Люба Мельник Бывший модератор

В отпуск – с фотоаппаратом. Что снимать, как снимать?

Это общеизвестно: одно из любимых наших занятий в отпуске — фотографировать. Запечатлеть все достопримечательности! А главное — родных и знакомых на их фоне.

Чтобы уютным зимним вечером сунуть гостям пачку этих летних картинок. И ждать восторгов — вы-то ведь помните, как вам тогда, во время съемки, было хорошо! Только вот незадача: вы с досадой замечаете, что ваши работы зрители в руках держат вроде как по обязанности. Из вежливости — уважая ваши чувства.

Планируя с помощью фотографий рассказать публике о своем отпуске, подумайте о том, как сделать фотоотчет интересным. Решите — что вы намерены снимать? Отпускные наряды ваших спутников? Приятеля в лапах нильского верблюда? Мужа/жену, расслабляющихся на отдыхе? А фоном — диковины мира, от историко-культурных до природных…

Смею утверждать: разумнее сделать героями снимков эти диковины. Но все ж сначала — о том, как снимать.


Учимся фотографировать

Повторюсь: снимает — фотограф. Важно сделать привычной для себя работу с фотокамерой, чтобы не столбенеть перед простейшими проблемами. Например, перед «шевеленкой», когда непривычные к камере руки дрожат, изображение смазывается. Вот совет, на который я наткнулась на одном из фотофорумов: «Мне помогают в этой борьбе с шевеленкой навыки стрельбы — делаешь вдох, а на выдохе медленном стреляешь, то есть снимаешь». Между прочим, да — помогает!

Важно научиться правильно держать камеру. Важно видеть то, что годно для съемки, и нажимать на кнопку вовремя, но не до или после нужного момента.

Потому главное — снимайте как можно больше. Ни дня без фотосъемки — это должно быть правилом. Фотографируя, а затем рассматривая результаты работы, вы будете приобретать очень полезные навыки.

Вы сживетесь с фотокамерой, начнете на мир, наконец, смотреть ее «глазами». Привыкнете находить объект и момент для съемки, видеть цвет, чувствовать освещенность.

Начав фотографировать — срочно регистрируйтесь на каком-нибудь фоторесурсе и выкладывайте свои изделия. Приготовьтесь к двум формам реакции: «отлично, +5, заходите на мою страницу» и «Все г[…], как не стыдно такое вываливать!».

Все нормально. Зайдите на страницу и к первому комментатору, и ко второму — посмотрите их работы, сравните со своими. Присваивайте и осваивайте чужие темы и схемы съемки, приемы, наконец — идеи. Это не воровство, это — обучение.

Не поленитесь, готовя поездку, посмотреть чужие снимки тех же самых местностей, куда вы отправляетесь. Так вы сможете заранее определить условия съемки, изучить объекты и видовые точки.

Выбираем объект, оцениваем натуру

Архитектура. Две беды при съемке архитектуры — строение либо не влезает в кадр, либо заваливается. Не пытайтесь сфоткать дворец или собор в один щелк — потратьте на него несколько кадров. Дублируйте один и тот же сюжет. Держите камеру прямо. Впрочем, если камера будет слегка запрокинута — перспективные искажения можно будет исправить при редактировании снимков.

Общий вид сделайте с главной видовой точки, откуда здание снимают ВСЕ. Не бойтесь оказаться банальным — скорее всего, эта точка съемки и есть самая удобная, откуда памятник будет виден целиком. Постарайтесь не обрезать здание при съемке — чтобы и справа-слева остался воздух, и снизу запечатлелся цоколь и тротуар, и сверху (особенно если снимаете храм с куполами и крестами) для небес хватило места.

При этом помните: фронтальные снимки архитектурных объектов скучны. Чтобы выявить объем, здания, его «архитектурность», снимайте его, стоя не по центру фасада, а ближе к углу. Тогда на снимке вы получите приличную для жанра перспективу.

Подумайте об освещении зданий. Полуденное солнце дает резкие черные тени, которые, к тому же, направлены чуть не отвесно сверху вниз. Удачными будут снимки, сделанные утром или вечером — когда свет мягче (особенно рано утром), направлен слева или справа, выявляет таким образом детали.

Если детали здания достойны внимания — фотографируйте их с близкого расстояния, так вы зафиксируете не только рисунок детали и рельеф, но и особенности фактуры.

Музеи.
В разных музеях — разное отношение к людям фотографирующим. Где-то позволено все, где-то — только без вспышки, где-то — только не зеркалкой, где-то — все низззя. Сообразуйтесь с разрешениями и запретами — и используйте возможности. По своему опыту сужу — лояльнее всего музейщики бывают при съемке на открытии различных выставок.

Затруднения вызывает съемка через стекло витрин. Такая съемка может быть удачной, лишь если делается без вспышки и без случайных отражений. Особенно важно здесь не смазать изображение, поскольку без вспышки выдержка окажется большой.

Снимаете живопись — в результате, скорее всего, получите картинку с перекошенными углами. Впрочем, это нетрудно исправить при редактировании снимка.

Вообще же проще не изощряться — любой музей готов обеспечить туристов снимками экспонатов, выполненными профессионально. Путеводители, каталоги печатные и цифровые — к вашим услугам.

По-моему, приятнее всего в музеях фотографировать не экспонаты, а людей в общении с произведениями искусства. Интереснее!

Пейзажи. Здесь главные трудности, мне кажется, — композиционные. Помочь может либо врожденный, либо воспитанный вкус. С врожденным — дело понятное, воспитывать же можно — читая книжки о композиции и рассматривая картины и фотографии. Книжки с примерами, схемами объяснят вам все о золотом сечении, о перспективе, о планах переднем, среднем и дальнем, а также крупном-среднем-мелком. Довольно популярна у начинающих фотографов книга «Фотография. Самоучитель для моделей и фотографов» (автор — Д. Кораблев).


Любимый жанр

Мы же все понимаем: без снимков в любимом жанре «это имярек на фоне…» никакой путешественник не обойдется. Вопрос лишь в том, как сделать эти снимки.

Надо учитывать некоторые технические моменты портретной съемки. Отпуск чаще приходится на летнее время, летнее солнце — жесткое, яркое, дает черные, грубые тени, которые портят фотопортрет.

Проблему может решить либо съемка ранним утром или вечером (см. об архитектуре), либо съемка в тени, а также использование вспышки — для подсветки лица. Да, летом, на ярком солнце — и со вспышкой! Попробуйте, и увидите, что таким образом вы избавитесь от страшной черной тени под носом, которая обычно украшает многие летние портреты, выполненные любителями.

В отношении выбора натуры, момента для съемки… Понаблюдайте за собой — какие портреты вам интересно рассматривать? Такие, где пойман момент жизни, где модель не позирует, а живет. Или позирует — но очень искусно.

При съемке людей важно уметь наблюдать за объектом съемки, подстеречь момент. Усыпить бдительность объекта несложно — пусть он привыкнет к тому, что камера в ваших руках находится всегда. Пусть он либо вообще не заметит, либо заметит в самый последний момент, что его фотографируют.

Если объект — из ваших друзей, знакомых, близких-родных — скорее всего, он не будет протестовать против съемки. В отношении же всех прочих случаев действует статья 152.1 «Охрана изображения гражданина» Гражданского кодекса: съемка не возбраняется «в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях)». Добавлю — и если гражданин не выражает протест против съемки.

Наконец, отслеживайте, как фотографируемый «взаимодействует» с окружающим пространством. Обидно на хорошем в общем портретном снимке обнаружить всякие «неприличности» — типа торчащей из макушки человека пальмы. Порой достаточно при съемке сместиться с камерой на полметра — и проблемы не будет.

В отпуск — с фотоаппаратом. Как подготовиться к съемке?
В отпуск — с фотоаппаратом. Как хвастаться итогами съемок?

Обновлено 25.05.2009
Статья размещена на сайте 11.04.2009

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: