• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Артем Шаврин Дебютант

Дистанционное образование: насколько оно эффективно?

В далеком 1989-м получить степень MBA (Master of business administration), обучаясь при этом дистанционно, было достаточно трудно — во всем мире существовало всего 5 образовательных программ, имеющих соответствующую аккредитацию. Но уже в начале XXI века в базе данных ведущих мировых справочников по образованию подобных программ значилось более сотни.

Дистанционная форма обучения становится все более популярной и активно используется в наши дни как для получения основного образования (в т.ч. и школьного), так и для повышения квалификации сотрудников компаний.

Обучение на расстоянии имеет ряд значительных преимуществ, по сравнению с традиционной очной формой:

  • оно игнорирует расстояния между городами, странами, континентами;
  • свободный график удобен для работающих студентов;
  • люди с ограниченными возможностями получают шанс занять достойное место в жизни и т. д.

Тем не менее специфика образовательного процесса, отсутствие четкой системы контроля постоянно ставит вопрос: «Насколько такое обучение эффективно? Способно ли оно подготовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда?»

Социологические исследования, проведенные в США и Канаде, показали, что студенты очной и дистанционной формы обучения не уступают друг другу по общему уровню подготовки. Частные различия между исследуемыми группами наблюдаются по тем параметрам, которые непосредственно определяются спецификой учебного процесса.

  • Так студенты, обучающиеся дистанционно, имеют больший объем теоретических знаний и лучше понимают современные технологии.
  • В свою очередь, студенты-очники более эффективно используют полученные знания на практике и легче налаживают социальные связи.
  • При этом, в среднем, студенты обеих исследуемых групп показали положительные результаты по всем параметрам, характеризующим уровень учебной подготовки.

На основании результатов исследований западные социологи делают вывод, что дистанционное образование в настоящее время вполне способно стать альтернативой традиционной практике ежедневного посещения вузов. Конечно, различия между очной и дистанционной формой обучения велики, и они могут стать причиной неудач в освоении учебной программы. Но в среднем навыки и знания, получаемые в процессе обучения как в первом, так и во втором случае, одинаково ценны и востребованы в профессиональной практике. Индивидуальные качества, жизненная ситуация — то, чем определяется предпочтительность той или иной формы обучения.

Важный фактор, который следует учитывать абитуриенту — отношение общественности к системе дистанционного образования. Далеко не все директора, менеджеры по персоналу готовы воспринимать специалиста, обучавшегося дистанционно, в качестве равного коллегам, обучавшимся по дневной форме. Согласно статистике, даже наличие у соискателя степени MBA не является панацеей от негативных стереотипов работодателей.

Скептицизм становится незначительным, если учебное заведение, выдавшее диплом, известно потенциальным работодателям. Этот момент очень важен: аудитория студентов, обучающихся по программам дистанционного образования, не ограничена территориальными рамками, но наибольшие шансы при трудоустройстве имеют те выпускники, которые планируют жить и работать в географической близости от учреждения, предоставляющего образование.

Исключением являются университеты (институты, колледжи), пользующиеся огромной популярностью за пределами региона или даже страны. Статус выпускников таких учреждений в большинстве случаев непререкаем.

При всей своей перспективности дистанционное образование в наши дни лишь получает всемирное признание и относительно недавно приобрело технологическую базу, позволившую конкурировать с очной формой обучения. Ближайшие десятилетия покажут, сможет ли новомодная тенденция пошатнуть устоявшийся авторитет старой школы, а новые технологии — заменить многовековую практику ежедневного общения наставника и ученика.

Статья опубликована в выпуске 17.01.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сам учился или как?

    Почему-то не говорится об одной из основных причин недоверия к дистанционному образованию - часто невозможно проверить учился студент сам или просто покупал "диплом в рассрочку", заказывая сдачу экзаменов и написание контрольных на стороне.
    Сама частенько так подрабатывала, и могу понять, когда просят сдать непрофильный экзамен, чтобы не терять время - люди-то, как правило, учатся работающие. Но бывают и такие которые заказывают все предметы подряд и на вопрос "читать будете или сразу работу отправлять в институт?", отвечают: "- а зачем?"

    • Людмила Половинкина, так это проверить можно только "протестировав" претендента на вакансию уже на рабочем месте. Впрочем, у очника ведь тоже не написано на лице, купил он диплом или получил за знания.
      Потому что бывает так, что человек получает второе и последующие образование уже для себя. А то и просто для подтверждения своей квалификации, наработанной практикой. Сама такая, работаю по специальности уже лет 15, а диплома именно по этой профессии не было. Училась заочно для своего спокойствия.

      Оценка статьи: 5

    • Людмила Половинкина, студент дневной формы обучения абсолютно так же, как заочник, может купить диплом, если сам ничего не делает, но уже работает, или просто не умеет и не хочет учиться. Да ведь то, что у нас называется дистанционным образованием, обычно все то же заочное - студент весь семестр не учится, потом приезжает на две недели на сессию, где прослушивает до предела сокращенный курс лекций и сдает экзамен или зачет.
      Дистанционное же образование, в том виде, в каком оно задумано и во многих местах осуществляется за рубежом, предполагает постоянное выполнение заданий к определенному сроку, и тут же после проверки студент получает новое задание. Студент пользуется консультациями преподавателей с помощью электронной почты, телефона, скайпа или сайта учебного заведения, он участвует в в видеоконференциях и вебсеминарах. Таким образом, он учится не от случая к случаю, а постоянно. Понятно, что нам до этого пока, как до луны. Но эта форма мне кажется очень перспективной. А уж для lifelong learning это первейший способ обучения, и уже существует большое количество бесплатных курсов и вебинаров, к примеру, на английском языке.

      Оценка статьи: 5

  • Артем Шаврин, прочитав название, решила, что это сиквел статей другого автора, написанных без интереса и вдохновения. Но Вы написали очень хорошо, с пониманием дела. Мне Ваша статья очень понравилась.

    Оценка статьи: 5

  • Артем Шаврин, Знакомый преподает в институте. Заочники сейчас воспринимаются как возможность подработки преподов. Как я в разговоре понял, только каждый десятый заочник делает курсовые и дипломы сам.

  • Юрий Лях, А у очников статистика известна?
    А вообще, в статье речь шло в основном о "западном" образовании, где отношение к ДО посерьезнее, да и само обучение мало походе на нашу "заочку".