Елена Федорова Дебютант

Школьные годы: какие классы важнее всего?

Дети и образование. Рассуждая о задачах образования, намечая обновления образовательного процесса и схемы его модернизации, ни чиновники, ни ученые, ни педагоги, ни родители почти совсем не говорят о детях. Детей, не задумываясь, отдаем в жертву образованию. А уверяем, что дети — самое дорогое, что у нас есть, и ради кого мы трудимся и готовы жизнь свою отдать.

DoctorKan Shutterstock.com

Расставим приоритеты. Не дети для образования! А образование ради здоровья, раскрытия талантов и способностей, получения необходимых для успешной жизни знаний и навыков — для счастья наших детей не только в будущем, но и в настоящем, не обкрадывая часы их детства строгим «должен, должен, должен», не обесцвечивая мир детворы спешкой и не загромождая радости ненужной ему горой накопленных человечеством сведений.

Ребенку девять лет. Он окончил начальную школу — получил знания, нашел занятия, дающие ему возможность выразить свои творческие способности, и вид спорта, который ему приносит радость и здоровье.

Новый трехлетний этап: с 4 по 6 класс. Формируем тип мышления сообразно с будущими потребностями.

Ребенок вырастет, и у него будут те же нужды, что и у нас, взрослых.

Общечеловеческие ценности. Когда взрослый человек чувствует себя уверенно и может принести себе и людям большую пользу? Взрослый человек чувствует себя уверенно и способен к плодотворному труду тогда, когда чувствует себя «своим среди своих» (т.е. уважаемым) и имеет необходимые знания и опыт для работы, которой занимается (т.е. компетентным). Исходя из этого, выберем направление «специализации» школьника и способы оценки его труда.

Двадцать первый век — век высоких технологий. Когда нынешний пятиклассник начнет работать на производстве, поток жизни обязательно принесет другие реалии. Но тенденция к вхождению в повседневную жизнь электроники и высоких технологий, несомненно, сохранится. Скоро люди станут использовать математическое моделирование так же легко, как сегодня большинство пользуются дорожным навигатором и мобильным телефоном. Надо готовить нынешних детей к прорыву в области использования искусственного интеллекта — этот прорыв не за горами.

4−6 класс — новые предметы, по каждому свой преподаватель. Учителя не проверяют каждый день тетради, а проводят контрольные работы. (Напомню читателю: оценки, сообразуясь с количеством исправлений, сделанных учителем, ребенок, в начальной школе, ставил за свою работу себе сам.) Чему же и как учить детей и как оценивать их знания в преддверии подросткового возраста?

Соотношение школьных предметов и использованных на них часов: 2: 1: 1.

1. Предметы, дающие знания: русский язык — язык личностный, иностранный язык — коммуникативный, алгебра, геометрия, информатика, программирование, физика, ОБЖ. И всё!

2. Предметы, дающие возможность творческого самовыражения голосом, телом, руками: петь, рисовать (моделировать, лепить, вышивать и т. д.), танцевать, выращивать животных и т. д. Обязательное условие — преподаватели должны быть профессионалы в своей области или талантливые неравнодушные самоучки-самородки (особенно необходимо и ценно вовлечение их в обучение детей в сельской местности или небольших городках, где профессионалов творческих профессий не так много). Страна утратила множество секретов народного мастерства потому, что школа оторвана от реальной жизни и больше похожа на искусственный инкубатор для детей. Значит ли это, что надо открыть дверь в школу всем желающим, родителям и другим родственникам? Нет, конечно! Школа — это мир детей! И вход в этот мир взрослым должен быть только по особому приглашению и для пользы именно детей, которые в этой школе растут и учатся.

3. Предметы, способствующие укреплению физического здоровья: физкультура, но не как время свободного «прыганья на скакалке», а полноценные тренировки по определенным видам спорта. Для таких занятий не подойдет один учитель физкультуры — необходимы тренеры.

Где ж набрать столько преподавателей творчества и тренеров, и где школе взять столько денег, чтоб платить им зарплату? Преподаватели творческих дисциплин и тренеры не должны быть включены в постоянный штат школы, а должны быть сотрудниками районных или даже городских отделов образования, в школе они — «прикомандированные» на определенный период работники. Не нужно обманывать детей и себя, насаждая профанацию обучения или превращая обучение в «самозанятость».

Так как за три первых года обучения в школе ребенок должен был бы определиться чем ему нравится заниматься, то в расписании обязательных уроков целесообразно сократить количество часов на уроки творчества и физкультуру. Теперь он может посещать кружки по его выбору и спортивные секции по его желанию и возможностям вне школы. В школе, конечно, должны быть и секции, и кружки, но ведь интерес каждого ребенка может быть удовлетворен не обязательно в стенах школы.

Теперь школы не такие бедствующие. Поэтому в служебные обязанности руководителей учебных учреждений и ведомств должна входить координация работы и взаимных интересов учащихся и спортклубов, учащихся и детских центров. В кружки и на тренировки детей должны возить не родственники и не няни, а школьный воспитатель в школьном автобусе. Не надо их возить по всему городу, особенно если он большой — достаточно внутри микрорайона. Если ребенок пришел в восторг от акробата, который один семестр вел у него урок физкультуры, не обязательно таскать дитя за тридевять земель на тренировки по акробатике, можно найти близкое по содержанию занятие — например, спортивные танцы или прыжки на батуте. Если, конечно, тренер не нашел в вашем отпрыске выдающихся способностей и не признал будущего чемпиона олимпийский игр.

В общем, школа должна взвалить на свои плечи не только обучение детей, но и воспитание, и заботу об их здоровье и развитии, ну, и конечно, ответственность за их нынешнюю и будущую жизнь. Школа возмущена? Я понимаю — дополнительный и такой ответственный груз. Кто ж захочет? Но надо! Ведь родителей нет дома — они работают, так пока устроена социальная жизнь.

А теперь о том, почему только точные науки в школьной программе и нет ни одного гуманитарного предмета. Потому, что изучение точных наук требует определенного образа мышления, который отличается от того, который задействован при изучении гуманитарных предметов. Когда вы решаете задачу по математике, разве вы так же думаете, как в процессе заучивания стихотворения? У нынешнего молодого поколения именно такой «математический» тип мышления: конкретный.

Не буду в этой статье вдаваться в подробности на эту тему, но каждый из нас на собственном опыте знает и найдет аргументы в поддержку моим словам. Кто-то мне возразит: «А вдруг у ребенка нет математических способностей?» Способности к математике есть у всех! Потому что каждому хочется и комфортнее знать точно. Главное, эти способности раскрыть. Нашим детям жить в эпоху торжества математики! И наша задача — подготовить их к такой жизни.

Оценки: от пятерок до двоек ставят за контрольные работы учителя. Но у ребенка должно быть право написать дома другую контрольную работу на ту же тему. Ему помогут родители, и он получит «пять»? Пусть. Он же трудился.

ОБЖ. Жизнь ребенку подбрасывает разные ситуации, и он не всегда знает, а чаще всего совсем не знает, как себя вести. Пришла пора активнее отрабатывать навыки поведения. Ролевые игры обязаны научить ребенка выходить победителем из любой ситуации ради сохранения своей жизни и своей личности. Преподавателем может быть психолог или просто мудрый человек. Темы для ролевых игр должны предлагаться самими детьми — предложения можно написать и опустить в классный «почтовый» ящик. Ребенку часто непросто признаться, что его мучает трудный вопрос, но когда «ради всех», то легче осмелеть и спросить.

В шестом классе в школу должны прийти священнослужители.

Атеисты, не надо возмущаться. Главное, что должны донести священнослужители детям: есть место, куда каждый может прийти и выложить там свою боль, раскрыть свои нарывы, где возвысят униженного и бережно спустят с опасной высоты гордого — место, где помогут ему сохранить его жизнь и поборются за нее вместе с ним.

Выпускник шестого класса у порога подросткового периода. Своими обдуманными занятиями с ним мы обязаны подготовить его к этой новой ступеньке в его жизни.

Обновлено 25.09.2017
Статья размещена на сайте 5.05.2012

Комментарии (103):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Бахтина Ольга Бахтина Профессионал 16 мая 2012 в 19:51 отредактирован 16 мая 2012 в 19:55

    Не совсем точное название статьи. Она посвящена, как мне показалось, проблеме среднего звена в школе. Как говорят педагоги моих детей ,"самого провального".
    Родителям не всегда хватает педагогической грамотности, просто знаний, способности наладить диалог со школой. Но самое трудное - это признать, что проблемы есть.
    Автор предложила свое видение решения этой ситуации. А это далеко не каждый способен сформулировать. Многое становится понятным из комментариев и дополнений к ним. Наверное, если бы в статье именно об этом и говорилось, то и позиция автора была бы понятнее, и статья читалась бы тоже понятнее и интереснее.
    Статья хороша тем, что поднимает тему и открывает дискуссию. т.е. заставляет нас еще раз об этом задуматься. Когда сталкиваешься с вопросами школьного обучения и школьной жизни каждый день (вчера на родительском была у младшей дочери, 3 класс, как раз с епархии приходили детский психолог и батюшка), то "глаз замыливается". А иногда надо процесс обдумать. Вот прочитала статью, задумалась.
    Поддерживаю комментарий Людмилы Ливиной.

    • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 16 мая 2012 в 21:42 отредактирован 17 мая 2012 в 09:59

      Ольга Бахтина, спасибо вам за конструктивный ответ. В короткой статье, может быть и возможно, но очень трудно, дать и тезисы и подробное их раскрытие. Я не писала эту статью месяц, обдумывая каждое слово для профессионалов - писала для мам и пап и в надежде, что может быть. задумаются хотя бы директора школ. Недавно по ТВ видела: пригласили в высокий кабинет директоров школ. Несомненно их школы на хорошем счету, если их все-таки пригласили. И что один говорит?:"Хотел младшим классам отменить дом.задания - весна, дети устали, - но нет, родители против, т.к. мультики в доме закончились, занять детей дома нечем". Думаю, он отличный менеджер (как теперь говорят), но почему в школе? ... Разве нет? А среднее звено в школе именно 4,5, 6 классы - уже и не младшие, но еще и не подростки, к которым нужен совсем другой подход.

      • Елена, к сожалению, директора школ вряд ли еще больше задумаются, прочитав статью. У них эта боль в голове ежечасно. Общаясь с директорами школы, где учились и учатся дети, слушая рассказы маминых знакомых (бывший педадминистратор) в голове не укладывается, как можно столько делать, держать в голове, контролировать, решать ежедневные неожиданные ситуации (от детского обморока до организации старшеклассников на контрольное ЕГЭ). А ведь на них еще и сверху "капают" - тоже требуют, контролируют... А домашние задания нашим точно меньше стали задавать. Например, сегодня, у старшего вообще ничего (после полугодового экзамена), у малой только литературное чтение

        • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 18 мая 2012 в 10:35 отредактирован 18 мая 2012 в 10:36

          Ольга Бахтина, нет времени у директоров, так, может, услышит какой-нибудь здравомыслящий чиновник от педагогики. Услышал бы хоть кто-нибудь. Ведь все упрямо упираются лбом в старую дверь вместо того, чтоб ее открыть.

  • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 16 мая 2012 в 16:47 отредактирован 16 мая 2012 в 22:00

    И ЕЩЕ, ВАЖНОЕ! Когда ваши дети идут по призыву ЧУЖИХ им взрослых людей стоять, сидеть или гулять - они идут не против высоких чиновников, а против вас! Ваша власть им надоела. Про чиновников они толком еще ничего не знают. Они ничего не хотят делать, они лентяи? А чему ВЫ их научили, чтоб они могли этим заниматься в свое свободное время? Поэтому учите их хоть горшки обжигать, если вашему ребенку это интересно. У вас самих какие интересы, и кто их вам привил? Школа? Сейчас школа ОБЯЗАНА открывать детям глаза на мир красоты, творческого ТРУДА и прививать здоровый образ жизни, но так, чтоб ДЕТЯМ было ИНТЕРЕСНО. А не потому, что 2 поставят - на что вы мастера и горазды. Акцент обучения в школе надо перенести с ОЦЕНКИ на ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ. Оценка - результат умения? Так дайте же возможность научиться не под страхом 2, а через интерес. Мне тут пишут, что детям ничего не интересно? Если человеку не интересно что-то делать - это значит, что 1. ему не интересен учитель, 2. методика обучения, 3.а, может, и сама жизнь рядом с вами и вашими интересами (Боже, упаси,конечно). Значит, меняться должны мысли ВЗРОСЛЫХ по отношению к детям, тогда переменятся и мысли детей по отношению к вам-нам, взрослым, и к жизни в целом. С этим пытаюсь до вас достучаться!

  • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 16 мая 2012 в 15:55 отредактирован 17 мая 2012 в 08:43

    ПОЯСНЕНИЯ АВТОРА. Обо мне - в личной переписке! Но уверяю Вас - вижу гораздо больше, чем вы, которые интересуетесь, в основном, и в большинстве своем, только их оценками, а видите не их, а их спины, когда дети сидят за компьютерами. Что они там ищут? ПОНИМАНИЯ!!! Мне жаль ваших детей, которым ничего в вашем мире и в вашем мировоззрении не интересно! Жаль и вас, которые не понимают, что сейчас другая реальность, чем та, в которой вы росли. Не мучайте своих детей и не тащите их назад, к "вашим баранам"! И первое, что для этого надо сделать - послушать и понять интересы самих детей!!! Мне здесь школьные "педагоги" пишут о детях: "оболтусы". Не мудрено, что в их глазах вы - уроды, раз они - нормальные и не желающие превращаться в соляной столб, для вас хуже собаки, которую все-таки трудно назвать "оболтусом". Уже давно "оболтусы" не они, а вы в их глазах. Масса комментариев на мои статьи. И ни одного ДЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ или ИДЕИ от вас. Может, все хорошо, и не надо никаких реформ в образовании? Тогда посмотрите на ваших детей не по одному и дома, а в ЕГО СРЕДЕ и в ЕГО компании. Все ругают передачу "Дом-2" - ах, разврат, ах, мат, ах, и т.д. А это ВАШИ дети, и ОНИ именно ТАКИЕ, когда они без вашего контрольного ока! И должна сказать: там еще не худшие. Всем за интерес к теме - спасибо. Но прошу присылать мне не только 1 - я и их принимаю - от меня не убудет, но и вам от этого не прибудет, а дельные предложения и конструктивные свои соображения по ТЕМЕ статьи. Меня учить вам не стоит - я понимаю только ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ коллег и умных людей, а слова, не подкрепленные достаточно вескими аргументами - бесполезное сотрясение воздуха. Прошу, пишите свое мнение обо мне лично и о моих способностях, мне в личку. Всем всех благ!

  • Люба Мельник Бывший модератор 15 мая 2012 в 22:46

    Сумбурный и беспомощный текст.
    Контрольная работа, кстати, - процедура для контроля качества обучения, качества усвоения.
    Повеселило:
    "У нынешнего молодого поколения именно такой «математический» тип мышления: конкретный"
    Это, во-первых, надо не представлять себе молодое поколение, и, во-вторых, не иметь понятия о том, что такое означенный "тип мышления".
    опечатка: "будущего чемпиона олимпийский игр"

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 15 мая 2012 в 22:08 отредактирован 16 мая 2012 в 20:24

    Ох, что-то мне не понравилась эта статья. Вроде бы все слова понятны, а за их нагромождением мысль ускользает.
    Вот , попыталась сформулировать то, что поняла.Ну, и соответственно прокомментировать.
    1. Современное образование "гробит" детей, лишая их радостей детства.Не фиг их перегружать информацией. Логично, но непонятно, какая информация лишняя.
    читать дальше →

    Оценка статьи: 1

    • Елена Федорова Елена Федорова Дебютант 16 мая 2012 в 15:30 отредактирован 17 мая 2012 в 08:54

      Людмила Ливина, у вас комментарий на мою статью величиной в половину моей статьи. Не подумали, что ограниченный регламентом автор вряд ли в состоянии написать тезисы и их подробное изложение. Прочитайте мою статью "Чему учить в начальных классах?", - если есть интерес к этой теме. Может, что-то проясниться для вас в моей позиции.

  • Ох и страшные люди эти учителя, всё бы им ставить "бесчеловечные эксперименты над людьми"

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 15 мая 2012 в 13:33 отредактирован 15 мая 2012 в 14:17

    Религия в школе - засада еще та... В том виде, как это сейчас обычно происходит. Прививка от веры Впрочем, и дореволюционное религиозное образование, не чета нашему ОРКСИ, исправно поставляло революционеров, террористов и безбожников.

    • Галина Резапкина, я бы с вами согласилась, если б сейчас была хоть одна дверь, в которую ребенок мог бы войти без страха, и его встретили бы за ней с пониманием и помощью, а не с нотацией голосом Левитана.

      • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 15 мая 2012 в 14:54 отредактирован 15 мая 2012 в 14:58

        Елена Федорова, мне вас искренне жаль. Одно из двух - или вам в жизни крупно не повезло с хорошими людьми или вы живете в каком-то своем мире, отличном от реальности. Уж не знаю, что хуже... У меня много претензий к нашей школе, я об этом здесь постоянно пишу, но от ваших безосновательных нападок школу хочется защитить. Мало ее сверху гнобят, так еще вы со своими благоглупостями. Хотите узнать про двери, напишу в личку, знаю десятки адресов.

        • Галина Резапкина, уверена, что дети про знакомые вам двери не знают НИЧЕГО. Тогда грош цена вашему двадцати-летнему опыту на вашем трудовом поприще. Это раз. А во-вторых, в первом своем посте не вы ли причитали о том, что школьная реформа направлена чуть ли не на уничтожение вообще грамотности? Прочитайте свои комментарии. Так кто из нас несчастный или живет в своем мире, отличном от реальности? Я какую вижу реальность СПАСИТЕЛЬНОЙ, о той и пишу. А о вы о чем? О Пирагове?

  • "В шестом классе в школу должны прийти священнослужители."
    Кто? Христиане, католики, исламисты, баптисты, ну и далее по списку... Или все, но по-очереди?

    • Игорь Чувашов, в России есть христианская церковь, католическая, мусульманская, еврейская. Вроде, все. Остальные секты. Я говорю о служителях этих церквей. Если школа в Казани (тоже, заметьте Россия), то, скорее всего, туда придет мулла, и православного священника вряд ли стоит туда не пускать. Они ОБЯЗАНЫ ПРИЙТИ, чтобы дети не прыгали с крыш домов. А они прыгают именно потому, что нет места - они не знают - где можно рассказать о своих проблемах, часто не детски важных. Вот и все! Не проповеди читать придут! А спасать, часто от нас, взрослых, которые все глотки надорвали, доказывая как мы детей любим. А они, сами здесь пишете, ничего не хотят. Что значит: я не хочу? Не то ли: я не хочу с вами жить? А раз вы не уходите, уйду я. Или вы думаете по-другому?

      • Ирина Яловая Читатель 15 мая 2012 в 15:58 отредактирован 15 мая 2012 в 18:16

        Елена Федорова, ничего себе! значит православная часть населения в той же Казани, должна слушай муллу и т.д.???? у сына в классе есть православные, мусульмане, буддисты и даже пару представителей сект!
        я принципиально против внедрения религии в школу!!! есть воскресные школы - в чем проблема! но у нас по Конституции церковь отделена от государства! не забывайте это!

        • Ирина Яловая, если пришел в класс мулла, а ваш ребенок знает, что он православный - пусть не слушает. Я здесь уже писала, что сейчас НЕТ НИКАКОГО места, куда ребенок может пойти со своими проблемами (особенно, если эти проблемы касаются его семьи). И мулла или др. священнослужитель вряд ли научит ребенка употреблять наркотики, убивать, избивать девушку и т.д. А вот невозможность выбраться из сложной ситуации погонит его неизвестно куда. Куда они, собственно, и идут, не понимая опасности.

          • Елена Федорова, простите, но сразу заметно, что у вас нет детей школьников, поэтому вы имеете представление о том, что происходит в школе,только увы теоретическое! никто и никуда ребенка не отпустит с уроков, если такой будет введен!
            что касается чему учить, так больше времени уделяйте своим детям и проблем будет значительно меньше!

            • Ирина Яловая, с чего вы взяли, что я призываю детей забирать куда-то с уроков? Уделять время детям в семье необходимо, но если дом - это вокзал, и каждый спешит на свой поезд?

              • Елена Федорова, "а ваш ребенок знает, что он православный - пусть не слушает." это не ваша фраза??? или вы предполагаете, что ребенок будет сидеть на уроке и не слушать? еще одно подтверждение, что о детях и возрастной психологии у вас самое отдаленное представление!

      • Елена, не думаю, что священники помогут. Кстати в школе, когда нас водили в синагогу, то с нас взяли деньги за вход Они взрослых не могут привлечь и только отчитывают, дескать, мало в церковь ходите, не то, что детей. Попы 90% идут туда, где деньги. В школе их не озолотят, поэтому они туда не пойдут.

      • Елена Федорова, в школу должны прийти психологи. Если в школу придут РАЗНЫЕ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, к различию детей по национальностям и по имущественному состоянию родителей (и то, и другое уже практикуется) добавится различие по конфессиям. Вы этого хотите?
        У нас в школе, сколько помню, попов не было. Ничего, обходились. С крыш не прыгали (разве что на спор, вовсе не ожидая летального исхода).

  • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 15 мая 2012 в 12:34 отредактирован 15 мая 2012 в 13:20

    Мда... Тревогу автора за нашу школу полностью разделяю, но сумбурность изложения и дилетантский подход сводит на нет весь пафос Удивляет сама постановка вопроса - какие классы важнее всего? Смотря для чего. В каждый период жизни ребенка решаются свои возрастные задачи и возникают психические новообразования. Не без помощи семьи и школы! Если на каком-то этапе произошел сбой или нарушены принципы природосообразности (в т.ч. т.н. "опережающее" развитие), на следующих проблемы будут нарастать, как снежный ком.

    • Галина Резапкина, для периода с 1 по 9 класс, возраст детей с 9 до 12 самый "судьбоносный" для них, поэтому и наиболее важно как и чему в этом возрасте учить детей, т.е. в 4,5,6 классах. Изложить более фундаментально в короткой статье? Попробуйте!

      • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 15 мая 2012 в 14:10 отредактирован 15 мая 2012 в 14:12

        Елена Федорова, и пробовать не буду, чтобы не получилась такая же каша, как у вас. А "судьбоностным" всегда считался возраст до 5 лет. Сейчас граница сместилась к 3-4 годам. Так что в 9-12 начинать непродуктивно, можно только развивать то, что заложено до школы. Опыт и личное мнение родителей важно, но ведь надо и что-то почитывать из истории педагогики... Хотя бы Ушинского, Пирогова, Иванова - все законы давно открыты и описаны, методики и подходы разработаны, зачем ломиться в открытую дверь?

  • То есть, в возрасте до 9 лет (если учёбу дитёнок начнёт с шести), ребёнка нужно научить не просто складывать А и Б, а читать, критически осмысливая прочитанное, и пробудить в нём интерес ко всем философским и художественным достижениям человечества... А потом - в 6ом классе, то есть к 12 годам - к детям придёт священник и расскажет им о сотворении мира за шесть дней, сотворении Евы из Адамова ребра, похищении яблочка и последующем наказании из поколения в поколение... И прочее, и прочее, и прочее... Блестящая перспектива!

    • Наталья Ланковская, да, нужно именно ПРОБУДИТЬ интерес к достижениям человечества, и даже ощутить "своей кожей", занимаясь творчеством на уроках. Ну, а об остальном вы прочитали между строк - ваши домыслы. А Библию или Коран вы не только не открывали, но даже не видели их. К сожалению. Видимо, "опиум для народа" - глубоко засело в вашем разуме.

      • Елена Федорова, и всё это - "пробудить", "ощутить" и т. д. - в возрасте ДО 9 лет?.. Комментарии, как говорится, излишни...
        С Библией я познакомилась ещё в начале шестидесятых - с Евангелием. Полностью прочла впервые уже в двадцатилетнем возрасте - в середине шестидесятых. С тех пор почитываю время от времени. Коран впервые прочитала в возрасте тридцати лет (в семьдесят пятом). Обе книги, а также и "Бхагаватгита", и "Агада", и кое-что ещё на эту тему - стоят у меня на полке, и я их читаю. Но читаю не только их. Я, вот видите ли, училась в школе, а потом в университете, и меня научили (и приучили) читать...

        • Наталья Ланковская, 4, 5, 6 класс - разве ДО 9 лет? А то, что вы старой "закалки", я вижу. Вы учите по старым книжкам, потому что их язык вам близок и понятен. А в школу должны прийти молодые преподаватели, особенно точных наук, чтобы нынешним детям учиться по нынешним учебникам (не по всем, конечно). А то так на бабушкиных сказках и застрянут.

          • Елена Федорова, Вы ПОМНИТЕ, что сами пишите? Вы писали, что за время обучения в начальной школе, где главным предметом будет чтение, у детей будет аж целых ТРИ (вы выделили это слово большими буквами), чтобы ознакомиться, по Вашему выражению, с "ГУМАНИТАРНОЙ СТОРОНОЙ ЖИЗНИ". Три года, это будет(если ребёнок начнёт учёбу в 6 лет) - как раз к девяти года; а если считать с семи - то к 10 годам.
            Не пытайтесь задеть меня, "упрекая" моим возрастом. Молодые Ваши годы не есть доказательство Вашей правоты.
            Я, разумеется, учу по тем книжкам, язык которых мне понятен. Самое приятное, что он понятен и моим ученикам (в отличие от языка "осовремененных" учебников). Неудивительно: это просто русский язык. Он общий для меня и для них.

      • Елена Федорова, что значит "пробудить интерес"? Школа итак достаточно пробуждает интерес к самым разным отраслям знаний. Если этого интереса нет, то учитель ничего не поделает. Если у ребенка вообще нет никаких интересов к наукам, то вполне возможно, что в будущем из него получится замечательный работник физического труда - повар, парикмахер, каменщик, швея. Это высокооплачиваемые специальности, так что по жизни он будет себя прекрасно чувствовать.
        Если же там абсолютный примитив, то тут никакая школа не поможет.

        • Татьяна Черных, ох, прям и не знаю, что вам ответить, раз вы считаете что есть дети "абсолютный примитив". Дауны что ли? Да, и они способны к проявлению интереса. Не знаю, о каких детях вы с такой "любовью" пишете. Наверно, о тех, кого школа своими методиками загубила. Так вот остальных-то спасать надо выходит...

          • Елена Федорова, здесь сложный вопрос... У всех детей разные способности к обучению в разных отраслях. При всем желании переложить воспитание детей на школу, как вы предлагаете, нереально. Священники исповедуют и предостерегают, учителя водят по кружкам, мастера обучают, учителя открывают "гуманитарную сторону" жизни. Что тогда должны делать родители? Почивать на лаврах?
            В любом случае, родители должны помнить, что их дети по большому счету никому не нужны кроме них. И если у ребенка что-то категорически не получается, то родителям следует за него бороться, принимать какие-то меры.

  • не соглашусь со следующим:
    математический склад ума у всех-я согласен что математика и точные науки важны но и гуманитарную сторону жизни надо изучать хотя конешно не простым вдалбливанием и заучиванием.
    домашние контрольные-оценка ставится ребенку не родителям. ставится за труд который он приложил к изучению предмета. эта оценка эквивалентна зарплате. ведь если вы будете выполнять свою работу полностью то у вас будет и зарплата и премия а будете выполнять на 30% то и премии лишат и штраф из зарплаты заберут.
    а теперь о том с чем согласен. школа действительно должна быть для детей. но к сожалению в современной России это наверное нереально. Школа будет для детей у нас тогда когда это нужно будет тем кто управляет государством а им сейчас нужно побольше тут украсть и выкосить население чтоб мы не мешали осваивать наши ресурсы другим странам.

    Оценка статьи: 4

    • Остап Геля, гуманитарную сторону жизни изучали в начальных классах, где основным уроком было ЧТЕНИЕ (см. статью Чему учить в начальных классах? и мои комментарии к ней): можно было читать все: от занимательной химии, географии для детей, "Мастер и Маргарита" и т.д. Этот предмет предполагал за ТРИ года заинтересовать ребенка получать знания и быть эрудированным (согласитесь, читать и учить предмет, например, литературу совсем разные вещи). И впереди еще 3 года учебы до окончания 9 класса. Читать самому тоже никто не запрещает - как раз для этого необходимо СВОБОДНОЕ от зубрежки время дома. Домашние контрольные работу предполагают: у ребенка должен быть шанс и способ исправить оценку ЗА ЭТУ тему, за которую получил "не очень". Нельзя детей все время загонять в стрессовую ситуацию. Тем более, что в начальной школе знания ребенка оценивались тестированием, а за каждую работу он оценку ставил себе САМ ЗА СВОЮ РАБОТУ. Вы когда что-то сделали не зовете же соседа, чтоб он оценил вашу работу - наверно, сами думаете "хорошо" или "плохо". Дайте детям шанс быть нормальными ЛЮДЬМИ, а не собачками в цирке: сделал трюк - на кусочек. Сейчас школа "разносторонняя", и что видим? Дети должны сначала приобрести навык и закрепить его - думать о решении задачи, какой бы она не была, и оценивать полученный результат. И должен на уровень инстинкта вывести: плохой результат - это не трагедия, а промежуточный вариант. Детей надо из негатива ВЫВЕСТИ. Для этого надо полностью пересмотреть школьную программу в интересах детей, а не по разумению взрослых, которые хотят до 17 лет впихнуть в их головы все знания человечества. Если заметили за собой: прочитанное в зрелые годы оставляет совсем другое понимание произведение, чем оно было в школе. Так какой смысл? При "математическом" образе мышления и др. предметы в старших классах будут ими осваиваться совершенно с другим подходом. Таково время. И оно не плохое, но другое, чем было 30 лет назад. И дети сейчас чуть ли не большинство неуправляемые именно потому, что мы их ломаем и достали.

      • Елена Федорова, школа должна детей к жизни готовить, а не быть оранжереей для тепличных растений.

        • Татьяна Черных, ЧТО в вашем понимании "готовить к жизни"? Заездить?

          • Елена Федорова, в моем понимании готовить к жизни - это умение читать, запоминать услышанное или прочитанное, анализировать прочитанное, уметь выражать свою мысль, подбирать аргументы, а также излагать пройденный материал. С психологической точки зрения ученикам важно научиться выступать публично с докладом (это пригодится в вузе, на работе), с пониманием получать заслуженное плохую оценку как свидетельство того, что в данной отрасли уровень знаний хромает.
            Современные дети не заезженные, а наоборот деградация и лень налицо. Они не могут связать двух слов и устали от постоянного сидения на попе в "в контакте".
            Представьте на минуту ребенка, который 10 лет получал одни пятерки, дома на "отлично" делал контрольные с мамой. Приходит он в институт, а в голове у него - опилки. Как он будет учиться? Зачем его вообще туда брать - тратить деньги государства, если он не в состоянии был в школе обучаться?

            • Татьяна Черных, а в моем понимании готовить к жизни - научить мыслить современными критериями. Не рассуждать, множа пустые фразы, а ставить задачи, находить пути решения и оценивать результат с точки зрения моральной и целесообразности. Публично выступать, конечно, надо научиться, но публично можно и решение задачи излагать, а не только излагать пройденный материал. Дети не могут изложить двух слов часто, и в большинстве случаев, потому что им с вами-нами не интересно разговаривать.

              • Елена Федорова, по удачному Вашему выражению, "дети не могут изложить двух слов часто". Это результат уже произведённой "модернизации". Продолжайте в том же духе, и "дети не смогут изложить одного слова часто". Будут мычать и жестикулировать. "Потому что им с вами-нами не интересно разговаривать".

  • А теперь попробуйте представить себе человека, обученного по такой системе. Представили? Он Вам нравится? У меня вызывает жалость... Впрочем, мне везёт: я достаточно стара, и мне не придётся общаться с этими механическими игрушками "элиты" и попов.

    • Наталья Ланковская, жалость вызывают большинство детей нынешних. Посмотрите внимательно на них, особенно на мальчиков.

      • Елена Федорова, у меня их двое - одному 18, второму 10! если сами не заложите, то ничего и не получите! а вот то что в школе не дают хотя бы то, что можно давать - это однозначно! программы, якобы, переработаны и адаптированы, а на самом деле, доведены до абсурда! и этот процесс продолжается!

      • Елена Федорова, каждый день смотрю. Я занимаюсь с ними. Дети у меня - от второго до одиннадцатого класса. "Реформы", УЖЕ произведённые в школе Вашими единомышленниками, сделали невозможным усвоение программ без помощи репетитора. Я один из этих репетиторов.
        Программы ничуть не сложнее тех, по которым учились мы; они БЕСТОЛКОВЫ, БЕССИСТЕМНЫ. Поэтому, несмотря на их упрощённость, трудно усваиваются детьми. В учебниках (и в программах) всё построено на запоминании, не на понимании...
        Я беру старые учебники - и мои "оболтусы" всё понимают; и бывшие двоечники становятся отличниками (только самые ограниченные - хорошистами).

        • Наталья Ланковская, именно потому, что нынешние программы не годны, я и говорю о необходимости реформ. Но учебник учебником, а учитель обязан владеть ИНСТРУМЕНТОМ - т.е. иметь способность научить. Хорошо, что вам помогают старые учебники. и я даже догадываюсь почему. Науки ВСЕ родили и говорят на своем "птичьем" языке. И пока математика учили 5 лет в университете и 3 в аспирантуре, он научился думать и говорить так, как его учили. Отсюда и учебники такие. Детям сейчас трудно, потому что они и в эту реальность не вошли и из другой уже вышли. Так нужно взрослым определиться: детей куда вести? Назад? Главное, чтоб инструкцию умел прочитать?

          • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 15 мая 2012 в 13:41 отредактирован 15 мая 2012 в 13:41

            Елена Федорова, вы действительно не понимаете, в чем смысл всех реформ образования почти тридцати лет? Разрушение системы (и так не безупречной!) идет давно и целенаправленно, просто она инерционна, поэтому падение отсрочено. Но неизбежно...

            • Галина Резапкина, если есть возможность, воспротивьтесь - пишите о том, что, по-вашему, плохо, что хорошо. Какой смысл причитать?

              • Галина Резапкина Галина Резапкина Мастер 15 мая 2012 в 15:03 отредактирован 15 мая 2012 в 15:11

                Елена Федорова, это вы причитаете - я делаю все, что в моих силах. Извините, отписываюсь, т.к. общение с вами не дает ничего ни уму ни сердцу. Вы своим стилем общения только компрометируете важную тему. Советую перечитать и оценить интересные, глубокие и вполне доброжелательные комментарии.
                А ведь могли бы и колов наставить!

          • Елена Федорова, мне трудно следить за Вашими мыслями. Очевидно, потому, что я привыкла к вашей современной речи. Я, например, не знаю, что такое "гуманитарная сторона жизни"; я не знаю, кто и как "Науки ВСЕ родили и говорят на своём птичьем языке". Каким "ИНСТРУМЕНТОМ обязан владеть учитель", - особенно, если от него требуется "иметь способность научить" "гуманитарной стороне жизни" девятилетнего малыша?
            Пожалуйста, снизойдите к моему невежеству, объясните, что Вы имеете в виду?

        • Наталья Ланковская, вот и моя подруга тоже говорит, что школьная программа сейчас - это примитив по сравнению с нашей, а дети очень ленивые. У нее двое детей в начальной школе.

          • Татьяна Черных, дело не только в лени. Дело в отсутствии системы в преподавании. Ну не могут дети учиться исключительно методом запоминания, совершенно не используя других способностей своего мозга. Они от этого тупеют.

            • Наталья Ланковская, по своему опыту скажу, не дети ленивые, а преподаватели никудышные, способных среди них один - два, поэтому и приходилось всю школу до 9 класса учиться вместе с дочкой, но я же не преподаватель и у меня, естественно, не хватало ни времени, ни нервов иногда, но я поняла как надо учить моего ребенка и как она может быстрее усваивать предмет и знания, поэтому худо - бедно мы 9-ый класс окончили без троек.На 10 и 11 ый меня не хватило, но мои знания не прошли мимо и она в итоге все же поступила в институт на бюджет Вот такой расклад получается и родители иногда вынуждены помогать своим детям, ведь главное это результат, а там пусть сами двигаются вперед, но подтолкнуть порой очень даже надо

              • Татьяна Черных Татьяна Черных Дебютант 16 мая 2012 в 08:45 отредактирован 16 мая 2012 в 08:49

                Дульсинея Питерская, вы сами рассказываете, как до 9 класса делали за дочку дом. работы и тут жалуетесь на учителей Вот также учились ваши учителя. Сначала родители вытянули аттестат всеми правдами-неправдами, а в ВУЗе, что греха таить, можно и денюжку сунуть. Сейчас все тупые студенты очень любят рассказывать про подлых вымогателей-преподавателей, у которых ну никак нельзя сдать самим. В итоге у человека атрофируется способность к какой-либо самостоятельной мысли и поиску информации. А потом мы удивляемся, что страшно идти к педиатру в поликлинике, т.к. ни один диплом не гарантирует, что это не неуч.

                • Татьяна Черных, да, делала, но не тупо, а разъясняя ребенку, чтобы она хоть что - то поняла, но не во всех предметах я спец.С первого класса я пыталась понять, что нужно моему ребенку, где она может себя проявить и куда направить свои небольшие знания .Я, понимая, что моему ребенку плохо даются точные науки, ни за что бы не направила ее туда, где она не сможет себя реализовать...так что не беспокойтесь, моя девочка не станет плохим учителем или врачом... Мы нашли вместе с ней поле ее деятельности и думаю она там сможет что - то сделать и главное, это ей будет интересно....Каждый родитель должен осознавать способности своего ребенка, должен анализировать, разъяснять, направлять, а не толкать туда, где, по мнению любящих родителей, должно реализовываться их чадо, не надо преувеличивать их возможности, надо всегда реально смотреть на вещи Тогда не будет плохих специалистов...

                • Татьяна Черных, а если родители занимаются обучением детей, то обязательно они делают ЗА них??? ой как вы ошибаетесь!!! может стоит лучше разобраться в теме, о которой пишете!!!!

                  • Ирина Яловая, читайте внимательнее мои комментарии и предысторию:
                    "Моя за домашку получала пятерки (мои), а за классную трояк (свой) в итоге четверка "
                    Разница между репетиторством и деланием домашних заданий за ребенка мне известна.

              • Дульсинея Питерская, к сожалению, не иногда! а именно если родители хотят, чтобы дети учились и делали это с удовольствием, то они на себя берут большую часть нагрузки! к сожалению, других вариантов нет, по крайней мере на начальном и среднем этапах!

            • Наталья Ланковская, я закончила школу в 97. Помимо простой зубрежки, у нас были различные лабораторные работы, доклады, обсуждения, на истории учитель всегда знакомила с несколькими источниками. На литературе тоже было довольно интересно: и аудио-пластинки ставили, и обсуждали произведения. И учитель биологии у нас была с фантазией, очень много придумывала интересных заданий, экспериментов.
              Мне нравилось. Не знаю, может из-за реформ в школе все как-то кардинально переменилось?

              • Татьяна Черных, очень переменилось...
                Программы советской школы действительно нуждались в переработке. Но когда дело касается школы, тут должно действовать то же правило, что в медицине - главное, не навредить.
                Прежде, чем начинать реформы, следовало поставить чёткую задачу: что нужно получить на выходе? Кого должна растить школа?
                Поставив задачу (которая, как ни смешно, НЕ ПОСТАВЛЕНА ДАЖЕ ТЕПЕРЬ, ЧЕРЕЗ СТОЛЬКО ЛЕТ ПОСЛЕ НАЧАЛА РЕФОРМ - а точнее, разрушения прежней школы) - нужно было силами ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ педагогов и психологов искать пути её решения. Затем - заняться подготовкой кадров, способных эти решения воплотить. Затем - путём опытных исследований и широкого ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО обсуждения результатов этих исследований, - начинать реформы.
                Нельзя рушить то, что нечем заменить! А мы это сделали... И пришли к тому, что у нас растёт уже второе поколение невежд... И что с этим делать?

                • Наталья Ланковская, а правда, что сейчас в разных школах может быть разная программа?

                  • Татьяна Черных, разная и очень разнится по уровню!

                    • Ирина Яловая, вот это, конечно, очень плохо. Все дети должны иметь право получить необходимый минимум знаний в рамках программы. В некоторых странах, насколько я знаю, по-моему, в Финляндии, если не ошибаюсь, существует законодательный запрет урезать школьную программу, чтобы даже бедные дети могли изучать те же предметы, что и богатые. Конечно, есть и платные школы, но бесплатное образование на одинаковом уровне везде. А у нас, как мне рассказывают, за некоторые предметы в бесплатной школе заставляют родителей доплачивать.

    • Наталья Ланковская, полностью поддержу!!! школа должна дать разностороннюю базу для возможности дальнейшего роста! а не узкопрофильные знания!

      • Ирина Яловая, да так оно и будет. Только не для всех. В новом, строго регламентируемом обществе для каждого сверчка намерены отвести свой шесток, судя по методам "образования", которые предлагаются автором.

  • очень спорно!!!!
    может все это и должно быть, но это далеко не так!

  • Я против этого:
    "Оценки: от пятерок до двоек ставят за контрольные работы учителя. Но у ребенка должно быть право написать дома другую контрольную работу на ту же тему. Ему помогут родители, и он получит «пять»? Пусть. Он же трудился."

    Оценки нужно самому зарабатывать, а не эксплуатировать родителей.

    • Татьяна Черных, действительно, оценки надо самому зарабатывать - идеальный вариант. Но разве сейчас РОДИТЕЛИ, чуть ни поголовно, не делают уроки ВМЕСТЕ со своими детьми, или ВМЕСТО них. Моя соседка зовет с мольбой своего сына подростка:"Я все решила.Иди хоть перепиши". Она одинока? Уверена, что нет. Так уж лучше не хитрить: кого обманываем? Детей!

      • Елена Федорова, вот именно - поэтому не нужно давать возможность выезжать на родительском горбу, переписывая контрольные дома. Пусть пишут в школе и те, кто мухлевал с домашним заданием, в итоге получат свои заслуженные тройки.

        • Татьяна Черных, я понимаю ваше праведное стремление к справедливости. Но вспомните свои оценки за КАЖДУЮ контрольную. Уверена, под страхом смерти не вспомните. Но нервы, тоже уверена, вам "тройка" хоть одна да попортила. Скажете: была заслуженная тройка. Ну, и что. У школы задача - НАУЧИТЬ или все-таки ОЦЕНИТЬ и расставить всех "в лестницу". Кстати, в моем блоге здесь эта статья должна быть в полном варианте.

          • Елена Федорова, что значит - попортила нервы? Да, было неприятно, но что поделать - сама виновата.
            Я не могу сказать, что кто учился на одни тройки вообще по этому поводу парились. У меня брат не хотел учиться, напрягаться, делать то, что не любил. В итоге у него было только 3 четверки по любимым предметам, остальные - трояки. Он по этому поводу вообще не заморачивался.