• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Новикова Мастер

Как правильно написать: ручке или ручки?

Чтобы не забивать голову школьными правилами, дам несколько практических советов для грамотного написания окончаний существительных.

Evgeny Atamanenko Shutterstock.com

По моим смутным воспоминаниям школьной программы, по данной теме ученикам представляли таблицу, в которой были указаны окончания существительных в разных склонениях. Молодые учителя в силу своей неопытности заставляли своих подопечных зубрить эту таблицу. А вот их коллеги-профессионалы давали ребятам совсем другие рекомендации, заслуживающие и нашего внимания.

Для того чтобы объяснить читателям содержание той самой таблички, для начала напомню о склонениях и падежах — то, на чём она будет основываться.

Склонения бывают только у существительных (не путать со спряжениями)! К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на «-а» и «-я» (мама, семья). Ко 2-му склонению относятся все существительные мужского и среднего рода (дом, стекло). К 3-му склонению — существительные женского рода, которые оканчиваются на «-ь». Вспомнили? Прекрасно!

Теперь перейдём к падежам. Какие существуют падежи? Именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?). И это вспомнили? Просто замечательно!

Вернёмся к той самой таблице. Для большего понимания темы будем использовать примеры. Начнём с первого склонения: возьмём слово «ручка» и будем его склонять. Именительный (что?) — ручка, родительный (чего?) — ручк… — точное окончание мы узнаем позже, дательный (чему?) — ручк…, винительный (что?) — ручку, творительный (чем?) — ручкой, предложный (о чём?) — о ручк…

Как видно, что с первым склонением у нас возникли трудности в родительном, дательном и предложном падежах. И что делать? Посмотреть в таблицу? Или спросить у кого? Нет! Надо просто слово с сомнительным окончанием заменить словом того же склонения в том же падеже, но с ударным окончанием.

Перечислим некоторые из них: гора, земля, листва, река, стена. Если и вы хорошенько подумаете, то сможете расширить представленный мною перечень.

А теперь проверим: вставим одно из них вместо «ручк…». Нет чего? Реки (или руки) — значит, в родительном падеже — ручки. Давать чему? Реке — значит, в дательном падеже — ручке. Говорить о чём? О реке — значит, в предложном падеже — о ручке. Всё верно! Думаю, алгоритм понятен.

Вот в этой табличке и указываются те самые окончания существительных, которые, якобы, нужно выучить. Но, пользуясь практическими рекомендациями профессионалов, мы смогли выявить гораздо более простой способ для исключения возможности сделать ошибку в подобных ситуациях.

Вкратце пройдёмся по оставшимся склонениям. Проще всего обстоит дело со вторым склонением: здесь только предложный падеж может вызвать недоумение. Для примера возьмём слово «автобус»: ехать на автобус… Хоть в данном случае окончание получается безударным, но вместо пропуска написать букву «и» было бы сложно. Всё же проверим: ехать на автобус… — ехать на коне. Действительно, всё сходится! Какие ещё слова, кроме «коня», можно использовать в подобном случае? Окно, слон, стол, цветок. Вот, кстати, ещё один пример: заменяем стул столом и получаем чёткое окончание — на столе, на стуле.

И осталось третье склонение. Здесь, как и в первом, спорными окажутся окончания родительного, дательного и предложного падежа. Забегая вперёд, сразу укажу, что во всех этих трёх падежах третьего склонения окончание будет «и». Проверим! У меня нет (чего?) кроват… Давай прикрутим ножки (к чему?) к кроват… Хватит валяться (на чём?) на кроват… Кровать (кстати, или постель — суть от этого не меняется) заменим печью. Получим: у меня нет печи. Давай прикрутим ножки к печи (как бы странно это ни звучало). Хватит валяться на печи. Всё верно! Вместо «печи» вновь можно использовать и другие слова, например: дверь, ночь, степь.

На мой взгляд, гораздо проще держать в голове определённые слова для проверки окончаний, чем сами эти окончания в тех или иных падежах — в них запутаться немудрено (особенно в окончаниях первого склонения).

Напутствие остается прежним: пишите грамотно!

Статья опубликована в выпуске 19.03.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вдрызг познавательная статья. Особенных проблем с окончаниями я не испытываю и примеры отгадывались правильно.
    Интересно, как меняется картинка, если печь заменить печкой. Сразу "проясняется на доске" грамматики окончаний.

    Оценка статьи: 5

  • Статья полезна, видимо, для многих. Хотя я ранее не обращал внимания, что существует такая проблема в написании окончаний нарицательных существительных. Лишь смех и жалость вызывают надписи в поздравлениях: "Дорогой Людочки!" Или что-то в этом роде. Вот еще вспомнилось: "Любимой дочиньки!"
    Впрочем, эти ошибки в написании, как правило, напрямую связаны с особенностями произношения в русском языке. Практически всегда безударные гласные передаются звуками "и", "ы", "у".

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, а вот чем объясняется озвученное Райкиным очень распространенное ударное "К сестры поехала. У сестре она была"?..

      • Марианна Власова, во всех этих, таких ошибках проступает некая внутренняя логика, своё понимание языка и стремление к ясности. "дочИнькИ" - от разговорного влияния, по-домашнему.
        "доченьке" уже смотрится казённо, литературно-грамотно.
        В этих ошибАках есть своя прелесть.

        Оценка статьи: 5

      • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Мастер 19 марта 2013 в 17:34 отредактирован 19 марта 2013 в 17:37 Сообщить модератору

        Марианна Власова, полагаю, что Райкин использовал подслушанный диалектизм для усиления впечатления от показываемого образа. Причем у Драгунского в рассказе этих фраз нет.
        В сельской местности на родине отца в Орловской и Брянской областях мне приходилось слышать такие способы склонения существительных. Объяснения этому тогда сразу не нашлось, а потом как-то подзабылось.
        Тетка говорила: а чего ты допытывашся? У нас все так говорят.
        В их речи много было слов, произносимых на свой лад. Например, "ехай" вместо "едь". Последний раз я был там в конце 80-х прошлого века. Тогда все так и оставалось: сахар - это рафинад, а сахар-песок - просто песок. Тогда меня поначалу здорово озадачила фраза: пойду в лавку песку куплю, а то в чай лОжить нечего.
        Увы, о происхождении этих выражений ничего сказать не могу.

        Оценка статьи: 5

  • Интересная статья! Я сама даже никогда не задумывалась, что у кого-то может возникать подобная проблема... У меня где-то на подсознательном уровне правильный ответ выскакивает.
    И согласна с Валерием - обращения в поздравлениях всегда цепляют, особенно если написаны так безграмотно
    За статью спасибо, может кто-то и возьмет на вооружение)

  • Хм...
    А мне именно так объясняла учительница в начальных классах, как правильно ставить в падежах существительные
    Правда она была заслуженная учительница СССР

    Оценка статьи: 5