Материалы от компаний
На правах рекламы
Максим Селинский

Что убивает ваши способности и как их вернуть?

Если вы спросите 10 разных детей кем они хотят стать, то услышите 10 совершенно разных ответов. Кто-то хочет быть врачом, кто-то — владельцем автосервиса, кто-то… всех желаний и профессий не угадать и не перечислить. И каждый ребёнок будет совершенно уверенно заявлять о своём желании. Но как же так случается, что, став взрослым, поступив в училище или институт, будущий музыкант сбегает и начинает заниматься бизнесом, выучившийся на учителя не идёт работать в школу (не потому, что мало платят), а обученный писатель не может писать?

За кажущейся сложностью проблемы часто стоит одна-единственная причина. И причина эта — непонимание слова, которое человек встретил в процессе обучения. Не торопитесь отвергать эту мысль. Попробуйте проверить.

Феномен непонятого слова в ходе своих исследований выявил известный гуманист и просветитель ХХ века Л. Рон Хаббард. Он писал: «Единственная причина, по которой человек сдается и бросает учебу, или запутывается, или становится неспособным к обучению, заключается в том, что он пропустил слово, которое не понял».

Бывало ли так, что вы или кто-то из ваших знакомых читал книгу (неважно — художественную, техническую или научно-популярную), и вдруг поймал себя на мысли, что совершенно отвлёкся и думает о другом, чем написано в книге? Затем вы или тот человек начинаете читать текст заново и понимаете, что видите его впервые. Но ведь ваши глаза только что бежали по строчкам ниже!

И вот что интересно: если вы вернётесь назад, к тому месту, где всё ещё помните сюжет или помните, о чём шла речь, то здесь сможете найти слово (или даже несколько — в некоторых случаях), которое вы не понимаете. Оно необязательно будет новым для вас. Но вы увидите, что-либо не можете дать ему определения, либо данное определение не увязывается с остальным текстом.

Если вы читали художественную литературу — потеря не так страшна. Подумаешь, вместо того, что написал автор, вы прочли другую историю, восприняли события совсем или немного по-другому. Хуже обстоят дела с технической литературой или учебниками — когда после «изучения инструкции» вы не можете сделать того, о чём говорится в этой инструкции. Ну вот не получается, и всё тут. Кстати, в любом учебном предмете, который вы недолюбливали (и зачем только мне нужна эта… математика, физика, музыка — нужное подставить), вы сможете вспомнить такие случаи и… отыскать слова, которые не понимаете.

Школьная практика показывает, что обычно к началу обучения в средней школе ребёнок утрачивает интерес к учёбе. Зная о влиянии непонятых слов, нетрудно понять, почему так происходит. Спросите школьников, — «что такое география?» Ушаков в своём толковом словаре даёт такое определение: «Общее название описательных наук о поверхности земного шара и распределении на ней геологических явлений, климата, населения и пр.» Возможно, для вас будет сюрпризом, но большинство детей этого не знают. И не спрашивайте старшеклассников, что такое алгебра или тригонометрия! Это «никомуненужное непонятночто».

Как вы понимаете, при таком понимании предмета ученик вряд ли сможет быть в нем успешным. И под «успешным» я не подразумеваю иметь хорошие оценки. Человек, обладающий хорошей памятью, может быстро запомнить формулы и типовые решения типовых задач, и автоматически применить их на контрольной. Но спустя 10 минут он уже не помнит, что это было, а попадись нестандартная задачка — и не понимает, как он мог бы использовать эти знания в жизни. Использовать полученные знания — ведь именно в этом и состоит ценность образования. Если «на выходе» такого умения нет — время было потрачено зря.

Вернемся к способностям. Как вы думаете, если человек хотел стать пианистом, но встретился с музыкальными терминами, которые ему не объяснили или он сам не приложил достаточно труда, чтобы понять — легко ли ему будет продолжать обучение? Вряд ли. Если человек захотел научиться писать картины, но ему начали объяснять, какие художники писали в стиле модерн, а какие в стиле сюрреализм, то его ум воспротивится и в следующий раз, когда кто-нибудь скажет ему про живопись, его былая любовь может уже проявиться как неприязнь.

Это не единственное проявление непонятых слов. И самое приятное, что лекарство от этого недуга довольно простое. Человек может справиться с проблемами, вызываемыми непонятыми словами — в частности, со своими неспособностями в каких-то областях. И может вернуть свою любовь к предмету.
Существует целая технология, разработанная Л. Роном Хаббардом, которая так и называется — технология обучения. Используя эту технологию, каждый человек может получить максимум знаний из каждого предмета, и быть действительно способным применять полученные знания на практике.

Вы не глупы и не бездарны. И вы можете быть профессионалом в любой области, в которой вам только захочется. Нужно только убрать барьеры в виде непонятых слов, которые существуют на этом пути.

Артём Кузнецов

Обновлено 28.07.2017
Статья размещена на сайте 12.10.2010