Кристина Иванова Дебютант

Как научиться петь? Первый шаг

Если ты умеешь ходить — значит, ты умеешь танцевать. Если ты умеешь говорить — значит, ты умеешь петь.

StockLite, Shutterstock.com

Сколько раз мне приходилось слышать «да мне медведь на ухо наступил», «да куда мне — ни слуха, ни голоса», «не умею я петь…» и похожие обреченные утверждения. И всякий раз я отвечаю, что петь могут все, и умеют очень многие, просто не все об этом знают. Как же научиться петь? В первую очередь, вы должны осознать, что вы это можете!

«У меня нет слуха, поэтому я не умею петь»

Почему-то под выражением «у меня нет слуха», многие имеют в виду «у меня нет абсолютного музыкального слуха, я не могу сходу распознавать все звуки, что не дает мне возможности моментального и точного их воспроизведения». Да, абсолютный слух принято считать даром свыше, вроде как особенностью настоящего профессионального музыканта, но давайте разберемся, что такое абсолютный слух и насколько он важен в умении петь?

Человек, обладающий абсолютным слухом, способен определить высоту любого отдельно взятого звука, воспроизведенного голосом или на инструменте, не прибегая к сравнению этого звука с другим. Базируется такой слух на особом виде долговременной памяти на высоту и тембр звука. Проявляется такая способность зачастую еще в юном возрасте, обычно когда ребенок узнает названия нот. По сути, если ты хоть раз услышал «си бемоль первой октавы» и знаешь, что это именно «си бемоль первой октавы», то в дальнейшем ты его попросту будешь «узнавать».

Есть два вида абсолютного слуха:
- пассивный — умение распознавать звуки, но не воспроизводить их на заданной высоте;
- активный — умение как распознавать звуки, так и воспроизводить их на заданной высоте.

Но нельзя разделять эти понятия бездонной пропастью. Пассивный абсолютный слух — это всего лишь менее развитый активный абсолютный слух. Носителей этого «дара» в чистом виде не так уж много, намного больше людей, обладающих интервальным (относительным) слухом, то есть способностью максимально точно определять высоту звука, сравнивая его с эталонным звуком (к примеру, нота «ля» первой октавы, которую «выдает» камертон, и на которую ориентируются все профессиональные музыканты).

Так что же нам дает абсолютный слух?

Абсолютный слух упрощает слуховой анализ звука, дает возможность аналитически воспринимать музыку, но не обеспечивает понимание музыки, музыкальность. Музыкальный слух — это целая система разновидностей слуха, с помощью которых мы можем воспринимать и воспроизводить музыку. Разберемся во всем этом слуховом разнообразии.

Внутренний слух — возможность мысленного представления мелодии «про себя», то, о чем говорят «у меня весь день эта песня в голове крутится».

Интонационный слух — способность услышать то, что «говорит» нам музыка, ее выразительность (как мы распознаем интонацию в разговоре — вопросительная, отрицательная и т. д.). Интонационный слух делится на звуковысотный и мелодический. Звуковысотный слух дает возможность певцу, что говорится, «попасть в ноту», услышать и воспроизвести конкретное и правильное звучание, а мелодический, в свою очередь, обеспечивает восприятие всей мелодии, а не только отдельных звуков и интервалов.

Гармонический слух совершенно необходим в хоровом пении. С его помощью мы слышим аккордовые сочетания звуков, гармонические созвучия (способность «вести» свою партию и слышать остальные).

Ладовый слух дает возможность чувствовать «напряжение», «разрешение», основные ладово-тональные функции. Именно этот слух помогает нам определять конец музыкальной фразы или ее продолжение.

Полифонический слух — способность слышать одновременно несколько «голосов» в музыке («полифония» — многоголосье). Особенно ярко это выражено в органной музыке, где одновременно проводится от двух и более музыкальных линий.

Ритмический слух дает нам возможность воспроизводить музыку путем активного ее «переживания», определения эмоциональной выразительности ритма.

Тембральный слух — это то, как мы определяем «окраску» звуков. Мы отличаем «писклявый» голос от «бархатного» благодаря тембральному слуху.

В полноценном восприятии и воспроизведении музыки нам не обойтись одним лишь абсолютным слухом. Б. М. Тепловым в его статье «Психология музыкальных способностей» раскрыта тема развития музыкального слуха. Он впервые представил, что, хоть абсолютный слух и является врожденным качеством, можно развить в себе навыки максимально точного звуковысотного определения.

Определив три основные музыкальные способности, на которых по сей день строится музыкальное воспитание, Теплов не внес в них абсолютный слух: «Абсолютный слух, будучи способностью, в высокой мере ценной для музыкальной деятельности, не составляет всё же необходимого условия полноценного переживания музыки. Поэтому он и не может быть отнесён к числу основных музыкальных способностей». Вернемся к основным музыкальным способностям:

1. Ладовое чувство. То самое чувство, что дает нам возможность узнавать мелодию, точность интонации.

2. Способность к слуховому представлению. Воспроизведение мелодии по слуху (в первую очередь — в пении), то, что мы называем внутренним слухом.

3. Музыкально-ритмическое чувство (пританцовывание в такт музыке — не что иное, как проявление музыкально-ритмического чувства).

Самое главное, что в каждом человеке с рождения заложены все эти способности, и одна без другой существовать не может. Проявляются они по обыкновению раньше остальных. Первые проявления могут возникнуть и на первом году жизни, что, несомненно, свидетельствует о музыкальной одаренности, но позднее проявление музыкальных способностей совсем не означает их слабость или полное отсутствие.

Развить в себе музыкальный слух можно, в первую очередь, изучением музыкально-педагогических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, гармонии. Но самый эффективный метод — слушание.

Слушайте побольше музыки, напрягайте свой внутренний слух, услышьте музыку внутри себя, и она польется звонким ручейком.

Обновлено 14.08.2012
Статья размещена на сайте 2.08.2012

Комментарии (56):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ну, вот всемирный интернет поможет во всем, даже в том на что намека нет. Повеселило однако

  • Светлана Кузнецова Читатель 20 мая 2015 в 22:59 отредактирован 26 мая 2018 в 13:02

    Научим петь на уровне мировых звезд за 10 уроков. Обратная связь по каждому уроку от профессионала.

    Постановка голоса, упражнения, правильное дыхание - все это поможет тебе раскрыть все грани, глубину и красоту голоса.

    В данном курсе ты узнаешь все тонкости и секреты профессионального вокала, собранные в течение 20 лет преподавания. Ты получишь самые важные основы, после чего сможешь выбрать любую музыку для души - от джаза до рока и любых других направлений!

    С нами ты гарантированно запоешь красиво и профессионально!


    Раскройся навстречу миру! Люби, цвети, наполняйся счастьем и ПОЙ!!!

  • Дарья Романова Читатель 6 апреля 2015 в 23:30 отредактирован 26 мая 2018 в 13:38

    помогите , слуха нету но очень хочу научится петь . Обожаю музыку это моя жизнь .

  • Кстати, мой педагог по кларнету (училась я не на вокале, а совсем наоборот, а оркестр в школе был только струнный... за это в хор и сослали) объяснял, почему выбрал этот инструмент: "Петь я люблю, а голос противный... вот я и играю вместо того, чтобы петь". Так что слуха мало, нужен еще и не совсем мерзотный тембр и достаточно сильный звук.

  • Ну и у нас, баб, есть такая пакостная физиологическая особенность: в критические дни связки не слушаются вообще никак.

    • Мария Семенихина, за 2 дня до начала менструации и во время петь вообще нельзя. наблюдается отечность мышц и при большой нагрузке можно запросто получить кровоизлияние в связку. я молчу про узелки и несмыкание.

      • Кристина Иванова Кристина Иванова Дебютант 15 августа 2012 в 16:28 отредактирован 15 августа 2012 в 16:28

        нет. у солирующих певиц в театре, которым присуща большая нагрузка, выходные три дня во время месячных. (2 дня до и 1-й день)даже есть такая поговорка(лучше ты не побудешь звездой три дня,чем уйдешь со сцены на три месяца). график спектаклей расписывается исходя из менструального цикла певицы. а в полголоса петь тем более опасно. доказано,что даже если человек не работает, а просто присутствует на репетиции, то его связки находятся в том же напряжении, что и в активном участии в занятии нет разницы,петь вполголоса, в полную силу или "про себя", нагрузка все равно будет.

        • Кристина Иванова, везет же некоторым... Кстати, некоторые педагоги по вокалу считают, что это предрассудки и все дело в неправильной постановке голоса.

          • Мария Семенихина, профессиональный педагог обязан знать физиологию.против природы не попрешь. и неправильная постановка может навсегда лишить человека не то, что петь, но и нормально говорить. но что касается менструаций-большая нагрузка действительно опасна, поэтому если есть возможность,лучше не петь и меньше говорить.

            • Кристина Иванова, три ха-ха четыре разана мне с первого курса стояло клеймо "радость фониатра" ("с такой манерой говорить останешься вообще без голоса"), но я окончила филфак и уже 12 лет работаю преподавателем, в том числе читаю лекции (при месячных, с простудой или все вместе)... что за зверь этот самый фониатр - в глаза не видела.

      • Почти все годы учебы в муз. школе для взрослых во время месячных таскалась на хор как паинька, нажрамшись нурофену, и никого не интересовало, месячные у тебя, депра или воспаление хитрости... Последний год, правда, забила... я училась на коммерческом отделении и меня бы за непосещение хора не выдворили.

  • Мария Семенихина Читатель 15 августа 2012 в 15:55 отредактирован 15 августа 2012 в 16:09

    Кстати, есть еще такая проблемка (кой хрен проблемка, ПРОБЛЕМИЩА): если человек физически неспособен петь в ансамбле? Ну вот соло - нормально, даже в ноты попадает в 97% случаев, и даже почти не хочется его сунуть башкой в унитаз, чтоб не действовал на нервы своим богомерзким тембром... А поставь его в ансамбль и дай партию не первого голоса - все, и сам валится, и других сбивает. Вот физически не может петь НЕ то, что поют соседи, а то, что у него прописано в партии (причем опять-таки соло он свою партию споет нормально). В хоре хоть его партию поет не один человек, можно за кем-нибудь спрятаться или вообще не петь, а в ансамбле? (У меня была такая проблема. когда я в хоре пела: ну вот начало Кармины Бураны, с очень мерзотными интервалами, и если сразу не попадешь - будет грязь... я просто отмалчивалась... причем на сдаче партий я честно пела выученное и получала свой зачет, а вместе - не получалось ну просто никак!). Играть на фоно всю партитуру, кроме своего голоса, и петь свое - пробовала, НЕ ПОМОГАЕТ. Кстати, судя по воспоминаниям Коровина, у Шаляпина (ага, у великого Шаляпина) была та же проблема - не умел подпевать вторым голосом цыганские романсы...

    • Мария Семенихина, на благо стройности звучания ансамбля трудится гармонический слух исполнителя. партии порой сложны для запоминания не очень-то мелодичны по отдельности. вам нужно тренироваться не одной или с ф-но,а именно с теми людьми, с кем вы поете. делать упражнения. элементарные раскладывать аккорды и их обращения и пропевать с закрытым ртом. тихонечко, слушая друг друга. в ансамблевом пении важно не только рубить свою партию, как танк, а слушать соседей. съехал ведущий голос на полтона- и ансамбль должен съехать...

      • Мария Семенихина Читатель 15 августа 2012 в 16:20 отредактирован 15 августа 2012 в 16:21

        Кристина Иванова, так я сейчас конкретно ни с кем не пою. Надо мне это больно. Да и в любом ансамбле самодеятельном такого сольфеджера просто поколотят: не умеешь попадать в партию - сиди лажай у себя на кухне, без тебя мы бы спокойно порепетировали часик и разбежались, у нас дети из садика не забраны - диссер не написан - белье замочено, а ты со своими бананами в ушах и немецким формализмом всех задерживаешь...

  • «Физиологическое отклонение» может быть только одно. За наличие музслуха как такового отвечает, если не путаю, белые волокна в нижней лобной извилине правого полушария головного мозга. Если белых волокон много – музслух хороший, если мало – не очень хороший, но может развиваться, если совсем-совсем мало – увы, развиваться нечему. Собственно, с этого я и начала первый свой коммент ) Либо есть, тогда запоешь-заиграешь, либо нет – тогда увы, свободно музицировать не будешь. Зато можешь стать хорошим слушателем, восприятие музыки от отсутствия музслуха не страдает, пример тому – Стивен Фрай.

  • Я читала ) Я много чего на себе испробовала в плане развития слуха. Из последних вариантов были – Бережанский и Огороднов. Ничего не помогло. Попробую привести аналогию, навеянную "Иолантой", - не вполне точную, но тем не менее внятную. Представьте себе, что вы беседуете с дальтоником. Дальтоники – это не те, которые путают красный и зеленый цвета. Дальтоники это в большинстве те, кто не различает оттенки какого-либо цвета, например, красного. Т.е. он видит лишь яркий красный цвет и не отличает красный от темно-красного, светло-красного, вишневого, малинового, розового, оранжевого, желто-оранжевого. А теперь вам нужно объяснить этому человеку, что такое розовый цвет и объяснить, что вот эти розы – они розовые, а не красные. Как вы это будете делать? Как объяснить человеку, что такое розовый цвет? Если он его просто не видит, если для него это всё – просто красивое красное, и все тут. Подчеркну – человек не слепой, он нормально воспринимает мир, просто вот такая проблема с оттенками красного. А теперь перенесем ситуацию на звуки. Человек не глухой, нормально слышит и воспринимает музыку, но вот хоть ты тресни, не объяснить ему, чем первая ступень отличается от третьей, а кварта от септимы. Как розовое для дальтоника ) Теперь чуть-чуть конкретики: я знаю людей, которые после нескольких лет упорных занятий вокалом и музыкой не могут построить терцию от тоники. Я и сама такая же. Просто не слышу, то есть – «это все «красное» и что такое «розовое»?». Радует то, что я хотя бы понимаю, что я «звуковысотный дальтоник». Хотя петь люблю )) как, наверно, и любой нормальный человек.

    • Василиса Живаго, интересный случай....вы знаете, многие мои сокурсники,которые всю жизнь занимались исключительно вокалом не могли различать и строить интервалы. они пели шикарно,диапазон - грандиозный, тембр - изумительный, но пели хорошо они только то, что хорошо знали и то, что нравилось, все остальное - не шло. ну вот хоть тресни. поэтому для профессионального овладевания вокальной техникой важен не только вокал...вполне возможны у вас какие-то физиологические отклонения,это не исключается.

  • Василиса Живаго Читатель 14 августа 2012 в 16:33 отредактирован 27 мая 2018 в 15:25

    Забавный у нас с вами получается диалог ) Я всего лишь хотела похвалить вас за хорошо написанную статью, полезную для многих не-музыкантов, которые подумывают об обучении. И просто «для галочки» отметить, что если изначально слуха нет, то вряд ли человек сумеет свободно и красиво петь. А в итоге выходит какая-то странная дискуссия…

    • Василиса Живаго, но этим самым вы подводите под черту саму цель статьи - сказать людям, что научиться петь свободно и красиво МОЖНО(!)...
      я наоборот согласен с автором - нужно как можно больше слушать музыку, воспитывать слух - учить мозг слушать и чувствовать музыку --- доверьте это дело мозгу, все остальное он сделает на автомате, такой уж он великий и неизведанный... ведь мозги то у всех есть, и функция у всех них одинаковая.

      Оценка статьи: 5

      • Ануар Шапшан, я ведь отметила спецом, что бывают случаи, подчеркиваю – случаи, подчеркиваю – бывают, когда человек не научится петь свободно и красиво. Но это не означает, что он, к примеру, не научится играть на инструменте. Я в свое время, не имея слуха, играла на фоно по нотам и наизусть по выученным нотам лучше многих ребят, у которых слух был. На экзаменах пятерки и похвалы получала в ассортименте )) Упорная была, думала, что если упрямо долбить эту стенку, то в конце концов что-нибудь да получится. У меня есть дальняя знакомая – тоже «глухарь». Так вот она в свое время окончила муз.школу (правда, завалив сольфеджио ;). Обожает музыку, разбирается в ней, всю жизнь прекрасно играет по нотам. Подрабатывает учительницей по фоно. Но при этом, вот не поверите – вообще не умеет петь, напевать, не может повторить ни одной, даже самой простенькой мелодии по слуху, подобрать что-либо на фоно по слуху тоже не может, никак. Нету слуха. Зато по написанным нотам играет великолепно. Вот ведь какие чудеса случаются ))) При любом раскладе, занятия музыкой и вокалом очень полезны всем.

    • Василиса Живаго, спасибо. не то чтобы дискуссия,это просто я лезу с помощью,когда не просят.параллельно отстаивая идею о том, что петь могут все. почитайте работы Теплова, там как раз о том,что слух есть у всех и каждого. просто он "дремлет")))

  • Я начала учиться музыке в 6 лет - фоно+хор+сольфеджио. Честно училась до 14-ти, к этому возрасту стало окончательно понятно, что слух не развивается, забросила регулярные занятия. Иногда играла-пела, потом сознательно бросила на много лет. Позднее решила восстановить навыки и заодно поучиться вокалу, в том числе и по всяким альтернативным методикам обучения. Результат ровно тот же - муз.слуха нет А насчет "слушания музыки" и "воспитания слуха" ... Он у меня воспитан, выдрессирован и обучен многим кунштюкам, за исключением одного - умения не фальшиво воспроизводить услышанное.

    • Василиса Живаго, вы знаете расположение клавиш?знаете, что если нажать первую из двух черных, это до диез(ре бемоль)?так вот, голосом мы воспроизводим те же самые ноты, нужно запомнить в каком положении связок "выходит" нужный звук. вокал - это сложнее, чем ф-но. сколько лет Вы учились играть на инструменте?Вам приходило в голову, что Вы не сможете научиться играть на ф-но, потому что у Вас слух не развивается?за 8 лет постоянных занятий слух НЕ МОЖЕТ не развиться. может, все дело в том, что он развивался не так быстро, как вам хотелось? или Вы не так усердно трудились над этим, изначально махнув рукой, что ничего не выйдет?очень часто причиной проблемы непопадания в ноты служит психологическая, эмоциональная зажатость. возможно, вы просто боитесь спеть неправильно,(кто-то посмеялся, или вам указали на ваш промах)и от страха, напряжения, мозг просто искажает звук.

      • Кристина Иванова, спасибо за содержательную и подбадривающую статью!!!
        Иногда очень важно услышать/прочитать что, то что тебе кажется проблемой или неразрешимой задачей, оказывается нормальным явлением, которое можно преодолеть и которое уже преодолели другие люди.
        Слишком многого испугались, застеснялись в детстве, а теперь избавиться от этих комплексов не можем. Проблема не так страшна, как то, что мы к ней накрутили.

  • Кристина, вы пишете о голосе. Я же - о муз. слухе. Если его нет от природы, то даже самая филигранная работа с хорошим преподавателем не поможет, увы. К примеру, у меня голос в результате долгих попыток научиться петь "поставлен", певческое дыхание присутствует. И толку? )) Я своим поставленным голосом радостно фигачу мимо нот и ничего с этим поделать не могу, слуха не было и нет.

    • Кристина Иванова Кристина Иванова Дебютант 14 августа 2012 в 13:37 отредактирован 14 августа 2012 в 13:39

      Василиса Живаго, слух воспитывается. Вы "фигачете мимо нот", значит, нужно развивать в себе внутренний слух. Если голос поставлен, то вы слышите, какой звук вы воспроизводите, значит слух есть. все дело в том, что именно Вам нужно не больше петь, а больше слушать. В развитии гармонического и внутреннего слуха помогает хоровое пение. вы одновременно поете, воспроизводите звук на определенной высоте, но и слушаете, что поют другие, тем самым сохраняя балланс/гармонию между звучанием вашего голоса и других. музыкальность воспитывается годами, она впитывается с молоком матери и первыми услышанными колыбельными. Золтан Кодай утверждал, что для развития музыкальности не стоит пренебрегать фольклором, ведь то, что столько лет передается в нашем сознании и подсознании может работать в нашу пользу. мировые вокальные школы (имеются ввиду национальные:итальянская, немецкая, русская) были основаны на народных истоках. русским присуща балладность, распевность....украинцам та же распевность но в миноре, некий "плач"....крымских татар отличает особенный семидольный размер. никогда европеец не будет петь так, как афроамериканец, потому что чтобы так петь, им нужно быть.воспитывайте свой слух, слушайте разную музыку,ищите то, чего не хватает Вам в Вашем пении.

      • Кристина Иванова, ви таки будете смеяться, но все Балканы (населенные отнюдь не крымскими татарами)поют на 7/4, а севернорусские песни не очень похожи на южнорусские, не говоря о том, что аутентичный русский фольклор порой звучит очень непривычно(настолько, что когда я как-то поставила про моем знакомом баянисте запись мезенских бабушек, - не бурановских - поющих историческую песню 18 века "Нам не дорого ни злато, чисто серебро", баянист сказал: "Это НЕ русская музыка!").
        Мне мама в качестве колыбельной пела Чайковского "Спи дитя мое усни"... а слух у меня все равно не очень чтобы очень.

        • Мария Семенихина, есть такое понятие, как музыкальная интерпретация. это что-то вроде того,как люди, говорящие на одном языке используют разные диалекты, или как одну и ту же вышиванку вышивают везде по-разному.основа-одна, а вариаций много.

          • Мария Семенихина Читатель 15 августа 2012 в 16:06 отредактирован 15 августа 2012 в 16:12

            Кристина Иванова, ну на Балканах без тюрок (точнее, ТУРОК) не обошлось Кстати. ритмических проблем с исполнением сербских песен в таком глючном размере у меня нет Исполнитель со слуха может выучить все, главное - ему не показывать НОТЫ, в которых проставлен размер 7/4 или 11/4 и штук 7 знаков у ключа а то в обморок свалится...

  • Жду продолжения!

    Оценка статьи: 4

  • Статья хорошая, сразу видно, что написана музыкантом-профессионалом. Но. Если слуха нет, человек петь не будет. И все тут. Как ни бейся, бесполезно. Проверено личным опытом.

    • Василиса Живаго, все дело в том, что и обезьяну можно научить петь, но это будет не так быстро, как хотелось бы. ведь у обезьяны таланта к пению куда меньше, чем у человека. и важен выбор методики, ведь обучение пению схоже с работой хирурга. главное - не навредить в такой филигранной работе. "сломать" голос очень легко. некомпетентность многих преподавателей помноженная на неправильную самостоятельную работу учеников порой не только не улучшает певческие навыки, а напротив, приводит к серьезным проблемам со здоровьем. голосовые связки - это самый уязвимый орган человеческого организма. их состояние реагирует даже на плохое настроение и повышенное атмосферное давление. связки - это мини-мышца, которая при нагрузке, как и любая другая мышца - претерпевает изменения. их нужно постоянно тренировать, чтобы не потерять гибкость, ведь именно из-за того, что связки не разогретые, не эластичные - большая нагрузка приводит к их несмыканию (что называется "сорвать голос") мало учиться петь, необходимо соблюдать гигиену голоса. быть вокалистом-это как быть спортсменом, нужно соблюдать режим и вести определенный образ жизни.

  • Кристина, а что касается "редактор убрала" - впредь не обещайте, а просто пишите.

    Оценка статьи: 5

  • Ну, почему так бесцеремонны наши читатели! Чтобы показать, как надо писать, надо написать такую статью, чтобы все носы утерли!
    Кристина, мне лично вы словно Америку открыли. Всю жизнь считаю, что мне медведь на ухо наступил. Хотя я опознаю, когда фальшивят, но сама пою так же, как пел Вячеслав Старостин. Кстати, Вячеслав, так вы научились петь?
    У меня родственница закончила хоровое отделение, но я даже не пыталась заставить ее меня поучить. Я просто знаю, что у меня нет слуха.
    Пересмотрю свои возможности в соответствии с вашей статьей.

    Оценка статьи: 5

    • Любовь Дубинкина, я пишу о том,что знаю сама. я занимаюсь музыкой 16 лет. меня с 5 лет отдали в музыкальную школу учиться музыке. Я не была особенно талантливым и одаренным ребенком, у меня не было от природы абсолютного слуха и широкого певческого диапазона. моя первая преподаватель пения сказала мне:"девочка, ты не будешь петь, ты вообще никакая", но я своим трудом доказала ей, что это неправда. сейчас у меня высшее музыкально-педагогическое образование и куча всевозможных достижений на всевозможных конкурсах, фестивалях, проектах. все, что я могу сейчас я сделала сама, работая с изначально скудным материалом и развивая в себе способности, поэтому я хочу рассказать всем не только то,что научиться петь может каждый, но и как это сделать. я стараюсь убрать то(не лишнее, нет!), что не особенно нужно в полупрофессиональном/пользовательском уровне овладевания вокалом, чтобы читателю было понятней(я считаю,что если делать что-то, то нужно делать хорошо, и теория несомненно важна). сейчас я владею тремя инструментами: фортепиано, блок-флейта и голос. голос-это такой же инструмент, как и все остальные. он просто нетемперированный(основное отличие скрипки от гитары,к примеру, в том, что гитара - темперированный музыкальный инструмент, т.е., у нее есть лады, струны, и определенные комбинации воспроизводят определенные аккорды(отдельные звуки,интервалы), а скрипка таких делений не имеет, и скрипач должен интуитивно(но на самом деле путем постоянной практики,порой многолетней) "опознать", какую струну ему зажать и где. ведь на самой скрипке это не написано.), и певец должен сам, исходя из своих ощущений, управлять своим голосом.

  • Название не соответствует содержанию. Тройка - за наличие хоть какой-то информации

    Оценка статьи: 3

    • Ольга Романова, читайте внимательно,и будет Вам счастье. видите, в названии статьи большими буквами написано "первый шаг"? Так вот, уважаемый читатель, спешу сообщить, что НЕВОЗМОЖНО в одной статье на 3 тыс. знаков открыть великую тайну пения. в самой последней строчке статьи я написала, что об остальном расскажу в других статьях, но редактор убрала это многообещающее "потом". Пение, как и любое другое воспроизведение музыки - в первую очередь - система. Эта статья раскрывает первый и самый важный этап в овладении певческими навыками, ведь пение, это в первую очередь не работа связок, а работа мозга. есть на ШЖ статья о том, как петь. все просто, открыл рот, под телефонный гудок что-то там проблеял, и все, ты -певец. я, как педагог, не могу себе позволить изложение ложной информации, да еще и в подобном стиле. научиться петь можно лишь учась петь. а какое вы представляете себе обучение без базовых знаний?

      • Кристина Иванова, базовые знания по теории музыки в очень отдаленной степени могут помочь научиться именно петь. Я знаю огромное количество людей, которые всю жизнь, лет по 40-50 поют без всяких теоретических знаний. И поют не на пьяных гулянках и застольях, а в академических хорах! Любительских, конечно.

        Оценка статьи: 4

        • Алина Быстрова, умеешь петь-пой. не умеешь - учись. мы говорим о тех, кто петь не умеет вообще никак, но хочет научиться. камерные церковные хоры на 98% состоят из прихожан(я сама в таком пела почти 6 лет). они поют чисто, ровно ВМЕСТЕ. у всех хорошо развит слух, все знают 7 нот и умеют читать с листа. все, этого достаточно для хора. для солирующего исполнителя хор полезен, что говорится, в малых дозах, для развития слуха, но постоянное пение в хоре-искажает тембр. делает его тусклым, бесцветным, как раз таким, чтобы в ансамбле он нигде не выделялся, или как говорят "не вылазил". можно петь и без теоретических знаний. можно петь как попало и знать, что это как попало. можно петь абы как, и думать, что ты минимум Кабалье. все зависит от того, какие цели ставит перед собой человек. если он хочет петь в хоре, он идет и поет в хоре. если он хочет петь у костра под гитару, он разучивает песни, облагораживает звук и поет. если он хочет петь все что угодно и где угодно....тут не обойтись без знаний. можно, не спорю, применить метод "делай вот так", но человек будет уметь делать только так и никак иначе. а знания дают ему свободу.

          • Кристина Иванова, я НЕ говорила о церковных хорах. В нашем городе 4 камерных хора, базирующихся в ДК. В вашем понимании хор - это только кучка совместно распевающих псалмы прихожан? Хорошенький же вы музыкант в таком случае! Певцы - только попсовые звезды, хоры - только церковные... Хочешь петь - учи академическое определение слуха. Откуда такая узость? И откуда такое неуважение к оппонентам, выражающееся в том, что вы не желаете потрудиться и писать грамотно по-русски, начиная каждое предложение с большой буквы?

            Оценка статьи: 4

            • Алина Быстрова, special for you: камерный хор не обязательно должен состоять из прихожан и базироваться в церкви. Я взяла его за пример. Нет никакой узости, мне посчастливилось побывать и поработать в разных музыкальных и немузыкальных сферах. Есть несколько видов ансамблевого пения, различающихся по направлениям: народный, камерный и эстрадный. Духовная музыка - основа камерного пения. Камерный хор не поет "калинку-малинку" и "убей мою подругу". Есть масса хороших больших и маленьких камерных ансамблей, исполняющих как Генделя, так и Чеснокова. Певцы - это не только попсовые звезды, не знаю,откуда у Вас такая информация. Простите меня за мои строчные вместо заглавных, но я верю,что смысл сказанного не меняется от размера первых букв после точки. С уважением,ваш автор.

              • Кристина Иванова, вы, возможно, будете очень удивлены, но камерные хоры поют и "Калинку", как и другие многие русские народные песни в обработке. Камерные хоры, представьте, поют русскую и зарубежную классику, народные песни в обработке для хора, духовную музыку. И не надо тут тыкать всем свое музыкальное образование. По тому, ЧТО и КАК вы пишете, видно, что вам еще учиться и учиться!

                Оценка статьи: 4

                • Алина Быстрова, послушайте, я написала статью о том, что знаю сама, о том, чему училась многие годы и о том, как я в себе эти знания синтезировала и поделилась ими с читателями. я ничего никому не тыкаю. вы, к примеру,филолог,-я не лезу к вам с утверждениями, что жи-ши вообще-то через ы пишется, а еще через ю, э и й. потому что у меня кто-то из знакомых так пишет.

                  мое образование - это то, к чему я приложила массу сил, на что потратила уйму времени,и я не позволю никому мне хамить. вам не нравится то, что я пишу и как я пишу- не читайте, ради бога. разве это сложно?прочитала первый абзац, подумала "бред..." и закрыла вкладку.

                  духовная музыка - основа камерного хора(хоть стреляйте!). любительские хоры могут петь что угодно, хоть жанну агузарову. камерный хор - это небольшой ансамбль, обычно собран из самых "удачных"(ярких,профессиональных)"голосов"(солистов, исполнителей),потому что в камерном хоре важно не кол-во,а качество. даже если по одному человеку на партию. популярным он стал во второй половине ХХ века, как раз тогда,когда вводилась в репертуар камерного хора духовная музыка(потому что только такой хор сможет спеть сложную эмоционально и технически композицию). если вы считаете, что духовная музыка - это псалмы и отче наш, то в ваших силах узнать кто такие Бах и Гендель и какую музыку писали они. пы.сы. сейчас на оргАне играют всё подряд, но не забывайте,для чего он был придуман и где использовался. так и с камерным хором. классика-это духовная музыка. то, что поют ваши знакомые - это их право, и они могут называться хоть трижды камерными. я лишь говорю о том, что несет в себе это понятие.

  • Ответ где!!??? Как петь научиться? Только у меня голоса нет. Но играю на ударных и джаз-гитаре.

    • Кристина Иванова Кристина Иванова Дебютант 14 августа 2012 в 09:49 отредактирован 14 августа 2012 в 10:20

      Владимир Морозов, вот, снова..."голоса нет"....чем-то вы говорите,я надеюсь?Если Вас природа не наделила тембром Лучиано Паваротти, то не спешите расстраиваться. Даже его тембр при неумелом пользовании будет самым обычным и может быть даже совсем неинтересным. и наоборот, любой голос можно "сделать" красивым. голос-это инструмент. если лупить по клавишам рояля - получится громко, но не факт, что красиво. а если знать, как правильно нажимать на клавиши, с какой силой и частотой? если Вы играете на ударных и гитаре, то Вы в любом случае человек музыкальный. чувство ритма и звуковысотный слух вам присущ. да и внутренний тоже, (вы ведь, когда играете, пропеваете мелодию внутри себя?)дело за малым)))

  • В юности учился петь под гитару... Блеял тихонечко, бренькая в три аккорда, пока не подсказали "Пой в полный голос. Громко!.. Если получится, продолжай. Если нет - бросай эту затею"

    • Вячеслав Старостин, да, петь нужно в полный голос. но не всегда и уж точно не всё. а самое главное - не сразу! самый лучший, самый сильный и красивый звук - это удобный звук. (примарный тон). задача вокалиста в том, чтобы сделать как можно больше звуков удобными для воспроизведения (расширить диапазон). но это совершенно невозможно без дыхательный упражнений и многих других. важно не прокричать мелодию, а спеть. громкость голоса важна лишь в театральном(оперном) исполнении.

      • Кристина Иванова, рассказали бы вы об этом нашим "звездам". Дыхательные упражнения - это очень интересная тема, а вы ее даже не затронули.

        Оценка статьи: 3

        • Ольга Романова, это лично Ваше дело, кого считать звездой. мои "звезды", слава богу, петь умеют, и поют. дыхательные упражнения это архиважная тема для начинающего вокалиста, именно поэтому я ее не затрагивала в теме про виды слуха. для нее отведена следующая статья. захотите составить перечень тем, которые я не затронула - почитайте правила публикации. я пишу короткую статью, а не книгу. и не вижу смысла вскользь, по две строки говорить обо всем, уж извините.

          • Кристина Иванова, я не пытаюсь вас "укусить". "Звезды" - потому и написано в кавычках, что многие из тех, кого активно "раскручивают" петь просто не умеют, но, к сожалению, сами этого не понимают, а страдают при этом наши уши.
            По поводу тем, которые не затронуты. Если уж ваша статья - что-то вроде "введения", то можно было бы просто перечислить, о каких будете писать. Этапы, так сказать. Мне было бы интересно (в том смысле, чтоб знать чего ждать)

            Оценка статьи: 3

            • Ольга Романова, что ж, Ваша мысль ясна. что касается "звезд"...знаете, чем отличается поп-музыка от любой другой?все песни пишутся по принципу быстрого и легкого запоминания массами - незамысловатый текст и мелодия а-ля "я могу это спеть/напеть". то, что слышно из всех радио/телевизоров - это все рассчитано на широкие массы. кому-то это режет слух, а кому-то наоборот красиво и понятно.многие, очень многие нынешние "звезды" поющие. многие хорошие текстовики. но это ни к чему, потому что интеллектуальная музыка плохо продается. все зависит от целей. если главная задача - популярность - то будьте готовы к хитам в два притопа-три прихлопа. (заметьте, джаз - сложнейшая, интереснейшая и красивейшая из всех музык/стилей/направлений, всегда был популярен только в узких кругах, потому что простому обывателю эта музыка сложна для восприятия.многим она слышится обычной какофонией звуков, а некоторым - особым гармоническим строем и фактурой. да, сейчас многие рассказывают о любви к джазу, дабы продемонстрировать хороший вкус(хипстеры, например, очень любят этим хвалиться), но мало кто всерьез им интересуется.)у меня уже год нет телевизора(радио, видать, отродясь не было, и я совершенно не в курсе, кто сейчас звезда, а кто не звезда. сегодня я слушаю Джо Кокера, Лауру Фуджи и группу Бумбокс. и Хлывнюку с Джо пришлось хорошенько постараться, чтобы завоевать мое внимание среди миллиона всякого-разного, ведь на меня сложно повлиять СМИ и статусным "круто/не круто". Хорошая, качественная, интересная музыка - всегда была и есть, главное - это брать то, что хочешь, а не только то, что предлагают.