Елена Тимофеева Профессионал

Как бороться с монотонной речью? Главное оружие - интонирование

Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно — нужно просто придерживаться некоторых правил.

Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

Подумайте сами: основные функции пунктуации — это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания — это указатели пауз! Это правило первое. И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. Это будем считать вторым правилом. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения — от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов.

Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

 — Откуда ты, молодость?
 — А кто твои, молодость,
В жизни герои?
 — Чем в мире дороги
Твои знамениты?
 — А песня какая
С тобой неразлучна?

Интонация голоса почти не повышается.

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в этом упражнении: «Мимозы Мила маме купила».

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?

Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?

Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?

Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. И это правило третье.

Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:

 — Ну, не безобразие ли это?

 — Не обидно ли?

По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

Помимо этого, правило четвёртое: даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура.

Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!

Обновлено 13.06.2011
Статья размещена на сайте 7.06.2011

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Тимофеева,
    по-моему те, у кого монотонная речь, не напрягаются по этому поводу..бубнят и бубнят..напрягаются слушатели

    Оценка статьи: 5

    • Наташа Деспи , вот уж точно подмечено! НЕуважение к слушателям. А ведь не так трудно уделить немного времени, внимания и проявить трудолюбие во благо себе любимому, да и слушателям полегче станет!

    • Роман Шишка Читатель 15 июня 2011 в 01:12 отредактирован 15 июня 2011 в 01:12

      Наташа Деспи , у меня вот невнятная, непонятная речь. Мелю черт знает что, чуть ли не заикаясь. Хотя..тут проблемы не с языком, а с уверенностью, скорее всего)

  • А может вы знаете как бороться с невнятной или слишком невнятной и быстрой (от нервов) речью?

    • Роман Шишка, если ваша речь такова от нервов, то надо заниматься в первую очередь чем? Нервами. Однако, если это от неуверенности, которую можно охарактеризовать "ой, речь у меня совсем не такая, как мне бы хотелось!", то приглашаю к себе на блог(не уверенна, что могу оставить ссылку, но попробую: veter-peremen.org)

      • Роман Шишка Читатель 15 июня 2011 в 18:17 отредактирован 25 мая 2018 в 09:16

        Елена Тимофеева, я так понимаю, что если я хочу сказать что-то с одной интонацией, произвести одно впечатление, а получается все, как в кривом зеркале Не всегда, но довольно таки часто. Раздражает очень часто..) Зайду к вам! Надеюсь, поможете