• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Литвиненко Профессионал

Как «включить» внутри себя актёра, выступая публично?

Словосочетание «публичная речь», на первый взгляд, в пояснении не нуждается. Публичная — с латинского publicus — означает открытая, общественная. То есть каждый, кто обращается с аргументами или просто с рассказом к обществу из 3-х человек и более, фактически произносит публичную речь.

hxdbzxy, Shutterstock.com

Это и ученик, отвечающий урок перед классом, и младший менеджер, проводящий «летучку» со своими 3−4 подчинёнными, и опытный наставник, проводящий обучение для 3000 консультантов МЛМ-компании, и любой ведущий вебинара в Интернете.

Существенно важными при выступлении можно считать такие аспекты:

 — умение грамотно выстроить речь, чтобы донести мысль, побудить к действию;
 — умение зажечь аудиторию своей идеей;
 — умение удерживать внимание, передавая энергетику и эмоции;
 — владение регистрами голоса и интонациями речи.

Представьте себе, что именно эти и другие навыки должен иметь актёр. Любой оратор, выступает он со сцены, с трибуны, за круглым столом или произносит тост, должен «включать» внутри себя актёра. Ведь известно, что «Жизнь — театр, а люди в ней актёры»!

Нет способностей? А сказать по телефону начальнику: «Я как раз этим занимаюсь вплотную и уже заканчиваю!» — при этом не выходя из компьютерной игры? Или припугнуть капризничающего ребёнка бабайкой так, что малыш сразу же зажмуривает глазки? Для этого способностей хватает?

А знаете, почему в быту очень легко «включается» актёр, а при произнесении речи нет?

Вот тут обратимся к истокам слова. «Актёр» (лат. actor) произошло от латинского корня agere, что означает — действовать, двигать, то есть это человек, двигающий вперёд действие спектакля. Публичное выступление вполне можно рассматривать как моно-спектакль. А значит, сквозь него надо пронести действие, добиться от слушателя определённой реакции.

Давайте вспомним наших учителей: чьи уроки нам нравились? Тех, кто излагал материал, или тех, кто превращал уроки в действо, вовлекая в него учеников: то используя наглядные пособия, то рассказывая пришедшиеся кстати истории — «включая» внутри себя актёра, вызывая эмоции? И что при этом лучше усваивалось и запоминалось?

Визуальный материал, аналогии и сравнения, вкрапления юмора или историй, заставляющих сопереживать, вопросы и ответы, бесспорно, помогают наладить контакт с аудиторией.

Если вы при этом ещё и умело выстроили речь, точно зная, чего хотите добиться, — то однозначно живое действо состоится. Такая публичная речь принесёт и удовлетворение выступающему, и пользу зрителям, слушателям. Однако и материал, и визуальную поддержку, и даже шутки-анекдоты надо тщательно готовить, причём заранее, а не в последний момент.

Поскольку мы говорим об актёрстве, а инструмент актёра — это он сам, то подготовить надо и себя-любимого:
 — своё психологическое состояние — чтобы настроение оставалось хорошее, чтобы страх не сковывал, чтобы оставалось только лёгкое волнение и адреналин в крови;
 — физическое благополучие, позволяющее делиться энергией;
 — внешний вид, или, лучше сказать, облик, образ;
 — ну, и голос чтоб звучал, не оставляя слушателей равнодушными.

Но если вы не уверены в себе, то надо поучиться, попрактиковаться — и публичные выступления начнут доставлять вам удовольствие.

Статья опубликована в выпуске 11.06.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: