Галина Резапкина Мастер

Какова цена «исполненного долга»? Учитель и ученики глазами психолога

Дети и животные безошибочно чувствуют хорошего человека и платят ему доверием и любовью. Чувствуют, потому что их восприятие не сковано догмами и стереотипами. Платят, потому что со всеми потрохами зависят от взрослых — наших установок, настроения и капризов.

Yuri Arcurs, Shutterstock.com

Привычная картина: класс «не готов к уроку». Это может быть что угодно: бумажка на полу, слово на доске… Ход мыслей «уважающих себя» учителей: «Начинать урок в такой обстановке — не уважать себя. Я себя уважаю, значит, пока класс не будет приведен в порядок, урока им не будет».

Ход мыслей учеников: «Класс! (не в смысле „кабинет“, а в смысле „отлично“) Эти разборки (поиски крайнего и веника) займут пол-урока, а там видно будет…»

Когда класс приведен в порядок, учитель с чувством исполненного долга начинает урок.

Попробуем взглянуть на ситуацию глазами психолога. Что произошло? Учитель выплеснул на учеников порцию негативных эмоций. Она предназначалась виновникам инцидента. А получили ее все по полной программе. Кстати, самим возмутителям спокойствия гнев учителя — что слону дробина. Не исключено, что весь этот балаган был ими же и спровоцирован, чтобы сорвать урок или хотя бы оттянуть его начало. Что происходит с остальными, с теми, кто вообще «не при делах»?

Дети могут воспринимать происходящее как бесплатное представление, в котором учитель даже не понимает отведенной ему роли. Еще хуже, когда негативные эмоции передаются детям. И тогда начинают работать механизмы, о существовании которых мы редко задумываемся.

Защитные механизмы психики блокируют негативную информацию. Кстати, именно поэтому прошлое люди вспоминают с умилением: «Ах, как тогда все было хорошо!» Да и тогда не все было хорошо, это мудрая природа «отфильтровала» негативную информацию, чтобы она не отравляла нам жизнь. Если у человека эти механизмы нарушены, он постоянно находится в подавленном, депрессивном состоянии.

Что происходит с детьми, которым учитель, обоснованно или нет, испортил настроение перед уроком? Даже если урок был выстроен и проведен безупречно с методической точки зрения, информация, которую учитель намеревался передать детям, будет усваиваться с большим трудом, преодолевая защитные механизмы.

Если же эти механизмы дают сбой, цена инцидента — не столько потерянный урок, сколько психическое здоровье тех, ради кого мы живем и работаем — наших детей.

Психологический практикум

В каждой паре утверждений отметьте то, которое вам ближе:

А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к ученикам.

 Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.

А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, т.к. это способствует достижению высоких результатов.

 Б. Постоянное подчеркивание ошибок приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.

А. Часто мои ученики, совершают поступки, достойные презрения.

 Б. Чем хуже поведение ученика, тем больше поддержки ему нужно.

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.

 Б. Сотрудничать с детьми — значит быть с ними на равных, радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.

А. Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и сделают, то обязательно не так.

 Б. Дети имеют право совершать ошибки, и все, что может взрослый — это научить детей видеть ошибки и спокойно исправлять их последствия.

А. Детей надо учить, как можно чаще указывая на примерных сверстников.

 Б. Если детей сравнивать, в будущем у них могут возникнуть серьезные психологические проблемы.

А. Детей не должны интересовать чувства, мысли и внутренние переживания взрослых.

 Б. Даже когда взрослые тщательно скрывают свои чувства, дети распознают их по интонации и жестам.

А. Хороший учитель должен давать материал по предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников.

 Б. Хороший учитель чувствует эмоциональное состояние учеников и всесторонне учитывает его в своей работе.

Если вы чаще выбирали вариант Б, значит, вам близки интересы учеников и их проблемы. Ваше поведение отличается естественностью и открытостью. Благоприятная эмоциональная обстановка на ваших уроках дает возможность творческой, плодотворной работы, сохраняет ваше здоровье и здоровье ваших учеников.

Если вы чаще выбирали вариант А, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас — объект воздействия, а не равноправный партнер. Наличие авторитарных тенденций несовместимо с эмоциональным комфортом и творческой атмосферой урока. Хотя в практике педагогического общения право на существование имеет каждый стиль, авторитарный стиль педагога в его наиболее ярком проявлении оказывает разрушительное воздействие на учащихся и тормозит профессиональный и личностный рост самого учителя.

Если вы выбрали по пять вариантов, А и Б — значит, вы ищете свой неповторимый стиль работы с детьми. Надеюсь, этот тест вам поможет полностью реализовать свой творческий потенциал. Удачи вам!

Удачи вам, сельские и городские, уважаемые учителя!
Добрые, злые и никакие — капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы. Удачи!
Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы,
Одни — как в клетку, другие — как в храм.

Роберт Рождественский

Обновлено 8.10.2011
Статья размещена на сайте 7.10.2011

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Прочитала статью, вспомнила свою первую учительницу, да и вообще всех своих преподавателей, день за днем они делились с нами своим опытом, знаниями и любовью. Это всего лишь сухие слова и не передают чувства благодарности и теплоты в душе. Им хочется говорить только Спасибо и дай Бог чтобы таких учителей было больше.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 10 октября 2011 в 14:50 отредактирован 10 октября 2011 в 14:52

    Галина, скажите, как со временем не обозлиться и не возненавидеть этот неблагодарный труд? Когда ученики - откровенные лодыри или наглецы, зарплата - никакая, перспективы... вообще неясно.

    Кстати, Вы не находите, что хороший учитель - на деле учитель-то плохой, а плохой - хороший?
    Перевожу: хороший учитель для ученика - тот, кто "толерантно" относится к опозданиям, оценки завышает, всем друг. Плохой - тот, кто строг, требователен и часто совсем не любим учениками, а порой и их родителями.

    • Игорь Ткачев, школу жизни мне преподали именно строгие учителя. Именно их уроки оказались настоящими. В моих глазах хорошим оказался учитель, оценивший на целый балл ниже экзаменационную работу лишь из-за одной ошибки. Зато я на всю жизнь запомнила, что в русском языке фамилии на -ко не склоняются.

      Оценка статьи: 5

      • Ирина Джун Читатель 15 ноября 2011 в 09:51 отредактирован 26 мая 2018 в 13:32

        Татьяна Заноздра, а педагог моего ребёнка на родительском собрании ностальгировала по розгам и рассказывала, как она благодарна отцу, выдравшему её за враньё прямо в школе, при одноклассниках и педагоге. С тех пор она никогда не врёт (во что я как-то не верю)... я вот подумываю перевести ребёнка к другому педагогу...

        • Ирина Джун, вношу правку. В моём понимании строгий учитель - учитель, который скорее занизит оценку, чем завысит в целях стимуляции ребёнка лучше изучить материал. А Вы, думаю, сейчас говорите о деспотизме. Обладатель такого качества вообще не должен иметь доступ к воспитанию детей.

          Оценка статьи: 5

      • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 15 ноября 2011 в 08:06 отредактирован 15 ноября 2011 в 22:26

        Татьяна, спасибо за комментарий и оценку. Думаю, дело не только в строгости - они, наверное, были справедливыми и просто хорошими людьми. Мне тоже снизили экзаменационную оценку за то, что "хлопкопрядильная фабрика" написала через дефис, а надо было слитно. Не припомню, чтобы мне это пригодилось, тем более, что сейчас можно через дефис

    • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 10 октября 2011 в 21:51 отредактирован 15 октября 2011 в 13:03

      Игорь, что-то мне подсказывает, что ваш вопрос риторический. Поэтому не уверена, что стоит распинаться... Но рискну. Мне кажется, есть по крайней мере пять мотивов выбора профессии. Это деньги, слава, власть, служение и творчество. Все они в разной пропорции присутствуют в каждом. В учителя ради денег и славы не идут. Некоторые идут ради власти. Это авторитарные учителя. Их обычно любит администрация, но дети боятся. Со справедливой строгостью это не имеет ничего общего.Оптимальный мотив - служение. Но его надо взращивать. Учителя, врача, актера, который рассматривает свою работу как служение, не "бесят" ни ученики, ни пациенты, ни зрители. Так что все упирается в мотивы. Правда, теорий мотивации много, и ни одна ничего толком не объясняет... Но ответ на вопрос "как не возненавидеть детей и педагогику" надо искать в сфере мотивов. Как и на многие другие вопросы. У Анатолия Бернштейна есть интересная работа про кризисы учительской веры и пути их преодоления, посмотрите, если интересно. В чем я сильно сомневаюсь...

    • Игорь Ткачев, не знаю, к какой из Галин Вы обращаетесь, но отвечу за себя.
      Я любила и люблю учительский труд, сама всегда была очень требовательна, что совершенно не мешало быть в прекрасных отношениях с учениками. Здесь тоже все не обязательно "или-или". Возможен и третий-пятый-двадцатьпятый вариант. Я, хоть и не люблю Горького, но его выражение "люди не делятся на белых и черных, они - пестренькие" помню с благодарностью.

  • Спасибо!

  • Спасибо за статью и методику. Результат порадовал.

    Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 9 октября 2011 в 10:43 отредактирован 9 октября 2011 в 10:54

    Нет, не в курсе. Интересно бы почитать об этом. Думаю, в других "женских" профессиях ситуация схожая. 100% "устроены" только домохозяйки

  • А вы в курсе что сейчаст большинство педагогов в школе (и м. и ж.) это люди с неустроенной личной жизнью?

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за ценный комментарий. Попробую найти материалы этого исследования, т.к. занимаюсь вопросами профессионального развития учителя и вообще трудовой мотивации.

    • Галина Резапкина. По моему было выпущены в 1992-1995 гг 3-4 книги с анализом результатов опросов, возможно они есть в библиотеках РГПУ им. Герцена или СПб Институте образования взрослых. У меня были все книги, но где они сейчас не знаю. Если найду, то сообщу.

      Оценка статьи: 5

  • Галина Резапкина, в начале 90-х профессор О. Лебедев (в то время заведующий отделом народного образования Ленгорисполкома) организовал большое социологическое исследование учительской среды. В частности опрашивались абитуриенты и студенты педагогического институт им. А.И Герцена Ленинграда. Выяснили, что 75% поступающих и обучающихся, имеют комплекс "непризнанного лидера", который они "надеются" удовлетворить, став педагогами.

    Оценка статьи: 5

  • Меня очень смущает начало статьи: утверждение, что дети и животные безошибочно отличают хороших и плохих людей. О животных ничего сказать не могу, но, если бы дети были так мудры, то никакой педофил не смог бы соблазнить ребенка. Детей можно обмануть, они так же ошибаются, как и все люди.

    • Галина Вильвовская, а в статье по-другому, перечитайте, если не лень. Чувствовать хороших и не чувствовать плохих - это и есть детская доверчивость.

      • Галина Резапкина, да, Вы правы, в статье иначе, хотя и такое, как в статье, утверждение меня смущает, т.к. само понятие "хорошего" человека не является абсолютом. Это не имеет отношения ко всему тексту статьи, которая сама по себе мне очень нравится. Напрягает только данное утверждение.

        • Галина Вильвовская, а разве не так? Разве не чувствует чистый человек с незамутненым сознанием хорошего человека? Насчет того, абсолютна ли "хорошесть" или относительно - для меня абсолютна, для вас, вероятно, относительна. Это не значит, что кто-то из нас прав, просто у нас разный опыт, система координат и пр. Спасибо за комментарий, который рождает сомнения!

          • Галина Резапкина, действительно мой опыт и мое образование говорит мне, что то, что хорошо для одного, может быть плохо для другого. Одно и то же человеческое качество может быть оценено противоположным образом, исходя из разных ценностей, разных мировоззрений, разных потребностей и т.д. Абсолют годится для этики, где царствует категорический императив. Мы сами выбираем с каких позиций нам смотреть на обстоятельства жизни.
            Боюсь, что я погружаюсь в область, слишком далекую от статьи. Удачи Вам!

  • Галина, спасибо, я третья в династии, 30 лет стажа и полное согласие: проще надо быть, самоуважение - не требование культа, чувство юмора незаменимо.

  • Светлана, мне тоже Спасибо!

  • Простите, что не оправдала ваших надежд

  • Ну и? как надлежит поступать правильному учителю, вытаращившему глаза на бордель в классе после переменки?

    зы

    «Какова цена «исполненного долга»?»

    Полагал, что здесь совершенно другую тему копать будем.