• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алина Панова Профессионал

Как написать хороший рассказ?

Несомненно, многим молодым авторам может казаться, что написать историю в форме рассказа гораздо проще, чем создать полноценный роман или масштабную повесть на 200−300 страниц. Тем не менее, опыт и практика известных писателей часто говорят об обратном. Более того, сами знаменитые авторы часто признают, что создание хорошего, законченного по смыслу и содержанию рассказа порой отнимает у них больше сил, чем работа над большой книгой.

«Конечно, вы потратите на рассказ не так уж много времени, но не забывайте: он должен быть настолько продуман, завершен и оригинален по своей сути, чтобы его можно было сравнить с фарфоровой статуэткой-миниатюрой, а не с вырубленным из дерева необработанным чурбачком». (Никому не известный автор).

Итак, давайте обратимся к основным моментам, на которые опытные писатели и начинающие авторы часто указывают как на камни преткновения или основные ошибки в деле создания рассказа.

Выбор аудитории

Зачастую выбор целевой аудитории рассказа или книги тесно связан с определением жанра художественного произведения. Более того, внутри аудитории, состоящей из поклонников любого жанра, встречаются самые разнообразные читатели с весьма неожиданными порой запросами. Понравиться всем невозможно, удовлетворить все вкусы — нереально. Выход один: ищите своего читателя. Иногда у писателя на это могут уйти годы, другие сразу встречают понимающую аудиторию. В этом деле все зависит только от вас, вашей удачи и хорошего понимания психологии, что, как правило, неотделимо от писательского таланта.

Чтобы облегчить поиск «своего» читателя, попробуйте представить, кому бы мог быть интересен ваш рассказ. Нарисуйте мысленный портрет того человека, который придет в восторг от описанного вами действа. Может быть, это будет студентка философского факультета с задумчивым взглядом и длинной русой косой. Возможно, ваш читатель — это профессор средних лет, который относится к своей библиотеке как к величайшему сокровищу, или же среднестатистический офисный менеджер, который почти всегда читает в метро или на ходу. Подумайте над этим, представьте свою аудиторию во вполне определенных и четких образах-персонификациях.

Следующим шагом к достижению успеха будет простое и вполне понятное действие. Полюбите своего будущего читателя, старайтесь писать так, чтобы он с нетерпением и жадностью читал написанные вами строчки, чтобы каждый абзац рассказа доставлял ему радость и удовольствие. Оценивайте то, что пишете, с точки зрения своей аудитории, и у вас появится гораздо больше возможностей посмотреть на свое творчество со стороны, что, как известно, лишним для писателя никогда не бывает.

Сюжет и интрига

Хорошо писать бессюжетные рассказы а-ля «поток сознания» — редкое умение. А писать их плохо — популярная ошибка. Если вы не хотите наступать на те же грабли, с которыми тесно знакомились уже многие авторы, начните практическую работу над рассказом с подробной разработки сюжета. Определите основные этапы развития событий, найдите момент, который можно назвать кульминацией, придумайте достойное завершение.

Однако все перечисленные компоненты — всего лишь пол-дела. Настоящее авторское мастерство при работе над рассказом заключается в умении создать интригу. Без интриги, заставляющей сердце читателя замирать в ожидании и нетерпении узнать развязку, любой рассказ будет казаться пресным и безвкусным куриным супом без грамма курятины. Взявшийся же за его прочтение «несчастный», скорее всего, будет считать страницы до конца, а то и вовсе бросит малоинтересное чтиво.

Стиль

Научить хорошему стилю сложно. Давать советы по тому, как его выработать, ничуть не легче. Если в школе ваш учитель литературы и русского языка не поработал над этой стороной вашего развития, или же в случае, если вы благополучно проспали все ценные для себя уроки, могу посоветовать только одно. Читайте. Читайте много хорошей литературы. Обращайте внимание на то, как пишут известные авторы в выбранном вами жанре. Старайтесь переписать отрывки их рассказов своим языком, учитесь писать в их стиле, параллельно вырабатывая особенности своего собственного языка.

Рано или поздно практически у каждого в меру усердного автора вырабатывается вполне читабельный стиль, по которому его впоследствии, как правило, легко узнать. Вот именно поэтому — чтобы потом не услышать о себе: «А, это тот самый N, который пишет, как дрова рубит!» — поработайте над стилем уже сегодня. В ином случае у вас есть шанс вообще никогда и ничего о себе от благодарных читателей не услышать.

Итак, мы с вами рассмотрели основные проблемы, которые могут встречаться у начинающих авторов при создании рассказов. Осталось только пожелать вам усердия, терпения и немного вдохновения, чтобы не только начать сложное дело по написанию нового шедевра, но и благополучно довести его до конца. Да пребудет с вами успех!

Статья опубликована в выпуске 11.10.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: