Людмила Есипова Мастер

Как научить ребенка произносить шипящие звуки, или Жужжит над жимолостью жук

Хотелось бы поговорить на тему речевых проблем у детей и о том, как их эффективно решить общими усилиями.

Современные дети (впрочем, может быть, это только мне попадаются подобные детишки), развиваются как головастики. Очень высокий интеллектуальный потенциал и сниженные возможности моторного и артикуляционного развития. Ну, нет у них доминантного полушария, как мы к этому привыкли! У них оба полушария доминантные. Точнее, равноправные, хотя сначала это диагностируется как недоразвитие. Поэтому они схватывают информацию сразу, целиком. Больше ощущениями, чем логикой. Их легче учить читать сразу целыми словами, а не по слогам. А это, заметьте, при нашей методике обучения в школе очень непросто. Результат задачи тоже рождается у них сразу, а не поэтапно, и больше похож на озарение.

Вот и судите — как учить их, и что считать патологией, а что — нормой?

Мало кто из родителей обращает внимание на особенности речевого развития своих двух-трехлетних детей. Болтливость малышей, которые используют «свои» слова, понятные только избранному кругу взрослых, умиляет. Взрослые начинают сюсюкать и коверкать слова так же и, тем самым, оказывают малышу «медвежью услугу». Если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была правильной и грамотной, необходимо как можно больше разговаривать с ним, четко произнося слова, особенно окончания и предлоги.
Читать ему стихи не торопясь и ритмично, без особой эмоциональности, спокойным, ровным, даже протяжным голосом. Поощрять ребенка договаривать слова-рифмы в стихах, воспитывая чувство слова и ритма. Сочинять очень простые, но эффективные двустишья типа: «БА-БА-БА. ВОТ ЛЕЖИТ ТРУБА». Желательно, чтобы малыш сам заканчивал строчку и повторял, по возможности, все двустишье.

А теперь обратим внимание на конкретные, трудно выговариваемые звуки.
К шипящим относятся Ш Ж Щ Ч. Обычно замечают неправильное произношение звуков Ж и Ш. Причем звук Ш обычно не очень режет слух — шипения можно достичь разными способами. А вот звук Ж просто так не скроешь. Он или есть, или его нет. Поэтому ставить шипящие нужно со звука Ж.

Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребенок не может расслабить язык и растянуть его широко. Так, чтобы края как бы наваливались на боковые верхние зубы.
Поэтому полезно сначала научить язык расслабляться. Для этого нужно положить его на нижние зубы, как блинчик, и пришлепывать верхними зубками по языку. Сделать ему своеобразное «атата». Затем дать языку полежать спокойно, не двигаясь, на нижних зубах. Упражнение считается усвоенным, когда делается легко и свободно.

Руками изобразить всем известную позу «чашечки», как будто в ладошки нужно налить и удержать водичку. Язычок должен повторить эту позу. Желательно за зубами, а не высунутым вперед. Произнести звук ЗЗЗЗЗЗЗ. Конечно, этот звук не получится, а получится ЖЖЖЖЖ.
Таким образом нужно обмануть речевую привычку произносить вместо Ж черт знает что.
Как только звук начал получаться, нужно вводить его в слоги. Можно воспользоваться универсальным шаблоном для любого звука.

Берете карандаш и рисуете большую, высокую букву Ж. А рядом с ней, справа и слева, в столбик гласные первого порядка


Затем соединяете черточкой каждую гласную с нашим переростком, буквой Ж. Получается жучок-паучок. Далее, в производном порядке, сочетаете гласные со звуком Ж.
Например, АЖА. АЖО. АЖУ.
АЖА. ОЖА. УЖА.
АЖА. ОЖО. УЖУ. И т.д., как ваша фантазия позволит.
Если трудно начинать со звука гласного, можно его отбросить и произносить один слог — ЖА. ЖО…

Со звуком Ш после того как поставили звук Ж, работать одно удовольствие. Он сам появляется. Так же легко подобраться и к звуку Щ.

Звук Ч тоже относится к шипящим. Но он состоит из двух звуков — ТЬ и Щ. То есть, язык должен сначала ударить по альвеолам, а потом расслабиться и пропустить сквозь узкую щель звук Щ. При повышенном тонусе языка у детишек это получается плохо. Нужно прочувствовать сначала ТЬ, а потом соединить с Щ. Сначала медленно, а потом с ускорением, до полного слияния. Ни в коем случае нельзя напрягаться.

А дальше начинается самое интересное, по крайней мере, для меня, как логопеда. Сочиняем и запоминаем скороговорки, двустишья. Придумываем сказки, в которых нашего звука — навалом.

И соблюдаем правило хорошего логопеда: обращаем внимание на произношение только тех звуков, с которыми работали. Остальные пока пропускаем мимо уха. Настанет и их час.

Обновлено 3.04.2007
Статья размещена на сайте 20.03.2007

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: