Елена Литвиненко Профессионал

Как бороться с монотонной речью? Главное оружие - интонирование

Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно — нужно просто придерживаться некоторых правил.

Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

Подумайте сами: основные функции пунктуации — это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания — это указатели пауз! Это правило первое. И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. Это будем считать вторым правилом. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения — от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов.

Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

 — Откуда ты, молодость?
 — А кто твои, молодость,
В жизни герои?
 — Чем в мире дороги
Твои знамениты?
 — А песня какая
С тобой неразлучна?

Интонация голоса почти не повышается.

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в этом упражнении: «Мимозы Мила маме купила».

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?

Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?

Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?

Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. И это правило третье.

Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:

 — Ну, не безобразие ли это?

 — Не обидно ли?

По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

Помимо этого, правило четвёртое: даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура.

Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!

Статья опубликована в выпуске 14.06.2011

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Тимофеева,
    по-моему те, у кого монотонная речь, не напрягаются по этому поводу..бубнят и бубнят..напрягаются слушатели

    Оценка статьи: 5

    • Наташа Деспи , вот уж точно подмечено! НЕуважение к слушателям. А ведь не так трудно уделить немного времени, внимания и проявить трудолюбие во благо себе любимому, да и слушателям полегче станет!

    • Роман Шишка Читатель 15 июня 2011 в 01:12 отредактирован 15 июня 2011 в 01:12

      Наташа Деспи , у меня вот невнятная, непонятная речь. Мелю черт знает что, чуть ли не заикаясь. Хотя..тут проблемы не с языком, а с уверенностью, скорее всего)

  • А может вы знаете как бороться с невнятной или слишком невнятной и быстрой (от нервов) речью?

    • Роман Шишка, если ваша речь такова от нервов, то надо заниматься в первую очередь чем? Нервами. Однако, если это от неуверенности, которую можно охарактеризовать "ой, речь у меня совсем не такая, как мне бы хотелось!", то приглашаю к себе на блог(не уверенна, что могу оставить ссылку, но попробую: veter-peremen.org)

      • Роман Шишка Читатель 15 июня 2011 в 18:17 отредактирован 25 мая 2018 в 09:16

        Елена Тимофеева, я так понимаю, что если я хочу сказать что-то с одной интонацией, произвести одно впечатление, а получается все, как в кривом зеркале Не всегда, но довольно таки часто. Раздражает очень часто..) Зайду к вам! Надеюсь, поможете