Людмила Ливина Профессионал

Как объяснить ребенку, что такое язык? Как создавался язык

Когда ты будешь учить в школе биологию, ты узнаешь, как зарождалась жизнь на Земле. Как изменялись живые существа. Ученые называют это изменение эволюцией. Сначала живое существо состояло из одной живой частички — клетки, потом стало многоклеточным.

С каждой ступенькой эволюции организмы становились все более сложными. Появились рыбы. Потом жизнь вышла из воды на сушу. Появились животные. Они эволюционировали — развивались. Наконец, сформировались приматы. Так в науке называют человекообразных обезьян — наших далеких предков. У приматов уже не было хвоста, и ходили они на двух ногах.

Так вот, самое интересное, что зародыш человека, который формируется в организме матери, повторяет в своем развитии все этапы эволюции человека. У зародыша появляются, а потом исчезают жабры, появляется, а потом исчезает хвостик. Когда зародыш получает тело человека, он готов к рождению.

Но не готов к жизни в обществе. Он умеет кричать, когда ему плохо, и «гулить», когда ему хорошо. То есть издавать звуки, так же, как животные. Только к году малыш начинает осмысленно произносить частички слов. Ма-ма, па-па. Он приспосабливается произносить не просто звуки, а звуки речи. Позже — использовать целые слова, пока еще очень простые, чтобы получить то, что ему нужно: «да», «нет», «дай». К двум годам ребенок уже умеет составлять простые предложения. Например: «Не хочу суп! Дай конфету»! Наконец, к трем годам малыш может выразить свои мысли.

Постепенно язык маленького человека все больше обогащается, он осваивает все новые понятия. (Смотри, какое интересное слово: о-сва-ивает, о-своит, то есть «сделает своими»).

Овладевая языком, ребенок за три-четыре года проходит тот же длинный путь, что прошло человечество, создавая язык.

Какие же слова были нужны людям? Чтобы обозначить то, что их окружает, люди придумали слова-названия: мать, отец, река, море, солнце, небо, день, ночь. Такие слова ученые потом назвали именами существительными. Существительное — то, что существует. Имя существительное — это слово-название. Оно обозначает предмет. Все, что отвечает на вопросы «Кто это?» или «Что это?» — для языка предмет.

А как отличить один предмет от другого? Это яблоко (какое?) красное, а это зеленое. Большое или, наоборот, маленькое. Сладкое или кислое. Хорошее или плохое. Для этого потребовались слова, которые называются имена прилагательные.

Не сами по себе существуют, а прилагаются к другим, словам-названиям. Такие слова обозначают признак предмета (то, чем один предмет отличается от другого такого же).

Кроме того, людям совершенно необходимы были слова, чтобы обозначить количество чего-нибудь. Попробуй-ка без них обойтись! Сколько дней в неделе — семь. Сколько месяцев в году — двенадцать. Наконец, сколько стоит булка хлеба? Такие слова назвали именами числительными, от слова число. Образовать эти слова оказалось не так уж трудно. Главное, придумать первые десять слов: один, два, три… десять.

Дальше было проще: один на десяти — один-на-дц-ать, пять на десяти — пят-на-дцать. Два раза по десять — два-дц-ать, три раза по десять — три-дц-ать. 10 раз по 10 — это сто, или сотня. А два раза по сто — двести, две сотни. Четыре раза по сто — четыреста. И так далее: пятьсот, шестьсот, девятьсот.

Но одними именами в языке не обойтись. Нужны были слова, которые обозначают действия. Многие из таких слов родились из подражания звукам, которые издают действующие предметы или существа. Пчела — ЖуЖЖит, змея — Ш-Ш-шипит, корова — М-М-мычит, воробей — ЧИРИКает. Камыш Ш-Ш-шуршит, дождь КАП-КАП-капает.

Слова, которые обозначают действия, ученые назвали глаголами. «Глаголить» — по-древнерусски значит «говорить». Глаголы — очень важные слова в языке. Все, что делают предметы, это — действия. Даже камень, который вроде бы ничего не делает, а просто лежит. Но ведь лежит! Значит, действует.

Однако действовать можно по-разному. Кричать можно как? Громко или тихо. Стоять — где? Далеко или близко. Лететь — как? Высоко или низко. Идти куда? Туда (покажем рукой). Вернуться откуда? Издалека. Сделать зачем? Назло. Такие слова, которые обозначают особенности (признаки) действия, называются наречия.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 21.07.2011
Обновлено 8.08.2015

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Фамилия Имя Фамилия Имя Читатель 24 ноября 2011 в 20:44 отредактирован 26 мая 2018 в 14:00

    Уважаемая Людмила, Вы написали:

    "Сначала живое существо состояло из одной живой частички – клетки, потом стало многоклеточным."

    На самом деле начальным живым существом была не клетка, а молекула РНК.

    Вы также написали:

    "С каждой ступенькой эволюции организмы становились все более сложными. Появились рыбы. Потом жизнь вышла из воды на сушу. Появились животные."

    Всё живое делится на царства: растений, грибов, вирусов, животных и ещё на какие-то царства. Рыбы - это не растения, не грибы и не вирусы, а собственно животные. Первые животные - это простейшие типа инфузорий, амёб или радиолярий, появившиеся, понятно, задолго до рыб.

    Вы также написали:

    "Они эволюционировали – развивались."

    Развитие и эволюция - разные процессы. Эволюция - это цепь случайных изменений. Развитие - цепь целенаправленных изменений, точнее, это обрастание целого органами. Направлены же данные изменения самим особым устройством развивающегося.

    Вы также написали:

    "Наконец, сформировались приматы. Так в науке называют человекообразных обезьян – наших далеких предков. У приматов уже не было хвоста, и ходили они на двух ногах"

    Приматы - это, в основном, как раз хвостатые животные - начиная от тупайй (довольно примитивных и похожих на крыс существ) и полуобезьян (лемуров) и кончая настоящими обезьянами. Хвостов не имеют только пять (примерно) видов человекообразных обезьян: гиббонов, орангутанов, горилл, шимпанзе и людей.

    Как я понял, Вы - учитель русского языка. Поэтому в рамках борьбы за его чистоту позволю себе заметить, что в предложении "Наконец, сформировались приматы" запятая - лишний знак.

    Уважаемая Людмила, посмотрите, пожалуйста, вот эти тексты, находящиеся здесь же, на "Школе жизни" (мне, как выяснилось, запрещено делать интернет-ссылки),

    "Уважаемая Людмила Ливина, не этот ли текст Вы искали?"

    и

    "Уважаемая Людмила Ливина, не этот ли текст Вы искали?-2"

    не их ли Вы, случаем, не могли найти прошедшим летом на "Прозе.ру"?

    Как я понял из Вашего текста "Куда ведет технический прогресс?", Вы и Ваши читатели воспринимаете некоторые неизбежные в будущем явления не совсем правильно, а именно - панически. Вам, к сожалению, кажется, что грядущее исчезновение людей современного состава - это большая беда, причём почему-то поправимая (мол, если людей предупредить о ней, то всё ещё, может, и изменится). Но на самом деле, как ясно написано в моём тексте, исчезновение современных постепенно тупеющих людей, их "перетекание" в машинные формы - это неостановимый процесс, поскольку он является огромным благом.

    Почитайте на эту тему на "Прозе.ру" ещё текст "Что будет после коммунизма?"

    А вообще меня можно найти на форуме сайта "Извлечённое из интернета".