Анна Бердникова Грандмастер

Обучение по системе Монтессори не гарантирует результата?

Монтессори-обучение не дает (не гарантирует) конкретного результата, который можно было бы приписать именно ей, а не характеру конкретного ребенка, его окружению и принципам семейного воспитания.

Да, к сожалению, невозможно определить, что из умений ребенка обусловлено именно приемами монтессори-педагогики, а что какими-либо другими условиями его развития.

Мы можем лишь предполагать, что те или иные компоненты занятия способствуют развитию тех или иных качеств ребенка, его навыков и умений. Как, впрочем, и при занятиях в рамках любого другого педагогического подхода.

Так, например, согласно постулатам гуманистической педагогики принятия (Ш.А. Амонашвили), если ребенку создать безоценочную атмосферу поддержки и принятия, он сможет максимально полно раскрыть свой потенциал возможностей и способностей, заложенных в него природой. Конечно, его необходимо поддерживать, негативная оценка самого ребенка часто приводит к утрате познавательной мотивации и другим плачевным последствиям. Однако не представляется возможным определить, насколько успехи ребенка обусловлены его собственным талантом, и какой процент в этом успехе обусловлен гуманистическим педагогическим воздействием.

Безусловно, обучение ребенка в зоне его ближайшего развития (развивающее обучение Эльконина-Давыдова), вносит свой вклад в достижения ребенка, но измерить именно его также не представляется возможным.

Рассмотрим, как соотносятся технологические элементы занятия в монтессори-классе и возрастные особенности обучающегося ребенка.

Итак, основная аудитория группы «Вместе с мамой» — это мамы и малыши в возрасте от года до двух. Рассмотрим, какими возрастными особенностями обладает ребенок этого возраста. Около года действия ребенка начинают определяться не только сиюминутной ситуацией, но и начавшей развиваться образной памятью. Он может снова и снова повторять действия, добиваясь предсказуемого результата. Повторить действие, которое запомнил, ребенок может не только сразу за мамой или педагогом, но и через несколько дней, на следующем занятии. Это умение готовит ребенка к его следующему этапу в развитии — активному исследованию окружающего мира методом проб и ошибок.

Этот период в жизни малыша был назван Ж. Пиаже «маленьким ученым». В это время ребенок быстро учится самому разнообразному манипулированию с предметами, даже довольно тонкому. Разнообразная развивающая среда монтессори-класса в значительной мере этому способствует. К примеру, ребенок в возрасте 1,3−1,5 вполне может освоить прием раскладывания мелких бусин по пробиркам. Сначала вместе с мамой, а затем и самостоятельно. Многократное повторение ставшего стереотипным действия — раскладывания шариков по лункам, складывание салфеток в колбу, размещение цилиндров по соответствующим отверстиям или украшение елки пластилиновыми шариками — убеждает ребенка в постоянстве предметов, стабильности окружающего мира, то есть отвечает его ожиданиям, соответствует возрастным особенностям, а следовательно, способствует его развитию.

Общению с мамой на протяжении занятия следует уделить особо внимание. Подавляющее большинство детей мотивировано развивать свои навыки и умения, во-первых, собственным положительным опытом, во-вторых, чувствительностью окружения к его действиям. На протяжении всего полуторачасового занятия мама и ребенок находятся в постоянном контакте и речевом общении, что способствует речевому и когнитивному развитию малыша.

В обычном ежедневном распорядке даже неработающей маме бывает трудно выделить такое количество времени, чтобы посвятить его исключительно взаимодействию с ребенком, не отрываясь на рабочие и бытовые моменты. Благодаря маме ребенок получает положительный опыт в совершении тех или иных действий, а также ее позитивную реакцию на его свершения. Присутствие и вмешательство педагога помогает маме выдерживать максимально развивающую линию поведения с ребенком. Например, не совершать каких-то действий за ребенка: когда очень хочется перейти к другому материалу, или чтобы созданное ребенком выглядело максимально привлекательно.

Таким образом, хотя вклад именно монтессори-занятий в развитие каждого посещающего их ребенка измерить невозможно, тем не менее, его наличие отрицать не имеет смысла.

Обновлено 24.07.2015
Статья размещена на сайте 7.01.2011

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Соколов Сергей Соколов Читатель 13 января 2011 в 21:19 отредактирован 25 мая 2018 в 06:05
    Противоречия монтессори-занятий

    В который раз встречается противоречивые дынные о данной системе. Наверное, лучше не рисковать, а пользоваться традиционными методами. Пойду, лучше куплю игрушку

    • Сергей Соколов, а в чем риск? Всегда можно сходить на занятия в детсаду, или классе, или группе Монтессори, посмотреть, сделать вывод самому. Я вот ходила и смотрела. Как уже писала в комментарии к одной из предыдущих статей Анны, самое главное, что дети любят свой садик, идут туда с радостью - им там интересно и хорошо. Более того, иной раз вечером уходить не хотят - что-то еще не доделали, не доиграли...
      Против игрушек никто ничего не имеет. Мои внучки в них играют так же, как и другие дети - в куклы, мячики, кубики, пазлы и все прочее.

      Оценка статьи: 5

  • Иллюзия измеримости

    СМИ ведут с нами постоянную игру в достижения увеличение процентов ит.д. Социология, ничто иное как попытка измерить неизмеримое - настроение общества. Нас зомбируют этими цифрами и мы пытаемся всё везде измерить. Это не более, чем миф.
    На самом деле, особенно в воспитании, гораздо важнее качественный результат.
    А если ещё учесть работу подсознания, которое работает срыто и без видимого результата на заметном протяжении времени, то становится ясно, что в ребёнка просто надо вкладывть усилия и набираться терпения. Пройдёт время и результат проявится.
    Когда сын был ребёнком, четверть века назад, мы использовали книгу "Развивающие игры" и сами с женой вырезали картинки Монтессори.

    Оценка статьи: 5