• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Проценко Грандмастер

Почему возникают трудности в учебе у первоклассников?

Ну казалось бы — что там сложного? Что там учить? Прочитать стишок, написать палочек-крючков рядок — вот и вся премудрость… на наш, взрослый, взгляд. К сожалению, мы очень быстро забываем, как сами мучились в первом классе с этими палочками в тетрадках и с непослушными буквами, разбегающимися перед глазами…

Фото: Depositphotos

Что же происходит на первом году обучения с маленьким человечком, в чем вообще выражается эта пресловутая «неуспеваемость»?

Психологи выделили ряд трудностей в обучении первоклассников:

1. Около 20% деток пропускают буквы на письме. Происходит это по разным причинам: кто-то плохо концентрирует внимание, а у кого-то низок уровень развития так называемого фонематического слуха и вообще способности воспринимать информацию «на слух» (что вполне можно развить).

2. Примерно столько же детей постоянно допускают ошибки на письме, хотя учат все правила (а вот применить их не могут). Обычно это связано с проблемами развития внимания, его объема и концентрации, а также кратковременной памяти. Это не фатально и тоже корректируется специальными упражнениями.

3. Еще примерно 17% учеников страдают от того, что катастрофически невнимательны и рассеянны: они, в принципе способные и положительно относящиеся (по крайней мере, на первых порах) к учебе в школе, постоянно что-то теряют, забывают и путают. А еще процентов 10 малышей постоянно забывают дома учебные принадлежности — книжки, тетрадки, пеналы, форму на физкультуру, сменную обувь, то есть очень неорганизованны. У них низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, слабая волевая регуляция поведения, но и это тоже поддается психологической коррекции.

Многим первоклашкам сложно сидеть весь урок
Многим первоклашкам сложно сидеть весь урок
Фото: Depositphotos

4. Около 15% деток имеют специфическую неуспеваемость из-за плохого развития логического и абстрактного мышления — у них большие проблемы с математикой.

5. 13% детей страдают от того, что совершенно неусидчивы. Урок длится 45 минут и, несмотря на физкультпаузы и частую смену видов деятельности, такие «шилопопые» детки все равно не имеют сил «высидеть» положенное время, не отвлекаясь самим и не мешая другим. Объясняется это особенностями моторного развития и низким уровнем развития волевой сферы, наиболее сильно страдают такими нарушениями дети с гиперактивностью.

6. Примерно столько же детей не способны пересказать текст, прочитанный учителем или самостоятельно, или даже составить связный рассказ по картинке. Причинами этого могут быть слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития речи и образного мышления.

7. Еще приблизительно столько же детей не понимают объяснений учителя с первого раза (им приходится все «разжевывать»): они либо стесняются спросить и накапливают «пробелы» в знаниях, либо постоянно переспрашивают буквально каждое слово и мешают работе всего класса. Это происходит по причине слабой концентрации внимания, малого объема внимания, а также неумения «заставить» себя заняться тем, что сложно и/или неинтересно.

Кому-то никак не дается чистописание
Кому-то никак не дается чистописание
Фото: Depositphotos

8. Примерно 10% детей имеют катастрофически «грязные» тетрадки. Они словно не способны «нормально» нарисовать даже самые простые элементы, их буквы кривые и расползаются. И в попытке привести их в порядок эти дети все время что-то подтирают и исправляют, что, конечно, только усугубляет душераздирающее зрелище. Происходит так из-за недоразвития мелкой моторики пальчиков: в дошкольном возрасте такие малыши слишком мало рисовали, лепили и вырезали.

9. Столько же деток с трудом запоминают таблицу умножения из-за плохой механической и долговременной памяти и слабой концентрации внимания.

10. И такой же процент первоклашек не в состоянии работать самостоятельно  — ни в классе, ни дома. Есть и вариации на данную тему: ребенок не может самостоятельно работать в классе, но дома у него это получается — и наоборот. Это обусловлено разной скоростью протекания психических процессов у малышей: что легко и быстро сделают холерик и сангвиник, то медлительному «тугодуму» флегматику на уроке никак не успеть — зато дома он «свое возьмет». Если же, напротив, ребенок не может работать дома, хотя, по отзывам преподавателя, вполне успевает на уроках — задумайтесь о том, обеспечены ли ему дома необходимые для работы условия (а это не только наличие стола и стула, но и комфортного, тихого помещения для занятий, нормальной психологической обстановки), или — не слишком ли вы его опекаете.

11. Некоторые дети, что называется, «не умеют себя вести»: они громко комментируют происходящее на уроке, поведение учителя и оценки, не реагируют либо негативно реагируют на замечания. Обычно это вызвано семейными проблемами, чаще всего — переносом сложных отношений с мамой или бабушкой на учительницу.

А кто-то просто плохо ориентируется в школьном пространстве
А кто-то просто плохо ориентируется в школьном пространстве
Фото: Depositphotos

12. Есть еще отдельная подгруппа детей, проблема которых заключается в слабой ориентировке в пространстве. Они долго, чуть ли не несколько недель, не могут запомнить расположение своего класса в школе, местоположение туалета, столовой, раздевалки — поэтому они часто теряются в «трех соснах» и опаздывают с переменки на урок. Некоторые детки слабо ориентируются даже в собственной тетради, и просьба учителя «отступить три клеточки сверху и на десять слева» повергает такого ребенка в ступор. Это тоже — «домашнее наследие»: вероятно, ребенок не был приучен к самостоятельности, с ним мало занимались либо делали все «за него».

Итак, как видим, за исключением трудностей обучения, связанных с физиологическими особенностями ребенка или с имеющимися у него нарушениями, большинство школьных проблем все же «родом из семьи»: кого-то не научили правилам поведения, кого-то чересчур опекали, с кем-то мало занимались и не развили в ребенке память, внимание, моторику пальчиков.

О том, кому именно с особенным трудом дается первый класс, и о том, как же помочь ребенку решить эти проблемы — поговорим в следующих статьях.

Статья опубликована в выпуске 23.05.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "А еще процентов 10 малышей постоянно забывают дома учебные принадлежности " - помоему в первых классах это больше от родителей зависит. Сложно ожидать от первоклашках что они будут внимательны сами к этим вопросам.
    А вообще много от учителя зависит примерно 50%, у меня например проблем с письмом вообще не было в начальных классах, но в 4-м сменился учиталь и пошли двойки тройки.

    Оценка статьи: 5

    • Диана Садикова, от родителей в первом классе зависит, как приучить ребенка к тому, чтобы портфель собирать самостоятельно и ничего при этом не забывать. А вот складывать портфель за ребенка не стоит:
      - во-первых, это не дает развиться самостоятельности и не формирует навык внимательного и осознанного "сбора" в школу (то есть портфель родителям придется контролировать до старших классов)
      - во-вторых, попросите мужа разок собрать вам сумку на работу и потом проверьте свои ощущения - это очень некомфортно, когда не знаешь, что у тебя там лежит и где....

      Ну и проблемы в 5 классе - это уже другая песня. Дело не только в учителях, но и в резко возрастающей учебной нагрузке (с которой ребенок не справляется и порой "регрессирует" - в том же письме), и в смене стиля обучения (много разных учителей с разными требованиями)....

      • Наталья Проценко, про учителей я по себе сужу, у меня вообще с ними проблемы были всегда - так как училась в перестройку и учителям вобщем то не до нас учеников было. У меня бабушка учительница русского литературы была, в первом классе я очень хорошо и грамотно писала. После начальных классов все претензии учителей и тройки двойки были ни как не обоснванны - что то вроде написал сочинение - 2, почему не объяснялось или объяснялось - что написано плохо (что плохо не объяснялось). Поэтому я считаю что очень много зависит от учителя все равно ему или нет.
        Про портфель, я считаю что на самотек всетаки в начальных классах пускать нельзя. Не обязательно навязывать ребенку свою опеку, можно найти способы как напомнить или просто посмотреть все взято или нет. У каждого свои способы, неужели лучше если ребенок постоянно будет забывать то ручку то карандаш? Не все учителя адекватны к таким ученикам, постоянно забывающий все, начинает вызывать раздражение даже если не явное. Мое мнение лучше сгладить это немного, не нарушив личного пространства ребенка. А реально ребенок до 10-12 лет и не огараживается от родителей тем более от мамы, не отделяет себя от нее. Поэтому проще приучить к внимательности постепенно к третьему классу, а не бросать его одного без помощи в бурное море школы.

        Оценка статьи: 5

        • Диана Садикова, сочувствую, учиться во времена перестройки в впрямь было лотереей.

          О забытых вещах: совершенно с Вами согласна, бросать без помощи нельзя. Я просто имела ввиду, что собирать портфель нужно не ВМЕСТо ребенка, как часто делают гиперотвественные и гиперопекающие родители, а ВМЕСТЕ с ним. Помогая вопросами, советами и намеками - и таким образом не пуская процесс на самотек.