Олег Банцекин Грандмастер

Как написать киносценарий?

Обычно советы дают мастера своего дела. И на мой взгляд, это совершенно неправильно! Ведь профессионал давно позабыл все грабли, на которые наступал. Он уже построил свой алгоритм действий, отточил до автоматизма действия, поэтому банально не способен понять трудности новичка. Профи попросту забыл эти мелочи, они у него в подсознании сидят.

Так сложилось, что буквально на днях мне предложили написать сценарий кинофильма (точнее его подвида — телефильма). Собственно, сначала я предложил идею для сценария (причем без всякой меркантильной выгоды, просто от души), а будущий продюсер фильма сказал: «Раз все это у тебя в голове сидит, так и расписывай по сценам!»

Опыт написания у меня на тот момент был нулевой (да и сейчас не сильно ушел вперед).

От сценариста, тем более начинающего, требуется обычно два документа: сценарий литературный и синопсис. Есть еще сценарий режиссерский с раскадровкой и хронометражем, но это уже не наша забота. Пусть Михалков с Бондарчуком мучаются!

Сценарий литературный

Это, скажем так, самый настоящий и полновесный сценарий. Его задача — в художественной форме пересказать фабулу будущего фильма. Пишется он так же, как пишется любое литературное произведение. Вот почему так легко выпустить книгу по фильму. Она ведь практически готова!

Иногда упоминают об отличии в диалогах: сценарные реплики обязаны быть живыми, в отличие от правильных литературных диалогов в художественной литературе. Но в последнее время писатели всех мастей тоже вовсю используют разговорный стиль, посему данное замечание уже, на мой взгляд, не актуально.

Пример литературного сценария:

Летнее утро. По улице спешат по своим делам люди. Из подъезда дома № 7 выходит Антон и вяло двигается к автобусной остановке на той стороне улицы. У светофора он задерживается, дожидаясь зеленого света, а затем, вместе с десятком других прохожих, спешит перейти дорогу. По обе стороны «зебры» урчат моторами автомобили. Светофор пиканьем отмеряет секунды, отведенные на переход улицы.

Или вот так:

Летнее утро. На улице светло. Общий план: жилой дом, около него проезжая часть, светофор. Из подъезда выходит Антон. Он ждет, когда загорится зеленый свет, и переходит улицу, двигаясь в сторону камеры. Следующий план. Забор, за ним находится парк. Антон идет вдоль забора, камера следует за ним.

И так далее по каждой сцене: кто, что, куда и зачем. То есть литературный сценарий — это подробное описание того, что будет происходить в каждой сцене фильма.

При желании и наличии времени можете сделать даже полноценное описание места действия и поведения героев. Сценарная форма упрощается исключительно из-за временных рамок, ведь все же это не конечный продукт, а лишь часть долгого съемочного процесса.

Как видите, изложение литературного сценария достаточно вольное и не требует знания каких-то особых правил. Однако это допустимо в случае, если вы знаете того, для кого пишете, а они знают вас.

Но что, если вы хотите написать сценарий и лишь потом попытаться его «пристроить»? Вот тут знание формы будет необходимо. Говорят, что в Голливуде есть требование: листы сценария должны быть прошиты тремя скрепками. Иначе сценарий даже не прочтут!

Возьмем другой пример (кинофильм «Умница Уилл Хантинг», перевод kinotime.ru).

ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ:
ЭКСТ. ЮЖНЫЙ БОСТОН. ПАРАД В ДЕНЬ СВЯТОГО ПАТРИКА — ДЕНЬ

ПЕРЕХОД:
ИНТ. БАР ЭЛЬ СТРИТ, ЮЖНЫЙ БОСТОН — ВЕЧЕР

Бар грязный, более чем просто не убран. Даже если здесь работает повар, его сейчас нет на месте. По мере того, как камера панорамирует поперек нескольких пустых столиков, мы почти слышим запах вчерашнего пива и рассыпанной закуски на полу.

ЧАКИ:
- О, Боже, у меня для вас, ребята, просто самая офигенная история.

По мере того как камера поднимается, мы находим ЧЕТЫРЕХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, сидящих вокруг стола прямо позади барной стойки.

ВСЕ (хором):
 — О нет. Опять начинается.

Это тоже литературный сценарий, но оформлен он уже строго по правилам. Такое необходимо, если вы предлагаете сценарий киностудии, отправляете его на конкурс, ну или учитесь на факультете сценаристов.

Первое, что надо выучить для написания профессионального сценария, это выучить блочную структуру:

1. Время и место действия.
2. Описание действия.
3. Имя героя.
4. Реплика героя.
5. Ремарка.
6. Титр.

Блоки отличаются разметкой, полями и форматированием. Готовы окунуться в киношную бюрократию? Тогда рекомендую для изучения пособие Ольги Смирновой, которое вы найдёте на сайтах соответствующей тематики.

Синопсис

Времени мало, сроки поджимают, и 80 страниц сценария (примерно столько нужно для полнометражного фильма) писать достаточно долго. А заказчику, продюсеру, режиссеру уже хочется иметь представление о фильме. Тогда вы быстренько набрасываете краткое изложение (собственно, синопсис и переводится как конспект):

Эпизод 1
Главный герой идет по многолюдной улице и заходит в кафе.

Эпизод 2
Садится за столик и достает мобильный телефон. Герой явно чем-то встревожен.

Эпизод 3
К столику подходит официантка. Герой заказывает кофе и смотрит в окно на улицу.

Поскольку мы только пробуем свои силы, то этого на первое время достаточно. Главное, чтобы потенциальный заказчик увидел интересную идею (оригинальный сюжет, просто много смешных шуток в случае комедии).

Вот и все про синопсис. Кратенько, правда?

Маленькие хитрости

Подчиняясь законам драматургии, сценарий должен обладать трехактной структурой. Экранное время разбивается на три акта: завязка, кульминация, развязка. Это даже на уроках литературы в школе проходят (в мое время, по крайней мере, проходили). А дальше мы повторяем этот процесс еще раз: завязку делим на три части, кульминацию и развязку снова делим на три части. Количество этих актов зависит как от хронометража, так и от внутреннего чутья (опыта, мастерства, таланта) сценариста и режиссера.

У меня чутье отсутствовало. Поэтому я просто сделал так: 90 минут поделил на 3 и получил три получасовых эпизода, а те, в свою очередь, поделил на 3 десятиминутные истории, объединенные общими героями и сюжетной линией.

И напоследок — совет. Обязательно посмотрите какой-нибудь любимый фильм, но уже с точки зрения сценариста. Отметьте чередование сцен и попробуйте их описать.

Обновлено 22.05.2011
Статья размещена на сайте 10.05.2011

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • На своей странице опубликовал вторую часть сериала
    Разобрал блочный сценарий https://shkolazhizni.ru//articles/46653/

  • эврика

    спасибо,мне это так нужно и самое удивительное то,что я действительно хочу написать сценарий,спасибо большое уважаемый Олег!

    Оценка статьи: 5

  • Олег Банцекин, значит, даже сравнительно подробный сценарий, типа как в примере с "Хантингом", режиссёр потом "углубляет" сам под себя? Раскадровка - это описание, как именно "гуляет" камера, а хронометраж - сколько именно длится каждое её движение или "взгляд"?

    В таком случае, лишь бы была адекватная "литературная" основа, "умная" и интересная, дальнейшая обработка нужна лишь для удобства режиссёра, чтобы ему было быстрее и комфортнее "законспектировать" свой, куда более подробный сценарий, от которого всё и будет зависеть...

    Слышал такое выражение - если фильм хороший, то все молодцы, а если плохой - режиссёр виноват. Несправедливо! Всё режиссёр определяет. Удачную или неудачную игру актёров опять же пропускает (или не пропускает) именно он и никто другой...

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Коваленко, что значит углубляет? Перерабатывает, вносит свое видение.
      Я не знаю соберусь ли написать вторую часть про блочный сценарий (подробнее) и режиссерский (который не текст, а по сути комикс с таблицей), но постараюсь.

      Задача сценариста написать так, чтобы в голове режиссера/продюсера сразу рождались образы, они буквально видел будущий фильм, читая сценарий. А уж что от оригинала останется никому не ведома. Адабашьян интересно рассказывал про свою работу с Михалковым. Когда они встречаются, хвалят сценарии другого, ругают свои, а в результате появляется нечто третье. По культуре программа была - может где в сети есть.

  • Обычно советы дают мастера своего дела. И на мой взгляд, это совершенно неправильно!
    -после этого имело ли смысл читать? от кого еще слушать советы, как не от профи?

    немного неверно описан синопсис. в синопсисе вольным стилем описывается краткое содержание фильма с подробным описанием ключевых эпизодов. Их не может быть слишком много, иначе режиссеру будет сложно составить правильное впечатление о картине. Объем синопсиса обычно 2-3 страницы для 40-60 минутного фильма, до 5 страниц для многосерийного художественного фильма, 0,5-1 стр -для короткометражного, 5-6 стр. для сериала, не более.

    ну а в целом, хочу пожелать автору удачи на этом сложном, но очень интересном поприще))))

    Оценка статьи: 3

    • Екатерина Полякова, вы дальше чувствую и не читали.
      Слушать надо тех, кто только делает первые шаги. Профи вас ничему не научат. Тому есть причины:
      1) Зачем профи лишний конкурент? Поэтому только общие фразы, духоподъемные речи и ни слова о тонкостях, нюансах, секретах.
      2) Профи надо писать книги, которые будут покупать неофиты. А с одной книги (статьи) сыт не будешь. Поэтому пишут водянистую туфту издание за изданием.
      Посему учиться надо у того, кто впереди тебя на одну, ну максимум две ступени.

      • Олег Банцекин,
        1. Профи -не педагог. Хотите научиться писать сценарии -идите на курсы сценаристов. там как раз профи, и они не боятся конкурентов А не делятся они с вами только потому, что сценарист -это ремесло. Человек потратил время, силы и деньги, чтобы стать профи, а кто-то хочет, чтоб ему за пол-часа все-все рассказали. Не бывает так.

        2. Учиться надо у супер-профи. а то так и зависните на тех двух ступенях.

        Оценка статьи: 3

        • Олег Банцекин Олег Банцекин Грандмастер 23 мая 2011 в 18:45 отредактирован 23 мая 2011 в 18:45

          Екатерина Полякова, да не надо со мной делиться! Мне то сценарий заказали. Просто я этого никогда не делал, поскреб по сусекам, составил представление и накатал. За полчаса, кстати.

          А что значит супер-профи? Кто это, где это? Сценарист Кунг-фу панды - супер-профи или просто профи? А сценарист "Утомленных солцем" всех трех частей ? А сценарист фильма "Кирпич"? Про последний вы и не слышали скорее всего, а я его считаю образцом в плане драматургии и подачи истории.

          Вы не на сценарном факультете учитесь?

          • Олег Банцекин, нет. Но я работала в кино, правила несколько лет сценарии, прописывала в них диалоги, работала в кино, сейчас на ТВ, где раз в неделю "эфирится" документальный фильм.

            Оценка статьи: 3

            • Екатерина Полякова, ну я так и думал. Не бойтесь, у нас будет интернет-проект. Хлеб не отберу. Лучше бы тоже написали статью о сценариях (для тв, например). Посоветовали бы что-нибудь. Может в стране нормальное телевидение появится.

              • Олег Банцекин, я за свой хлеб не опасаюсь, ни вы, ни другие сценаристы мне не конкуренты ))))

                С телесценариями я не работаю, хотя имею возможность ежедневно наблюдать, как они пишутся. А про телевидение как-нибудь напишу.

                Оценка статьи: 3

                • Екатерина Полякова, спасибо!
                  Вот почитайте, что пишет супер-профи Евгений Козловский
                  "Развитие нынешних высоких технологий, ведущее к драматическому удешевлению их продуктов, позволяют сегодня делать кинолюбителю (композитору, художнику) многое из того, что прежде было уделом исключительно профессионалов, да еще и мощно поддержанных государством или богатым спонсором"

                  • Олег Банцекин, это хорошо или плохо на ваш взгляд?

                    Оценка статьи: 3

                    • Екатерина Полякова, это прекрасно!

                      • Олег Банцекин, ну вот и ловите по ТВ результат драматического удешевления. И не удивляйтесь корявому сценарию и невразумительной игре актеров. ибо -непрофи создают.

                        Оценка статьи: 3

                        • Екатерина Полякова, не обязательно ловить результат сего замечательного факта именно по ТВ. А как же артхаус, околоартхаус и малобюджетные хиты? Теперь, при наличии достойной основы, "легенды" и/или стиля можно творить шедевры буквально за 3 копейки, был бы талант, ну разве не прелесть?

                          Оценка статьи: 5

                          • Игорь Коваленко, малобюджетые хиты -это какие именно?

                            знаете, таланты, они безусловно есть. Но в наших реалиях, любой талант -это алмаз. Чтоб сделать из него бриллиант, нужны профи.

                            Оценка статьи: 3

                            • Екатерина Полякова, если не придираться к степени "хитовости" и бюджетности, то вот так сходу вспоминаются "Паранормальное явление", "Все умрут, а я останусь" вкупе с сериалом "Школа", "Колин", "Мыло", "Монстро" и какой-то фильм Ларса фон Триера вкупе с манифестом "Догма". В "Слоне" Гаса ван Сента вроде тоже дорогой объёмной картинки не было...))) Ну да глубоко темой не владею и вникать глубже не собираюсь, по крайней мере пока...

                              Оценка статьи: 5

                              • Игорь Коваленко, хитовость не есть синоним истинного искусства.

                                "Школа" -даааа, простите, давайте прекратим дискуссию. У нас диаметрально разные понятия об искусстве и профессионализме.

                                Оценка статьи: 3

                                • Екатерина Полякова, да ради Бога! Мы её и не начинали, в принципе... Я же говорю - глубже вникать пока не собираюсь. Даже для того, чтобы достойно (или не достойно) Вам оппонировать... Но всё-таки интересно - как назывался тот сериал, в создании которого Вы принимали участие? Наверно, он был ужас до чего профессионален, по всем канонам, красота! А о "Школе" действительно лучше не надо, тем более что Вы просмотрели в лучшем случае пару серий...

                                  Оценка статьи: 5

  • Отвечаю...

    Можно и левой рукой, только чтоб сценарий "был в струе", как говаривала незабвенная Л.Гурченко. Совр. авторы мучительно ищут тему, комбинируют положения и всё выдумывают и выдумывают "новые смеси и композиции". Ни одного "человеческого" фильма за последние 10-15 лет не появились: всё "рыба"* идёт косяками (см. сноску)
    Я писал сценарии короткомтржн, участвовал в конкурсах и был замечен. Я посылал нетленку своего жгучего сценрия "Дворник" многим профи от кино, но все "воротили морды лица".
    Всё из личного и чуть-чуть худвкраплений. Вот синопсис вкрадце. На заре рынка инж-мех, конструктор уходит на пенсию.КБ, междусобойчик "по случаю". Наполеоновские планы в речах. Но случается жестокий облом из-за противных денег и гЁрой устраивается дворником по месту жительства "по наводке" дворничихи. Представляете ломку белого воротничка перед соседями по подъезду? А обязательная медкомиссия? Но усердием на новом поприще он завоёвывает симпатии жильцов. И дальше много интересного в таком же духе, но я щажу ваше внимание и потому обрываюсь "на самом интересном месте" .
    *--- "рыба" это черновой, лабальный текст на мелодию.
    Надо же и о статье,которая хорошая. Я предлагал писать всякие сценари в рамках и формате ШЖ, но не прижилось.

  • я, конечно, писать сценарии не мечтаю, но прочитала с большим интересом: всегда было любопытно, как они там все это снимают, вообще о закулисье кинематографа..если что еще знаете. делитесь с народом! Спасибо!!!!

    Оценка статьи: 5