Ирина Муравьева Дебютант

Среднее образование за рубежом: в чем отличие от российского?

Мне кажется, для тех родителей, кто уже пришел к пониманию, что самые лучшие инвестиции — это инвестиции в образование своих детей, будет интересно почитать, а чем же отличается наше образование от образования за рубежом.

Jacek Chabraszewski, Shutterstock.com

Если говорить глобально, то в зарубежных школах учат независимо мыслить, самостоятельно работать и понимать связь между вложенным трудом и результатами. Учат взаимодействовать с людьми разных национальностей и культур, что делает вашего ребенка гражданином мира, способным свободно перемещаться в большом жизненном пространстве. Дают знания, которые ведут в престижные университеты.

Что больше всего поражает российских школьников, впервые попавших на учебу в зарубежную школу? Абсолютно иной стиль отношений между учителем и учениками. Учитель здесь — не «суровый начальник», облеченный властью карать и миловать, а в первую очередь наставник, старший товарищ, партнер. «Твоя цель, — словно говорит он ученику, — показать лучшее, на что ты способен. Но это и моя цель! Поэтому у нас нет причин враждовать. Я готов поддерживать тебя и помогать твоему росту. Твои успехи — это и мои успехи тоже».

Это не слоган, а та самая установка, которая определяет всю атмосферу школы, задает тон взаимоотношений между учителем и учениками.

Можно ли объять необъятное?

Античные мудрецы уверяли — нельзя. Современная российская школа твердо придерживается мнения, что все-таки можно (какой ценой — другой вопрос). И продолжает учить всех всему: прирожденных гуманитариев — тонким отделам физики и химии, явных «технарей» — истории с географией. Западная школа давно отказалась от этой модели, приняв на вооружение качественно иной подход.

В старших классах школы ученики выбирают для себя направление обучения, что и формирует перечень дисциплин, глубокому изучению которых они посвятят оставшиеся школьные годы. Как правило, обязательными для всех остаются математика и язык той страны, в которой расположена школа. Зато в список предметов будущей специализации входят такие, которые в рамках нашей системы вообще остаются за кадром: экономика, статистика, философия, классические языки, история искусств и многое другое.

Разумеется, подобный выбор предполагает достаточно высокую ответственность. Чтобы избежать вероятных ошибок с этим выбором, частные школы организуют для своих учеников целый комплекс мероприятий по профориентации, в который входит тестирование, ознакомление с содержательной стороной современных профессий и специальностей.

Ребятам устраивают экскурсии на предприятия и в офисы компаний, чтобы они получили не книжное и не киношное, а вполне реальное представление о том, в чем состоит работа отельного менеджера или логиста, финансового аналитика или дизайнера, кинопродюсера или специалиста по рекламе. Одновременно компетентные сотрудники школы помогают им выбрать университет и конкретный факультет, учеба на котором станет кратчайшим путем к достижению поставленной цели.

В наши дни решение отправить ребенка в зарубежную частную школу — это не дань моде и не демонстрация финансовых возможностей родителей. Это, в первую очередь, шанс открыть перед своим сыном или дочерью огромный спектр возможностей и помочь ему их реализовать. Это действительно обдуманный и взвешенный выбор.

Обновлено 7.04.2013
Статья размещена на сайте 28.03.2013

Комментарии (121):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ольга Нестерова Читатель 30 июня 2013 в 00:52 отредактирован 27 мая 2018 в 19:36

    Мы однажды, посетив выставку «Лучшие школы Великобритании», со специалистами из ITEC, кторые и подсказали, как при выборе школы правильно оценивать такие параметры, как рейтинги и академические результаты.

  • Кстати, вот мысли одного гуру по ведению бизнеса (в моем представлении, бред заигравшегося коучера, но , наверно, кому-то понравится):
    http://subscribe.ru/archive/economics.school.moroz/201304/12133025.html

    Оценка статьи: 4

  • Каждый раз одно и тоже. И хор прогрессивных голосов - "школа должна учить учиться". Вот мне объясните - что значит "учить учиться"? Показать как в поисковик вбить запрос? Или дать суперсекреты типа "подумал и научился"?
    Сам процесс изучения основ различных наук, в том числе квадратных уравнений и "реакций получения полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида" (все это именно основы) - это и есть обучение процессу получения, осмысления и классификации новых знаний. Пусть даже классификации по признаку "нужно/не нужно".
    Иначе все вымрут, веря в фэн-шуй, защиту господа и лечась приборчиками с мигающим светодиодом.
    А в целом статья пустая, типично рекламная. Еще бы в последнем абзаце на слова "зарубежная частная школа" дать ссылку на сайт агентства по отправке на учебу за рубеж - и все вообще идеально.
    И продолжает учить всех всему: прирожденных гуманитариев – тонким отделам физики и химии, явных «технарей» – истории с географией.
    Тонкий бывает кишечник, а отделы - в учреждениях. Что же касается "технарей" - нечего им лишние знания о родной стране иметь! Патриотизм ни к чему, лучше пусть учаться как краник на трубе крутить. А то думать начнут и еще, понимаешь, революцию устроят.
    Вот и вся разгадка российской реформы образования - заспециализировать так, чтобы лишнего ничего в голове не завелось. За бугром специализация тоже есть, но там параллельно мощнейшая система воспитания патриотизма, вдалбливания культурных ценностей государства. А у нас Стивен Сигал будет россиян в армию загонять.

    Оценка статьи: 3

    • Олег Антонов, спасибо!Насчёт краника также думаю.В первом-втором классах детей учат описывать картины странных европейских малоизвестных художников,а по чтению проходят стихи,в которых ни смысла ,ни красоты(тоже перлы).

  • Итак, взгляд с высоты и обо всем .
    То, что за рубежом - в том или ином виде было/есть и у нас: есть и спецшколы/спецклассы с углубленным изучением математики/химии/истории, и физкультурные классы, и какие-то остатки профобразования. читать дальше →


    Насчет сокращения программы в школьные года - я против - лучше посидит жена или я с ребенком или отведем к репетитору (как сейчас и происходит). Тезисы, что "ребенка лишают детства" - в пед. литературе были опровергнуты очень давно. Возможно, родителей лишают "взрослости" при такой системе - меньше свободного времени и денег... А тезис "в жизни не понадобится" - ну, пророков я не встречал. Узкоспециализированность среднестатистического школьного образования как бы не сузила кругозор.

    Отличия: в форме обучения (у "них" упор на самостоятельное обучение) и условиях/обстановке, при которых в наших школах преподают не самые умные/талантливые (тем выгоднее зарабатывать вне школ).
    Насчет заставлять - пока нет мотивации и сознания, что это нужно, учащиеся будут всегда против того, что мешает играться в куклы/машинки, гонять футбол или играть в компьютерные игры. IMXO.
    И хотелось бы в статье побольше и поподробнее, как у "них", а то сто лет назад на курсах подробно изучали систему образования в Британии - уже многое забылось.

    Оценка статьи: 4

  • Алина Еремеева, я Вам в личку написала, чтобы не получился тут флуд. И всё же немного флуда создам. Ваши слова про обучение крестьянских детей английскому напомнили одну историю из жизни, которую я услышала, когда только начинала обучаться на инфаке. Тогда ещё существовало распределение после вуза. Причём распределяли учителями английского преимущественно как раз в сельские школы. Причём по всему Союзу. И вот одна юная учительница попала по такому распределению в далёкий азербайджанский кишлак. Там было 10 детей в классе, и вообще все условия для изучения иностранного языка. Только детки были недостаточно развиты, ибо им больше приходилось заниматься сельским трудом, чем изучать английский. К тому же они и русским там владели не очень, а ей надо было на русском объяснять правила английского...
    И вот она бьётся-бьётся и, не выдержав, кричит: "Господи, ну, почему вы такие тупые?!" А один из мальчиков подходит к ней и серьёзно так, спокойно спрашивает:
    - Ущитильнецца? Персидский знаиш?
    - Нет, - опешила она.
    А он:
    - Вот!

    Это я к тому, что всякая система имеет свои плюсы и минусы. Вот те ребятишки не знали английского, да и не очень хотели знать, потому что он им был не нужен, зато владели персидским, ибо Иран-то рядом...
    Всё, больше не флужу (или не флудю?). Кстати, мы-то с Вами знаем, как на самом деле читается слово flood...

  • Алина, вы абсолютно правы

  • Алина, я наверное с вами бы согласилась, если бы не один очень важный факт: спад качества образования в России - я бы например очень хотела бы, чтобы моя дочь действительно получила бы хорошее образование, ориентированное на современность и чтобы наших детей учили быть самостоятельными, умеющими принимать решения и нести ответственность. Ну как можно, придя на родительское собрание в сентябре в школу получить ответ от классного руководителя: простите, химии у ваших детей в этом году не будет, к сожалению мы не нашли преподавателя, и это в московской школе. Представляю, что может быть в школах в других городах.

    • Ирина Муравьева, а в школах других городов нет преподавателей не только химии, а и физики, музыки, французского языка и многих других. Или преподают учителя не просто пенсионного возраста, а пенсионеры с огромным не только педагогическим, а и пенсионным стажем. Ну и чему новому и прогрессивному они могут научить?

      Оценка статьи: 4

      • Александр Петров, вообще-то учителя учат по программам,которые им навязывают органы типа ГОРОО(отдел образования)-причём не считаясь с их мнением,стажем,и интересами родителей.У нас безуспешно несколько лет борются с программой начальных классов"Гармония"-потому,что она отупляет детей(это новая"прогрессивная"программа.

        • Яна Криушева, не, не ГОРОО, к сожалению. Берите выше. ГОРОО только выполняет требования Минобраза. А вот там... там действительно... нормативной лексики не хватает, а ненормативная запрещена. А где с "Гармонией" борются у вас? В городе? В школе?

          • Мария Сунцова, я так понимаю,что борются неравнодушные учителя.В школе,где мы сейчас учимся.Понятно,что не тётки из ГОРОО рулят,но давят они сильно на учителей.Если бы хотя бы сочувствовали и закрывали глаза на всякие тупости .

            • Яна Криушева, вот насчёт давления соглашусь полностью. Но ведь и на них давят сильно, тоже не хотят подставляться.
              Это примерно как с медициной у нас. Врачи на местах и хотели бы закрыть глаза на необходимость лежачему больному перед "укладкой" в больницу сделать флюорографию, но им это запрещено - у всех должна быть флюорография, без этого в больницу не положат. А рак - не рак, дотянет он до операции или нет, никого не интересует. Приказ, блин, Минздрава. При этом аппаратура позволяет делать это исследование только в стоячем положении, а человек стоять не может! Это я реальную ситуацию описываю, которая как раз в данный момент с моим свёкром происходит.

              • Мария Сунцова, я думаю, что ваше мнение изменится, если вы попадете в одну палату с больным открытой формой туберкулеза, на которого врач "закрыл глаза".

                Оценка статьи: 3

                • Олег Антонов, в пятницу свёкор умер. Вчера похоронили. Не дотянул он до операции - флюорографии не было. А так всё у нас правильно в минздраве, всё чудесно...

                  • Мария Сунцова, соболезную...Поражает даже не уровень образованности некоторых Рвачей,а полное равнодушие-старик,ребёнок,взрослый.Належалась в больницах,столько чёрствости...

                    • Яна Криушева, спасибо. Да, профессиональная деформация как-то уж слишком явная у многих. Разумеется, не хочу огульно обвинить в этом всех врачей, но, может, такое моё везение, а только уж слишком часто я встречаю равнодушие и нежелание выполнять свои профессиональные обязанности... Примерно то же происходит и в образовании, только последствия не так заметны. Хотя и не менее серьёзны.

                      • Мария Сунцова, соболезную, но еще один момент - какой же больнице интересно портить свою статистику?? Эпидемия краснухи/ветрянки - в карточку могут вписать какой-нибудь дерматит - и нет официально эпидемии. В идеале на дверях больниц должно быть объявление, типа, тяжелобольным не входить.

                        Оценка статьи: 4

                • Олег Антонов, боюсь, нас выгонят за флуд... Но всё же, что делать со свёкром? Он не в состоянии перенести флюорографию. Можно же положить в отдельную палату, я не знаю... И как же принимают в больницы людей, которых привозит "скорая"? Не у всех же есть все анализы, ФЭГДС и флюорография... В общем, уверена, что выход есть. Просто старики никому не нужны...

        • Яна Криушева, у меня жена - учитель средней школы, так что с проблемой я знаком не по наслышке. Просто написание новых программ и учебников - это отличная кормушка для тех кто пробился поближе к министерству образования. А то что страдают от этого дети, учителя, родители, в конце концов и вся страна - им наплевать на это, главное хапнуть. Поэтому десятки разных учебников по одному предмету, поэтому вводятся новые, никому не нужные предметы. Цель не образование страны, а как на этом побольше хапнуть

          Оценка статьи: 4

    • Вячеслав Чермных Вячеслав Чермных Дебютант 9 апреля 2013 в 16:18 отредактирован 9 апреля 2013 в 16:18

      Ирина Муравьева, это что в очень "заспанном" районе такое творится?
      В школе для бедных такая ситуация?
      читать дальше →

      Оценка статьи: 3

      • Вячеслав Чермных, Как-то некорректно употреблять словосочетание "школа для бедных".Я так понимаю,что за МКАДом только школы для бедных.Но пусть мои дети именно там и учатся,атмосфера приятней.

        • Яна Криушева, а почему, собственно, некорректно?
          Надо смотреть правде в глаза. А не склонять голову за толерантными , да политкорректными завесами из благозвучных фраз.
          читать дальше →

          Оценка статьи: 3

          • Вячеслав Чермных, да правде в глаза я смотрю каждый день,у меня три ученика.Просто сейчас мы учимся в обычной школе и учителя дают нормальные знания бесплатно.Кстати.наша сельская школа получила грант от президента.Школа для бедных.В другую не хочу и детей оч.устраивает.

          • Вячеслав Чермных, Идёт планомерное разрушение образования. И реально, существуют школы для бедных и два вида школ для богатых, те где за деньги дают настоящее образование, и те где за деньги дают аттестат.
            Точнее не скажешь! +1000000...

    • Ирина Муравьева, по этому пункту Вам уже Сергей Воробьёв в самом начале дискуссии ответил: если возможность есть, нужно её использовать. То бишь, если у кого-то есть возможность дать детям "зарубежное" образование, то, наверное, "надо брать (хорошие сапоги )". Но это никоим образом не решает проблему росиийского образования. И проблему большинства российских семей.

      • Алина Еремеева, это раз. А два: как может средний российский родитель выбрать среди огромного разнообразия "зарубежных школ" ту, в которой его ребёнок гарантированно получит именно образование, которого родитель для своего ребёнка так жаждет? Ну, можно, конечно, отчасти ориентироваться на чьи-то отзывы, но ведь люди, которые отзываются, имеют свои приоритеты, возможно, не совпадающие с нашими! Я вот даже страну выбрать не смогла бы, не говоря уже о конкретной школе...

        • Мария Сунцова, выбрать возможно, если задаться целью, провести некоторые исследования.

          Меня лично напрягает несколько другой аспект. Мы что должны объявить массовую эмиграцию ? Если нет, то как можно ничего не создавать в своей собственной стране?! Нет своих судов - будем закупать на нефтеденежки, образование зашло в тупик - будем учиться в "зарубежных" школах, экологию угробим окончательно - поедем туда, где чисто . А сами мы на что-нибудь годны? Можем сами что-то создать? Или только пузыриться в патриотизме и чувстве собственного превосходства (ни на чём не основанном, кстати!) горазды?

          • Алина Еремеева, всё верно Вы говорите. Только, когда собственные дети уже растут и нуждаются в хорошем образовании, поздно пытаться изменить систему в России. Поэтому я вовсе не осуждаю тех, кто хочет дать детям образование в другой стране. Просто я не уверена, что такое образование будет лучше, если родители не слишком хорошо ориентируются в этом вопросе.
            Если уж быть совсем честной, я лично имею педагогическое образование (и даже степень кандидата педагогических наук, причём защищалась именно по сравнительной педагогике, правда, не школьной, а вузовской и последипломной), но трусливо сбежала из преподавателей (проработав, правда, 10 лет в вузе) в переводчики. Так что вину не отрицаю: я тоже приложила руку к тому, что наша система образования так низко ценится большинством сограждан. Наверное, надо было остаться и созидать...

            • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 9 апреля 2013 в 17:51 отредактирован 9 апреля 2013 в 17:52

              Мария Сунцова, невозможно созидать там, где всё направлено на разрушение. Негодования мои не направлены на кого-то лично (Если уж так рассматривать, то я сама бы могла остаться в России, уехать в деревню и учить английскому крестьянских детишек, как в старых фильмах показано ).

              Негодую на систему. На цинизм власти. Скорей всего, бесполезно негодую. А, может, и нет. Может быть кто-то прочтёт и не пойдёт голосовать за нужного мэра за жалкую подачку в 500 руб., как это было вот только что в одном замечательном, но тоже убитом наукограде.

  • Мария, я не лукавлю, никаких услуг конкретно и тем более товаров я не предлагала.

  • Алина, по поводу "дороже и хуже российского", почему тогда, несмотря на стоимость среднего образования в Швейцарии, Англии, Америке .... каждый год увеличивается количество детей, которые отправляются получать образование? Почему тогда родители, которые имеют возможность дать качественное образование для своего ребенка, все же отправляют чадо не в российскую школу (печальный опыт существует - посмотрите в интернете о том, что русские создают частные школы, берут деньги и потом без объяснения причин закрывают эти же школы), а именно в зарубежную В данном случае я пишу зарубежную, тк есть и в Великобритании, и в США, и в Швейцарии хорошие школы?

    • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 9 апреля 2013 в 15:52 отредактирован 9 апреля 2013 в 15:52

      Ирина Муравьева, см. мой коммент выше.

      Я слабо представляю, что, например, американцы вместо того, чтобы критиковать и пытаться реформировать свою систему среднего образования (именно оно, кстати, слабое звено, в цепочке), стали бы пропагандировать образование в Швейцарии

  • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 9 апреля 2013 в 15:38 отредактирован 9 апреля 2013 в 15:40

    Нужно своё создавать! Не повторять тупо "зарубежное", а брать у каждой страны лучшее в её системе, преосмысливать, исходя из российской специфики, и создавать что-то новое, что будет отвечать не тому, как "было раньше", а соответствовать требованию времени, на опережение нужно работать, на перспективу, агрессивно опережая другие страны. (Угу, кто бы этим занялся ?)

  • Алина, разве я вам что-то предложила? И тем более по условиям работы данного сайта я просто-напросто не могу рекламировать что-либо.
    с уважением, Ирина

  • Герман, спасибо, цель как раз и была: вызвать интерес, а писать на эту тему можно очень много. конечно же у всех разные мнения, но к сожалению тема и является актуальной по причине наличия за последнее десятилетие спада качества российского образования.

    • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 9 апреля 2013 в 15:34 отредактирован 9 апреля 2013 в 15:35

      Ирина Муравьева, сдаётся мне, что цель была вызвать интерес к зарубежному образованию и под это интерес предложить что-то из этого самого зарубежного, которое, возможно, ещё хуже российского, к тому же дороже

  • Герман Витрук Герман Витрук Читатель 9 апреля 2013 в 09:17 отредактирован 9 апреля 2013 в 09:18

    Про наше образование.
    Учился в середине 70-х., когда советская школа переходила переходный период с одной старой на очередную новую программу обучения. Конечно, в сторону увеличения количества разнообразных знаний, а точнее - увеличения количества знаний в ущерб качества образования.
    Так мне ещё тогда стало интересно вот что.
    Разработчики новой программы - люди, ставшие академиками благодаря старой системе образования. Почему они решили её изменить? Им стали не нужны новые, равные им академики?
    Так программу поменяли один раз, другой, в результате - на верх пришёл современный креативный министр образования и ЕГЭ ... или ЭГЕ???

  • Про статью.
    Статья очень хорошая! Косое освещение актуальной темы вызвало к жизни очень много небезразличных комментариев.
    Учитывая - как ваше слово отзовётся - у данной статьи ценность очень велика!
    Искренне ваш...

  • Деніс  Живицьки Деніс Живицьки Читатель 8 апреля 2013 в 23:40 отредактирован 27 мая 2018 в 20:28

    cs-serva.net

  • Среднее образование даёт всем равные возможности хотя бы сначала.

  • Наибольшая глупость в российской системе образования это ее обязательность получения среднего образования. Чистейший популизм.
    Вспоминаю сцену из спектакля Образцова "Сотворение мира". Бог и два ангела сотворили человека и ангелы заполняют его анкету:
    1 ангел - образование
    2 ангел - он же только сотворен, еще ничего не знает.
    1 ангел - пишу среднее

    Оценка статьи: 4

    • Сергей Муравьёв Дебютант 9 апреля 2013 в 08:16 отредактирован 9 апреля 2013 в 08:18

      Александр Петров, это, конечно, да! Но... "Не научился Ванечкой, Иван Иванычем не научишься!" Есть же определенные генетические сроки обучения. Может можно и не обязательно посещать среднее образование, только получится ли потом наверстать упущенное?

      Вообще, лично я за сокращение программы обучения, в таком объеме она не нужна. И нужно менять способ преподавания. Излагать и учить методике добычи знаний, а не использовать фактологический метод зубрежки, как сейчас.

      • Сергей Муравьёв, про зубрежку - на курсах английского когда-то нас (программистов) сразу предупредили - не ищите логики, а берите и тупо зубрите по любой методике. Так понимаю, это второй учится на ассоциациях и различиях.

        Оценка статьи: 4

        • Юрий Лях, простите, что это - "второй"? Язык?
          Про зубрёжку английского - в целом, верно. Есть вещи в языках, которые надо просто запомнить. Но логика-таки тоже есть, как без неё. Так что всё равно нужен разумный подход к обучению - зубрёжка не должна быть основной деятельностью при изучении любого предмета, даже языка. А первый он или десятый - не имеет значения.

      • Сергей Муравьёв, вот тут я с Вами полностью соглашусь. Объём совершенно неоправданный, это да. Дети разные, и подходить к обучению разных детей надо дифференцированно. Более способным можно давать больший объём в форме факультативов, а минимум должен быть доступен КАЖДОМУ ребёнку. Включая минимум по физкультуре.))

  • Я согласна со многими высказавшимися комментаторами. В статье описывается какая-то абстрактная идеальная страна, хотя в действительности ситуация совершенно разнится. Например, что касается пресловутого среднего образования в США: я бы не сказала, что она идеальна, она довольно жесткая. Дети на уроках могут заниматься чем угодно: лазить в телефоне, есть, перемещаться по классу, не слушать. А если они не успевают по программе, то их не щадно исключают. В Америке нет требования к обязательному 9-ти классному образованию. Поэтому, возможно, и уровень безработицы такой высокий.

    • Сонэ Енгибарян, среднее образование в США (до уровня high school) обязательное и бесплатное ( в public schools) для всех детей. Система отнюдь не жёсткая. Далеко не идеальная система, это так. Уровень безработицы от системы образования, если и зависит, то лишь в малой толике.

      Систему среднего образования в США нельзя рассматривать отдельно от высшего, потому что сама организации всей системы образования в США принципиально другая. Это очень интересная тема. Иногда мне очень хочется написать именно о всей системе американского образования вцелом, рассмотрев тему в серии статей серьёзно, всесторонне, честно. Но памятуя о том, как предвзято вопринимается любая информация о США ("патриоты России" кинутся со своими гранатами, "патриоты США" - со своими), пока не накопила критическую массу энтузиазма для ратного подвига . Но очень неплохие статьи о том, как учат в американчких школах есть у Гертруды Рыбаковой, здесь на сайте ШЖ.

  • Статья никакая. Даже оценивать нечего. Но тема близка всем.
    Призыв учить своих детей за рубежом (не постсоветское пространство!) подразумевает призыв уехать из России. Потому как образование, даваемое в общеобразовательной школе за рубежом не позволит ученику сдать вступительные экзамены в российские ВУЗы - его, образования, просто не хватит.
    Но это не говорит о том, что зарубежное образование плохое.

    Когда наши отечественные детки, в силу разных причин, попадают в зарубежную школу не с первого класса, то они один год точно могут лодырничать и напрягаться только в изучении языка и заведении друзей. Их родители начинают сразу же возмущенно осуждать зарубежное образование, совершенно не глядя в суть вопроса.

    А суть проста. Давайте сравним наших и зарубежных инженеров, врачей, летчиков и т.д. Не хуже и не лучше - все одинаковы.

    Тогда встает вопрос необходимости такого супер фундаментального образования в наших школах. Я помню статью в "Литературной газете" в конце 70-х годов, посвященную перегруженности школьной программы (уже тогда она была перегружена!). Понравилась и запомнилась фраза из этой статьи: "Вы помните реакцию омыления жиров?". Конечно же я ее не помнила тогда, а уж тем более сейчас, хотя имела очень хорошие знания по школьным дисциплинам.

    Я помню как моя дочь пошла в 1 класс в середине 80-х. Никаких специальных требований - читать, писать и прочее при поступлении в школу не было. И, несмотря на это, она получила хорошие знания в школе.

    Сейчас я могу сравнить свою внучку, которая пошла в зарубежный 1 класс, с моей внучатой племянницей, посещающей 1 класс белорусской школы. Какая там реакция омыления жиров!!!

    Еще в детском садике белорусская внучка решала такие математические примеры, что у меня захватывало дух, учила буквы и училась читать. Моя зарубежная внучка в садике знакомилась с буквами. Сейчас в школе перед учителями стоит задача к концу 2 (!!!) класса научить детей читать! Все занятия проходят в игровой форме, детям нравится ходить в школу и их не надо заставлять учиться. Педагогический процес постоянно совершенствуется, моя внучка сейчас учится не по учебникам, потому как они еще не выпущены в полном объеме по той новой методике, которая у них сейчас практикуется. Насчет платности: всем ученикам первого класса выданы бесплатно не только все школьные принадлежности, но и ранцы ярко оранжевого цвета, чтобы все окружающие видели неопытного пешехода и просто первоклассника.

    Я с грустью смотрю на все увеличивающееся количество требований к школьникам и боюсь предположить, что скоро к первому классу надо будет не только уметь читать и писать, но и интегрировать, и дифференцировать, и ...

    Я за сокращение школьной программы. Давайте не отнимать детство у наших детей и внуков!

  • Комментарий удален
  • Ирина, материал Ваш скажем так, поверхностный и больше смахивает на набор рекламных слоганов.

    Сразу возникает несколько вопросов:
    - Ваш опыт теоретический, или дети реально в зарубежную школу ходят? Если второе то хотелось бы больше конкретики - какие предметы, как учатся, как построен процесс и пр.
    - Наконец, какова цена вопроса? Не бесплатно же их там учат.
    - Как правильно было отмечено в комментах, о каких странах вообще речь? Можно учиться в Лондоне, можно в Минске, и то и то попадает под "образование за рубежом"
    - Продолжение образования: очевидно что окончив британскую школу например, нелогично поступать в российский вуз. Да и возьмут ли, программы-то разные.

    Оценка статьи: 3

    • Учась в европейском университете студент, насколько я в курсе, после двух лет обучения может выбрать себе для стажировки на год один из зарубежных ВУЗов. Точно знаю, что по некоторым гуманитарным специальностям, например юридической, есть программы обмена с кафедрами МГУ и МГИМО, наверняка и с университетами в иных российских городах (Например университет Трёмсе обменивается и Мурманском и Архангельском, так как я знакома с российскими студентками, вышедшими замуж за норвежцев и после окончания своего учебного заведения начавшими работать на родине мужа). На технические специальности, по моим сведениям, гораздо легче поступить по перекрестному между странами методу и там и сям. Однако у России нет соглашения о взаимном автоматическом признании аттестатов, дипломов и квалификаций, поэтому все российские дипломы требуют подтверждения на западе по специальной системе. Не слишком сложно подтвердить технические специальности, но для подтверждения гуманитарных дипломов требуют доучиваться года 2 на языке данной страны, а врачи обязаны перездать все экзамены на языке страны, где они желают подтвердить свой диплом или опять же доучиться два курса. Выучить новый язык на требуемом для университетов уровне, а потом ещё два года потратить на доучивание, когда кто- то, в принципе должен содержать данное лицо (молодые студенты имеют право на специальный государственный образовательный заём в банке с последующей выплатой с зарплаты в течении 20 лет (мои дети и их школьные друзья как раз брали такие займы), но вроде его можно получить лишь до 34 лет), невероятно сложно для обычных иммигрантов (не получивших убежища в стране по полит. мотивам, когда им всё оплачивается автоматически первые 7 лет, хотя теперь вроде 5), обременённых малыми детьми, срочными поисками жилья и работы, оплатой счетов и т.п. Дипломы же, например, английских, канадских, австралийских, даже польских и венгерских ВУЗов подтверждать потом не требуется ввиду наличия вышеупомянутого соглашения и взаимном признании образования. Жаль, что автор статьи, ратующая за зарубежное образование, не осветила вопрос о признании западных, например британских, дипломов в России. Меня данный вопрос даже очень интересует.

      • Наталия Копсова, читать дальше →

        Оценка статьи: 4

  • А как же высказывание Д. Кеннеди, что советская школа вывела СССР в космос или что-то в этом роде?
    Я химик, но с удовольствием купаюсь в стихах и истории, а геофизик А. Городницкий пишет стихи и песни. Таким примерам несть числа. Противопоставление физиков и лириков устарело (см. мои статьи в ШЖ о физика и лириках).

    Оценка статьи: 4

    • Николай Аблесимов, именно! Был выпущен документ под названием "Нация в опасности" (правда, не при Кеннеди уже, но началось всё после запуска первого спутника, тут Вы правы), где ряд учителей и преподавателей вузов сформулировали проблему: американское образование не позволило американцам опередить СССР, следовательно необходимо реформировать систему образования. Другое дело, что они действительно её реформировали, причём постарались позаимствовать у нашей системы лучшее - фундаментальность подготовки! Так что, разумеется, наша система, хоть и не лишена серьёзных недостатков, далеко не самая худшая... Ну, или была...))

  • Даже из общих соображений понятно, что и за рубежом школы есть весьма разные. Ну не может быть иного в классово разделённом обществе.
    Есть школы для бедных, где главное баскетбол и патриотизм. Есть школы в белых пригородах, где дают нормальное образование, как описано в статье. И есть закрытые пансионаты для избранных, куда голодранцев на пушечный выстрел не подпустят.
    Разное оно и у них, да и у нас тоже.

    Оценка статьи: 3

    • Вячеслав Чермных,

      Согласна. Нельзя так разделять , у них и у нас. Мой бывший менеджер, англичанин, учившийся в лондонской школе, не блистал особо знаниями... Ибо учился в школе для бедных.

      Оценка статьи: 3

    • Вячеслав Чермных,

      а ещё (вот только что услышала по телевизору, увы позор не знала!) можно в крупных учебных заведениях ТАМ учиться заочно онлайн, и при успешной сдаче экзаменов получить диплом. И как сказали - бесплатно! Неужели правда???

      Оценка статьи: 3

      • Мира Сим, не знаю, в деталях, как сейчас, но году этак в 73 довелось мне просмотреть книжку об американском образовании. Так вот его разнообразие меня поразило. Описывалось, очное, заочное и даже типа наших втузов, когда человек неделю учится, неделю работает.
        читать дальше →

        Оценка статьи: 3

  • Автор не удосужился прийти на сайт с полноценным профилем, а пробует писать о полноценном образовании. Даже не буду аргументировать своё негативное отношение, поскольку враньё так и лезет из всех щелей у автора.

    Оценка статьи: 2

    • Людмила Есипова, согласна с Вами,что надо всё-таки приводить больше фактов,подробнее писать.И наша школа ещё даёт нормальное образование,несмотря на идиотские программы(типа "Перспективной школы" и "Гармонии"-от которых дети тупеют) и учителей(пока к счастью немногих),которые нормально учат только за деньги.Всё-таки хорошо жить в глубинке,до нас попозже доходят всякие тупые нововведения и меньше видишь людей,которые считают,что за Москвой- только задрищенски.

  • Ирина, я уже написала пару комментариев к высказываниям других комментаторов Вашей статьи. Повторяться не хочется. Но, полагаю, надо всё же "изучить матчасть", прежде чем учить других жизни. Это ведь Школа жизни, не так ли? Значит, каждая статья здесь должна нас чему-то научить?
    Обратите, пожалуйста, внимание: у физики (как и у других наук и дисциплин) нет отделов, а есть разделы. Отделы обычно только в организациях и ещё в позвоночнике.)) Удачного дня!

  • Детей в школе нельзя заставлять учить то, что они не хотят(кроме самого важного: писать, считать, думать). В противном же случае школа превращается в ад. Маленькому человеку перекрывают каналы для его самореализации.

    • Артём Шевченко, вот не соглашусь. Разумеется, нельзя заставлять садиться на шпагат, если у ребёнка растяжка не позволяет, но заставлять думать, включать мозги, мне кажется, до определённого возраста таки надо. Не все дети мотивированы учиться, некоторые не сразу осознают, насколько это важно и интересно. И если их не заставлять, они же, став взрослыми, предъявят претензии к системе образования, государству и собственным родителям: ну, я же был маленький, не понимал, но вы-то, вы-то знали, как это мне пригодится!
      И, кстати, кто сказал, что самое важное - это писать и считать? А если человек, повзрослев, захочет стать лесничим? А его не научили элементарным вещам из области природоведения. Разумеется, он всё освоит, раз уж захотел, но потратит ещё какое-то время и, возможно, деньги или силы. А зачем? Ведь можно было азы-то изучить в школе...

      • Мария Сунцова, А его не научили элементарным вещам из области природоведения.
        Вот именно, что элементарным вещам учить надо обязательно, нор если бы вы знали, как перегружена школьная программа абсолютно не нужными для большинства знаниями. И нацелена она не на то, что бы научить добывать знания, а на элементарное зазубривание, что бы сдать ЕГЭ.
        Моя дочь как то мне сказала: Я с детства помню твои слова: "я не знаю что это такое, но я знаю где об этом узнать". Теперь эти же слова она говорит своему сыну.

        Оценка статьи: 4

        • Алдон Мехметов Алдон Мехметов Мастер 8 апреля 2013 в 20:36 отредактирован 8 апреля 2013 в 20:36

          Александр Петров,
          Моя дочь как то мне сказала: Я с детства помню твои слова: "я не знаю что это такое, но я знаю где об этом узнать". Теперь эти же слова она говорит своему сыну.


          Теперь все знают, где найти, если что-то не знаешь. Пошел в интернет - нашел, но задача заключается в том, что информации там полно, и нужно суметь отделить семена от плевел. Вот тут-то и приходят на помощь знания, полученные в школе и ВУЗе...

          • Алдон Мехметов,Вот тут-то и приходят на помощь знания, полученные в школе и ВУЗе.
            За ВУЗы не скажу, не был, а вот школа не то что думать,искать информацию не учит, даже применить ее готовую не обучает. Кста, знаете какой процент учителей владеет компьютером? И эти люди учат нас не ковырять в носу

            Оценка статьи: 4

            • Александр Петров, Моя дочь как то мне сказала: Я с детства помню твои слова: "я не знаю что это такое, но я знаю где об этом узнать". Теперь эти же слова она говорит своему сыну.
              Именно эти слова говорил мне мой отец! И я тоже говорю их своим сыновьям. Но всё же некий элементарный объём ЗНАНИЙ должен быть вложен в маленькие головы, чтобы дети, как верно подметил Алдон Мехметов, сумели сориентироваться в море информации и выбрать нужное.

              • Мария Сунцова, так а я о чем? Именно элементарный, а не умение доказывать амфотерность аминокислот, писать реакцию поликонденсации.Ну кому в повседневной жизни необходимо умение писать уравнения реакции получения полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида
                Выделенное курсивом взято из поурочных планов по химии в 10 классе средней школы. Базовый уровень.

                Оценка статьи: 4

                • Александр Петров, простите, что повторяюсь.
                  В 10 классе ещё не все знают, что точно не будут химиками. Вот поэтому нужно. Чтобы, если уж кто-то решит стать химиком, у него имелась эта возможность.))

                  • Александр Петров Александр Петров Читатель 9 апреля 2013 в 21:45 отредактирован 9 апреля 2013 в 21:47

                    Мария Сунцова, химиков пускай учат в ВУЗах, а в школах надо давать навыки предметов и учить учиться. А то в ВУЗах студенты лучше всего умеют списывать и только единицы приобретают знания. Знаю о чем говорю, двое моих детей окончили ВУЗы, (дочка с красным дипломом).

                    Оценка статьи: 4

                    • Александр Петров, химика нельзя будет подготовить за 5 лет в вузе, если он не получит определённую подготовку в школе. Просто невозможно! Конечно, обидно ВСЕМ учить то, что пригодится единицам, но иначе мы вообще не получим профессионалов. Я не говорю, что сейчас мы их получаем на выходе из вуза, и Вы совершенно правы, что даже красный диплом вуза не гарантирует качества подготовки специалиста. Но хоть какой-то шанс есть. И про "учить учиться" соглашусь, но нельзя учиться, не имея знаний. Впрочем, я опять повторяюсь. Извините.))

                      • Мария Сунцова,химика нельзя будет подготовить за 5 лет в вузе, в сегодняшнем ВУЗе, да.
                        Вы совершенно правы, что даже красный диплом вуза не гарантирует качества подготовки специалиста.Я так сказал?

                        Оценка статьи: 4

            • Александр Петров,
              За ВУЗы не скажу, не был, а вот школа не то что думать,искать информацию не учит, даже применить ее готовую не обучает.
              Не знаю, где вы живете. У меня племянник в 10 классе школы,где все учителя владеют компьютером, без этого навыка их просят покинуть рабье место. Многие школьники с младших классов владеют компом на уровне продвинутых пользователей. На дворе уже 21 век, однако...

      • Сергей Муравьёв Дебютант 8 апреля 2013 в 08:24 отредактирован 8 апреля 2013 в 08:24

        Мария Сунцова, глупости. Тренерская деятельность - один из моих профессиональных профилей. Просто страшно видеть детей, которые не могут в 10 лет согнуться пополам и дотянуться до своих стоп. Я спрашиваю, как же ты дома шнурки завязываешь?! Ответ прост, как папа, сидя на табуретке.
        Вы хоть думайте чему потакаете.

        • Сергей Муравьёв, что именно "глупости"? И чему я потакаю? По-моему, Вы ни в чём мне не противоречите. Я как раз и говорила о том, что среднее образование должно давать всестороннюю подготовку. Мне кажется, Вам следовало бы внимательно прочитать мой комментарий. И извиниться, если поймёте, что несправедливо назвали мои слова глупостью.

          • Мария Сунцова
            Цитирую: "Разумеется, нельзя заставлять садиться на шпагат, если у ребёнка растяжка не позволяет..."
            Ответ: "глупости... Вы хоть думайте чему потакаете."

            Если у ребенка нет гибкости - это развивается, причем успешно и причем в любом возрасте.

            • Сергей Муравьёв, возможно, я недостаточно точно выразилась. Если у ребёнка в данный момент гибкость ещё не развита, то заставлять его садиться на шпагат - это верный путь к травме, причём и к психологической тоже. Сначала надо развить гибкость, а потом требовать. Согласны? А чему я потакаю, я так и не поняла. Лично мне скоро сорок, и есть лишний вес, однако на шпагат сажусь.)) Так что меня учили в школе неплохо.))

        • Сергей Муравьёв, а в чём Вы видите причину такой негибкости? Я вижу, что дети с рождения тонусники, к школе у них уже есть изменения в позвоночнике. Сидят за компьютером (планшетником и т.д.) чуть ли не с рождения. Так что к Вам попадают уже полуинвалиды. Им нужна лечебная физкультура и много движения. По-моему, не возмущаться надо, а думать, что делать.

          Оценка статьи: 2

          • Людмила Есипова, простите, а кому думать надо? Мне? Есть одна прописная истина, и она относится ко всему. В оригинале звучит примерно так: "Кроме Вас самих, Ваше здоровье больше никому не нужно!"
            Когда у меня 25 детей, то, однозначно над каждым шпагатом я сидеть не могу, это дом.задание для родителей, которые не хотят заниматься своими детьми.
            Так вот! Думайте, что же делать, ув. родители!

  • Мой сын в прошлом году закончил Лондонскую Высшую школу Экономики и восхищается моими знаниями мировой классической литературы и философии и моими романами о Норвегии, не так давно опубликованными в ЭКСМО.
    А я работаю инженером- строителем в Осло после окончания Московского Инженерно Строительного Института, а отец моих детей, после окончания аспирантуры того же
    МИСИ является ведущим конструктором в международном консорциуме по разработке морских нефтегазовых месторождений, то есть он отвечает за проектирование и строительство нефтяных платформ в море и шельфовых газопроводов.
    Во всяком случае советское образование было достаточно полным и разносторонним. Я не ругаю западное,оно просто иное.
    И там и там есть и свои великие преимущества и серьёзные упущения. Слишком поверхностная статья на данную тему.
    У философа Ивана Ильина, бывшего профессором и в русской дореволюционной и в европейской высших школах можно найти рассуждения на тему преимуществ и недостатков различных систем обучения.

    • Наталия Копсова, да, да и да! Помимо рассуждений профессора Ильина, есть ещё целый раздел педагогики, который так и называется: "Сравнительная педагогика". Именно в этой сфере изучают и сравнивают различные системы образования, постоянно делая вывод: нельзя бездумно "пересаживать" одну систему в другую. Каждая имеет свои плюсы и минусы, каждая выросла в определённых исторических, социальных и прочих условиях, поэтому человек, выросший в России, не так легко воспримет образовательные ценности Франции и даже Германии (как известно, именно немецкую систему образования Россия в своё время во многом позаимствовала), а уж о ценностях ЮАР или Таиланда и говорить не приходится...
      P.S. Обязательно поищу Ваши книги о Норвегии!

  • Прочитав Вашу статью пару лет назад, я бы поверила, потому что кажется, что все так.. главное и положительное отличие, о чем Вы пишите, это человеческое отношение учителей к ученикам, учеников уважают и практически даже не повышают голос на них ( а порой стоит, поскольку те ведут себя часто просто по хамски)..я пишу об этом со слов моей дочери, которая ходит в гимназию в Греции..в отношении учебной программы могу сказать, что знания даются самые поверхностные, т.е программа наилегчайшая, если сравнивать с казахстанской программой для того же возраста, например (которая сходна во многом с российской)..если родитель хочет, чтобы чадо поступило в ВУЗ, то без дополнительных (платных) занятий - это нереально..все дети тут посещают платных и очень дорогих репетиторов, в группе или индивидуально, а потом еще родители следят за дом.заданием чуть ли не до 18 лет..т.е школьная программа не дает достаточных знаний.. и как я поняла, программа школьного ( и через чур узкопрофильного высшего)европейского образования направлена на то, чтобы "учить", а не "научить".. у меня сложилось впечатление (надеюсь, не предвзятое), что российские дети все-таки более самостоятельны в учебе и более способны думать и размышлять..
    Поскольку нам всем грозит глобализация, то думающие люди и не нужны..так что свои цели школа выполняет..печально, что России тоже навязывается "всемирная модель образования"

    • Наташа Деспи , к глобализации - а в Греции и не нужны особо специалисты. Как я представляю (по аналогии с Кипром) - там в структуре доходов большой процент - от туризма, а для этого каких-то глубоких знаний не нужно.
      Так понимаю, в Штатах должны готовить менеджеров всех уровней, в Израиле - математиков, в Германии - химиков-технологов, в Швейцарии - банкиров и часовщиков и т.д.

      Оценка статьи: 4

  • Знания, даваемые школой, на мой взгляд, большей частью бесполезны. Бесспорно, интересно послушать человека, который расскажет о размерах Большого каньона или свойствах идеального газа. Но лучше бы в школе готовили ребенка к взрослой жизни - как правильно заполнять квитанции, вернуть некачественный товар, отличить нечестное агентство, оформить медицинский полис, встать на учет в центре занятости и т.д.
    Вспоминая свои школьные годы, мне кажется, что меня готовили к жизни не на Земле, а в какой-то мифической Зоне. Я была абсолютно не адаптирована даже к студенческой жизни, не говоря уже о взрослой. Кому вообще нужны узкоспециальные знания и кто вообще их после школы вспомнит?

    • Юлия Георгиева, "как правильно заполнять квитанции, вернуть некачественный товар, отличить нечестное агентство" - а , заодно, писать разные заявления в ЖЭКи, обращения в суд и милицию, ведение переговоров win-win, Карнеги на память, куски Уголовного и Административного, Семейного, Жилищного и др. кодексов и т.д. Причем - на разных языках. Сразу - и получение водительских прав. Смешно. Что-то сейчас входит в ОБЖ (или как там называют).
      Короче, Юля, вы хотите сделать упор на социальные правила/законы вместо естественных наук? А в другой стране им цена - ноль.

      Оценка статьи: 4

      • Меня сейчас, наверное, заругают за копипаст, но опять не урдержалась - даю справочку для тех, кто "всё знает"

        Переводить и объяснять не буду, но предлагаю братить внимание на факультативы, среди которых есть и уроки вождения, и культура питания и организации жизни (раздел ближе к концу), и ещё куча всего полезного. Вот, что изучают в старших классах "тупые пиндосы" :

        читать дальше →

    • Мария Сунцова Читатель 8 апреля 2013 в 06:11 отредактирован 8 апреля 2013 в 06:11

      Юлия Георгиева, ну, как сказать. Вот я - переводчик. В целом, конечно, профессия моя считается гуманитарной. Но лично мне очень помогают познания в математике и физике, полученные в школе (немного математики было ещё в аспирантуре, признаю), чтобы успешно переводить тексты, связанные с этими областями знания. Согласна, уделять в школе время перечисленным Вами аспектам очень даже надо. Но при чём тут узкая специализация? Узкая как раз в западных системах образования, где детей не так давно уже в возрасте 10-11 лет начинали делить на потоки "умных", "так себе" и "совсем бестолочей". И если ты оказывался в классе С, дорога в вуз была для тебя навеки закрыта. А ведь есть дети, которые просто позже "раскрываются"! Кроме того, "узкая специализация" - это глубокое изучение 2-3 дисциплин и почти полное игнорирование других областей знания. Как раз российская система среднего образования была рассчитана не на узкую специализацию, а на фундаментальную подготовку. Другое дело, как это реализовано... Но лично я по окончании школы в 1990 году могла выбирать любой вуз. Как раз в тот год разрешили подавать копии документов в несколько вузов. Я сдала в технический вуз, на факультет механики и математики и на факультет иностранных языков. Выбрала языки, но до сих пор помню очень многое из того, чему нас учили в школе, и это очень помогает мне в работе. А вот когда приехала впервые в Германию после 1 курса, то обнаружила, что моя немецкая подруга, обучаясь в 11 классе гимназии, на уроках математики проходит линейные уравнения. Это то, что мы проходили в 5 классе...

      • Мария Сунцова, хотел написать в комментариях к статье, но не выдержал. Скажите как вам в жизни помогло знание решения квадратных уравнений или знание формулы бензола. И еще, ваша немецкая подруга без этих знаний намного ли глупее вас?

        Оценка статьи: 4

        • Александр Петров, так я же написала: при переводе математических или химических статей помогает, например. Кроме того, окончив школу, я могла выбирать, в какой вуз поступать. И поступила бы в любой! Не все определяются с будущей профессией в раннем возрасте, знаете ли.))
          Разумеется, немецкая подруга не глупее меня. Знания и ум - разные вещи. Но знаю я больше, чем она, и мне это нередко приносит пользу. И, простите, Вы сами по специальности - кто? Вопрос не праздный.))

          • Мария Сунцова, я элекетрослесарь. Может по этому знание формулы полипропилена как и решение квадратных уравнений мне в жизни при ремонте электрооборудования ни разу не пригодились.

            Оценка статьи: 4

            • Александр Петров, так ведь классе в седьмом Вы, наверное, ещё не знали, кем станете? Но даже если это о себе знали Вы, то этого могли не знать о себе Ваши одноклассники, поэтому образование всеобщее среднее даётся всем в равной степени.
              Чтобы, как уже кто-то здесь писал, были хотя бы приблизительно равные шансы.))
              А о профессии Вашей я спросила, потому что Вы пишете достаточно грамотно, особенно для "негуманитария". И это тоже говорит в пользу всеобщего среднего. Ведь грамотно писать электрослесарю, в общем, тоже необязательно. Однако Вы пишете!))

              • Мария Сунцова, кто пишет неграмотно, в первую очередь неуважает себя, во вторую того, кому он пишет. Я себя люблю, да и других уважаю. Это мне привила еще в начальной школе "учительница первая моя"

                Оценка статьи: 4

                • Александр Петров, но, надеюсь, "неуважает" - это опечатка?

                  • Мария Сунцова, нет, я плохо учился в школе и не знаю, что НЕ с глаголами пишется раздельно

                    Оценка статьи: 4

                    • Александр Петров, тогда, значит, Вы меня не уважаете? Шучу.
                      Но чаще неграмотно пишут те, кого не научили писать грамотно или кто сам не научился, т.е. вовсе не потому, что они кого-то там не уважают.
                      И это нас возвращает к проблеме среднего образования в России и за рубежом. Поскольку я владею не только русским языком, то имею возможность оценить грамотность письменной и устной речи носителей некоторых других языков (учившихся как раз за рубежом). И она очень нередко "хромает"! Так что, думаю, проблема, например, с грамотностью - всеобщая, а не только российская. Достаточно почитать комментарии (да и некоторые статьи) на этом сайте... Никому не в обиду, это лишь отражает состояние системы.

                      • Мария Сунцова, вот видите, что любому человеку важнее грамотно писать и больше читать художественной литературы, чем знать нахождение синуса в прямоугольном треугольнике и получение бензола.

                        Оценка статьи: 4

                        • Александр Петров, "что любому человеку важнее грамотно писать" - я не спорю, но, к примеру, Н. Аблесимов наглядно показал, что в узкоспециализированных областях (а мы же за узкую специализацию!)можно не только не уметь писать, но и , в принципе, не знать человеческого языка!!. Там свой язык - формул и графиков.
                          Короче - я не хочу выделять языкознание в отдельную касту неприкасаемых. Если допустить, что кому-то не нужны квадратные корни, то, логично, что кому-то не нужен язык и литература.

                          Оценка статьи: 4

                          • Юрий Лях, но, к примеру, Н. Аблесимов наглядно показал, что в узкоспециализированных областях (а мы же за узкую специализацию!)можно не только не уметь писать, но и , в принципе, не знать человеческого языка!!. Там свой язык - формул и графиков.
                            Я прочитала комментарий Николая... А что Вам показалось в нём таким уж нечеловеческим? Или Вы какие-то ещё его тексты читали? Я-то нет, поэтому интересуюсь.

                            • Мария Сунцова, имелось в виду "человеческий" - в отличие от искусственных. Как помню, в комментах к статье он писал, что ему все равно, на каком языке - хоть на японском (уж его-то автор , точно, не знает) - большую часть статьи он поймет.
                              читать дальше →

                              Оценка статьи: 4

                        • Александр Петров, не знаю, может, и важнее. Но многие выпускники школ (и не только современных, но и советских) не владеют ни тем, ни другим... А математика, между прочим, развивает ум, даже если у какого-то конкретного индивидуума умение находить синус и не находит прямого применения в жизни после школы...

  • Позвольте спросить, о какой стране идет речь? Например, в Европе и в США система среднего образования несколько отличаются друг от друга. Вы описали некое абстрактное обучение, которое вам бы хотелось увидеть, в фантастической стране... В заголовке вы предлагаете сравнить российское образование... С чем?

    • Алдон Мехметов, абсолютно с Вами согласна! Вот, скажем, среднее образование в таких странах, как Израиль или Саудовская Аравия (т.е. странах, где религия не отделена от государства), ну, просто совершенно не похоже на немецкое или, скажем, зимбабвийское...
      Честно говоря, немного раздражает, когда под "за рубежом" всегда непременно подразумевают "на Западе". И даже на Западе, как Вы справедливо заметили, системы образования разнятся...

  • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 28 марта 2013 в 19:39 отредактирован 28 марта 2013 в 19:46

    Можно ли объять необъятное?

    Античные мудрецы уверяли – нельзя. Современная российская школа твердо придерживается мнения, что все-таки можно (какой ценой – другой вопрос). И продолжает учить всех всему: прирожденных гуманитариев – тонким отделам физики и химии, явных «технарей» – истории с географией.


    Для начала давайте как-то отделим общее среднее от специального среднего и прочих высших, далее продолжим.

    зы
    лично я ничего не буду иметь против, если какой-нибудь автослесарь в погоне за сердцем моей внучки поцитирует ей что-нибудь из петрарков, а также не попутает зеландию с замбези, буде свезет и она выйдет за него замуж - потому как у парня наверняка есть перспективы.

    В наши дни решение отправить ребенка в зарубежную частную школу – это не дань моде и не демонстрация финансовых возможностей родителей. Это в первую очередь шанс открыть перед своим сыном или дочерью огромный спектр возможностей и помочь ему их реализовать. Это действительно обдуманный и взвешенный выбор.

    Выбора нет. Есть возможность.

    И если она есть - надо реализовывать. Если живете в задрищенске и зарабатываете на еду одежду и инопомойку, наслаждайтесь бесплатным российским образованием, покуда детей еще в детсаду не начали группировать и будущих кассирш учить только арифметике, а грузчиков только физкультуре.

    И дай вам Бог, имея сына талантливого физматематика, не угробить его пробелом в той же физ-ре или петрарках, ибо нет ничего гаже молодого умного человека, неспособного внятно растолковать юной красотке почему он мечтает трахнуть именно ее а не десяток других более доступных.

    Оценка статьи: 2

    • Сергей В. Воробьев, а не будет скоро нормальных автослесарей. Будут те которые читали Петрарка но не знают как молоток в руке держать.

      У меня ребенок в 6м классе, даже уроков труда нет, будущие мужчины не знают как молоток взять, а будущие женщины как сосиску сварить. Творческих заданий реально мало, в основном рутина и зубрежка. Школьные программы пишутся гуманитариями и для гуманитариев, элементов математики, физики, химии, астрономии в программе практически нет, все очень поверхностно. А ведь эти предметы формируют мышление, четкое и логическое, а не гуманитарный бред.

      В общем, наша школа сейчас готовит менеджеров, способных перепродавать товары из Китая, а свой науки и промышленности у нас с таким подходом наверно не возродится никогда.

      Оценка статьи: 3

      • Дмитрий Елисеев, а что, в школах (хоть в наших, хоть в импортных) учат варить сосиски и держать молоток?? Тут папа и мамы должны что-то делать.

        Оценка статьи: 4

        • Юрий Лях, к счастью в советских шкалах учили. Мальчиков не только молоток держать в руках, но и рубанок, дрель,т.е. пилить, строгать, сверлить. Девочек учили не только сосиски варить, но и варить борщи, жарить котлеты, шить себе платья.

          Оценка статьи: 4

          • Александр Петров, у меня, по памяти, пока не было УПК (учебно-производственного комбината), куда раз в неделю на целый день отправляли школьников и конкретно учили на токарей, электриков, водителей и т.д., в школе на трудах девочек учили шить и консервировать, а мальчиков - фигурно выпиливать напильником (хоть станки были), и сбивать примитивные скворечники. А менял я школы каждый год - так получилось - везде, примерно, одно и то же.

            Оценка статьи: 4

            • Юрий Лях, ну, не знаю, я училась в одной и той же школе с 80-го по 90-й годы, и нас учили на трудах и шить, и готовить. Чему учили мальчиков, не скажу - не помню. Но мне кажется, они там тоже не только напильником выпиливали, ибо сохранилась фотография мужа (мы учились в одной школе), где он стоит у станка, в маске и с чем-то вроде рубанка в руках...

    • Сергей В. Воробьев, хотелось вам ответить, но после прочтения последних двух абзацев, к сожалению пропало настроение. Читайте полностью, а не выделайте из текста только то, что хочется прокомментировать грязным способом. К сожалению, если вы живете в том самом городе, о котором пишете и у вас непромята и знаний в обеих сторонах вооса,то и смысл комментария теряется

      • Читайте полностью, а не выделайте из текста только то, что хочется прокомментировать грязным способом.

        К сожалению, остальное выделенное мной из вашего текста мне очень хотелось откомментировать еще более грязным способом, но воздержался.. сорри.

        Оценка статьи: 2