На правах рекламы
Максим Селинский

Что пропущено в федеральных государственных образовательных стандартах?

С интересом прочитал ФГОС. Замечательная работа и хорошие требования к выпускникам. Общество очень нуждается в таких людях. Но есть тут определённая проблема или даже проблемы. На которых я бы хотел заострить внимание.

Во-первых, даже отлично расписанные навыки по математике и другим предметам, почему-то так и остаются не полученными большинством школьников. Несмотря на долгий опыт преподавания традиционных предметов, наличие вполне хороших учебников (хотя не все современные учебники попадают в число хороших, к сожалению), объёмной методической поддержки и достижений отдельных успешных учеников. То есть все эти благие намерения для большинства школьников остаются на бумаге.

Получается, что пропущено нечто, что не позволяет достичь всеми учащимися очень нужных для работы и жизни навыков. И это нечто остаётся загадкой, так как уровень подготовки школьников продолжает падать, он даже не остаётся тем же! Если раньше ВСЕ ученики наизусть знали таблицу умножения, то сейчас её знают только те, с кем занимались бабушки дома.

Во ФГОС ни слова нет о том, как же изменить эту ситуацию, а это значит, что нечто так и остаётся тайной для специалистов, разработавших ФГОС. Что же это за тайна такая, которая уже веками остаётся неизвестной огромному количеству практиков и теоретиков образования? Приблизился ли кто-то к её открытию?

Да. Хорошая новость состоит в том, что причина провалов и неуспеваемости открыта, методы успешного обучения разработаны и уже много лет успешно применяются во многих школах и других учебных заведениях по всему миру. Ученики таких школ демонстрируют на порядок лучше усвоенные знания, чем обычные школьники. И это не какие-то супер-гениальные дети, прошедшие специальный отбор. Такие результаты получают самые обычные дети, и их учителя отличаются от учителей обычных школ только одним — они знают и умеют применять открытия в области обучения, сделанные известным американским гуманистом Роном Хаббардом в 50−60-х годах прошлого века.

За многие годы его открытия узнали не только в англоговорящих странах, но и во всём мире. Программы и книги давно переведены на большинство языков мира, и в том числе на русский. В России уже много лет существуют школы, успешно применяющие эти открытия. Познакомиться с открытиями можно в Центрах «Прикладного образования» (так на русском звучит название международной организации Applied Scholastics, которая знакомит преподавателей всего мира с этими открытиями), в частности, в головной организации — «Прикладном образовании СНГ» в Москве.

Вторая проблема, о которой я хочу сказать — отсутствие предметов и учебников в школьной программе, которые бы позволили добиться результатов, записанных в ФГОС: «Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. Опыт общения со сверстниками и взрослыми». И далее: «Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению. Деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности…»

Для традиционных предметов есть апробированные учебники, в которых есть все необходимые данные и описания, и ученики могут получить эти навыки на уроках математики, русского языка и других уроках.
Например: «В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать значимые части слова; признаки изученных частей речи; …В результате изучения математики ученик должен знать/понимать последовательность чисел в пределах 100 000; таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; таблицу умножения и деления однозначных чисел…»

То есть — для приведённых примеров есть учебники, преподаватели подготовлены, обучение идёт практически с античных времён, в учебниках есть соответствующие определения, есть упражнения, выполняя которые ученики могут понять и усвоить эти данные. И всё же по-прежнему многие школьники это не усваивают, о причинах чего я написал в начале своей статьи.

Но на каком предмете и по каким учебникам, какие учителя могут научить таким нужным для жизни и работы навыкам, указанным в ФГОС: «В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения«? И далее, в разделе «СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», подраздел «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности»: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. …коммуникативной деятельности…»

Как мы можем видеть из жизни — очень многим не хватает навыков общения для успеха на работе, учёбе, в семье. Очень многие не могут поставить цель, разработать план её успешного достижения и достичь этой цели. Многие не умеют оценивать результаты работы, поведение других людей (в том числе не умеют это делать учителя в школах, из-за чего масса расстройств у учеников из-за произвольных оценок. А неумение оценить личность учеников приводит к серьёзным трудностям в некоторых случаях — для других школьников, учителей и в конце концов — для общества).

По каким же учебникам и на каком школьном предмете, по какой методике и кто научит школьников этим навыкам, если ими не владеют сами учителя? (Математикой и другими предметами учителя в основе своей отлично владеют.)

Как же научились этому те, кто всё же достигает успеха? Обычно на своих собственных шишках и своём опыте. На случайно найденных книгах в магазинах или у друзей. Систематично этому не учат ни в школах, ни в вузах.
Считается, что навыки общения люди получают на практике. Только это напоминает обучение плаванию способом бросания в стремнину. Да, кто-то чему-то научается, но многие-то тонут! Ведь даже по отличным учебникам многие не могут научиться математике, хотя их годами этому учат. А тут даже нет учебников, нет педагогов по общению, по умению оценивать, по целям — насколько же логично ждать высоких достижений? Им просто неоткуда взяться! Те, кто достиг результата, достиг его сам, каким-то таинственным образом, и он не знает обычно — как этого же могут достичь другие. Как же решить эту проблему?

И здесь тоже можно получить помощь от «Прикладного образования». Там уже давно есть составленные и успешно предоставляемые программы, на которых любой может улучшить свои коммуникативные навыки, научиться оценивать данные и результаты, а также и других людей.

Научиться ставить цели, планировать их достижение и достигать запланированного результата.

Моей целью не является реклама «Прикладного образования». Я просто обратил внимание на некоторые проблемы, которые имеются в современном российском образовании и для которых нет решения во ФГОС, а также на некоторые требования, которые во ФГОС просто продекларированы, но про которые никогда даже не задумывались — как их достичь. И потому достижение их не было организовано и не было исследовано — как же их достигать (например, как улучшить навыки общения). Эти проблемы не решены в школе сейчас и не были решены никогда. Возможно, прямо сейчас где-то в Академии педагогических наук кто-то над этим работает. Но раз никто не опубликовал никаких даже приблизительно похожих на решение проблем отчётов, то мне думается, что в ближайшее время новые и практичные решения и не появятся. В этом свете решения, которые предлагает «Прикладное образование», и которые можно увидеть, изучить и опробовать, могут помочь достичь тех целей, которые ставятся во ФГОС.

Игорь Казаринов

Обновлено 2.12.2014
Статья размещена на сайте 30.11.2010