Людмила Ливина Профессионал

Что может сделать школа, чтобы «поднять» русский язык?

Сама по себе — ничего. Потому что программы прописываются сверху, учебники написаны зачастую заумным «научным «языком, и учитель — в лучшем случае интерпретатор научного текста, в худшем — надсмотрщик, требующий зубрежки правил.

skphotography, Shutterstock.com

Сочинения не пишутся самостоятельно, а скачиваются из Интернета, учебные предметы — каждый сам по себе, нет единых требований к языку, а примат тестирования как способа оценки усвоенности знаний, принятый ныне повсеместно, уничтожает грамотную речь как таковую.

А главное, изучение русского языка преимущественно сводится к изучению грамматических правил.

Это «врожденные» недостатки, и исправить их самостоятельно школа не в состоянии.

На уроках русского языка мы учим язык знать. А языком нужно владеть. Это, как говорится, две большие разницы. Владеть языком — значит, уметь выразить мысль не одним, а несколькими разными способами, в зависимости от ситуации и цели.

К 4 классу обычно ученики знают основы грамматики и правописания. А дальше начинается повторение уже изученного и добавляются все новые орфографические правила. Их количество в представлении детей бесконечно. И самое печальное, что они не уложены в систему, они раздроблены; требуется просто запомнить правило, а не проанализировать, сопоставить с другими. А ведь многие правила основываются на одном принципе.

Программа изучения русского больна «орфографией». Но так ли уж она нужна сегодня, эта орфография? Изобретение печатной машинки убило каллиграфию, компьютер подорвал позиции правописания. Зачем учить наизусть правила, если компьютер легко исправит ошибки.

Он подскажет даже, куда ставить запятые. Но вот чего он не сможет сделать, так это создать текст, подобрать слова с максимально точным значением и связать их так, чтобы получились изящные, легкие, но предельно насыщенные информацией предложения.

Вот именно этому и должна учить школа на уроках русского языка.

Что для этого надо?

Надо № 1. Пересмотреть программу, скомпоновав раздробленные правила в системные блоки, оформить эти блоки графически, чтобы не надо было учить правила наизусть, но в любую минуту можно было бы свериться с блок-схемой (вся орфография легко укладывается в 13 блоков). После «проработки» такой схемы достаточно одного взгляда на нее, чтобы восстановить всю информацию.

Надо № 2. Именно на уроках родного языка дать основы языкознания — понятие языковой системы (не только русского, но любого языка). Ибо язык — это система языковых единиц и система правил их образования, изменения, соединения и функционирования (то есть система грамматики). И если понятия единиц языка — звуков, частей слова, частей речи, предложений, практически одинаковы для всех языков, то правила грамматики у каждого из языков свои. Я как-то попросила учеников 11 класса написать русские названия частей речи и — рядом — их эквиваленты на английском, который они изучали пять лет. Думаете, справились?

Потому что русский — сам по себе, английский — сам по себе. Да что там ученики! Немолодая преподавательница французского языка, когда я попросила ее объяснить значение какой-то французской приставки, долго не могла понять, чего я хочу: во французском приставок нет. Для нее было открытием, что префикс и приставка — это одно и то же.

50% одиннадцатиклассников не видят разницы между частями речи и членами предложения. А зачем им это нужно? Выучили — и благополучно забыли.

А ведь эта разница — основа создания предложений. Беда в том, что собственных предложений ученики практически не создают: нет времени.

Надо № 3. На уроках в среднем звене освободившееся время (а оно обязательно освободится, поскольку учить правила и проверять, как они выучены, нет необходимости) надо работать над предложениями: анализировать их строение, создавать свои и лучше всего превратить эту работу в игру. Потому что игра — это интересно. И домашнее задание — не переписать упражнение и вставить в дырки нужные буквы, а создать свой мини-текст (2−3 предложения) на предложенную тему, употребив в нем слова-примеры к тому или иному правилу, с заданными синтаксическим конструкциями. А еще лучше, если эти мини-тексты будут связаны с тем, что «проходят» ученики на других уроках — биологии, географии, истории, математики.

Надо № 4. Скоординировать работу предметников так, чтобы они всячески поощряли грамотно построенный ответ, обязательно давали письменные задания (пусть небольшие по объему), и оценки за такие задания должны быть выставлены в журнал еще и на страничке «русский язык». То есть необходимо создать мотивацию для применения грамотной русской речи.

Кстати, в многажды хаянном «Гарри Поттере» есть очень здравые мысли по организации обучения. В практике школы Хогвардс сочинения были очень даже в ходу — по каждому предмету.

Надо № 5. В старших классах русский язык — это не повторение орфографии и пунктуации и не подготовка к ЕГЭ, это стилистика, которая учит компоновать логичный, органично связанный текст. Преподавание стилистики можно и нужно связать с программой по литературе, делая акцент на стилистику авторскую. Но главное — стилистика практическая, начиная от изложения одного и того же события в разных стилях, до умения пользоваться тропами и стилистическими фигурами для усиления воздействия на читателя или слушателя.

Не кажется ли вам, что сегодня преподавание русского языка в определенной мере напоминает программу профессора Амбридж по защите от темных искусств, безумно скучную, теоретическую, вызывающую отвращение, но одобренную министерством. Кстати, вы не помните, зачем Министерству Магии было нужно, чтобы насущно необходимый предмет преподавался именно так? Ассоциации не возникают?

Обновлено 21.05.2012
Статья размещена на сайте 17.05.2012

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
    • Кира Севастьянова, судя по вашему комментарию,написанному ядреным языком, тема вас задела. Почему? Уж не в том самом министерстве, которое устанавливает, чему и как учить, вы работаете?
      По поводу высказывания"Да, чудесный учитель из автора статьи получается", отвечу: плохим учителям Пушкинскую премию не вручают.

      • Люба Мельник Бывший модератор 30 июля 2012 в 13:35 отредактирован 30 июля 2012 в 13:35

        Людмила Ливина, комментарий был удален, замечание читателю, высказавшемуся некорректно, сделано. Не надо подхватывать тему, не надо следовать дурному примеру и публиковать здесь свои догадки о личности комментатора.

    • Кира Севастьянова, попробуйте сказать все это по-русски. Первая попытка не зачтена, комментарий удален - обходитесь без мата. И постарайтесь говорить о статье, а не предполагать об авторе, что бы вам ни говорили ощущения.

  • Статья очень правильная... А вопрос по обучению в школе самый главный и самый серьёзный.
    Предлагаю обсудить эту серьёзно поднятую тему на форуме Андрея Максимова.
    Образование. "А, король, то, голый!" ← Вернуться к списку тем
    ↓ Ответить

    fedorin 23.05.2012 13:59:02

    Глубоко уважаемый, Андрей Маркович!
    Сердечно благодарю Вас за вашу статью в "Аргументах недели" в №18 за 17 мая.

    Если это не "пиар ход" (извините за такую мысль, время такое)то очень серьёзно Вас поддерживаю и молю бога за ваше здоровье и желаю долгих лет жизни.
    Судя по имеющимся отзывам можно понять, что ваши конкретные предложения глубоко задели думающую часть населения, но рабская психология не позволяет поддержать знамя здравого смысла и спросить себя и Вас, а что нужно сделать и как начать, вместо "Кто виноват?" и "Ничего не получится..."
    Дмитрий Медведев в апреле предложил школьному сообществу идею "Выборы директоров школ". Сообщество, по моему, замерло в испуге и даже не издало вопли, как по поводу ЕГЭ (обезьяне вручили автомат - есть такой ролик в интернете).
    Предлагать реформировать милиции самой милиции или реформировать образование специалистам от образования - глупо. Кто же будет ломать свою систему, которая кормит и поит столько дармоедов?
    Извините за грубость - учился в советской школе.
    Я думаю, что в свободе директора, получающего зарплату в 1 рубль (точно не раб)может начаться обучение нашей страны демократии, лучшей, чем на западе, где директор школы тоже раб, как и у нас.
    P.S.
    Не воспринимайте всё буквально - воображеие ещё не действие

  • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 22 мая 2012 в 15:33 отредактирован 22 мая 2012 в 15:34

    Понравилось! Вполне здраво. Интересно будет почитать мнения профи в комментах.
    "На уроках русского языка мы учим язык знать. А языком нужно владеть" не думала, что в школе всё так запущено ! Ведь всегда от сообщения информации рекомендуется переходить к её практической отработке и даже более - доведению практических навыков до автоматизма .
    Как-то слушала интервью с профессором русского языка одного американского университета. Он высказал тогда очень интересную мысль о том, что пренебрежение синтаксисом в эпоху смс и чатов (все же стремятся побыстрее, сокращения, смайлики и т.д.) ведёт к разрушению логических связей, что чревато деградацией языка как такового.

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Ливина, спасибо за очередную замечательную статью по теме русского языка. Поддерживаю Ваше видение решения этой проблемы. Своими рассуждениями по поводу "знать и владеть языком - это две большие разницы", Вы зрите в корень. Остается вопросом как предложенную Вами программу внедрить в жизнь?!

    Оценка статьи: 5

  • Ура, наконец-то действительно серьёзная и профессиональная статья на школьную тему! Разумеется, я её только бегло прочитала; у меня сейчас нет времени, чтобы обдумать всё, в ней сказанное. Но в любом случае, это действительно серьёзная заявка. Человек точно знает, о чём пишет, и знает свою цель.
    Оценка 5

  • Только вот насчёт орфографии... Не знаю, как вы, а меня просто тошнит, когда в серьёзных заведениях или даже в магазинах самые простые слова не могут написать без ошибок. Как вам такие надписи на ценниках в центре Москвы: парАвозик, мАлАко, маЁнез, пАвидло, грейТфруКТ? Мне кажется,что вне зависимости от наличия компьютера нужно уважать родной язык, относиться к нему бережно. Разумеется, не стоит на уроках русского языка заниматься только правописанием, но грамотность сама собой должна соблюдаться обязательно. Глупо надеяться, то компьютер что-то исправит.

    • Александра Неженцева, в приведённых ошибках проступает "московский говорочек". Что Вам мешает пойти в партком супер-маркета и потребовать исправления возмутительных ошибок? Они бы там сразу забегали.

      Оценка статьи: 5

  • Обещание не разочаровало ! Особенно понравились п.п. 4 и 5.
    Если есть ещё такие преподаватели русского, то языку не так уж страшно. Осваивать язык надо на всех предметах, чувство языка сродни чувству мяча, это должна быть постоянная игра словами: реКбусы, шарады, загадки и пр.
    Вот школьный примерчик. Два гвоздя упали в воду. Как фамилия грузина? - Заржавели.

    Оценка статьи: 5