Людмила Есипова Мастер

Как разговорить маленького молчуна?

Дитя в первые годы жизни пытается подражать тому, что делают взрослые. В том числе и звукам речи. Вот только личный речевой аппарат никак не хочет воспроизводить те звуки, что произносят окружающие. Довольно рано так называемые несмышленыши понимают свою несостоятельность и уходят часто в глухую оборону. По принципу — ничего не слышу, ничего никому не скажу, бя, бя, бя.

А это, как понимаете, на практике речевой отражается плохо. Начинается период переделки взрослых под свои возможности, причем, не без успеха.

Взрослые с удовольствием показывают свои неограниченные возможности в понимании звуко-жестовой речи ребенка и предугадывании его желаний, и даже начинают говорить за него. Если бы это было редкое явление!

Но… Будем честными сами перед собой и перестанем понимать и предугадывать несловесные просьбы и объясняловки наших деток. Пережить придется немало грустных минут. Но дело того стоит.

Когда он или она поймут, что вы настойчивы, и вас не переубедить криками и бойкотами, можно начинать работать над восприятием звуков речи. В методике это называется развитием фонематического слуха.

Вы ему слово — он вам первый звук. Прошу обратить внимание на точное произношение звуков. Произносить их нужно так, как они звучат, без дополнительных призвуков. Например, ТОК произносится [Т О К], а не [тэ о кэ]. Буква Я состоит из двух звуков — [Й А]. А в слове МЯУ она произносится как один -а.
[МЬ, А У].
Звуки первые должны быть гласными или протяжными согласными — С, М, Ш и т. д.

Потом ваш слуховой гений должен отыскать последний звук в слове. Принцип тот же. Как только ему станет это делать легко, можно заняться поиском звука в середине коротких слов из трех звуков — СОК, СУК, КОТ и т. д.

Дальше все интереснее. Ищем уже конкретные звуки в конкретном месте слов.

И где же они спрятались?

Где звук, А в слове БРАТ?

А звук Т куда спрятался?

И не просто тычем пальцем, тем более что тыкать некуда, а называем точный адрес звука — перед, между или после какого он стоит.
Потом уже целые слова, как орешки, колем на звуки. Сначала вы, уважаемые взрослые. Потом и ваше чадо. Так и соревнование можно устроить, кто больше слов соберет из звуков.

Можно вас поздравить с важным достижением — ваш ребенок усвоил главное умение — фонематический анализ и синтез слов.

Потом нужно подключить работу над ритмом слов. Это только кажется, что проблема яйца выеденного не стоит. А вы попробуйте попросить ребенка прохлопать слово из двух слогов так, чтобы ударный и безударный отличались по громкости и не вызывали затруднений! Работать и еще раз, работать!

Потом трехсложные слова и… пределов совершенству нет. Хлопать нужно научиться быстро и ненапряженно. Можно по ритму, прохлопанному вами, подбирать слова, которые укладываются в этот ритм. Тоже хорошее дело.
Так вы освоите второе важное умение — метроритм слов.

Теперь последнее умение — пространственное ориентирование.

Нет, нет, в поход идти не надо. Все проще. В речи звуки располагаются перед, после или между другими звуками. Легче это начать прорабатывать на мелких игрушках. Поставить их в ряд, друг за другом и переставлять по вашей просьбе перед, после или между какими-то другими игрушками или предметами. Потом обязательно просить самих детишек определить, куда вы поставили игрушку.
Так и до слов доберетесь. Как только умение будет закреплено на предметах, со звуками будет уже просто и легко.

Ну вот, три основных умения, на которых стоит вся устная и, не побоюсь этого слова, письменная речь у вашего ребенка будут успешно закреплены.
Теперь вашему трехлетнему или четырехлетнему лапушке будет проще наверстывать упущенное и в практике быстрее появится навык правильной речи.

Обновлено 26.06.2007
Статья размещена на сайте 21.05.2007

Комментарии (65):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дожидаться 4 минут для голосования не буду, лишь скажу, что из всех ваших прочитанных статей, Людмила, эта - вторая после статьи о любви к работе. Та, о работе - наилучшая, написана с таким подъемом. Эта очень спокойная и разумная, добрый рассказ о профессии и клиентах.
    Путешествие по Карелии в трех частях на третьем месте, не по качеству работы, а по значимости темы.
    О! Как раз оказалось возможно пятерку поставить!

    Оценка статьи: 5

  • Как-то очень сложно...

    Оценка статьи: 4

  • Что касается пространственного обучения. то предметы не надо соотносить с буквами.Просто переставлять их "перед...между...за..." А потом это умение переноситься на звуки-какой перед, между или за каким стоит. Тут важно воспитать умение пользоваться пространственными предлогами, особенно "между".

    Оценка статьи: 5

  • Начиная с 2-хлетнего возраста ,впрочем, если нужно, можно и раньше.

    Оценка статьи: 5

    • Дальше все интереснее. Ищем уже конкретные звуки в конкретном месте слов.

      И где же они спрятались?

      Где звук А в слове БРАТ?

      А звук Т куда спрятался?

      И не просто тычем пальцем, тем более что тыкать некуда, а называем точный адрес звука - перед, между или после какого он стоит.


      это упражнение для двухлетки?!

      Оценка статьи: 4

      • С определением звука можно начинать хоть с 2 лет.Это же не буквы, я и пишу. что тыкать некуда. А определить место звука в слове ребенок в норме умеет с года. Его этому учить не надо. Если же есть проблемы с развтием речи, нужно начинать развивать в первую очередь фонематический слух. Можно так, как у меня. Проверенно.

        Оценка статьи: 5

        • Но я не поняла ,каким образом. Он что должен сказать: А стоит мажду Р и Т?
          Или с помощью мелких игрушек? Но той игре Вы определяете другую задачу - формирование пространственных представлений.
          её Вы ставите после развития чувства ритма.
          Немножко получилось запутанно. А хотелось поподробнее упражнение именно для фонематического слуха.

          и ещё вопрос.
          Да, ребёнок уже с года улавливает порядок слов в слове. Но способен ли он перенести это своё представление на предметы? Если мишки, собачи, утята будут изображать звуки, это его не запутает?

          Оценка статьи: 4

          • Сначала учится определять звук вначале, потом в конце слов. Потом просто "в середине". Потом уже перед каким, после какого. И только потом между какими. Все получается, если в виде игры.

            Оценка статьи: 5

  • интересная статья. но почему-то ни слова о возрасте, с которого можно и нужно начинать такие занятия. На фотографии младенцы какие-то.

    Оценка статьи: 4

  • В закладочки статью!

  • Добавляю закладку страницы с вашей статьей. Спасибо за ценный материал
    Иду голосовать пятеркой

    Оценка статьи: 5

  • Тема интересна, потому что сама в детстве была на грани этого самого аутизма, и мой младший брат тоже (ограничился, правда, заиканием).
    Преодолевать проблемы пришлось самостоятельно. В благополучной и до абсурда положительной со стороны семье (оба инженеры-энергетики + бабушка-дедушка, все не пьющие, не курящие, матом ни словечка, всегда идеально чистая трёхкомнатная квартира) психологические тиски были совершенно невыносимыми.
    Всю сознательную жизнь пытаюсь разобраться, почему. Хочется, чтобы молодые родители знали, как можно (не) создать такой идеальный ад.

    • Я вами восхищаюсь. Далеко не каждому это удается без помощи родителей. Зато вы теперь обладаете бесценным опытом, в первую очередь для себя . Если не против, то послушайте совета - простите, от всей души простите своих родных. Они не ведали, что делали.Вам всем нужен был этот опыт. Просто по другому вы его получить не смогли.

      Оценка статьи: 5

  • А может, не усложнять, и начать с родителей хотя бы в плане азбучных истин? Чтобы сложных проблем не возникало, в качестве профилактики? Как Школа Жизни...

    • А почему для вас эта тема так интересна?
      Выскажу свое, личное мнение.
      Аутизм - это обобщенный диагноз ,точнее следствие многих причин. Причин настолько спутанных , что часто трудно бывает найти хоть какие-то концы. Поскольку ребенок - это сумма родителей, то проблемы с общением у всех троих очень серьезные. ТОлько у родителей они запрятаны так глубоко, с такой маскировкой, что признать их наличие бывает просто невозможно.
      Почему ребенок выбрал именно таких родителей? -
      Ему в жизни нужно решить эти проблемы с общением, причем вместе с родителями. Почему именно таким тяжелым способом?
      Ему виднее.
      Будь родители мудрее и понятливее, пойми они, что ребенок проявил таким образом их проблемы, проработали бы они свои страхи и претензии к жизни,разобрались бы они в этом. Тогда и ребенок стал бы общаться не сам с собой, а с окружающим его миром.

      Оценка статьи: 5

  • А мне название намекнуло на неразговорчивых, замкнутых, некоммуникабельных детей, страдающих аутизмом. Из которых "Спасибо" мамочки выдавить не могут. Тоже, кстати, проблема!

    • Можно и о них поговорить. Только проблема у аутичных детей больше психологическая и начинать там нужно с родителей.Тема сложная и не для этого сайта.

      Оценка статьи: 5

  • Совершенно с вами согласна. Именно в возрасте трех лет.Но по-моему, я об этом писала.

    Оценка статьи: 5

    • Да, и вы правильно указали, что они молчат до трех лет. А вот те, кто начал говорить раньше, да еще на своем "личном языке" - вот с ними проблемы и бывают.

      Оценка статьи: 5

  • А некоторые дети молчат-молчат, а потом года в три как начинают говорить, что не остановишь. И говорят, надо сказать, чисто и красиво.

  • Люблю названия, в которых нет слова "правильно".
    Как ПРАВИЛЬНО надеть шапку...
    Как ПРАВИЛЬНО разговаривать с животными...
    Почему именно "правильно", а по другому - уже не правильно?

    Оценка статьи: 5

  • Вот теперь название полностью соответствует статье!

    Оценка статьи: 5

  • Ой, после всех баталий... видимо, надо было добавить, что мастер - автор статьи. Да, мастер, настаиваю.

    Оценка статьи: 5

  • Вот что значит мастер! 5

    Оценка статьи: 5

  • Игорь.Спасибо за внимание. Может предложите , как назвать?У меня с вопросительными названиями трудности. Без вопроса-без вопросов, могу.

    Оценка статьи: 5

    • Вроде придумала, ну, как теперь?

      Оценка статьи: 5

      • ДРУГОЕ ДЕЛО!

        Люда, вот это совсем другое дело! Совсем иное восприятие Вашего материала: сразу всё стало как-то понятным... Спасибо. Но я бы добавил: "Как разговорить ребёнка-молчуна?"...
        Всех Вам благ!

        • А может, как разговорить маленького молчуна?
          Так понежнее, по-моему.

          Оценка статьи: 5

          • Люба Мельник Бывший модератор 27 мая 2007 в 18:42

            Что вы тут всё на пару нетленку ваяете!
            Все равно мне "Поговорим?" больше нравилось. Необычно коротко было - это главное достоинство. Именно поэтому сразу внимание привлекало.

            Оценка статьи: 5

            • Не ворчите, пожалуйста. Дело в том, что мне тоже нравиться "поговорим?"
              Наш уважаемый редактор меняет названия и не всегда удачно для автора\опыт есть\. Так уж, лучше я сама.

              Оценка статьи: 5

              • Люба Мельник Бывший модератор 27 мая 2007 в 18:58

                Ох, редакторы - они такие... Особенно хорошо править красным фломастером - статья будто кровью истекает...
                Тссс! Хором ручками машем редактору и улыбаемся - как только что разговорившиеся маленькие молчуны

                Оценка статьи: 5

                • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 27 мая 2007 в 23:24

                  Во! "Как разговорить маленького молчуна?" - ведь по названию должно быть понятно, что читателя ждет в статье. Любые свои "креативы" можно добавить вторым заголовком.

  • По-моему, название неудачное, оно ни о чём не говорит... Первое впечатление - показалось, что у человека проблема частного характера - нехватка общения. А при прочтении оказалось совсем другое - в материале речь идёт о том, чтобы ребёнок правильно... Заумно слишком, будто статья научная какая!

    • Люба Мельник Бывший модератор 27 мая 2007 в 08:23

      Игорь, видимо, для вас проблемы обучения детей не актуальны
      А я тут одну рекомендацию Людмилы применила к своему сыну - и, оказалось, очень полезно. Людмила, разовью успех - обязательно вам сообщу! (это по поводу грамотности и ее отсутствия)

      Оценка статьи: 5

      • Нет, Любаша, и это мне интересно, сам порой об этом же пишу... Я просто высказал своё мнение по поводу того, что название материалу Людмила дала неудачно... - и всё!

  • да...с детьми так! Спасибо...

  • Нам бы в детстве такое. 5.

    Оценка статьи: 5

  • "Прошу обратить внимание на принципиальную разницу букв и звуков. Во-первых, звуков больше, во - вторых, произносить их нужно так, как они звучат, без дополнительных призвуков".

    Классическое определение разницы между буквами и звуками: буквы мы видим и пишем, а звуки - произносим и слышим. Так что "произносить буквы" с дополнительными призвуками, что будто бы отличает их от звуков, мы никак не можем.
    Кроме того, как, исходя из Вашего определения, можно обнаружить принципиальную разницу, к примеру, между буквой и звуком "а"?

    • Читаем внимательно.
      Произносить ИХ/то есть звуки/ нужно без призвуков. Вам этого дополнения не хватает, чтобы смысл понять?Хотя из контекста и так ясно. Разъясняю.Теперь понятно?
      Дальше.Есть буква Я,в ней два звука ja, есть буква Т и ее звуковое соответствие Т и Ть. Еще примеры? Я могу.
      Дальше. Часто детки, и не только,произносят звуки как буквы-тэ, бэ. и т.д.

      Оценка статьи: 5

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 мая 2007 в 22:35

        Людмила, прочитайте внимательно комментарий Галины, она совершенно права в части определения. У Вас может быть своя терминология, но в статьях нужно пользоваться общепринятой.

        В буквах нет звуков, буква - это знак, символ для изображения звуков на бумаге.

        И тон Вашего ответа крайне невежлив. Произносить звуки с дополнительными призвуками мы можем, но это настолько же отличает звуки от букв, насколько синее отличается от деревянного.

        • Марианна. Многие, к сожалению даже профессионалы, путают название букв и звучание звуков, когда делают фонематический анализ слов. Есть, как вы справедливо заметили названия букв -тэ,бэ, я..А есть звуки, которые должны произноситься только так, как они звучат - т,ть,слог бе произносится по звукам как[бь э]!
          И из контекста предложения и статьи понятно о чем идет речь, странно, что вам двоим это не понятно. И еще. Часто буквой называют звук. Именно об этой ошибке я и писала.

          Оценка статьи: 5

          • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 27 мая 2007 в 23:22

            Непонятны могут быть непонятные выражения, а неправильные как раз понятны, но подлежат исправлению.

            • Все, достали.
              Я переделала так, чтобы вам все было понятно.
              Но хочу еще раз напомнить. Нет у меня ошибки. Нет звука бэ. Есть название алфавиное буквы-БЭ и звуки Б И БЬ, а никак иначе!!!!!!!!!!

              Оценка статьи: 5

              • Люба Мельник Бывший модератор 28 мая 2007 в 22:16

                Людмила, еще чуть-чуть, и вы будете прыгать на одной ножке, глаза скосив на нос, и кричать: "Бе-бе-бе!"

                Оценка статьи: 5

                • И прыгаю, и бекаю, если надо, особенно с казявками-двухлетками, которые заикаются лучше. чем говорят. А вы как думали?
                  В том и прелесть моей профессии. что из детства не вылезу до...

                  Оценка статьи: 5

                  • Люба Мельник Бывший модератор 29 мая 2007 в 07:45

                    Тут на днях у одной психологини спрашиваю - если 18-летняя дочь со мной ведет себя покровительственно - это, наверное, говорит о том, что она встала взрослой? Умно так говорю, строю из себя продвинутую мамашу.
                    Психологиня в ответ ржет: "Нет, скорее всего - мама в детство впала!"

                    Оценка статьи: 5

                    • Тут на днях у одной психологини спрашиваю - если 18-летняя дочь со мной ведет себя покровительственно

                      Увы, Люба! Это у всех так. Дети стараются подмять под себя родителей, они видят мир так, как будто окружающие их люди ничего не понимают, не знают, не могут - и единственный, кто знает что и как, - это ваша дочь, ваш сын. Самые близкие люди наносят самые болезненные раны. Это, к сожалению, правило. Его надо принять, потому что до определенного момента (по моим наблюдениям - в 22 года) дети не хотят считаться с мнением родителей. По крайней мере, не совсем. Причем это касается всего: и собственного здоровья, и отношений с окружающими, и вообще взглядов на жизнь.

                      У некоторых прозрение не наступает совсем - тогда дети дистанцируются от родителей как можно дальше, в том числе и территориально.

                      Мало того, от чего зависит гармония в отношениях с детьми - не знает никто.

                      Тема невеселая, но есть анекдот в тему (часть анекдота):
                      - У вас есть дети?
                      - Нет, нету!
                      - Ну, как же так? Вот в анкете вы пишете, что у вас есть сын и дочь!
                      - Так разве это дети? Это же сволочи, а не дети!

                      Вот на этой оптимистической ноте я заканчиваю свою реплику.

                      Вам я хочу пожелать полного удовлетворения от ваших детей!

                      • Оинн знакомый рассказывал: Лет до 26-ти с отцом не разговаривал. А потом подумал - чего это я? И - нормально теперь живем...

                        Оценка статьи: 5

                • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 28 мая 2007 в 23:12

                  Ну, детки оценят.

                  • О Господи! Как же деткам-то объяснять эту китайскую грамоту, если взрослые тетеньки столько уже нервов из-за непонимания, о чём речь, друг дружке повыщипывали?
                    От такой "железной" выдержки педагога, пожалуй, дитё вовсе онемеет и уйдёт в ещё более глухую оборону.

        • Люба Мельник Бывший модератор 26 мая 2007 в 22:51

          Да, если уж быть точным, то это не произнесение, а названия букв - тэ, бэ, эр, эн и пр. Но статья очень симпатичная

          Оценка статьи: 5

          • Так ведь и я хотела только помочь. И как раз думала, стоит ли объяснять автору после такого ответа, чем буква "б" отличается от "бэ", то есть чем предмет или явление отличается от своего имени.

  • Конечно!

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 24 мая 2007 в 14:28

    С грустью и радостью читала. Дело не в рекомендациях даже. Типичный случай - прочитываешь не то, что читаешь. Вот и я - читала и вспоминала, как двое моих родных и некоторые из племянников эти премудрости одолевали при моем участии - какая радость с детьми так общаться! Видеть, как час от часа они умом и разумом прирастают...

    Оценка статьи: 5