Людмила Ливина Профессионал

Как объяснить ребенку, что такое язык? Как создавался язык

Когда ты будешь учить в школе биологию, ты узнаешь, как зарождалась жизнь на Земле. Как изменялись живые существа. Ученые называют это изменение эволюцией. Сначала живое существо состояло из одной живой частички — клетки, потом стало многоклеточным.

С каждой ступенькой эволюции организмы становились все более сложными. Появились рыбы. Потом жизнь вышла из воды на сушу. Появились животные. Они эволюционировали — развивались. Наконец, сформировались приматы. Так в науке называют человекообразных обезьян — наших далеких предков. У приматов уже не было хвоста, и ходили они на двух ногах.

Так вот, самое интересное, что зародыш человека, который формируется в организме матери, повторяет в своем развитии все этапы эволюции человека. У зародыша появляются, а потом исчезают жабры, появляется, а потом исчезает хвостик. Когда зародыш получает тело человека, он готов к рождению.

Но не готов к жизни в обществе. Он умеет кричать, когда ему плохо, и «гулить», когда ему хорошо. То есть издавать звуки, так же, как животные. Только к году малыш начинает осмысленно произносить частички слов. Ма-ма, па-па. Он приспосабливается произносить не просто звуки, а звуки речи. Позже — использовать целые слова, пока еще очень простые, чтобы получить то, что ему нужно: «да», «нет», «дай». К двум годам ребенок уже умеет составлять простые предложения. Например: «Не хочу суп! Дай конфету»! Наконец, к трем годам малыш может выразить свои мысли.

Постепенно язык маленького человека все больше обогащается, он осваивает все новые понятия. (Смотри, какое интересное слово: о-сва-ивает, о-своит, то есть «сделает своими»).

Овладевая языком, ребенок за три-четыре года проходит тот же длинный путь, что прошло человечество, создавая язык.

Какие же слова были нужны людям? Чтобы обозначить то, что их окружает, люди придумали слова-названия: мать, отец, река, море, солнце, небо, день, ночь. Такие слова ученые потом назвали именами существительными. Существительное — то, что существует. Имя существительное — это слово-название. Оно обозначает предмет. Все, что отвечает на вопросы «Кто это?» или «Что это?» — для языка предмет.

А как отличить один предмет от другого? Это яблоко (какое?) красное, а это зеленое. Большое или, наоборот, маленькое. Сладкое или кислое. Хорошее или плохое. Для этого потребовались слова, которые называются имена прилагательные.

Не сами по себе существуют, а прилагаются к другим, словам-названиям. Такие слова обозначают признак предмета (то, чем один предмет отличается от другого такого же).

Кроме того, людям совершенно необходимы были слова, чтобы обозначить количество чего-нибудь. Попробуй-ка без них обойтись! Сколько дней в неделе — семь. Сколько месяцев в году — двенадцать. Наконец, сколько стоит булка хлеба? Такие слова назвали именами числительными, от слова число. Образовать эти слова оказалось не так уж трудно. Главное, придумать первые десять слов: один, два, три… десять.

Дальше было проще: один на десяти — один-на-дц-ать, пять на десяти — пят-на-дцать. Два раза по десять — два-дц-ать, три раза по десять — три-дц-ать. 10 раз по 10 — это сто, или сотня. А два раза по сто — двести, две сотни. Четыре раза по сто — четыреста. И так далее: пятьсот, шестьсот, девятьсот.

Но одними именами в языке не обойтись. Нужны были слова, которые обозначают действия. Многие из таких слов родились из подражания звукам, которые издают действующие предметы или существа. Пчела — ЖуЖЖит, змея — Ш-Ш-шипит, корова — М-М-мычит, воробей — ЧИРИКает. Камыш Ш-Ш-шуршит, дождь КАП-КАП-капает.

Слова, которые обозначают действия, ученые назвали глаголами. «Глаголить» — по-древнерусски значит «говорить». Глаголы — очень важные слова в языке. Все, что делают предметы, это — действия. Даже камень, который вроде бы ничего не делает, а просто лежит. Но ведь лежит! Значит, действует.

Однако действовать можно по-разному. Кричать можно как? Громко или тихо. Стоять — где? Далеко или близко. Лететь — как? Высоко или низко. Идти куда? Туда (покажем рукой). Вернуться откуда? Издалека. Сделать зачем? Назло. Такие слова, которые обозначают особенности (признаки) действия, называются наречия.

Продолжение следует…

Обновлено 8.08.2015
Статья размещена на сайте 6.07.2011

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Фамилия Имя Фамилия Имя Читатель 24 ноября 2011 в 20:44 отредактирован 26 мая 2018 в 14:00

    Уважаемая Людмила, Вы написали:

    "Сначала живое существо состояло из одной живой частички – клетки, потом стало многоклеточным."

    На самом деле начальным живым существом была не клетка, а молекула РНК.

    Вы также написали:

    "С каждой ступенькой эволюции организмы становились все более сложными. Появились рыбы. Потом жизнь вышла из воды на сушу. Появились животные."

    Всё живое делится на царства: растений, грибов, вирусов, животных и ещё на какие-то царства. Рыбы - это не растения, не грибы и не вирусы, а собственно животные. Первые животные - это простейшие типа инфузорий, амёб или радиолярий, появившиеся, понятно, задолго до рыб.

    Вы также написали:

    "Они эволюционировали – развивались."

    Развитие и эволюция - разные процессы. Эволюция - это цепь случайных изменений. Развитие - цепь целенаправленных изменений, точнее, это обрастание целого органами. Направлены же данные изменения самим особым устройством развивающегося.

    Вы также написали:

    "Наконец, сформировались приматы. Так в науке называют человекообразных обезьян – наших далеких предков. У приматов уже не было хвоста, и ходили они на двух ногах"

    Приматы - это, в основном, как раз хвостатые животные - начиная от тупайй (довольно примитивных и похожих на крыс существ) и полуобезьян (лемуров) и кончая настоящими обезьянами. Хвостов не имеют только пять (примерно) видов человекообразных обезьян: гиббонов, орангутанов, горилл, шимпанзе и людей.

    Как я понял, Вы - учитель русского языка. Поэтому в рамках борьбы за его чистоту позволю себе заметить, что в предложении "Наконец, сформировались приматы" запятая - лишний знак.

    Уважаемая Людмила, посмотрите, пожалуйста, вот эти тексты, находящиеся здесь же, на "Школе жизни" (мне, как выяснилось, запрещено делать интернет-ссылки),

    "Уважаемая Людмила Ливина, не этот ли текст Вы искали?"

    и

    "Уважаемая Людмила Ливина, не этот ли текст Вы искали?-2"

    не их ли Вы, случаем, не могли найти прошедшим летом на "Прозе.ру"?

    Как я понял из Вашего текста "Куда ведет технический прогресс?", Вы и Ваши читатели воспринимаете некоторые неизбежные в будущем явления не совсем правильно, а именно - панически. Вам, к сожалению, кажется, что грядущее исчезновение людей современного состава - это большая беда, причём почему-то поправимая (мол, если людей предупредить о ней, то всё ещё, может, и изменится). Но на самом деле, как ясно написано в моём тексте, исчезновение современных постепенно тупеющих людей, их "перетекание" в машинные формы - это неостановимый процесс, поскольку он является огромным благом.

    Почитайте на эту тему на "Прозе.ру" ещё текст "Что будет после коммунизма?"

    А вообще меня можно найти на форуме сайта "Извлечённое из интернета".