Наталья Николаева Дебютант

Какие проблемы возникают у одаренных детей?

Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы. Выделяют следующие проблемы таких детей…

Alinute Silzeviciute Shutterstock.com

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Нонконформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Таким образом, сохранение и развитие одаренности — это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

Одарённые дети отличаются от остальных детей своим особым восприятием окружающей действительности, скоростью своих мыслительных операций, своей «яркостью», своим нестандартным мышлением, неспособностью чётко развести реальность и фантазию, преувеличенными страхами и другим.

Педагогу важно учитывать некоторые особенности в работе с одаренными детьми:

 — создание оптимальных условий для развития одаренных детей;

 — разнообразные формы работы с одарёнными детьми;

 — сотрудничество в учебной деятельности;

 — самостоятельная деятельность учащихся.

Одна из важнейших особенностей при работе с одаренными детьми — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

Для этого необходимо планировать работу по следующим направлениям.

1. Создание системы выявления одаренных детей:

 — психолого-педагогическое исследование первоклассников;

 — системное наблюдение за детьми из класса в класс;

 — выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

 — системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса:

 — нестандартные уроки;

 — включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины;

 — работа с дополнительной литературой;

 — обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

 — предпрофильное и профильное обучение;

 — выставка творческих работ.

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету:

 — организация исследовательской работы учащихся;

 — опережающие задания творческого плана;

 — участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах;

 — обеспечение базового дополнительного образования (организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков);

 — проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах.

4. Общеразвивающие мероприятия:

 — традиционные мероприятия в школе;

 — предметные декады.

Помимо всего этого можно выделить основные формы работы с одарёнными детьми:

1. Творческие мастерские.

2. Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися.

3. Факультативы.

4. Кружки по интересам.

5. Занятия исследовательской деятельностью.

6. Конкурсы.

7. Интеллектуальный марафон.

8. Научно-практические конференции.

9. Участие в олимпиадах.

10. Работа по индивидуальным планам.

Сотрудничество в учебной деятельности — разносторонняя проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по «учебным договорам», которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся — работать в индивидуальном темпе.

Обновлено 13.11.2018
Статья размещена на сайте 5.05.2013

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • роман сойко Читатель 22 февраля 2017 в 09:24 отредактирован 23 мая 2018 в 18:50

    психолог очи не повалено дал мена диагноз множество инвалидности но узнал все столиц мира все валюты все лидеры

    у узнал все международный права человека гуманитарный права уголовное права права беженец как напасена организация обеденных наци африканский союз организация американский государств совет Европа международный красный крест международный уголовное суд но придумала множество инвалидность я знаю 13 языков арабский китайский английский французский русский испанский португальский африкаанс коса зулусский чичева голландский я написал 15 книг на политология и права человека я обещал из политики в США КАНАДА и РОССИЯ и ЮАР И Великобритания я знаю политический устройство все ето старны я узнаю 4 Языков ЮАР Африкаанс зулусский коса английский у узнал все 6 языков ООН Арабский китайский английский французский русский испанский я узнал все 4 Языков африканский союз арабский английский французский английский португальский я написал докторский диссертация международный права из Оксфорд я работаю все международный уголовное суд но все психолог говорить мена множество инвалидности

  • Комментарий удален
  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 8 мая 2013 в 10:40 отредактирован 8 мая 2013 в 20:45

    1) «Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа» не соответствует возможностям ребенка. А в этом, в первую очередь, виноваты взрослые из «ближнего круга» - они не оказали ребенку нужную помощь в нужное время. Но обычно о своей вине им как-то вспоминать не хочется. Поэтому винят школу, школьную программу. Автор, не познавший, что такое воспитать своих детей,просто повторяет чужие слова. Так, при чем здесь ДАР ребёнка.

    2) "Игровые интересы". В какие игры играть, дети определяют не сами. Это определяется возрастными интересами и возможностями, а также средой, созданной взрослыми вокруг ребенка. Ребенок, привыкший успешно играть в одной среде, может с трудом осваивать игры, попав в другую среду, даже если эти игры на порядок элементарнее. И одаренность здесь не причем.
    А изоляция ребенка в кругу сверстников, уход в себя - вторичный аутизм, есть следствие соответствующих воспитательных потуг взрослых.

    3) Нонконформизм (да и конформизм) говорят не об одаренности ребенка а, скорее всего, о том, что в раннем детстве (до 3 лет), мама, взамен личной заботы по выращиванию и воспитанию ребенка, перепоручила это другим «ласковым, заботливым ручкам» (бабушке, няне, яслям…), и, для компенсации, обеспечила дитятю всем «чего оно только пожелает». Зато редко-радостные встречи мамы с дитятей позволяют ей выявить незаурядную одаренность, «явно присутствующую в её неординарном ребеночке».Он же - отвергает «стандартные требования…, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами».

    4) «Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы» – а как же иначе, если они, по сути дела, всеми позабыты, позаброшены.

    5) «Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами» – и снова,куда деться, ведь сверстники и побить могу. Правда автор забыл, что старшие могут научить и более худшему.

    6) «Стремление к совершенству» - свойственно всем детям homo sapiens. А отсутствие понимания со стороны взрослых и приводит к «низкой самооценке», что вредно любому ребенку.

    7) «Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию» т.н. одаренные дети «нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых», что верно, то верно. Правда эта монополизация идет путем истерик, демонстраций и других приемов, навеянными одаренностью. Что естественно «вызывает трения в отношениях с другими детьми».

    Из всего сказанного я понял одно, что одаренные дети «могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение» т.к. считают окружающих «ниже … в интеллектуальном развитии». Посему они «нетерпимо относятся к другим детям» и взрослым людям. О чем имею много "живых примеров". Знаю и примеры "зарытия" дара, один описал в своей книги. Но виноваты в этом, обычно родители, а не одаренность или среда.

    Все остальное - ниже приведенное, неоднократно высказывалось поборниками "одаренности", начиная со стонов о сгубленной средой «неординарной личности», до пропаганды фашизма и расизма.

    После внимательного повторного прочтения статьи, моя оценка, для автора, имеющего некое образование – 2.

    Оценка статьи: 3

  • У одаренных детей только одна проблема - их одаренность.

    Все остальное - это проблемы их родителей, воспитателей, учителей, сверстников.

    И если они с этой одаренностью будут обращаться небрежно или неумело, будущий гений станет пустоцветом.

    Оценка статьи: 3

    • Сергей В. Воробьев, к сожалению "все остальное", как Вы это называете, родители, воспитатели, учителя и сверстники не испытывают. А мучаются в итоге дети, имеющие одаренность.

  • Если Вам Вячеслав Озеров интересно, я могу поделиться опытом
    и привести примеры из моей практики как "зарывается" талант, да еще и "на корню"!

  • Уважаемый Kabir Kuznetsov, нонконформизм - это стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Т.е. это тот же негативизм. Я с Вами абсолютно не согласна, что одаренные дети "...любой ценой и во всех случаях утверждают противоположную точку зрения"

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 7 мая 2013 в 19:27

      Наталья Николаева, даже если Вы абсолютно не согласны с предложенной поправкой, редакция всё же абсолютно не согласна оставить название пункта "Конформизм" (по Вашей же логике он означает, что одаренные дети всегда со всем соглашаются, хотя в нем говорится о противоположном). Предложите другое.

  • Что же касается таланта, то Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта: • вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам); • цифровой (характерен для математиков, программистов); • слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды); • пространственный (присущ дизайнерам и художникам); • физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике); • личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе); • межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами); • талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

  • Вячеслав Озеров, не путайте понятия "талант" и "одаренность". Это две разные вещи.
    «Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения",– считал А.Г. Маклаков.
    Богоявленская Д.Б., Брушинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. в своей «Рабочей концепции одарённости» понятие «одарённость» трактуют как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов».

    Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности. Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты.

  • Формулировку третьей проблемы, чтобы она выглядела-таки проблемой, надо бы перевернуть: нонконформизм.

    Оценка статьи: 5

    • Уважаемый Kabir Kuznetsov, нонконформизм - это стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Т.е. это тот же негативизм. Я с Вами абсолютно не согласна, что одаренные дети "...любой ценой и во всех случаях утверждают противоположную точку зрения"

  • Самое ужасное на мой взгляд многие родители, узнав, что их ребенок имеет одаренность, просто лишают его детства и относятся к нему как к какому-то чудо-явлению и забывают, что это их ребенок, которого надо любить и заботиться о нем. либо наоборот не замечают у ребенка одаренности, а следовательно не развивают его способностей и ребенок понимая, что у него его мышление, продукты труда и т.п. отличаются от сверстников зарывает свои таланты на корню........

    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 7 мая 2013 в 16:01 отредактирован 7 мая 2013 в 16:02

      Наталья Николаева, если есть талант, то его "зарыть", тем более "на корню" не удастся. Рано или поздно талант проявится, несмотря на любые потуги взрослых его "зарыть", и в подавляющем большинстве случаев будет проявляться намного качественнее и продуктивнее для всех (в первую очередь для ребенка), чем, если бы его стали активно "развивать" в детстве (особенно в раннем).

      Оценка статьи: 3

      • Если Вам Вячеслав Озеров интересно, я могу поделиться опытом
        и привести примеры из моей практики как "зарывается" талант, да еще и "на корню"!

        • Наталья Николаева, согласна, что талант можно зарубить на корню, и не иметь возможности развить свои способности. Я думаю, что талант ещё имеет шансы "прорваться", но вот способности просто не разовьються.

      • Вячеслав Озеров, не путайте понятия "талант" и "одаренность". Это две разные вещи.
        «Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения",– считал А.Г. Маклаков.
        Богоявленская Д.Б., Брушинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. в своей «Рабочей концепции одарённости» понятие «одарённость» трактуют как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов».

        Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности. Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты.

        Что же касается таланта, то Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта: • вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам); • цифровой (характерен для математиков, программистов); • слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды); • пространственный (присущ дизайнерам и художникам); • физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике); • личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе); • межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами); • талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

  • Бедные дети, в которых мамы или др. близкие родственники видят одаренность или индигность. Как родственничкам хочется погреться в лучах славы, а там - "трава не расти".

    Оценка статьи: 3