Елена Любецкая Профессионал

Как правильно выбрать репетитора? Советы репетитора

Для начала стоит определиться, кто вам нужен: специалист или педагог. Если речь идет о старших классах специализированной школы или о профильных предметах вуза, то главным критерием выбора является образование репетитора. Например, сильнейшие математические вузы — это МГУ (мехмат, физфак, ВМК), МФТИ, МГТУ им. Баумана. Опыт работы, научная степень репетитора тоже важны. Если вам нужно подтянуть запущенный в школе непрофильный предмет, то лучше искать того, кто хорошо объясняет. С детьми лучше работать педагогам. Искать репетитора можно по знакомым, в Интернете, в газетах по объявлению. Если вы готовитесь к поступлению в конкретный вуз, то лучше всего посещать подготовительные курсы при этом вузе и/или заниматься с репетитором из этого вуза. Это общие моменты. Теперь расскажу свои наблюдения частного репетитора.

1. «Вы очень хорошо объясняете, просто я медленно понимаю». Может такое быть? Нет, не может! Несомненно, репетитор обладает нужными знаниями. И он способен их как-то изложить. Цель занятия — сделать так, чтобы именно вы поняли, о чем идет речь. Иначе это неуспешное занятие. Вы выбираете репетитора, вы платите ему деньги, тратите время и силы. В результате именно с вами должны произойти изменения. Комплексы и размышления о собственном уме тут неуместны — вы, такой, какой есть, должны понять материал.

2. Говорите «я не понял». Но вот вы нашли человека, он вам нравится, а понимания нет. Почему, в чем проблема? Люди не умеют читать мысли других, это аксиома. Поэтому чем сознательнее вы участвуете в процессе, тем лучше будет результат. Если вам что-то непонятно — говорите. Говорите сразу, не мучайтесь, не тяните. Тогда преподаватель сможет повторить, рассказать по-другому, привести примеры. Часто сталкиваюсь с тем, что именно я угадываю непонимание ученика. По выражению лица, неуверенным междометиям. Значит, он слушает меня уже некоторое время и не понимает. Тратятся его время и средства, а он молчит. Зачем?

3. Дайте себе время на усвоение материала. Часто ученики не останавливают педагога вот по какой причине: сначала они всё понимают, потом понимание уменьшается, в голове возникает «туман». Неясность нарастает, человек пытается осмысливать предыдущее и одновременно слушать следующее, и в итоге совершенно теряется. И мы возвращаемся к начальной точке — к месту, где неясность только возникла. Непонимание редко выглядит как резкое затмение после полной ясности. Обычно вы перестаёте понимать по чуть-чуть. Или понимаете, но не успеваете уложить материал в голове. В таком случае говорите репетитору «стоп»! Говорите, как есть — что вы, кажется, понимаете, но хотели бы поподробнее, что вам нужно время. Попросите преподавателя замедлить изложение. Или вообще возьмите паузу на1−2 минуты и подумайте сами в тишине. Частные занятия предполагают полную подстройку изложения под вас, поэтому чем больше вы говорите о своих желаниях, тем лучше идёт процесс.
Еще совет: допустим, у вас исчезла ясность, вы попросили повторить, привести примеры, сами подумали минуту. Теперь расскажите преподавателю то, что вы поняли. «Правильно ли я понимаю, что здесь происходит так-то и так-то?» Это ценнейшая обратная связь от ученика.

4. Берите ответственность на себя, но доверяйте преподавателю. За свое понимание, за свои результаты отвечаете вы. Ведь это именно вам надо будет сдавать экзамены, писать контрольные, выправлять оценки. Репетитор только помогает вам. Используйте знания своего помощника, но сами оценивайте свои перспективы. В то же время не давите на педагога, требуя, чтобы он объяснял только то, что кажется вам непосредственно нужным. Если он считает необходимым изучить дополнительные темы, доверьтесь ему. Именно по этой причине занятия со взрослыми отличаются от занятий со школьниками. Взрослые — менее послушные ученики, больше требуют, иногда давят, сопротивляются новым темам, по их мнению, ненужным. Но они отвечают за себя и постоянно оценивают, как будут применять полученные знания, достаточно ли им, и что еще надо узнать. Противоположная ситуация возникает с учениками. которых вынуждают заниматься родители. Они покорны, слушают все, что им говорят, не противоречат, но перекладывают всю ответственность за результат на педагога.

5. Уважение не означает молчание. Замечаю, что у многих людей происходит в голове смешение понятий (на мой взгляд). Учителя надо уважать, ценить его ум — это совершенно правильно. Но это относится к личному общению. В обучающем процессе ученик — главный человек, потому что конечной целью является понимание им предмета. Любые вопросы и уточнения по теме занятия, просьбы повторить или решить определенный пример приветствуются. Могу сказать про себя: я готовлюсь ко всем занятиям, думаю о каждом ученике, прихожу на занятие и пытаюсь полностью сконцентрироваться на человеке, чтобы донести ему знания в нужной форме. Стеснение, боязнь спросить или проявиться создает между нами преграду, которую мне же надо преодолевать. Не стесняйтесь говорить, это не обидит, а порадует учителя!

6. Репетитор вам не подходит, если: ваши знания не увеличиваются, на занятиях вы чувствуете себя скованно, боитесь говорить; чем дольше занимаетесь, тем больше убеждаетесь, что ваш учитель чрезвычайно умен, а вы глупы. Отказывайтесь. Обычно 3−4 занятий хватает, чтобы понять, подходите ли вы друг другу. Сразу отказываться не стоит — какое-то время нужно, чтобы наладить взаимопонимание. Если вы откажетесь сразу, то, возможно, начнете этот путь сначала с другим преподавателем. но если прошло 3−4 занятия, а у вас до сих пор нет результата, лучше отказаться. Это не обидно. Универсальных учителей крайне мало. Возможно, репетитор не подходит вам, зато кому-то другому он будет идеален. Отказывайтесь корректно и заранее, чтобы репетитор мог изменить свои планы. У меня были ситуации, когда отказывались от занятий со мной, и когда я отказывалась от учеников. В итоге я находила людей, с которыми лучше взаимодействую. Надеюсь, что мои несостоявшиеся ученики тоже нашли для себя более подходящих преподавателей.

Обновлено 21.12.2006
Статья размещена на сайте 14.12.2006

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вика Богатова Вика Богатова Читатель 8 февраля 2016 в 09:43 отредактирован 8 февраля 2016 в 09:44

    Да, наши дети бывают очень ленивы. Если нет у ребенка внутренней мотивации на обучение, то никакой репетитор не поможет!
    Прежде чем брать репетитора и тратить на него деньги, развейте у своего ребенка внутреннюю мотивацию учиться, тогда и процесс обучения станет для него интересным и важным, а занятия с репетитором - эффективными.
    Вот наш репетитор работала не только с нашим сыном, но и с нами, родителями, помогла нам увидеть своего ребенка другими глазами и мотивировать его внутренне, поэтому и результат оказался высоким!

  • Никогда не понимал репетиторства, считаю, что это (для обучаемого) от лени: невозможно научить, можно только научиться.

    Оценка статьи: 3

    • мм.. Вы вроде увлекаетесь и разбираетесь в компьютерной области.. значит, скорее всего, к Вам часто обращались за советами, просили помочь что-то настроить, что-то объяснить.. в какой-то степени это родственно репетиторству.. просто у кого-то склонности к одному, у кого-то к другому.. и если одному человеку достаточно допустим 5 часов математики в неделю, то другому для усвоения этого материала надо больше времени, причём ему лучше чтобы кто-то более компетентный мог пояснить что к чему..

      а иногда репетиторов нанимают для других причин: когда нужно подготовиться к чему-то ваному. а того, материала, что дают в школе/университете/тд оказывается мало.. само искать толковую информацию трудно.. особенно тем. у кого нет компьютера..

      ну и про репетитора от лени и/или для отмазки от родителей тоже согласен, бывают и такие..

      Оценка статьи: 5

    • А зачем тогда в школу или в институт ходят? Учились бы сами

      Но вообще-то бывают случаи, когда репетитор нужен (для обучаемого) от лени. В жизни разное случается

      Оценка статьи: 5

  • Универсальных учителей крайне мало. Возможно, репетитор не подходит вам, зато кому-то другому он будет идеален.

    в виду того, что среди многих ровестников был более способным в сторону математики (но не той высшей, что в университете) и программирования, пришлось попробовать себя в роли репетитора ещё со школы (готовил к выпускным экзаменам).. да из-за хобби (хелпер в белорусской irc-сети) не один раз приходилось растолковывать, разжёвывать, пояснять многие вещи.. в большинстве случаем обе стороны оставались довольны результатам.. хотя бывали редкие исключения (причём вроде и ученик толковый.. но что-то не складывался образовательный процесс).. так что действительно, если репетитор не подходит одному человеку, то не факт что он не подойдёт другому..

    Оценка статьи: 5

  • Прочла с интересом. Очень актуальная для меня тема. К сожалению, трудно расстаться с репетитором, с которым занятия уже идут. Понятно, что надо, но трудно (если, конечно, не совсем все плохо).
    Ведь средства уже потрачены. а где гарантия, что другой будет лучше?
    Поставила 5.

    Оценка статьи: 5

  • А еще есть бюро репетиторов, особенно по иностранным языкам. С разными методиками. Можно было бы добавить в статью. А может, вообще написать отдельную.

    • Да. Эта статья скорее про построение отношений с выбранным репетитором. Про первоначальный выбор нужно отдельную статью писать - где искать, что спрашивать, что читать про методику.