• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Проценко Грандмастер

Как выбрать школу для будущего первоклассника? Часть 3

Итак, продолжим разговор о том, как грамотно выбрать школу для будущего первоклассника, чтобы учеба приносила радость и пользу, а не хлопоты и проблемы. Мы уже обсудили вопросы интеллектуального потенциала, склонностей ребенка, близости школы к дому и условий приема в учебное заведение. Что же еще важно?

Конечно, не в последнюю очередь следует подумать о стоимости обучения. К этому вопросу следует подходить, руководствуясь исключительно здравым смыслом. Обычно в случае «дорогой школы» речь идет о негосударственной (частной) гимназии или лицее с экономическим, языковым, гуманитарным, экологическим, военным, техническим или каким-либо еще «уклоном».

Если школа государственная, то официальная плата за обучение с ребенка не взимается. Однако все равно будьте готовы к разнообразной «помощи школе» в виде окон, школьных досок, парт и даже цветочных горшков. В противном случае «такса» может быть весьма высокой — от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч в месяц. Да, в таких школах обычно «богато»: отлично отремонтированное помещение, дорогая хорошая мебель, хорошо оборудованные классы и спортзалы, отборное питание, нередко — школьный автобус, который отвезет от порога и к порогу же доставит, и почти наверняка подразумеваются группы «полного дня» (часто за отдельную плату).

Однако есть несколько подводных камней.

Во-первых, соответствует ли уровень доходов вашей семьи «уровню» школы? Если да — не читайте этот абзац, но если нет — задумайтесь, стоит ли отдавать в буквальном смысле последние деньги и из кожи лезть вон, чтобы обеспечить ребенку «достойное общество» и «возможность устроиться в жизни». Обучение в «пафосной» школе не гарантирует на самом деле ни того, ни другого.

Во-вторых, подумайте, как будет себя чувствовать ваш ребенок в школе, куда почти всех привозят на дорогих машинах, где практически у всех уже в первом классе сотовые телефоны не дешевле 10 тысяч, среди детей, которые в свои годы успели побывать не в одной стране? Как он будет приглашать в гости в свою маленькую «хрущевочку» одноклассников — обитателей особняков? Вы уверены, что найдете нужные слова, такт, терпение и сумеете найти мощную компенсацию, чтобы ребенок чувствовал себя нормально в таком обществе? И более того, уверены ли вы, что ценности этого общественного слоя — это именно те самые ценности, которые вы хотели бы видеть в качестве ориентиров в жизни у вашего ребенка?

В-третьих, не редкость в таких школах исповедуют подход «кто платит — тот и заказывает музыку». Это не добавляет ни знаний ребенку, ни моральных достоинств и ухудшает общий «климат» процесса обучения. Родители, сами учителя и порой даже дети придерживаются точки зрения о том, что «за такие деньги вы должны вокруг ребенка хороводы водить, а не двойки ставить» — и в результате уровень знаний не соответствует оценкам в табеле, что дополняется рано формирующимся цинизмом.

И в-последних, уверены ли вы в своем финансовом будущем? Есть ли у вас твердые основания полагать, что на протяжении ближайших не говорю уж 10, но хотя бы 4 лет (это — время обучения в начальной школе: в этот период лучше не «прыгать» из школы в школу — ребенку слишком сложно будет адаптироваться) вы сможете выделять из семейного бюджета весьма ощутимую сумму? В условиях нынешнего финансового кризиса за всех, твердо и без тени сомнения ответивших «да», можно только порадоваться.

У проблемы «контингента» есть и другая сторона: как быть, если практически все окрестные школы, что называется, «оставляют желать лучшего» — если педсостав по общему мнению слаб, а детский контингент — весьма специфичен, скажем так? Здесь выход один: все же возить ребенка в далекую, но хорошую школу, несмотря на то, что дальние поездки нежелательны для малышей, о чем я уже писала в предыдущей статье.

Увы, никто не отменял справедливости пословицы «с кем поведешься — от того и наберешься». И очень быстро даже способные и талантливые детки, попадая в среду, где учеба не представляет никакой ценности, непрестижна среди сверстников и/или где требования невысоки, перестают тянуться к знаниям и не поднимаются на ступенечку выше, а спускаются, к сожалению, вниз… Следует иметь в виду, что как бы вы ни старались, но социум имеет на ребенка очень большое влияние, особенно в школьном возрасте, когда семья и ее ценности — уже не единственный свет в окошке.

Важным фактором является выбор образовательной программы, по которой будет учиться ваш ребенок. Не считая экзотичных авторских вариантов, в основном выбирать родителям приходится из такого набора: «Программа 2100», программа «Россия 2000», «Программа Занкова». Можно долго говорить о плюсах и минусах каждой из них, но важно понять главное, что дело не в программе, а в том, насколько:

а) учитель владеет ею (и это особенно важно для программы Занкова: неумелый учитель и в рамках других программ может навредить первоклашке, но именно в этой программе просчеты и низкий профессиональный уровень ударят по ребенку сильнее всего);

б) она подходит именно вашему ребенку (к примеру, ориентированная на развитие логики программа 2100 не слишком подойдет гуманитарию, которому лучше остановить свой выбор на нравственно-ориентированной программе «Россия 2000»).

Наличие группы продленного дня — также не последний по значимости момент. Если вы работаете и ребенка некому будет забрать после занятий (то есть около 11 утра), продленка — ваше спасение. Увы, она есть не везде, и даже там, где есть, требует предварительной записи — так что не забудьте еще на собеседовании поинтересоваться этим моментом у администрации и в случае необходимости попросить включить вас в список. Не поленитесь дотошно узнать, что входит в расписание группы продленного дня, как дети будут питаться, где гулять и делать домашние задания, кто ведет эту группу и во сколько ребенка необходимо забрать — учителя не могут сидеть с ним до 9 вечера…

Еще один момент, на который следует обратить внимание — это состояние школы и техническая её оснащенность. Внимание, родители: не всегда прекрасный ремонт соответствует столь же высокому качеству образования, которое можно в этой школе получить, и благоприятному морально-психологическому климату.

Однако не стоит впадать и в другую крайность: состояние школы все же играет важную роль. Необходимый минимум условий должен быть — ведь обучение ребенка в плохо оборудованной школе тоже не слишком способствует созданию соответствующего настроения и желания туда ходить. Особенно это касается малышей, которым особенно хочется яркости и праздничности окружающей обстановки. Кроме того, иногда обучение в школе, здание которой обветшало, просто опасно для здоровья.

Приветствуется наличие в школе спортивных секций, кружков по интересам, бассейна — при прочих равных условиях у такой школы, конечно, будет преимущество.

Ну и последний вопрос — охрана школы. Практически во всех школах в настоящее время имеются охранники, и тот факт, что вас не пускают в школу — это скорее плюс, чем минус, поскольку означает, что не имеющие отношения к учебному процессу люди в школу не попадут, да и дети с уроков не сбегут: если уж вы доставили малыша в школу — школа отвечает за его безопасность на весь период учебного времени.

Однако охранник — не тюремщик: забрать свое чадо с уроков в случае крайней необходимости вы всегда имеете право — под расписку. И ребенок может уйти с уроков, если администрация свяжется с вами и вы дадите «добро».

Ну, а если в школе ваш ребенок еще не учится, а посмотреть ее вам хотелось бы — и эта проблема решаема: в любом учебном заведении существует День открытых дверей, во время которого вам все покажут, расскажут и дадут ответы на все волнующие вас вопросы, включая те, которые я, возможно, упустила.

Ну, а как подготовить своего ребенка к приему в 1 класс — об этом я расскажу в следующем цикле статей.

Статья опубликована в выпуске 9.04.2009
Обновлено 18.02.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: