• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Морозова Мастер

Как использовать шахматы для развития зрительной памяти у малышей?

Вы заметили, что Ваш ребёнок отстаёт в развитии, что у него плохая зрительная память, трудности с речью, и встревожились: — Что ждёт его дальше?
Дорогие родители, примите совет: никогда не отчаивайтесь раньше времени, ведь настроение взрослых немедленно отражается на психике, а значит и поведении маленьких детей.

Не переживайте, если Ваш ребёнок задержался с развитием речи, если у него плохая память, если он не внимателен, не сообразителен. Наберитесь терпения, мужества признать, что в настоящий момент времени он — не вундеркинд, посоветуйтесь со специалистами и начинайте поиски альтернативного обучения, стимулирующего развитие деятельности мозга. Используйте, по возможности, любые настольные игры, требующие смекалки и сосредоточенности. Очень полезными для этой цели могут оказаться шахматы, точнее — элементы этой игры и само игровое поле.

Шахматная доска, состоящая из шестидесяти четырёх клеток, и несколько фигур могут неплохо послужить для улучшения зрительной памяти и обучения простым арифметическим действиям - сложению, вычитанию. Здесь же Вы можете познакомить ребёнка с понятиями геометрических фигур, вертикальных, диагональных и горизонтальных рядов клеток, показать, какие могут получаться из них причудливые фигуры. Для поощрения правильных ответов можно использовать красивые картинки, вырезанные из журналов, игрушки-самоделки из бумаги или красочные наклейки животного мира.

На шахматной доске очень просто тренировать зрительную память малыша, но прежде чем приступить к занятиям, выясните, на каком уровне она находится. Возможно, у него отменная зрительная память, и надо развивать другое отставание.
Возьмите две разные шахматные фигуры и установите на игровом поле подальше друг от друга. Скажите ребёнку, чтобы он запомнил на каких клеточках они стоят. Затем уберите фигуры, сосчитайте до десяти и попросите показать, на каких клетках они стояли.

Если ребёнок укажет правильно обе клетки с первого раза и покажет без ошибок, на какой из них стояла какая фигура, то у него нет проблем со зрительной памятью, и Вы можете смело переключиться на другие упражнения, развивающие мозговую деятельность. Если он не сможет показать ни одной клетки, на которой стояли фигуры, то не теряйте времени и немедленно приступайте к тренировке. Если правильно будет названа одна клетка, то приступайте к упражнениям второго урока.

Для занятий подготовьте предварительно ученическую тетрадочку, куда Вы будете заносить результаты тренировки и перспективный план на следующие занятия. Каждый из первых десяти уроков не должен занимать больше пятнадцати минут со всеми перерывами на расстановку фигур.

1 урок— используется только ближайший к ребёнку горизонтальный ряд клеток.
1 упражнение: попросите ребёнка выбрать любые две шахматные фигуры разного цвета и установите каждую с края игрового поля, затем их уберите, сосчитайте до трёх и попросите показать, где стояла каждая из них.
2 упражнение: две фигуры разного цвета выбираете сами и ставите на втором поле от края с каждой стороны, затем убираете, считаете до трёх и просите показать, где каждая из них находилась.
3 упражнение: две разные фигуры одинакового цвета устанавливаете на третьем поле от края с каждой стороны горизонтального ряда, затем убираете, считаете до трёх и просите поставить их там, где они были.

Если ребёнок успешно справился с первыми тремя упражнениями, то в следующих семи ставьте произвольно разные две-три фигуры одного цвета на любые поля первого горизонтального ряда, затем убирайте и проверяйте, как он запоминает. Каждую ошибку фиксируйте в тетрадке и возвращайтесь к тому упражнению, повторяя его, пока не повысится уровень запоминания.

2 урок и последующие шесть полностью повторяют первый, но только на втором, третьем, четвёртом, пятом, шестом, седьмом и восьмом горизонтальных рядах от ребёнка.

9 урок:
1 упражнение: ставите две одинаковые шахматные фигуры разного цвета на любые поля, затем предлагаете взглянуть на их расположение ребёнку, считаете до трёх и просите выйти его из комнаты. Фигуры убираете, считаете до десяти и просите ребёнка зайти в комнату, найти нужные фигуры и поставить их на нужные клетки.
2 упражнение: ставите две разные шахматные фигуры одинакового цвета и повторяете задание первого упражнения.
3 упражнение: ставите три пешки одного цвета на любые поля и повторяете задание первого упражнения. Фиксируйте ошибки и повторяйте третье упражнение несколько раз.

10 урок:
1 упражнение: дайте выбрать три любые шахматные фигуры одного цвета и попросите, чтобы ребёнок установил их сам на любые поля, затем попросите выйти из комнаты, сосчитайте до десяти, попросите войти и показать, какие он выбирал фигуры и куда ставил.
2 упражнение: дайте выбрать любые две белые фигуры, одну чёрную и повторите задание первого упражнения.
3 упражнение: выберите сами две белые фигуры и одну чёрную, установите на любых полях, позовите ребёнка и повторите задание первого упражнения. Фиксируйте ошибки и повторяйте третье упражнение несколько раз.

Не опускайте рук и не прекращайте занятий, если сразу же ребёнок застрянет на первом уроке, повторите его несколько раз, пока не будет ошибок и только тогда идите дальше.
Берегите себя и своих малышей, трудитесь, и всё у Вас получится.

Статья опубликована в выпуске 22.01.2007

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: