смысл? Или он ведёт себя эпатажно?
      Но вообще я думаю, что в этом есть определённый вызов для студента. Разве нет? Ведь методы можно не воспринимать как шаблоны, с ними можно поэкспериментировать, применить творческое воображение, и тогда даже с самым "алогичным" преподавателем лекция будет ясна, интересна и надолго запомнится. Как Вы считаете?

  • Не всеми методами можно воспрользоваться,

    но читать статью довольно забавно..

    Оценка статьи: 3

    • А какие именно методы показались Вам не совсем удобными? Может, это только поначалу так кажется? Просто для "гладкого" их применения, нужно выработать определённую сноровку.

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 25 ноября 2006 в 12:56

    Автора написать статью подтолкнуло прочтение работы Инны Левит "Как не уснуть на лекции?", но заголовок у статьи Инны я изменила на "Как развлечься на лекции?", поэтому серии не получилось.

  • Дарья, замечательные советы. Некоторыми способами и я пользовалась, будучи студенткой.

    Оценка статьи: 5