Анна Бердникова Грандмастер

Ребенок не любит читать. Как его увлечь чтением?

«За год до школы мы отдали ребенка в подготовительный класс лицея. До подготовительного класса мы не умели читать. И мы стали учиться. Возможно, я палку перегнула, но результат следующий: РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ЧИТАТЬ ВООБЩЕ, только через скандал! Мало того, он отказывается даже слушать то, что ему читают. На продленке все дети с открытыми ртами слушают фантастику для детей, а мой говорит, что он хочет играть, а слушать не хочет и сидит — играет в черепашек-ниндзя, рисует и т. п.

Я его за это не ругаю, но каждый день у нас по этому поводу проходят внушения, что плохо не читать. Естественно, не помогает. Может быть, вы дадите совет, как переломить ситуацию, как заинтересовать».

Давайте для начала разберемся с определениями. «Ребенок отказывается читать вообще». Это означает, что ребенок отказывается читать что бы то ни было? Или только книги, которые заданы в школе и предложены Вами?

Если ребенок с энтузиазмом читает вывески или названия улиц и газет, это хороший знак. Из этого следует, что ребенок в целом видит практический смысл в чтении. Например, читать полезно для того, что сориентироваться на улице или найти необходимый магазин. Объемные тексты мальчику читать сложно. Когда техника чтения невысока, ребенку трудно удерживать в памяти начало и конец предложения, слишком много сил уходит на собственно конструирование слова из слогов. Поэтому, в первую очередь, важно постараться в максимально короткие сроки поднять скорость чтения до приемлемого уровня (60−70 слов в минуту), тогда смысл читаемого перестанет ускользать от маленького читателя. Делать это лучше в игровой форме.

Читать газетные заголовки, названия улиц, рекламные плакаты наперегонки.

Устраивать соревнования: кто больше обнаружит и прочитает магазинных вывесок на протяжении одного квартала или по дороге домой.

Научиться играть в игры, требующие выполнения различных операций с буквами.

- «Эрудит» — игра, где необходимо составлять слова из отдельных букв.
- «Поле чудес».
- «Виселица» — игра, где взрослый и ребенок по очереди загадывают слова следующим образом: «В. .. .. . а». Задача партнера, как в «Поле чудес», по буквам отгадать слово. За каждую неправильно названную букву (которой нет в слове), загадавший рисует элемент виселицы. Выиграть может и тот, кто загадал, если его слово не отгадано, а виселица начерчена, и тот, кто отгадывал, если расшифровал слово с минимумом ошибок — и виселица не завершена. Если смущает название, можно рисовать, например, домик из определенного числа элементов.
- «Балда» — в этой игре проигрывает тот, кто ставит в слове последнюю букву.

Не менее важно помочь ребенку найти смысл в совершаемых им действиях. Читать — для чего это нужно? Скучные нравоучения о том, как это хорошо и замечательно уметь читать, скорее отвратят мальчика, чем привлекут. Здесь также может помочь игра.

Настольные игры, предполагающие сложные правила, где нужно часто сверяться с текстом. Или открывать карточки, на которых написаны инструкции по дальнейшим действиям.

Существует замечательная компьютерная игра «Баба-Яга учится читать». Выполняя различные задания, направленные на спасение кота от чар ведьмы, ребенок между делом учится читать и проникается важностью этого процесса.

Хорошо помогают домашние инсценировки прочитанного. Когда игрушки становятся актерами, а ребенок режиссером, творящим постановку и регулярно сверяющимся с исходным текстом.

Важно ответственно подойти к выбору книги для чтения ребенка. Если книга не соответствует возрасту ребенка, ему будет скучно ее читать. «Три мушкетера» — замечательная книга, но не стоит ее предлагать первокласснику — ему будет не особенно интересно.

Хорошо, когда прочитанное становится дополнительным поводом для общения обсуждения. Важно именно обсуждать прочитанное, а не проверять, что ребенок запомнил. Ситуаций проверки знаний мальчику хватает в школе, и к дополнительной он отнесется скорее всего без особого энтузиазма.

Если вы помните, какие книги читали сами в возрасте ребенка, расскажите ему об этом. Расскажите о своих впечатлениях, ощущениях от прочитанного — это сделает книгу более притягательной для ребенка.

И конечно, значение личного примера здесь сложно переоценить. Если вы хотите вырастить читающего ребенка — читайте сами: пусть он видит, что читать увлекательно, интересно; что мама и папа готовы тратить свое свободное время на это занятие.

Обновлено 9.07.2014
Статья размещена на сайте 19.03.2009

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • ПОЛЕЗНЕЙШАЯ статья - но не комментарии к ней. По крайней мере, НЕ ВСЕ комментарии. (представляю "реакцию реакции")

    Оценка статьи: 5

  • С чтением - как с компьютером. Чтение ради чтения - занятие заведомо пустое и малоперспективное.

    Занятие должно быть наполнено смыслом. Книга, как известно, источник знаний, а не тренировочный снаряд. Если предлагается читать книгу, чтобы получить оттуда некие сведения - скорость чтения достаточно быстро набирается высокая, годная именно для понимания.

    Самое важное, между прочим, сказано мимоходом, не выделено - в самом конце. Если в семье существует традиция читать книги, ребенок читать будет. Его увлекут не все эти ужимки и прыжки озабоченной мамаши (папаши), а именно традиция, пример родных и близких людей.

    Да, обо всем этом в статье говорится. Но приоритеты, считаю, расставлены неправильно.

    Неправильно, считаю, что в тексте постоянно речь идет о некоем мальчике. Автор ведь должен не консультацию конкретному родителю по поводу конкретного мальчика дать, а объяснить ситуацию вообще. Если важны оказываются в ситуации половые особенности - надо это отмечать.

    Заголовок ведь спрашивает: "Как увлечь ребенка чтением?", а в тексте читаем: "Объемные тексты мальчику читать сложно". Резонный вопрос - а как с объемными текстами у девочек? Или: "Скучные нравоучения о том, как это хорошо и замечательно уметь читать, скорее отвратят мальчика, чем привлекут". Скучные нравоучения, конечно же, на девочек действуют успешнее...

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 25 июня 2009 в 08:13 отредактирован 25 июня 2009 в 08:18
    Ударим чтение по стрессам!

    Анна Бердникова, совсем недавно проскочила инф. о влиянии чтения на преодоление стрессов. Установлено (кажется англичанами), что бы скорее успокоиться после стресса, надо читать и читать, причем не важно какой текст. Все другие способы отвлечения: прослушивание аудио, просмотр видио, употребление водочки и т.п. не сравнимы с эффектом успокоения при чтении.

    Учите детей читать, но не надо с пеленок.
    Кажется данная инф. была в дайджесте 24 часа за последние 3-4 недели.

    Оценка статьи: 3

    • Вячеслав Озеров, я вовсе не призываю учить ребенка читать с пеленок. Я считаю, что 5-6 лет вполне приемлемый возраст для такого обучения. Буквы учить можно и того раньше, НО с одной очень важной оговоркой: все обучение должно быть в игре. В игре насилие над психикой ребенка невозможно.

  • Поэтому, в первую очередь, важно постараться в максимально короткие сроки поднять скорость чтения до приемлемого уровня (60-70 слов в минуту)...

    60-70 слов в минуту - норма для третьеклассника, нет? У первоклассника и второклассника она другая. Мне кажется, если пошли цифры, лучше такие вещи уточнять.

    (Сочетание "в первую очередь" вводным не является и не обособляется.)

    • Галина Москаленко, согласна ,что указанное количество слов не является обязательным нормативом. Но это именно то количество слов в минуту, при чтении которого ребенок может легко понимать смысл текста, не забывая, что было в начале предложения. Это именно та скорость, при которой становится интересно читать не только потому, что мама хвалит, а увлекает сам процесс.

  • По теме: мы сейчас осваиваем серию Смешариков - "Читарик". Слоги у нас пошли (ребенку пять лет), хотя воспитатель начала учить с середины года. В книжке есть и игры, и задания. Но главное - обозначена мотивация к чтению. А без мотивации ничего не будет - я в этом убедилась, когда сын ходил к логопеду.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 25 июня 2009 в 00:00 отредактирован 25 июня 2009 в 00:04

      Ув. Катерина Богданова, мотивация к чтению, возникает у детей, если мама (папа, бабушка, дедушка) читают ему перед сном, если можно, то во время поездок в общественном транспорте, вместе учат стишки к праздникам (читайте Бехтереву) и т.д. Чтение развивает воображение, Сегодня же легче включить: мультики, смешарики, диски и т.д. Мультики, диски приучают ребенка потреблять визуальную и аудио информацию, часто без осмысления. То же самое, что постоянно есть протертую еду – что-то попало, насытился, а получать удовольствия от еды не можешь. Или – если ребенка постоянно держать в стерильной обстановке, то его иммунитет резко ослабнет.

      А слогам можно научить и в 4 года. Есть примеры. И в университет отдельные «вундеры» поступают в 14 лет, а что дальше? Насколько знаю результаты - хорошо, если выросший ребенок остается в пределах средних, а иногда из-за психологических травм (решение задач не соответствующих возрасту), полученных в детстве доходит (в зрелом возрасте) до суицида – хороший результат родительских экспериментов.

      Оценка статьи: 3

      • Вячеслав Озеров, вы внимательно читайте посты. Смешарики давно не ТОЛЬКО мультфильм. Читарик в данном случае - именно книга. А вообще, на некоторые вещи нужно смотреть проще.

        Насколько знаю результаты - хорошо, если выросший ребенок остается в пределах средних, а иногда из-за психологических травм (решение задач не соответствующих возрасту), полученных в детстве доходит (в зрелом возрасте) до суицида – хороший результат родительских экспериментов.

        Кто говорит об эксперименте? Но я не вижу ничего дурного в том, чтобы научить ребенка читать. Тем более в реалиях современной школьной программы. Я знаю, что моим детям не нужна будет и половина информации, которую они получат в школе, но они ее получают, и с этим не поспоришь.

        Оценка статьи: 5

        • Катерина Богданова, Не понял, что такое ПОСТЫ.
          Я только за умение ребенком читать, но это он, в силу определенных закономерностей развития мозга, может нормально освоить в интервале 6 - 8 лет, а до этого - не надо насиловать ребенка.
          А насчет того, сколько информации потребуется в жизни Вашему ребенку, не знаю. Мне и моим детям требовалась, требуется, и, думаю, будет требоваться большая часть информации, полученной при учебе.
          А эксперименты на детях, сегодня это модно, лет через 20-30, очень больно отыгрываются на родителях

          Оценка статьи: 3

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 21 июня 2009 в 14:45 отредактирован 21 июня 2009 в 14:47

    Ув. Анна, первейший совет, который надо дать всем мамам, желающим, чтобы их дети были готовы к школе - это не спешить с началом учебы и осторожно относится ко всяким подготовительным классам, развивающим курсам.

    Освоение ребенком окружающего мира происходит поэтапно. На каждом этапе ребенок взаимодействует с окружающей средой через определенные виды деятельности: предметная - от 0 до 3 лет (хороший результат - при обязательном участии мамы), игровая деятельность - от 3 до 7 лет и только с 7 лет возможна учебная деятельность.
    Учебная, с 7 лет, почему? Потому что, только к 7 годам у ребенка завершается развитие лобных долей мозга, и он становится готовым к восприятию и анализу абстрактных знаков и вещей, на которых базируется учебная деятельность. С этого времени ребенок становится готовым к систематическому образованию или, простыми словами, он становится физически и психически готов учиться в ШКОЛЕ.

    Всякие попытки родителей окунуть ребенка в школьную жизнь, т.е. в систему систематического освоения знаний до 6,5 лет, за редчайшим исключением, бесполезны, а чаще всего и вредны. Прежде чем сесть за парту, ребенок должен «наиграться». Но и тянуть с началом учебы не следует, начинать учебу в первом классе после 8 лет - поздновато.

    Многие родители, особенно мамы, начнут спорить со мной: «Вы не правы. Мой ребенок умеет читать с 5 лет!» Есть дети, которые знают буквы и цифры с 4 лет. Ну и что из этого?
    Для Вас, это «хорошая» возможность похвастаться, но нужно ли это ребенку?
    Мне скажут, что сегодня в первый класс престижной школы берут только детей, умеющих читать и писать. Введение ЕГЭ скоро расставит все на свои места, и Вы увидите, что через несколько лет «престижные школы» будут готовы взять любого ребенка, а в первых классах будут заниматься тем, чем и положено, т.е. учить детей читать, писать и считать.

    И последнее. Всякие «развивающие курсы» платные и, для тех, кто их проводит они источник дохода. Им, по большому счету, не важно: полезны, бесполезны или вредны Вашему ребенку их «развивалки».

    Оценка статьи: 3

    • Вячеслав Озеров, скажите это нашим учебным программам и тем, кто их составляет. У нас на изучение алфавита отводится ничтожное количество времени - к концу первой четверти ребенок должен уметь читать. И если он не будет уметь делать это до школы, то сразу же попадет в разряд неуспевающих.

      Оценка статьи: 5

      • Катерина Богданова, а, что раньше отводилось больше времени? Успешное освоение ребенком начальной школы - не менее 50% успешности дальнейшей учебы.
        А если Вы хотите кроме школьных занятий в 1 классе, когда ребенок начинает осваивать учебную деятельность, ещё ходить на "драм - кружок, кружок .." и др. престижные развивалки, то не обессудьте - он может "сломаться". Школьная программа (с домашними уроками) не перегружает детей. Детей перегружает неумение родителей организовать внеурочную деятельность, особенно 1 и 2 классах. В это время надо помогать ребенку осваивать новый вид деятельности - учебу.

        Оценка статьи: 3

        • Вячеслав Озеров, в мое время - год.

          Оценка статьи: 5

          • Катерина Богданова, по сегодняшней программе, как и в мое время (начало 50-х) тоже год. Если Вы для ребенка выбрали "престижную школу", то.... мне жаль ребенка.
            Найдите программу 1-го класса, она одинакова абсолютно для всех школ, гимназий и т.п. Не верите – можете проверить в Вашем региональном органе управления образованием. Если Ваш ребенок «не тянет» в выбранной Вами школе – переведите в другую.
            Только не вздумайте ругаться с работниками школы, ребенку это не поможет – любой учитель ни чего не нарушая, может нанести серьезную психологическую травму ребенку. Вам это надо?

            Оценка статьи: 3

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 25 июня 2009 в 11:49

              Вячеслав Озеров, нынешние требования в России - к школе ребенок должен уметь читать, и точка. Для этого существуют подготовительные курсы при каждой школе.
              Кстати, дети прекрасно, в игровой форме, учатся читать в 4-5 лет - норма именно это, если в доме есть книги и неравнодушные близкие, готовые отвечать на вопросы ребенка.

              • Ув. Марианна Власова, будьте добры, сообщите на каком официальном нормативном документе Минобразования, базируется Ваше заявление. Если с ходу не знаете, то попробуйте найти. Сегодня любые нормативные документы можно найти в правовых инф. системах Консультант +, Гарант и др. в т.ч. и через Internet.

                Уверен, что не найдете (в Минобр. секретных документов, касающихся обучения не существует). Ваше заявление основано на байках, ходящих между родителями, базирующихся: а) на желаниях (амбициях) мам не ударить в грязь лицом, перед другими или хотением, чтобы ребеночек учился в «престижной» школе; б) на желаниях работников школ, иметь дополнительный заработок.
                Ситуация, как при обычном товарообороте: есть спрос (родительские амбиции), появится и предложение (в виде желания педагогических работников подзаработать – я не против этого желания). Но это приводит, к тому что, начальная школа начинает заниматься не понятно чем (кроме обучения), а родители, сами или через кого-то, зачем то, учат детей читать, писать, считать вместо того, что бы готовить его к школе.

                А, что действительно входит в «подготовку к школе, хорошо описано в статье: «Готовность к школе и условия успешной учебы» (http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_01d.shtml)

                Оценка статьи: 3

                • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 25 июня 2009 в 21:16 отредактирован 25 июня 2009 в 21:17

                  Вячеслав Озеров, своим "заявлением" я всего лишь констатирую факты. И Вы угадали, на этот раз, работает тут именно пункт б) - если можно взять с родителей (вовсе не престижной, а любой школы) за что-то денег, то будут и требования соответствующие. И родители будущих первоклассников не объединяются и на демонстрации не выходят по этому поводу. А в одиночку - взять и отвести в первый класс ребенка, не умеющего читать, да еще пойти на конфликт с учителем? Ребенок будет отстающим и потеряет интерес к учебе.
                  И я еще раз повторю - это проблема родителей, которые упустили самое благоприятное время, когда ребенок мог бы сам научиться читать, или же отбили у него интерес к чтению - принуждением.

                  • Марианна Власова, "лишь констатация факта" - это аналог - "моё дело прокукарекать, а там хоть не рассветай". Надо помогать родителям понять, что такой "товарооборот" в первую очередь вредит ребенку

                    Оценка статьи: 3

                    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 июня 2009 в 09:52

                      Я в очередной раз удивляюсь, Вячеслав.... То ли Вы не дочитали мое сообщение, то ли не поняли моего отношения к тому, когда и как надо учить чтению.

    • Вячеслав Озеров,
      Для Вас это «хорошая» возможность похвастаться, но нужно ли это ребенку?

      Именно.
      Многим мамочкам ребёночек нужен как пёсик породистый- чтоб было чем похвастаться.
      Вот и тянут шею и ребёнку бедному вытягивают...