Татьяна Морозова Мастер

Как относиться к школьной оценке?

Школьная отметка — некая цифра, поставленная за письменное или устное выполнение задания по учебной программе, призванной поэтапно передать детям знания по разным предметам — является связующим звеном в сообществе «школа, ребёнок, родители». В этом сообществе иногда бушуют страсти радости, а иногда негодования, и почти всегда присутствует напряжённое ожидание родителей: «Что принесёт ненаглядное чадо в дневнике своём из школы?». А чадо, получившее отметку низкую — цифру нехорошую, бредёт домой с ногами отяжелевшими, предчувствуя угрозу наказания и гнев родных воспитателей…

Ни для кого не секрет, что школьная отметка в журнале не только оценивает успеваемость, но и создаёт штамп для каждого учащегося: кто-то «отличник», кто-то «хорошист», кто-то «средний», кто-то «неуспевающий». Оценки, получаемые ребёнком за день, неделю, месяц накапливаются, влияя на его психологическое состояние, на уверенность и осознание своих возможностей. Дети, слабо успевающие с первых лет обучения в школе, могут надолго задержаться на этом уровне успеваемости, если им не помогут взрослые.

Мнение учителя о каждом школьнике, как правило, дети в классе безошибочно угадывают, и отношения одноклассников зачастую складываются в зависимости от оценки взрослого.

Низкая оценка вызывает отрицательные ожидания, и таким образом зарождается неуспех, иногда серьёзно сказывающийся на развитии. В школе ценят знания, и ученик неуспевающий там не уважается. А он, отрицая школьные ценности, теряет учебный интерес, нарушает дисциплину, ищет самоутверждение вне стен учебного заведения. И, если родители в возбуждённом состоянии крикнут вслед ребёнку, отправляющемуся в школу: «Получишь двойку — не приходи!», он и не придёт — дети не понимают переносных значений слов. И будут потом взрослые ругать себя за глупые, бездумные угрозы, в отчаянии мотаясь в поисках своего чада ненаглядного…

А ещё иногда произносится в общении с неуспевающим ребёнком страшная фраза: «Ничего хорошего от тебя не дождёшься …». Не спешите произносить её, дорогие родители, даже если в дневнике сплошные двойки и замечания. Есть удивительный способ подтягивания ученика — «эффект Пигмалиона». И заключается он в вере взрослого и терпеливом ожидании. Родители и учителя, верящие в неуспевающего ученика, потерявшего интерес к учёбе, уподобляются Пигмалиону, создавшему статую и вдохнувшему в неё жизнь.

Детям очень нужны сочувствие и поддержка родителей при неуспехе, однако важно не только их любить, но и знать их особенности, интересы и склонности, учитывая обязательно при этом физическое состояние. Нереально и небезопасно ждать от ребёнка, ослабленного постоянными болезнями, отличной учёбы по всем предметам — нужен щадящий режим и внимание в первую очередь к здоровью малыша.

Младший школьный возраст благоприятен для влияния родителей на формирование личности, поэтому очень важно не пропустить это время, так как с каждым годом значимость для него ожиданий взрослых уменьшается. Конечно же, и сами родители должны быть авторитетны, и мнение их для ребёнка должно быть ценно. Дети в начальных классах, как правило, обращают внимание не столько на уровень оценки, сколько на её справедливость. И для них очень важна моральная поддержка родителей.

Если ученик старался и вложил много труда в выполнение задания, а оценку получил посредственную или плохую, то она может восприниматься им как несправедливая. В этом случае тщательный и объективный анализ родителя совместно с ребёнком его проделанной работы может определить, насколько расходятся ожидания с оценкой учителя. Очень полезно и плодотворно для родителей учиться вместе с детьми оценивать выполненные ими школьные задания.

Но встречаются случаи, когда оценка учителем действительно занижена из-за его отрицательных ожиданий. Это происходит, когда у него уже возникла отрицательная установка, и он не верит в прочность знаний ученика, считая успех случайным. Тогда приходится запастись терпением, сосредоточить усилия и хорошо подготовить задание, а может быть и не одно, чтобы удивить учителя с его отрицательными ожиданиями. И делать это никогда не поздно, но чем дальше, тем может быть труднее.

Завышенные оценки, как правило, не воспринимаются самим учеником, как незаслуженные, однако обострённо могут реагировать на них одноклассники, считающие их обладателя любимчиком учителя. Но завышенная оценка может быть и щадящей, поддерживающей неуспевающего ребёнка, и это доверие может стать стимулом для дальнейшего совершенствования.

Важно научить ребёнка относиться с уважением к чужому труду и способностям, видеть продвижение к поставленной цели. Если Вы, дорогие родители, будете оптимистично и трезво оценивать школьные успехи своего ребёнка, отмечать все его даже самые незначительные достижения, радоваться вместе с ним, то поможете ему справляться с неуверенностью и слабостями. Уделяйте больше внимания своим детям, не забывайте об «эффекте Пигмалиона» поддерживайте их морально, не теряя чувства реальности, проявляя сострадание и сочувствие при неуспехе. Поверьте по-настоящему в силы ребёнка, и Ваши ожидания непременно начнут сбываться.

Берегите, дорогие взрослые, своих детей, никогда не отчаивайтесь из-за плохих оценок, учитесь вместе с ними оценивать их учебную работу и исправлять недостатки.

Обновлено 28.04.2007
Статья размещена на сайте 20.04.2007

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Всё элементарно просто, "троечнику", чтоб заработать свою "три", приходилось суетиться перед учителем, чтоб не получилось "два",отличники и хорошисты знали, что все равно будет нормальная оценка, учитель оценивая их знания будет ставить по принципу "пять пишем, три в уме". Вот поэтому из "троечников " получаются хорошие бизнесмены, руководители, они привыкли суетиться , они знают с детства единственное правило, что под лежачий камень вода не течет.А что отличник? Зачастую,пришел на новую работу, повышения нет,потому что отличник привык, что за него посуетяться.А троечник сам, все сам

  • Одним из факторов, влияющих на успеваемость, является дислексия. Это не заболевание, это состояние организма, при котором возникают более или менее значительные сложности в чтении и письме. Впоследствии это может привести к большим проблемам в усвоении школьного материала по большинству предметов.

    Делать с этим нечего, это надо принимать, как есть, но как только выяснится, что это не обычная лень, следует выработать методику обучения.

    Дети с дислексией - не бесталанны, поэтому необходимо определить для них те направления развития, которые осваиваются без чрезмерных усилий. Дети нуждаются в пристальном внимании, потому что они не укладываются в общепринятые рамки и, соответственно, найдутся те, кто во имя хороших показателей (и не желая себя сильно утруждать) постараются их перевести в какую-нибудь спецшколу.

    Постарайтесь понять причину отставания вашего ребенка в чтении и письме. Помогайте ему. Если у него проблемы - не торопитесь квалифицировать его как бездаря. Может быть, из него вырастет гений.

  • Мне кажется, вопрос надо ставить глубже. Не как относиться к школьным оценкам, а как их заменить на что-то более объективное и информативное, хотя бы в начальных классах.
    Даже спортсменам на соревнованиях ставят среднюю оценку по всем судьям да еще по 10-ти бальной системе (это точнее). А здесь один учитель оценивает 25 учеников за очень короткое время по 4-х бальной (2,3,4,5) системе. И окончательно в четверти по 3-х бальной, поскольку двойки ставить нельзя.
    При такой системе естественно не может быть объективного подхода к ученику. Первое, что учитель успел рассмотреть, то и участвует в оценке. А бедным родителям потом приходится корректировать результаты этой оценки с рыдающим ребенком. Умные родители предложат "наплевать и забыть", глупые - еще и отругают, усугубив тем самым детские страдания.
    К сожалению, как грамотно убрать отметки в начальной школе я не знаю. Знаю только, что такой грубой оценки детского труда как ОТМЕТКА быть не должно, должно быть что-то мягкое и гибкое, понятное и родителям и ребенку и с некоторыми элементами игры.

  • Все правильно, я бы еще добавила интересные факты! Как правило, те самые бывшие школьные "троечники" и "двоечники" достигают в жизни высот,а "отличники" теряются и застревают на среднем уровне!
    Что говорить, Пушкин по многим предметам имел "3"-ки!...Сколько великих актеров в школе не успевали!...Жизнь может пошутить по-разному! И все эти оценки школьные-такая ерунда, из-за которой, действительно, многие себе нервы портят!

    Оценка статьи: 3

  • Совершенно правильно в статье идет обращение к родителям. Только они реальная поддержка ребенку на начальных этапах. А школа модель будущей жизни в обществе. Начальник грубиян, завистливые сослуживцы. И научить ребенка, что со всем этим делать - задача родителей, а не учителей.

    Оценка статьи: 5

  • Мне, помню, первые полгода выше четверки не ставили, когда я в 9-м классе в город переехал и в школу пошел. Не знаю, почему. А закончил все равно с медалью. Так что, школьные оценки очень субъективны.

    Поставлю субъективную пятерку

    А ведь это очень серьезный вопрос: как влияет оценка взрослого человека, тем более Учителя, на способности и стремления ребенка. Ведь дети очень восприимчивы к тому, как их видят более опытные и знающие взрослые, и не способны сами давать оценки взрослым, тем более - критиковать их. Любая грубость в этом возрасте может обернуться травмой.

    Помню, классе в пятом у нас был учитель то ли риторики, то ли литературы - в общем, чего-то такого - который от неповиновения (дети ведь понятия не имеют о дисциплине) приходил в бешенство и орал на нас. Встанет так перед партой, наклонится и орет прямо в лицо: "Ты, свинья! Ты что, дурак, не можешь молчать, тебе все время говорить надо?" И ведь ничего ему не скажешь - он же Учитель, он Взрослый. Скольких он запугал, скольким убавил уверенности в себе, любви к себе, желания учиться и узнавать новое? И подумать страшно.

    Родители! Будьте внимательны к своим детям. Возможно, ребенок плохо учится не потому, что ленив или глуп, а потому, что его запугивают, забивают одноклассники и даже учителя. К сожалению, такие ситуации не редкость.

    Оценка статьи: 5

  • Я когда первую 2 получил очень расстроился, а отец сказал - да и х... с ней с двойкой

    после этого я стал более самостоятельным, дневник у меня никогда не смотрели, учился очень хорошо, и делал это только для себя.

  • ой, оценки зачастую несправедливы и неоднозначны...Пятёрка- пятёрке- рознь...А статья хорошая!ставлю 5!

    Оценка статьи: 5

  • Сложную тему Вы затронули. Интересная статья.

  • Спасибо за статью. Родителям важно понимать, что не в оценке дело.
    Кстати, можно иметь одни пятерки, а знаниями не блистать.

  • Помню, в школе у нас была учительница, которая никогда и никому не ставила двойки. А требовала выучить материал и отвечать после уроков на доп. занятиях, кот. проводила в свое свободное время. И все учили.
    Аргументировала она так: "Вы все умные, хорошие дети, и если вчера у вас не хватило времени или терпения выучить это, то значит, расскажите завтра, потому что все эти знания нужны вам".