Григорий Шарапа Профессионал

Как стать грамотным современному студенту?

Для студентов-филологов грамотно писать — норма, считаем мы. А так ли важна грамотность для студентов других специальностей? Или достаточно просто разбираться в своем деле?

Часто бывает, глубоко проработанную, но изобилующую ошибками работу, будь то доклад, реферат или сообщение, преподаватель может низко оценить, а то и вовсе не принять. И будет прав. Досадно, но прав. Просто в этом случае тоже действует извечный принцип «встречают по одежке». А «одежка» текста — это грамотность. Для человека, годами, десятилетиями работающего с безупречно написанными научными трудами, ошибки в чужих текстах становятся настоящим препятствием для понимания смысла. Устойчивый (и обоснованный) стереотип «Неграмотный, — значит, некультурный» довершит дело.

Увы, грамотность населения в нашей стране в последнее время неумолимо падает, особенно если говорить о молодежи. Существенную роль в этом сыграл так называемый «подонковский язык» Интернета и желание упрощать и сокращать слова, «экономия речевых ресурсов». Читать мудрые книги находится все меньше желающих… Так постепенно, незаметно для нас самих, стираются грани между правильно-неправильно, укореняются и перетекают в студенческие работы и другие тексты ошибки. Профессии у грамотности, как и безграмотности, оказывается, нет.

Быть грамотным — значит свободно владеть богатствами родного языка в устной и письменной речи. И богатства эти неисчерпаемые. Мы же эти богатства добровольно уничтожаем, подменяем словами-калеками, американизмами, а то и вовсе табуированной лексикой. Выходит, быть грамотным нынче — не модно? А скудоумным?

Говоря о том, как повысить грамотность, трудно давать конкретные советы, из серии «Отрицание не пишется с глаголами раздельно». Ведь ошибки, как и сам почерк, у каждого человека индивидуальны и ведут свою историю еще со школьной скамьи. Грамотность — дама дотошная. И то, что в пятом классе вы прогуляли пару уроков с темой «Безударная гласная в корне слова», она припомнит в будущем, будьте уверены. Припомнит в заявлении о приеме на работу, в резюме или на первой же странице дипломного проекта. Нужно ли говорить, что горе-автор предстанет в невыгодном свете?

Панацеи от неграмотности нет, но есть несколько проверенных годами путей повышения грамотности и борьбы с закоренелыми ошибками.

Не нужно стесняться или лениться заглядывать в словарь, если возникли сомнения. Хорошо, если на полке, помимо толкового, есть орфографический словарь, а также словарь трудностей русского языка, словарь ударений и другие.

Лучше купить учебник, который содержит все разделы курса современного русского языка: лексику и фразеологию, фонетику, фонологию и орфоэпию, графику и орфографию, словообразование, морфологию, синтаксис и пунктуацию. Или хотя бы приобрести правила в таблицах и, как со словарями, чаще туда заглядывать.

Повышает грамотность чтение книг. Не бульварной прессы, а давно признанных, написанных хорошим, литературным языком произведений. Вместе с грамотностью при чтении повышается и интеллект.

Не обижайтесь, если вам спокойно и вежливо укажут на ошибки в вашем тексте, поправят неправильно произнесенное слово. Для вас будет гораздо хуже, если этого не сделают.

В завершение данной темы — история из жизни. Как-то один журналист в газете написал: «…актриса путешествовала с разными трупами» (вместо труппами). Важность грамотности, что называется, налицо!

Обновлено 8.04.2009
Статья размещена на сайте 20.01.2009

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Евгений, ну это Вы подняли немного другую тему..насколько я слышал, есть разные части мозга грубо говоря, которые отвечают за логику или наоборот, творческое мышление..и у разных людей оно проявляется по-разному..Видимо, Вам ближе творчество, а не строгая логика. На эту тему надо тоже статью видимо написать))

  • Я бы не сказал что оно повышает интеллект.Я научился читать в 3 года, в 3 года учил и рассказывал родителям стишки, писал в 4 года,в общем читал книги до 14 лет, но почему-то как не старался, нормально учиться не получалось, особенно с математикой, физикой, химией,интеллектом я тоже не блистал.Я замечал что с логическими задачами и другими трудностями мои одноклассники справлялись гораздо быстрее меня.Мечтал о компьютере, в 15 лет мне его купили стал постоянно играть в игры, книги совсем не читаю, так как не вижу смысла, а особенно учебники в которых не понимаешь даже содержимого(то, что написано в книге) не то чтобы понимать материал и решение примеров. Сколько не перечитывал главы в математике, химии и т.д. ничего не понимал. Хоть не употребляю наркотики, алкоголь, не курю, только играю в игры уже 4 года

  • Спасибо, учтем))

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 18 августа 2012 в 15:23 отредактирован 18 августа 2012 в 15:28

    Статья "в общем и целом" поНдравилась. Негоже только противопоставлять сленг, англизЬмы, ошибки грамотности. Грамотная игра с Етими штучкИми повышает грамотность, будирует интерес и охоту писать грамотно. И это не имхо, а моё такое мнение.
    Чувство языка сродни чувству мяча. Кто им не обделён, ловит грамотность слёту, с воздуха, с вывесок, с приятного чтения в туалете, со случайного разговора проникается правильным ударением.
    Статья тянет нА 5.

  • "...Неграмотному студьозусу в кач-ве утешения могу лишь порекомендовать
    убить себя ап стену. Позорище..."

    Оценка статьи: 5

  • Считаю, что проблема грамотности есть не только у студентов. По-моему, дело в начитанности. Заставить читать "мудрые книги" невозможно, да и не только мудрые в этом деле могут помочь, а любые книги. А за падонкавским языком очень легко скрывать неграмотность и не терять авторитет при этом.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 10 апреля 2009 в 22:22

      Е. Лена, у меня врожденная грамотность и я читаю всё, что попадает на глаза, с пяти лет. Мой сын, к сожалению, не читает вообще ничего кроме учебников - но у него тоже врожденная грамотность и чувство языка.