• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Бахтина Профессионал

Как проверить уроки у старшеклассника? Часть 2, практическая

Неожиданное для самой себя желание попроверять домашнее задание по алгебре у старшего отпрыска (10 класс) и полученный в итоге результат из растерянности и задумчивости в одном флаконе навел на следующие размышления. Наблюдаю не только у себя, в семьях других старшеклассников — та же картина. Родители могут проверить лишь то, что совпадает с написанным в учебнике, но не всегда. Или сами помнят что-то еще со студенческой скамьи (школы). Или если проверяемое совпадает с их профессиональной деятельностью.

Язык изложения материала стал сложнее, больше используется научных терминов. Задания непривычны или трудны. «Посчитайте простые предложения в сложном». И далее текст-цитата из Лермонтова мелким шрифтом на полторы страницы учебника (21 простое предложение в итоге). О заданиях по генетике в 9 классе отдельно писать надо.

Можно посмотреть или спросить — делает или нет уроки ваш отпрыск. Уточнить, что задавали. Как правило, если ребенок делал уроки, он знает не только то, что задано, но и чуть подробнее. Т. е. не только номер параграфа или страницы, но и то, что там должно было быть написано. Это, кстати, самый простой способ проверки домашки.

Можно заглянуть в дневник. Хотя это тоже не метод. Существует целая система отговорок, почему не записано или где записано домашнее задание (на листочке, в тетрадке, Маша-Коля прислали на электронку, в телефоне).

Далее, если стало интересно или принципиально по какому-то предмету — найти изучаемое в учебнике и пережить собственные эмоции по поводу количества страниц на параграф (особенно этим история славится) или того, каким трудночитаемым языком все написано (учебники по биологии!). Далее, поняв что к чему и разобравшись в материале, можно говорить с ребенком. Если хоть что-то сделано, тот не растеряется и что-нибудь, да наговорит.

Чем дальше учится сын, тем больше я склоняюсь к мысли, что проверять приготовление уроков в старших классах так, как это делалось в начальной школе, т. е. понимая материал до конца и сходу находя нужное решение, практически невозможно. Или бесконечно трудно. Но делать это нужно — иногда и как-то, но нужно! Ведь почему-то же детки не всегда эти уроки делают, а ругают их за это, нас тоже совесть заедает. Вроде, и ребенок не глупый, а что-то не идет, не хочется, не делается.

А если не контролировать и проверять, а просто общаться с ним? Чуть больше, чем нам иногда самим интересно. Потому как половину ты все равно уже не понимаешь. Простые вопросы, которые в начальной школе естественны, в старших классах оказываются просто спасением. Что проходили, что было интересно, большое ли задание, все ли тебе было понятно, что непонятно, где это можно посмотреть, кроме учебника, а как ребята сделали, как будешь ты это делать и станешь ли делать вообще.

И самое главное — я могу тебе чем-то помочь? Если ребенок осознает, что есть кусок, который он не может сделать (или не хочет, не суть важно), и ему готовы помочь, пусть даже просто морально — ему будет легче, быстрее, интереснее делать эти самые уроки. Да и родители будут в курсе событий.

Однажды у меня ребенок сдался и попросил — как когда-то во втором классе, когда мы с ним всей семьей по очереди (нервы!) учили отрывок из «Руслана и Людмилы» — посидеть с ним и поучить литературу. Задали наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?». Жуть, честно. Много, трудно, потрясающе красиво и умно, но очень тяжело для запоминания. Разговаривали, вслух читали. Потому как ребенок уперся — надо, хочу выучить, а не получается. Помог, кстати, Олег Меньшиков. Нашли в Интернете его исполнение этого монолога. Ребенок «завелся» и… выучил.

Программы в старших классах стали настолько сложны, особенно по профильным предметам, что просто требовать от детей послушного каждодневного выполнения домашних заданий невозможно. Они еще и просто жить хотят. А школа с уроками не есть смысл жизни — это, кстати, мнение знакомого директора школы. Тем более что где-то в головах пусто, но в тех же головушках по каким-то другим предметам обязательно густо будет. А сдавать предметы-то надо все, оценки за все ставят.

Помогать надо обязательно. Дети к старшим классам приучают нас к учебной самостоятельности. В остальной жизни ведь взрослость так и лезет, только держите их. Но домашние уроки — это то, в чем им позволительно хотя бы изредка быть не всегда самостоятельными. В начальной школе помогать и проверять — разные вещи. В старших классах это все более и более сливается во что-то единое и очень-очень им нужное.

Не надо контролировать, надо общаться «про уроки». Все само собой придет — и родители будут «в теме», и ребенок не будет чувствовать себя один на один со всем этим, изучаемым. Кажется, что ребенок успокаивается — оказывается, это надо и интересно не только ему одному, а еще кому-то — более того, самым близким людям — родителям.

Мы не можем помочь по всем предметам абсолютно. Но можем уловить надвигающиеся трудности. Помогать тоже можно по-разному — найти что-то в Интернете, в литературе, подключить репетиторов. Если знать, что искать. Или просто посидеть рядом. Ведь это не только ему, ребенку, но и нам надо. Потому как наши дети учатся, не чужие.

Статья опубликована в выпуске 27.09.2011
Обновлено 14.09.2015

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Учебник по информатике и ИКТ, 3 класс. Кстати, привыкши к нормальным книгам и не поняв с наскоку - что такое "ИКТ", решил быстро просмотреть и найти расшифровку. Сведения о книге - фиг вам, ИКТ и все. Введение - ИКТ и все. Первые параграфы - фиг вам, ИКТ, хоть убейся! Можно так писать для 3-го класса?
    Задача оттуда: Название информационного объекта - "Рисунок горы Эльбрус". Назовите объект.
    Честно говоря, я со своим каким-никаким образованием, так и не понял, что имелось в виду. Так что куда там старшие классы!

    • Ольга Бахтина Ольга Бахтина Профессионал 23 сентября 2011 в 11:43 отредактирован 23 сентября 2011 в 11:47 Сообщить модератору

      Олег Антонов, спасибо за комментарий. В пору где-то начать собирать коллекцию учебных перлов из детских учебников и мнение впечатленных всем этим родителей. Писала о старших классах, но и в начальной школе такого - пруд пруди. Текстовки некоторых задач по математике просто побьют все рекорды. В прошлом году задание по математике у племянницы в 3 классе решали двумя семьями одновременно. Долго.

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 26 сентября 2011 в 20:13 отредактирован 26 сентября 2011 в 20:49 Сообщить модератору

    Ольга, спасибо за мудрую статью, предложите ее в педагогические СМИ, им не хватает дельной обратной связи.

    Оценка статьи: 5

    • Галина Резапкина, возможно огорчу, но педагогическим СМИ это безразлично. Дельная обратная связь их не интересует даже от учителей. Там(наверху) те,кто сочиняют городские контрольные - "развлекаются", или науку делают или что...
      с интересом наблюдают за результатами и посмеиваются над учителями,которые хватаются за голову...и гиа делают так, как они считают..и никто не слушает разумных возражений...извините, наболело

  • Ольга Бахтина,
    Нормальный ход. Должно сработать.

  • Старшеклассники... Моя вот в шестом, пришла за помощью -- как дроби суммируются? А я же гуманитарий... Какие дроби, как суммируются?! Сказала ей, что не знаю, она звонила друзьям, те объяснить не могут, словом сказала я ребёнку, что если она получит двойку, то это будет моя, потому как помочь ей я не могу.
    А со мною родители тоже до шестого класса (включительно) уроки делали: папа -- математику, географию, физику (технарь, инженер), мама -- английский, литературу, языки, биологию, химию. А потом я уже сама училась, без проверок и увиливаний.

  • Автору спасибо. Согласна.
    Главное,чтобы ребёнок-любого возраста - знал,что если попросит, то поддержка будет.
    Сам ли родитель сядет разбираться, знакомых,репетиторов подключит. Но он не одинок в своих проблемах.И тогда в другое время дочь,сын самостоятельно будет выполнять те задания,в которых сильнее родителя)