Елена Тимофеева Профессионал

Упражнения для постановки голоса. А вы знаете, каким бывает блаженство?

«Какое блаженство для певца, — писал К. С. Станиславский, — точно как и для драматического артиста, „быть в голосе“ — чувствовать, что можно управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все малейшие детали, переливы, оттенки творчества».

Как же добиться того, чтобы голос был благозвучным? Прежде всего, нужно найти свой истинно-природный тембр, освободив его от мышечного и психологического зажимов. Снятие зажимов теснейшим образом связано с навыком пользования дыханием во время речи.

Вдох делаем носом глубокий и короткий так, чтобы плечи не поднимались, а рёбра раскрывались, как крылья бабочки. А вот выдыхать, при различных типах речи, нужно по-разному. Предлагаю освоить все три типа на практике, а нечего воду лить!

Первый (по терминологии С. Волконского) — «Сам вытекает в природу». Чтобы понять, как это — применяем упражнение…

«Звукоподражатель»

Вспомните звуки природы и воспроизведите их .

Свист ветра: ссссссссс. Шум леса: шшшшшш. Жужжание пчелы: жжжжжж. Надоедливый звук комара: зъзъзъзъзъ… Делайте всё спокойно, свободно, чтобы после шумного вдоха и секундной задержки дыхания звук беспрепятственно «вытекал в природу».

Второй вид выдоха, «С силой выгоняется», применим в упражнении…

«Дровокол»

И если подражать звукам природы вы спокойненько могли не вставая со стула, то тут уж придётся взять в руки топор (можно воображаемый) и подражать движениям дровокола. Шумный вдох носом делаем, закидывая руки за голову, а удар топора сопровождаем междометием «э!». Будьте осторожны и не переусердствуйте с этим упражнением, может закружиться голова!

Ну и третий вид выдоха, при котором воздух «Рывками выталкивается», лучше всего иллюстрировать на упражнении…

«Аэрозоль»

Помните, какой звук издают баллончики, если надавливать распылитель коротко и резко? Энергично и отрывисто произносим: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф…» При этом, после каждой серии звуков, применяем уже знакомый вдох и задержку дыхания.

После того как вдох и выдох стали осознанными и тренированными, можно приступать к свободному звучанию голоса, с ощущением резонанса. Стоп! Я, конечно, не сомневаюсь, что вы знакомы с понятием резонанс и даже догадываетесь, что бы могло означать словосочетание «с ощущением резонанса», но я всё-таки уточню, о чём в конкретном случае идёт речь.

Резонансное колебание звуковых волн усиливает звук, а это именно то, что нужно, чтобы вас слышали в последнем ряду. Зачем надрывать голосовые связки, если можно использовать, помимо опорного дыхания, ещё и законы физики?

Куполообразные крыши исторических сооружений свидетельствуют о том, что люди знали об этом с давних времён. Более того, в стенах древних церквей, где собиралось много людей и насущно стоял вопрос, как усилить голос проповедника, были найдены пустые сосуды, которые использовались с этой целью. Мы прекрасно знаем, как гулко звучат любые звуки в пустом помещении, значит, что? Пустоты усиливают звук! И в нашем теле есть пустоты, которые можно для этого использовать. Под «маской» нашего лица в районе переносицы расположен головной резонатор, а в районе грудной клетки — грудной резонатор.

А как же найти истинный тембр, золотую серединку, «центр» голоса? На помощь приходит упражнение…

«Стон»

Вообразите, что у вас болит горло или вы просто устали и хочется постонать на звуке «м». Стон — это именно такой звук, который беспрепятственно выходит из гортани спокойно и монотонно. Обязательно проверьте, чтобы мышцы были расслаблены, и вы не только услышите, но и почувствуете резонирование (вибрации) в области «маски». Поочерёдно добавляйте к звуку «м» гласные «и», «э», «а», «о», «у», «ы».

Следующий шаг, закрепляющий ваше свободное звучание, упражнение с сонорным согласным «н». Нужно из стона постепенно «вылепить» фразу «Ноннина няня Нонну на ночь намыла» и опять перейти на стон. Не забывайте, что вдохнуть нужно глубоко, но коротко, задержать дыхание и сделать это упражнение на одном дыхании.

Всё, только что прочитано, на практике лучше осваивать не с одного раза. Педагоги, обучающие этой методике, рекомендуют уделять этим занятиям 10−15 мин в день, не более. Но уже через несколько дней вы почувствуете, как раскрываются для вдоха рёбра, что такое вибрации в области «маски» и груди, и услышите свой истинно природный благозвучный голос.

Обновлено 17.01.2011
Статья размещена на сайте 9.01.2011

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Тимофеева, я тоже помычал . Надеюсь, никто не заметил. Кстати - резонанс в масочной области держится в довольно большом диапазоне, а в груди - нет..

    • Юрий Лях, Кстати - резонанс в масочной области держится в довольно большом диапазоне, а в груди - нет..
      Потому что гудите связками, как привыкли, а не гортанью.

      Оценка статьи: 4

  • По-моему формат статьи маловат для хотя бы краткого перечисления того, как и где в организме образуется примарный тон — первичный звук, какова основная роль голосовых связок и их влияние на рождённый звук, как обнаружить этот звук и настроиться на него, и как пройти период тренировок, чтобы естественный голос начал звучать объёмно и глубоко.

    «Зачем надрывать голосовые связки, если можно использовать, помимо опорного дыхания, ещё и законы физики?»

    Верно. Но хотя бы назвать эти законы было бы неплохо. Чтобы представлять, что Вы имеете в виду.

    «Не забывайте, что вдохнуть нужно глубоко, но коротко, задержать дыхание и сделать это упражнение на одном дыхании».

    Это противоречит принципу малого дыхания при естественном звукоизвлечении. Настоящий примарный тон рождается в расслабленной гортани, — Вы называете это место «грудным резонатором», — а короткий глубокий вдох и перебор воздуха в лёгких вызывают её напряжение, отчего звук «поднимается» к голосовым связкам и не получается объёмным. Такие тренеры, как Багрунов и Конин используют и учат технике малого дыхания. Сами они говорят почти не дыша. И их прекрасно слышно.

    В целом статья написана хорошо. Грамотно и понятно. Читается легко.

    Хотя бы обозначили тему. Уже хорошо.

    Оценка статьи: 4

    • Николай Лаврентьев, отличный коммент! Удивляло, как Н.Королева могла петь без вдоха - есть у нее такая песенка. За несколько десятых секунды успевала сделать вдох?.

      • Юрий Лях,
        Спасибо! Посмотрите ещё мой коммент на вторую статью этого же автора.
        Если Вы представляете себе, что такое резонанс, то быстро уловите суть: обычно певцы «выдувают» воздух из лёгких, в результате чего связки начинают вибрировать и издавать звук. Я бы назвал это флаттером, а не резонансом. Резонанс же не требует такого большого потока воздуха, ибо в данном случае — это объёмный резонанс. Полные, набитые воздухом лёгкие, не позволяют резонансу возникнуть, потому что поддавливают гортань изнутри и не дают ей расслабиться. Естественное звучание начинается, когда легкие заполнены примерно на половину или 2/3 объёма. Это не требует напряжения. Звук истекает легко и свободно. Если Вы его поймаете, то рукой обнаружите вибрацию в области грудины или рёбер. Для этого достаточно сесть прямо, расслабиться, и после совсем небольшого вдоха, попытаться издать короткий стон на выдохе. При этом Вы пальцами или ладонью сможете локализовать область вибрации. Это примарный тон — Ваш естественный природный голос. Непохож на Ваш нынешний, правда? Первым его обнаружил полевой лекарь (кажется, по фамилии Грузинов) в 1812 году на Бородинском поле сразу после битвы. Когда он поднимал убитых, но ещё не остывших воинов, многие из них издавали именно такой звук. Этот звук точно не исходил из голосовых связок. Он исходил из глубины тела. Вот тогда и задумались, что бы это могло быть.

        Оценка статьи: 4

        • Николай Лаврентьев, грудь почему-то резонирует на низком звучании - у меня разговорный тон повыше будет.

          • Юрий Лях, во-о-от! Это уже ближе к делу будет! Разговорны тон конечно выше. Вы же, как и большинство, пока говорите связками. Когда научитесь извлекать природный голос, будете говорить ниже, причём слышно Вас будет намного дальше, потому что природный голос имеет очень высокую проникающую способность.
            Однажды, желая узнать, не просрочен ли кефир, я таким голосом тихонечко и наклонившись поближе спросил кассиршу в магазине "а какое сегодня число?" Так в мою сторону повернулись четыре ближайшие кассирши, а пятая, не поворачивая головы ответила. Почему? Потому что природу не обманешь. Женщина слышит природный мужской голос и нередко "дуреет" на глазах. Однажды я говорил с одной по телефону. Она в течение полутора минут три раза задала мне один и тот же вопрос, на который я трижды ответил. Но она услышала не ЧТО я сказал, а КАК.

            Оценка статьи: 4

            • Николай Лаврентьев, Будем тренироваться . только, кажется, на основном тоне тяжелее передавать эмоциональную окраску. И диапазон уменьшается - опускать же ниже особенно больше некуда.
              Может, автор и по вокалу статьи напишет. А то когда-то была статья - подбирать тональность под пылесос.

              • Юрий Лях, ну, разумеется. Примарный тон - это основной тон. От него Вы отталкиваетесь. И на него опираетесь. Менять его в сторону повышения легко. Высота основного тона зависит от объёма резонатора. Чем меньше его объём, тем выше тон. Тем не менее, звук всё равно остаётся гортанным, а не связочным. Так что диапазон только расширяется - ведь на связки Вы в любой момент можете перейти. Тут тот случай, что на пальцах трудно объяснить. Надо показывать и слышать Вас.

                Оценка статьи: 4

                • Николай Лаврентьев, "ведь на связки Вы в любой момент можете перейти" - На связки - это на фальцет? Вообще - столько тонкостей. А итальянские кастраты - у них гортань уменьшается из-за гормональной перестройки, что ли?

                  • Юрий Лях, перейти на связки, значит вернуться к своему привычному необъёмному голосу.

                    Фальцет, это, похоже, что-то вроде третьей гармоники колебательного процесса. Точно не знаю. Но это точно связки — не гортань. Только, как я полагаю, это связки сильно натянутые, напряжённые. Оттого и частота колебаний высокая.
                    Про кастратов не знаю. Какие у них там изменения происходят, не знаю. Разница в высоте примарного тона у мужчин и женщин, по-моему, объясняется физиологическими причинами: просто объём гортани при прочих более-менее равных параметрах тела у мужчин больше. Например, кадык у мужчин виден, а у женщин его нет.

                    Оценка статьи: 4

  • Чуть ли не методическое пособие.. Интересно. Даже начал упражняться.

    Оценка статьи: 5