Марта Матвеева Мастер

Как мы читаем? О разности восприятия и не только

Различное восприятие текста существует, кто бы и что об этом ни думал. Мы, такие непохожие, просто не имеем права мыслить и понимать всё одинаково. Наверное, что-то зависит от образования, где-то «помогает» возраст, чем-то «заведует» кругозор, а иногда влияние оказывают интересы или род занятий. То, на что обратил внимание читатель Х, может вообще пройти мимо читателя Y, а на читателя Z произведёт такое впечатление, что он будет думать о прочитанном несколько дней, да ещё всем знакомым и родным расскажет. Подразумевается, что воспринимался один и тот же текст.

Наверное, многие читали и помнят роман Н. Носова «Незнайка на Луне». На первый взгляд, увлекательная сказка, которая будит детское воображение, рисует разные характеры, а также забавные ситуации, в которые попадают коротышки. Однако есть и скрытый подтекст. Оказывается, писатель Николай Носов в советское время (книга вышла в 1965 году) доступным языком рассказал детям, а заодно и читающим им взрослым, об основах капиталистической экономики, в т. ч. о демпинге, акционерных обществах. Присутствует в ней олигархия, «свободная» пресса, продажная полиция.

Кто на это обратил внимание? Наверняка разобрались в замаскированных «хитростях» автора специалисты с экономическим образованием, люди с критическим складом ума, путешествовавшие, как Незнайка, пусть не на Луну, но по миру. В общем, взрослые дяди и тёти. А что же дети? Много они потеряли, что не поняли «лунного» капитализма? Ничего не потеряли! Прочитанное засело в какой-то ячейке памяти и потом, позднее, помогло им разобраться во многих сложных вещах. Любопытно, что первая книга про Цветочный город воссоздаёт полную картину коммунистического благоденствия малышек и малышей.

Роман любителя кофе француза Александра Дюма «Три мушкетёра» можно смело отнести к бестселлерам, написанным талантливой, да нет, берём выше — гениальной рукой. Не представляется возможным с определённостью сказать, каков жанр романа: исторический? приключенческий? фэнтези? Историзма в нём, прямо скажем, маловато — ни подробных описаний костюмов и амуниции, ни замков или их убранства. Приключений хватает, закрученная интрига хорошенько «приклеивает» к книге, и тогда не лежащие на поверхности мысли писателя незаметно проникают в сознание читающего.

«А Вы умеете дружить? Да-да, я Вас спрашиваю, уважаемый! Почему Вы отвернулись? Да Вы же просто трус!» — и шпага уже выхвачена, первый выпад сделан, защищайтесь! Вот такая она, психология общения с друзьями и врагами по-мушкетёрски. Кто усвоил-ухватил до 14 лет, у того есть шанс стать чистым душой героем-спасителем, верным другом и пылким влюблённым. И только позднее обнаружится, что поклонник романтических приключений умеет разбираться в людях и различает четыре основных типа человеческих характеров, совершенно не осознавая, какую службу сослужили ему в этом Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис.

Другой пример любопытен не только сам по себе, но уже своим заглавием. Это роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим» Даниэля Дефо. Казалось бы, что такого особенного можно найти в дневнике некоего несостоявшегося торговца живым товаром, бразильского плантатора и моряка Робинзона Крузо, кроме, разве что, занимательных описаний островной жизни с одновременным читательским ощущением: «И я бы так смог, если что»?

Оказывается, много-премного всего. Этот роман трактуется как интеллектуальный (Александр Балод «Тайна Робинзона Крузо»), когда целью робинзонады становится поиск смысла жизни. Он рассматривается и как своеобразное изложение истории европейской цивилизации. Может этот роман быть и замечательным руководством по воспитанию человека, его духовному совершенствованию, благодаря ограничениям материального порядка и приближенности к природе. Тема романа — одиночество?.. Или это роман об отношениях слуги и хозяина? А может, это попытка автора уйти от настоящего жестокого мира в страну грёз и фантазий? Интересен и вариант «психологической» трактовки романа по схеме: «Долой все маски! — они не нужны герою, если зрителей в театре нет. Кто ты на самом деле, человек разумный?»

Остановимся и скажем себе: пришло время читать и перечитывать! Позиция «над текстом», а не «точно по тексту» позволяет выйти из предложенной автором логики и найти своё, творческое решение. Разве не в этом вся прелесть такого простого и знакомого каждому чуть ли не с пелёнок занятия на досуге, как чтение?

Обновлено 6.11.2010
Статья размещена на сайте 1.11.2010

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Стругацкие тоже много чего вкладывали в свои произведения. Особенно "Сказка о тройке"

    Оценка статьи: 5

  • Марта Матвеева, "Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок."

    Оценка статьи: 5

  • Все , что сегодня связано с чтением и популяризацией оного как детьми, так и взрослыми, есть дело благое. Отдельное СПС автору за интересную статью. В университетах, к примеру РПГУ им. А. И. Герцена (Петербург) появились целые программы и курсы, к примеру, "Социально-педагогические технологии развития культуры чтения", "рули" государства инертно, но понимают, что без чтения, как столпа и стержня культуры, разум не развивается, если не сказать более радикально - деградирует. Хотя, возможно, это и спорно. Суть коммента не в этом. Благодарю за возможность еще раз поразмышлять над проблемой.
    Действительно в ранее изданных произведениях есть много интересного в части параллелей с сегодняшним днем. Перечитайте скандинавов, к примеру, П. Вале и М. Шеваль "Гибель 31-го отдела", "Полиция, полиция картофельное пюре" - там хорошо описаны будни и "прелести" общества потребления и в частности диктат корпораций по отношению к наемным работникам, нивелирование личности, все то, к чему мы пришли сегодня. Право, стоит читать и перечитывать, в относительно старых книгах лучами авторских мыслей уже освещено многое из того, что нас ждет во всех сферах жизни.

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Кашкаров, приятно, что оценили мою работу и интересно прокомментировали. Обязательно перечитаю скандинавов (а если позволите, впервые прочту, ведь читать и перечитывать никогда не поздно? )

  • Марта Матвеева, надо полагать "продолжение следует"?
    "Жалеть не будут коротышки
    И не потратят время зря,
    Коль будут покупать коврижки
    Конфетной фабрики "Заря"".

    "Незнайка на Луне" одна из моих любимейших книг. Почти настольная. Я и по сей день рекомендую рекламистам прочитать эту книженцию. А кроме того, это великолепный образчик фантастики без наворотов.

    Оценка статьи: 5

  • Интересные мысли.

    Оценка статьи: 5