На правах рекламы
Максим Селинский

Трудности в обучении - это диагноз?

Не так давно мне позвонила женщина и попросила помочь ее сыну семикласснику наверстать пропущенные занятия по всем предметам. Я начала расспрашивать, почему ребенок пропустил столько времени. Не очень охотно женщина поведала такую историю: ребенок учился неплохо, но были трудности с русским и английским. А тут, как назло, не поладил с учителем, нагрубил ему. Начал пропускать уроки. И кто-то из учителей предложил обследоваться у психиатра. В итоге ребенка продержали в психиатрической больнице полгода, напичкали препаратами. Возможно, после этого он стал меньше грубить, но языки от этого не стал больше любить и понимать.

В связи с этим вспомнились и другие случаи. Одна девочка отказывалась принимать помощь в обучении, говоря маме: «А зачем? Ты же меня опять потом в психушку сдашь». Другой мальчик был уверен, что он не способен к математике, потому что у него «левое полушарие хуже развито, чем правое» или наоборот, я не помню.

Похоже, в последнее время пошла какая-то мода списывать все трудности в обучении на «неправильные мозги» или на отклонения в психике. Проблему это не решает, но зато перекладывает с больной головы… в общем, даёт очень «логичное» объяснение, которое, впрочем, не приводит к решению проблемы.

К счастью, есть и хорошие новости. В середине прошлого столетия было сделано открытие, благодаря которому обучение перестало казаться таким трудным делом. Американский ученый, педагог, писатель Л. Рон Хаббард в результате многолетних исследований обнаружил, что есть три основных препятствия, мешающих человеку усвоить изучаемый предмет. Причем не важно, кто учится: взрослый или ребенок, профессор с большим багажом знаний или первоклассник, едва умеющий читать.

На основе этих открытий была создана стройная система обучения, включающая в себя методы распознавания и устранения этих препятствий. Эти методы может применять учитель, чтобы помочь своим ученикам усвоить материал, может применять родитель, чтобы помочь разобраться с трудным заданием, а может сам ученик, чтобы понять, то что он изучает. Уникальность этих методов в том, что не обязательно быть специалистом в том предмете, с которым вы помогаете разобраться. Даже дети, изучившие эту технологию обучения, могут помочь друг другу, и наблюдать за этим процессом бывает очень интересно.

С вами когда-нибудь случалось такое, что, дочитав до конца страницы, вы вдруг обнаруживали, что не помните, о чем только что прочитали. Или при чтении ваше внимание вдруг рассеялось, вы стали думать о чем-то постороннем? Если такое случалось, то это не означает, что вы внезапно заболели синдромом дефицита внимания или у вас начались провалы в памяти. Вы просто столкнулись с одним из препятствий в обучении. И это препятствие — непонятое слово.

В этом и заключается проявление непонятого слова: часть текста, которая следует непосредственно за словом, которое было не понято или неправильно понято, представляет собой пустоту в памяти. И наоборот, когда проблемное слово обнаружено и понято, пустота чудесным образом исчезает. То же самое происходит с ребенком, который выглядит тупым или рассеянным. Он просто столкнулся со словом, которое не понимает или неправильно понимает. Если продолжать обучать человека, у которого есть непонятое слово, с ним может случиться нервная истерика или он захочет бросить учебу. Вы заметили, что это как раз те проявления, которые пытаются лечить психологи и психиатры?

Вот ещё пример. Пятиклассник не может решить задачу: «Восемь человек составляют одну третью часть класса. Сколько в классе человек?» Я начинаю спрашивать, как он понимает значение каждого слова в условии. Дошли до слова «составлять». Он говорит, что это слово означает «ставить в ряд или в одно место». Представляете, что получилось! Восемь человек собрались и ставят в ряд одну третью часть класса. После того, как мы нашли в словаре подходящее значение этого слова, ребенок просиял: «Ну, тогда я знаю, как решать эту задачу!»

Еще одну историю рассказала мне учительница начальных классов. Психолог протестировал ее класс и сказал, что никто из класса не готов к школе. Тогда учительница, уже знакомая с технологией обучения, попросила повторить тестирование через день. После этого она спросила у детей, какие слова в тесте ими были не поняты, и прояснила им эти слова. На другой день, через десять минут после начала тестирования, рассчитанного на полчаса, дети начали сдавать заполненные бланки тестов. Все оказались готовы к школе!

А вот отзывы родителей, применивших эту технологию: «Когда я ещё обучалась, я уже начала применять методы к сыну. Это давало невероятные результаты. Итог — директорская контрольная работа 5/4. В четверти — твердая четверка! У меня пропали все страхи по поводу школы. Кроме того, у меня появилась такая уверенность, что в жизни нет ничего, что я не способна была бы понять и объяснить своему ребенку».

«У моего сына были очень большие проблемы. В 4-м классе ему пришлось поменять школу в связи с переездом. Коллектив его не принял. Ухудшилась успеваемость, начались необъяснимые перепады настроения, переходящие в истерики. Ребёнок перестал учить и учиться. Первую четверть должен был закончить, практически, на одни двойки. Вызвали в школу и сказали, чтобы мы перевели ребёнка в другую школу, или он останется на второй год. После того как мы пришли на курс „Учись учиться“, ребёнок изменился кардинально. Стал более собранным, аккуратным, в четверти исправил все двойки. На занятия ездит с удовольствием».

Вам может показаться, что все слишком просто. Так оно и есть! Это очень простая и доступная технология обучения. И вы тоже можете ее изучить и помочь своему ребенку.

Консультант Прикладного Образования
Альметова Альфия.

Обновлено 2.12.2014
Статья размещена на сайте 13.07.2010