Конечно, можно всё пустить на самотёк и предоставить школе. Но ведь большую часть суток дети находятся в семье, и дело взрослых — проявить к ним внимание и заботу, правильно организовать режим выполнения домашних заданий, отдыха, питания и сна. Ведь от того, как правильно организован режим дня школьника, особенно в младших классах, зависят состояние его здоровья, физическое развитие, работоспособность и, главное, успеваемость в школе.
Особенно важен распорядок отдыха и сна. От невыспавшихся, уставших детей трудно ждать успехов в учёбе. А при выполнении, в определённой последовательности и в одно и то же время, элементов режима дня у детей в центральной нервной системе создаются устойчивые связи, возникают наилучшие условия для облегченного перехода от одного вида деятельности к другому с наименьшей затратой энергии.
Рационально организованный режим дня школьника предусматривает: правильное чередование труда и отдыха; регулярное питание; сон определённой продолжительности с соблюдением времени подъёма и отхода ко сну; определённое время для физзарядки и личной гигиены; определённую продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
Начинать готовить уроки сразу после школы нецелесообразно, так как ребёнок устал. Лучше ему отдохнуть 2−3 часа на открытом воздухе. При выполнении домашних заданий режим лучше поддерживать, как в школе: 40−45 минут занятия, 10 минут — перерыв. При этом ребёнка не надо отвлекать посторонними поручениями, иначе он будет заниматься дольше и сильнее устанет.
Великим русским учёным
В последнее время появилось много публикаций, посвящённых ухудшению состояния здоровья школьников. По данным массовых обследований, не более 15% выпускников московских школ можно считать здоровыми. Конечно, одной из существенных причин этого является перегрузка школьников предметами, вводимыми из политических соображений, а также постоянное реформирование школы, сбивающее с толку учителей и учеников. Но не менее важной причиной является неправильный распорядок дня, особенно распорядок сна и отдыха.
У человеческого организма есть одна особенность. Он стремится соблюдать своё внутреннее расписание — биологический ритм. Сколько бы человек ни съел за обедом, ко времени ужина он обязательно проголодается. Когда бы он ни лёг спать, он не выспится, если не проспит определённое количество часов. И так далее. Именно поэтому важно, особенно для младших школьников, установить чёткий режим дня и точно его соблюдать.
Чёткое выполнение, хотя бы в течение нескольких недель, заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет выработать у школьника динамический стереотип поведения, который затем облегчает учёбу и делает её более успешной. Соблюдение режима дня вырабатывает у ребёнка привычку к порядку, дисциплине, воспитывает чувство ответственности за усвоение учебного материала и выполнение домашних заданий. Он начинает дорожить своим временем, приобретает навыки систематического труда.
Если ребёнок привык вовремя ложиться спать и вставать, он тем самым обеспечил себе бодрость, хорошую работоспособность на весь день. Выспавшийся ребёнок лучше воспринимает объяснения учителей, весел и жизнерадостен в свободное время, лучше и быстрее готовит домашние задания. У детей, приученных принимать пищу в одно и то же время, вырабатывается условный рефлекс, и организм усваивает пищу наилучшим образом. Приучать школьника к режиму дня надо с первого года обучения. В этом возрасте его легче приучить к организованности и порядку.
После того как ребёнок пошёл в школу, он не должен жить в том же ритме, что и его родители. У него должен быть собственный распорядок дня. Особенно важна продолжительность сна. У ребёнка она больше, чем у взрослых. Так, дети в возрасте 8−9 лет должны спать 10,5−11 часов, от 10 до 11 лет — 10 часов, от 12 до 15 лет — 9 часов и только после 15 лет — как взрослые, 8−8,5 часов. Вставать ребёнку лучше всего в 7 часов, а ложиться спать в 20.30−23.00, для старших — в 22 часа, но не позднее 22.30. Перед сном занятия должны быть спокойные, нужно проветрить помещение или спать с открытой форточкой. Лучшая температура воздуха для сна ребёнка 16−18 градусов. При открытой форточке кровать должна быть отодвинута на расстояние не менее 2 м от окна.
Дорогие родители! Успехи ваших детей зависят не только от них самих, но и от вас, особенно в младших классах. Не напрягайте и не ругайте детей зря, а лучше помогите им в трудный период их жизни (не подменяя их), и тогда у вас всегда будет повод ими гордиться. Если ребёнок что-то сделал не так, он чаще всего не виноват. Помогите ему понять, в чём дело, и в ответ вы получите лучезарную улыбку и объятия. И не забывайте похвалить ребёнка, когда он этого заслуживает.
В общем, принципы такие: похвалить за успехи и помочь, если что-то у вашего чада не получается. Все дети — гении, а если они что-то не так сделали, значит, им плохо это объяснили. И крепкого здоровья, удачи и успехов вам и вашим детям!
Абсолютно верно, я вспоминаю, какой вернулась моя дочь из летнего лагеря, где соблюдался строгий распорядок дня. Всему было своё время, как это дисциплинирует и не только. Она вся излучала счастье и радость от расказанных историй и случившихся событий в лагере. Кроме того, она заметно подросла и похорошела (проявился румянец). Как мы недооцениваем свой и детей своих образ жизни, просто роем себе яму.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная статья! а насчет похвалить, то согласна. у меня малый так любит когда его хвалят, он такой прикольный в эти минуты
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за статью, особенно нужную в эти первые дни нового учебного года! Сейчас распечатаю и дам своим "совам" - девятиклассникам почитать - нет сил, тусуются со мной до часу ночи, никак от лета не отвыкнут.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Корнилова, для них и писано!
0 Ответить