Александра Бычкова Профессионал

О чем нужно подумать, отдавая ребенка в музыкальную школу?

Рано или поздно родителям приходится решать, отдавать свое чадо в музыкальную школу или нет. Бабушки и дедушки давят авторитетом, рассказывают о необходимости всестороннего развития ребенка, в том числе и музыкального. И надо все тщательно обдумать. Насчет не только музыкальной школы, но и инструмента, на котором будет учиться играть Ваш ребенок. Ведь от этого может зависеть его дальнейшая судьба!

Что делать вначале? Помимо музыкальных игр с ребенком до трех-четырех лет, дальше необходимо с ним ходить на различные концерты классической музыки. Почему классической? Потому что в музыкальной школе 99% обучения составляет классика. Все остальное приходит с мастерством ученика и желанием преподавателя донести до юного музыканта современные веяния.

Было бы неплохо подойти вместе с ребенком к оркестровой яме (если это симфонический оркестр) и показать различные инструменты, рассказывая о том, как они называются. Вы можете сводить ребенка в музыкальную школу или на специальный концерт, где после выступления у маленьких зрителей есть возможность самим попробовать извлечь звук из понравившегося инструмента (именно так было со мной).

Итак, Вы решили, что Ваш ребенок будет ходить в музыкальную школу (о выборе инструмента я напишу в другой статье). Тогда Вы должны знать о всех преимуществах, а также о недостатках, чтобы они не стали впоследствии для Вас неприятным сюрпризом.

Вначале о приятном — преимуществах.
У Вашего ребенка появится множество новых знакомых и друзей.
У него значительно расширится кругозор.
Он будет выступать на сборных концертах в музыкальной школе и на выезде, у него пропадет страх перед сценой.
При некотором усердии и таланте он будет на радость окружающих исполнять прекрасную музыку.

Но не бывает так, чтобы было либо только «хорошо», либо только «плохо».
Помимо домашнего задания в общеобразовательной школе, Вашему ребенку придется постоянно трудиться на музыкальной ниве — делать домашние задания и разучивать мелодии. Ведь занятия в музыкальной школе — это:
 — 2 раза в неделю по 40 минут — «специальность» (собственно обучение игры на музыкальном инструменте),
 — раз в неделю сольфеджио — обучение музыкальной грамоте,
 — раз в неделю — музыкальная литература (изучение биографий знаменитых композиторов, а также прослушивание и анализ их произведений),
 — раз в неделю — хор,
 — и, если Ваш ребенок обучается не по специальности «фортепиано», то раз в неделю он будет обучаться игре и на этом инструменте (конечно, по облегченной программе и требования не такие высокие).

Теперь можете сами посчитать нагрузку. Немало, не правда ли? И когда Вы видите, с какой неохотой идет ребенок в музыкальную школу, то Вы начинаете задумываться, зачем же Вы так его мучаете.

Но 99% детей позже признаются, что да — были моменты, когда хотелось бросить музыку и не тратить на нее время, но они рады, что им не дали этого сделать.

Ребенку начинает не нравиться музыкальная школа в подростковом возрасте, когда все школьные друзья и подруги идут гулять, а он/она на занятие. Еще случается непонимание среди одноклассников в общеобразовательной школе, и даже насмешки, издевательства. Это также может стать причиной недовольства уроками музыки со стороны ребенка.

Но ведь сейчас, если Вы узнаете, что коллега по работе прекрасно исполняет сонаты на скрипке, Вы не будете его из-за этого дразнить, не так ли? Наоборот, будете восхищаться таким умением. А если Ваш знакомый с легкостью наиграл известный мотив на гитаре? Такому в любой компании, на любом празднике будут рады! А что если (тихим шепотом и с придыханием) Ваше чадо станет знаменитым музыкантом или композитором, а может певцом?! Нет, конечно, изводить ребенка многочасовыми занятиями в надежде потешить свое собственное самолюбие и неудовлетворенные амбиции — не стоит. Но все может быть.

Учиться или не учиться — решать только ребенку. А вот учить или не учить — решать именно Вам! Удачи!

Обновлено 18.12.2006
Статья размещена на сайте 12.12.2006

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, такая статья очень нужна. У меня растет шестилетний внучок. И, конечно, нам всем хочется вырастить из него разносторонне развитого человека. Подумываем о занятиях музыкой. Многие "подводные камни" этого процесса известны, и автор правильно на них акцентирует внимание. Так хочется не ошибиться и не отравить ребенку счастливое время детства.

    Оценка статьи: 4

  • Превосходная статья!
    Правильные комментарии. Особенно комментарий Яны Сергеевой в части дополнения. Я вспомнил свои занятия по 3 часа в день. Мама всегда выдержана и она несла достойно этот крест годами. Папа иногда говорил: "Сыграл бы лучше, что-нибудь хорошее".
    Да, коллеги это очень тяжелое испытание и соседям, и родителям. Очень хорошо в деревне, на хуторе. Там раздолье, особенно вечером.


    Оцениваю на 5 баллов

    Оценка статьи: 5

  • Хоршая и полезная статьяю Выбор ребенка не всегда бывает таким какой мы хотим но если превильно повести себя то и подтолкнуть к выбору можно

    Оценка статьи: 5

  • Очень хорошая статья. Полезная для тех, у кого этот вопрос насущный.

    • Спасибо за Ваш комментарий!

      • Эх, культура!

        А мне вспоминается век расцвета интеллигенции, когда каждая образованная барышня свободно могла исполнять сложнейшие произведения, когда каждый разбирался и в опере, и в балете, и в классике. Поэтому мне кажется, что основы музыкального образования, равно как и основы живописи, религии, литературы, спорта важны и нужны для каждого ребенка. К тому же в классике отражено - всё самое лучшее за всё время существования Планеты.

        Оценка статьи: 3

        • А мне вспоминается век расцвета интеллигенции, когда каждая образованная барышня свободно могла исполнять сложнейшие произведения, когда каждый разбирался и в опере, и в балете, и в классике.
          Это была аристократия!
          А народ не знал ни нот, ни музыкальных школ, ни этой жуткой обязаловки под названием "этикет", и тем не менее в каждой деревне был хотя бы один балалаечник и один гармонист, а в каждом городе - уличный ансамбль!

          К тому же в классике отражено - всё самое лучшее за всё время существования Планеты.
          Ой не факт!.. Когда я послушал кельтскую и западнославянскую народную музыку, я понял, что любить "классику" - всё равно что женщину с силиконовой грудью!
          Истинная музыка - народная музыка! В том числе и в современных её формах.

          • Многие знаменитые музыканты были выходцами из простого народа, если Вы это хотите знать. Набирали мальчиков в церковный хор и так далее. Возможности были.
            Я лично ничего против тогдашней аристократии не имею - многому и у них можно поучиться.

            А насчет классической музыки - то, что для нас сейчас классика когда-то было прорывом в музыкальном слове. Можете не верить, но когда-то музыку Баха называли ересью. Да и что говорить - вдохновение свое музыканты черпали именно в народной музыке. Так что тут я с Вами абсолютно не согласна.

  • Мы пару лет помучали дочь хождениями в музыкальную школу. Слава Богу, мозгов у нас все-таки хватило, чтобы понять - это не для нее.

  • Хорошая и нужная статья.

    Учиться или не учиться – решать только ребенку. А вот учить или не учить – решать именно Вам!

    Все так.

    Наше родительское дело - дать все что можем,
    а сколько из даденного ребенок сможет взять - это
    немного другая история. Но и в этом помогать также
    безусловно надо.

    Оценка статьи: 4

  • Александра, вы еще забыли написать, что домашние задания ребенка - это пилеж (или долбеж, в зависимости от инструмента) по нервам родителей и соседей. Особенно впечатляет, когда на скрипке "играют". А еще интереснее, наверное, на какой-ниюудь трубе - вот веселуха-то. Одно по одному по сто раз в день и так в течение месяц или больше.
    Кстати, я ходила не на хор, а в оркестр. А фоно у нас не было. Вот я - живой пример. Пошла в музшколу исключительно по собственной инициативе, закончила полный курс - 6 лет. А сейчас кроме "Два веселых гуся" или "В кузне травел сидечик" ничего толком сыграть не могу. Какие там сонаты! Без постоянных тренировок все эти навыки быстро улетучиваются.
    Но в плане, что называется "общего развития" музыкалка мне дала очень много.

    • "Одно по одному по сто раз в день и так в течение месяц или больше" - намного больше Пока научишься играть пройдет года три - если это духовой инструмент. Я прошла по семилетке правда, по классу флейты. Но у меня преподаватель оказался самый лучший Молодой был, никогда не ругал, но было жутко стыдно, когда не выучишь что задали... А потом давал помимо классики много других произведений. Да у нас в музыкалке подобралась такая компания - до сих пор все вспоминаюст эту четверку - три флейтистки и пианистка - всем давали прикурить

  • Интересно, но я ни «за» ни «против». Ребенок сам должен решить, ну а если решит, то и помощь будет адекватная Спасибо за работу

    • Согласитесь, что ребенку в 5-6 лет (оптимальный возраст для начала игры на фортепиано) довольно трудно принять такое решение. Он может и не знает, что для этого есть отдельная школа и в ней так же учатся, пишут диктанты и сдают экзамены