Вероника Нистоцкая Мастер

Что такое проблемное обучение? Инновационные методики обучения

Одной из разновидностей инновационной методики в образовании является проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ученика. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа.

Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Рассмотрим каждое понятие более конкретно.

Проблемный вопрос — это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Например, вопрос «Какая цифра идет в арифметической прогрессии после 5?» имеет воспроизводящий характер, а вопрос «Почему цифра 5 пишется именно таким образом?» носит проблемный характер.

Проблемная задача — это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.

Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.

Проблемная ситуация — это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Проблемные ситуации бывают следующих типов:

1. Учащиеся не знают способа решения задачи и не могут ответить на проблемный вопрос, то есть не имеют необходимых знаний для решения задачи.

2. Учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают лишь старыми знаниями, которых не хватает для решения данной задачи.

3. У учеников возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью.

4. У учеников возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретических знаний.

Структура урока в этом подходе отличается от традиционного урока и включает три этапа:

1. Актуализация опорных знаний и способов действия.

2. Усвоение новых понятий и способов деятельности.

3. Применение их и формирование умений и навыков.

Первоначально принцип проблемного обучения использовался как имитация поиска, когда учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником, и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда образовательный продукт неизвестен не только ученику, но и учителю.

Обновлено 5.01.2011
Статья размещена на сайте 3.01.2011

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Материал статьи подготовлен по книге А.В. Хуторского "Практикум по дидактике и методикам".

  • Юлия Зуева Читатель 12 ноября 2012 в 16:48 отредактирован 27 мая 2018 в 20:00

    Представлены рабочие понятия или понятия авторские?

  • Татьяна Фёдорова Читатель 4 февраля 2011 в 15:21 отредактирован 25 мая 2018 в 08:12

    Вероника! Мне понравился Ваш подход! Более того скажу что возможность обучения с помощью предложенного Вами метода есть и для взрослых. Этот метод применяется для обучения взрослых справляться со своими проблемами, развивать способности и качественно взаимодействовать друг с другом.
    Приглашаю Вас и всех, кто заинтересовался вместе со мной сходить на семинар "Транспарентное взаимодействие: право, мораль и нравтсвенность как средства управления социальнрыми процессами".