• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Материалы от компаний
Максим Селинский Копирайтер

Учим английский: как выбрать результативные курсы?

«Здравствуйте!
Что-то я не очень верю в успех английскому языку, раз меня за 10 лет не научили — вряд ли вы меня научите говорить по английски. А уж тем более говорить по-английски не задумываясь (не переводя предварительно сказуемое в уме), а понимая так, как оно есть.»
(Из моей переписки)

Сейчас всё больше и чаще стали попадаться в сети уверения от различных курсов английского языка и даже частных репетиторов, обещающие научить говорить на английском. Но как понять, кому верить?

Основная цель любого, кто хочет выучить язык — свободное общение на нём. (Эту тему мы уже затрагивали в наших статьях в прошлые годы.) Так как обучение английскому языку обычно является платной услугой, а мест обучения со временем становится только больше, понятно, что на рынке образовательных услуг идёт борьба. Как же обычному человеку, который просто хочет выучить и знать английский, понять, где действительно можно получить результат, а где только рекламные призывы, которыми прикрыты прежние, неэффективные способы обучения (то есть старую конфетку завернули в новую обёртку)?

Вначале совсем немного истории. Однажды появился курс английского, который заявил о себе, что владеет технологией, позволяющей за относительно короткий срок (который укладывается в один учебный год) обучить общаться на английском практически любого человека. Общаться — то есть и писать, и говорить. Однако наиболее важным моментом здесь была именно способность говорить — та способность, которую на выходе при обучении во многих школах, курсах, клубах и т. п. получали очень немногие или же на приобретение которой приходилось тратить значительное количество времени. И всё равно в результате значительная часть обучавшихся так и не достигала способности свободно общаться. И курс этот заявлял о себе так: «Хватит учить английский! Начните говорить!», а также «Мы не учим вас грамматике, мы учим вас думать и говорить на английском».

К такому заявлению можно относиться по-разному. Однако, очевидно одно: если человек страстно желал свободно владеть английским и набил уже много шишек о разные курсы, тренинги, школы, репетиторские услуги, а затем читал это заявление, оно всё-же пробуждало в нём надежду. И если этот человек ещё не потерял окончательно веру в то, что есть на свете что-то, что поможет ему достичь свободы в английском, то он откликался на эти слова.

И, конечно же, на них обращал внимание не только такой человек — человек, жаждущий обучиться! На них откликались также и сотрудники компаний, обучающих английскому языку (а равно и частные репетиторы). Почему? Здесь нет секрета (и эта тема также затрагивалась в наших статьях в прошлые годы). Ведь люди, приходившие на обучение, месяцами и годами проходившие разные программы и тренинги — по передовым и классическим методикам, с аудио- и видео- материалами, по супер-учебникам и с использованием «продвинутых компьютерных технологий», — либо бросали обучение, так и не получив желаемой свободы, либо через год-полтора спрашивали себя и своих учителей: «А когда же наступит долгожданный эффект — когда я заговорю?». И преподаватели могли ответить только одно: «нужно больше заниматься», «нужно подучиться», «нужно больше времени уделять языку» и прочие «действенные рекомендации».

Что бы вы ни услышали в ответ, по большому счёту это означало одно: «вообще-то нет гарантии, что мы научим вас». Вам даже могли заявить об этом прямо: «есть люди, неспособные к языкам». К слову сказать, тот самый курс, который возник с новой методикой, заявляющий «Мы не учим вас грамматике. Мы учим вас думать и говорить на английском», доказывал обратное: нет людей, неспособных к языкам. (И об этом тоже можно почитать в наших прошлых статьях. И эту мысль также стали подхватывать, правда, более осторожно, другие школы. Почему более осторожно? Потому что языковому курсу, который так говорит, следовало бы уметь это показать на деле: быть способным научить говорить на английском практически любого обратившегося. А этого не происходило.)

Итак, заинтересованные успехом своего предприятия (в чём нет абсолютно ничего плохого) руководители разных курсов и школ, почувствовали, что слова «Хватит учить английский! Начните говорить!» действительно действуют на людей притягивающее, начали думать, как это использовать в своей работе. Полностью повторить то же самое нельзя, — можно попасть поз закон о нарушении авторских прав. Стали появляться похожие формулировки. Например, такая, упрощённая: «Английский язык в: хватит учить -пора разговаривать!» и прочие. Увидев их, вы узнаете их.

Такая формулировка звучит очень двойственно: с одной стороны она притягивает, так как содержит самое желанное (для желающих знать английский) состояние: «говорить», с другой — фактически, не обещает этого, а лишь подталкивает к действию «ну давайте же, делайте, говорите!» Забавно, да?

Конечно же, можно надеяться, что некоторая часть людей, получая такие подбадривания, действительно прорвётся через все барьеры и заговорит. Ещё один из стимулов подобного рода — «количество переходит в качество» (то есть вся методика состоит, фактически в том, чтобы дать это самое количество) — это и есть упоминавшееся выше «занимайтесь больше/прилежнее/…».

Итак, теперь, уважаемый читатель, вы знаете историю и знаете, почему сейчас существует так много тех, кто призывает начать говорить. Пришло время ответить на вопрос о том, как отличить тех, кто действительно может вам помочь научиться говорить от тех, кто просто этого хотел бы, но не умеет получать заранее запланированный эффект, как результат своей работы. (Это не вина — до тех пор, пока человек стремится найти решение проблемы, а беда. И беда, к счастью, поправимая.)

Всё просто: если вы хотите кого-то чему-то обучить — должна быть чёткая и определённая технология обучения. Если в разделе «Методика» описания какого-то учебного курса английского языка вы читаете что-то вроде

«…стандартный материал по программе может подаваться каждым преподавателем индивидуально. Мы всячески поощряем творческий подход преподавателей к обучению и использование ими самых разнообразных приёмов обучения и дополнительных материалов, расширяющих стандартную программу. В связи с этим программы обучения являются только самой общей схемой, оживляемой индивидуальностью каждого преподавателя.»

то это значит, что никакой технологии обучения английскому не существует. Фактически, в этом тексте написано, что преподавателю дают учебник, на который ориентируется школа (или же преподаватель вообще приходит с собственными наработками и никакой учебник не является обязательным для него) и наделяют его полной свободой действий. То есть школа, фактически, представляет собой репетиторский центр, где каждый отдельный репетитор работает с группой. К слову сказать, не удивительно, что в таких центрах часто нет взаимозаменяемости преподавателей: один заболел, приходит другой и группа понимает, что занимается чем-то, к чему не привыкла (не обязательно хуже, не обязательно лучше).

Почему важна именно технология, а не просто отдельные способы, методы? По определению, технология — это список последовательных шагов, которые, если их в точности выполнить, приводят к запланированному результату. Если этого нет — процесс можно скорее назвать шаманством. А тут результатом обычно является «как повезёт».

Хорошая новость состоит в том, что технология обучения английскому существует и такой результат, как свободное общение на английском, причём результат, полученный достаточно быстро, вполне достижим. Если вы хотите заговорить на английском — приходите на курс английского языка, на котором используется технология обучения, позволяющая вам усвоить английский и начать свободно общаться.

Елена Бабичева begin_of_the_skype_highlighting end_of_the_skype_highlighting,
сотрудник курса английского языка
Прикладного Образования

Статья опубликована в выпуске 29.11.2010
Обновлено 28.12.2010