• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Артур Батыгян Мастер

Как работает библиотекарь?

Такая профессия, как библиотекарь, постепенно становится популярной, и я думаю, что не зря. Сегодня в библиотеках работают люди разных специальностей, и многим не хватает знаний библиотечного дела, чтобы добиться успеха и получать достойную зарплату. До сих пор существует стереотип, что библиотекарь сидит себе целый день, перелистывает журналы и читает новые книги, хотя это давно не так.

wavebreakmedia, Shutterstock.com

Да, может, кто-то так и работает, но тогда ни о карьерном росте, ни о достойной зарплате этот человек может даже не мечтать. Вот как выглядит мой среднестатистический рабочий день…

Он начинается уже за чашкой утреннего кофе: я планирую предстоящие мероприятия, морально настраиваюсь на будущую деловую встречу. Например, сегодня перед работой мне нужно увидеться с давним партнером БИЦ им. Герцена, главным врачом городской больницы № 20. Необходимо обговорить с ним план работы на будущую неделю. Перед встречей выхожу в Интернет, отвечаю на письма пользователей, в социальных сетях посещаю официальные группы библиотеки, выкладываю информацию, узнаю что-то новое в профессиональных группах.

На 10:00 назначены компьютерные курсы. Провожу двухчасовое обучение пожилых людей и инвалидов. Наш центр выиграл грант на обучение. После рассказываю им о новинках литературы.

В 12:00 перехожу на юношеский абонемент, подготавливаю фильм к просмотру: в летний период в библиотеке работает видеолекторий. Все готово. А теперь можно отправиться в справочно-информационный сектор — надо подменить коллег на регистрации в библиотеку. В голове — два договора, заявление на обработку персональных данных. Улыбаемся, общаемся… Ах, да! Правила пользования библиотекой… подпись… подпись… читательский билет… торжественный вид… Люблю спрашивать у посетителя, что он хочет почитать, какие темы его интересуют, лично отведу к полке, что-нибудь обязательно порекомендую. Всего лишь индивидуальная работа, а читатель думает, что он важный гость. Хотя так оно и есть, не только важный, но и желанный. Нельзя забывать о том, что часто читатель приходит в библиотеку не только за информацией, но и за общением.

В 14:00 в деловом секторе врач из городской больницы читает лекцию по здоровому образу жизни. Настраиваю аппаратуру, поправляю книжную выставку, встречаю гостей. Звонок. Это председатель общественной организации «Наука здоровья», которая участвует в лекции. Она опять опаздывает. Приходится тянуть время. Отвлекаю собравшихся, подвожу к выставке, рассказываю о книгах — провожу незапланированный обзор литературы. Ну, вот лекция началась, есть время передохнуть.

Еще один звонок. Это председатель общественной организации «Я — Волонтер!». Они проводят обучение пенсионеров компьютерной грамотности на нашей базе. Председатель просит проследить, все ли нормально, записать фамилии пенсионеров и волонтеров, детям выдать волонтерские книжки, пенсионерам — методические пособия. Иду на кафедру выдачи. Запрос. Нахожу информацию, что-то распечатываю, делаю ксерокопию. Вот беда — закончился тонер. По электронной почте отправляю заявку на новый.

И вот два мероприятия прошли, отправляю новости на сайт в центральную городскую библиотеку им. Горького, выкладываю фотографии в социальные сети. Получаю срочное задание от районной администрации, нахожу информацию (завтра утром нужно завезти по дороге на работу). Проверяю электронную почту. Пришел прайс на заказ новой литературы. Собираю заведующих секторами для отработки прайса, высказываю свои пожелания.

В 16:00 собираю волонтеров, еще одну группу пенсионеров. Рассаживаю их, раздаю материалы. Обучение началось. Делаю общий снимок. (Вот еще одна новость на сайт!) Записываю новых желающих в лист ожидания на компьютерные курсы. Распечатка, ксерокс, очередной запрос, подготовка литературы для завтрашнего мероприятия.

С 17:00 есть время заняться внутренней работой. Заношу договора, заключенные с читателями, в базу данных, выписываю формуляры. Теперь можно обработать новую литературу, наклеить штрих-коды и занести их в базу, так как в библиотеке — электронная книговыдача. Проверяю почту. Читаю письма. По «электронке» отвечаю на запросы, высылаю статьи из полнотекстовых баз.

Попутно возникают какие-то интересные мысли по работе. Например, не так давно пришла в голову идея организовать сетевую межбиблиотечную экологическую акцию «Эко-сумка вместо пакета». Ведь год экологии, почему бы и нет. (А сейчас работаю над электронной презентацией по этой теме — скоро выступать с докладом, подводить итоги акции. Для себя уже решил, что сделаю акцию ежегодной, вне зависимости от итогов выступления).

В 19:00 надо закрывать библиотеку. Проверяю все выходы. Все. Можно расслабиться. Опять сегодня забыл пообедать. Хорошо, что читатель принес шоколадку. Наливаю чай — минутка отдыха. А потом отбираю новые книги — нужно отнести соседям, друзьям. Пусть почитают, поделятся своими впечатлениями, а я на основе их мнений сделаю презентацию «Новинки литературы» и размещу в социальных сетях. Проверяю, все ли посещения занесены в базу, снимаю отчет, заношу в дневник. Выхожу из библиотеки.

На часах — 19:55. Ну, ничего, переработали и ладно. По дороге домой можно отдохнуть. Ничего не делаю, ни о чем не думаю. Прихожу домой, ужинаю, общаюсь с родственниками, рассказываю о прошедшем дне.

В 22:00 выхожу в Интернет. Третья смена? Возможно. Отвечаю на вопросы в социальных сетях, продлеваю срок сдачи книг, делаю набросок для новой статьи, разыскиваю материал для виртуального музея, дочитываю книжку про event-менеджмент. Рабочий день окончен…

Ну, как-то так. Я не хочу никого пугать, но хочу показать, что если вам интересна какая-либо профессия, то стоит ее изучить поглубже, чтобы не сделать ошибочный выбор.

Статья опубликована в выпуске 29.07.2013
Обновлено 24.10.2013

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • С большим удовольствием окунулся в рабочий мир библиотекаря. Насколько же он отличается от устоявшихся представлений об этой работе!

    Оценка статьи: 5

  • Артур, интересная статья получилась, но складывается впечатление, что у вас других сотрудников в библиотеке нет. Не слишком ли вы себя перегружаете? Это хорошо, конечно, когда руководитель умеет делать все, но нужно ли это делать постоянно? Например, мне кажется, что записывать читателей в библиотеку должен не тот же человек, который проводит переговоры, делает книжные обзоры, общается с читателями в соцсетях!
    А работа у вас очень нужная. Удачи вам и всяческих успехов!

  • Мдаа, автор явно не рядовой библиотекарь (интересно, что в трудовой написано, зав.отделением или что-то из разряда), да и библиотека не из рядовых. Так что, статья не есть ответ на вопрос...

    И вообще, как-то стиль написания смущает, уж слишком позитивно-гиперактивно. Смахивает на жизнеутвеждающие молодежные американские фильмы. Короче, очень сомневаюсь, что писал действительно библиотекарь и действительно разбирающийся в теме вопроса. Скорее уж молодому человеку экскурсию провели и он статью написал. От нереальности ценность теряется. Ну, или этот библиотекарь - большой любитель приукрасить

    Оценка статьи: 3

    • Софья Чехурова, работаю заведующим секторов в библиотечно-информационном центре, являюсь официальным заместителем заведующей. Получаю доплату за высокое профессиональное мастерство. Статья действительно получилась позитивной, но суть в том, что кто хорошо работает, того должны оценивать достойно и платить больше. Сейчас во многих библиотечных системах доплату к зарплате дают за заслуги. А если работник будет только выдавать книги, то ничего не получишь! По образованию я филолог.

      Оценка статьи: 5

      • Артур Батыгян, когда в каждой провинции, и далекой деревне, появится хотя бы сотая доля написанного, я поверю.
        Прожил с женой-библиотекарем 27 лет и кое-что знаю об этой работе.
        Зарплаты, переработки, карьера, доплаты - фантастика для десятков тысяч библиотекарей. Они радуются уже тому, что их не разогнали за ненужностью, с точки зрения администраций разных уровней.

  • А между тем библиотеки пустеют. Интернет выдаст любую справку. 70 каналов телевидения расскажут историю на любой вкус.

  • Валентин Лебедев Валентин Лебедев Читатель 8 сентября 2013 в 14:27 отредактирован 27 мая 2018 в 19:12 Сообщить модератору

    Интересно расписан рабочий день. Только обидно, что нет такого авторитета и обеспеченности библиотекарей, как в библиотеках Америки. Лозунг информация решает всё так же актуальна в нашем мире. Один Сноуден чего стоит.

  • Комментарий удален
    • Ольга Ларина, ну так автор в самом начале статьи написал: "До сих пор существует стереотип, что библиотекарь сидит себе целый день, перелистывает журналы и читает новые книги, хотя это давно не так.
      Да, может, кто-то так и работает, но тогда ни о карьерном росте, ни о достойной зарплате этот человек может даже не мечтать."
      Возможно, статья должна называться "Как организована работа хорошей библиотеки"...
      Вы пропустили, в комментариях автор указал, что является официальным заместителем заведующей.

  • Комментарий удален
    • Ольга Ларина, ну тогда ответьте сами на свой вопрос и не только: может ли официальный заместитель заведующей библиотекой собирать заведующих секторами, организовывать мероприятия, заниматься вопросами обработки и комплектования, связями с общественностью, а главное - быть инициативным, активным и радеющим за свое дело человеком.

  • Меня никто не ограничивает... А мероприятие любой зав.сектором может планировать самостоятельно. Даже если мероприятие не войдет в план и отчет, то проводить его Вам не запрещают. А за 8 лет работы я не вырос, так что карьеристом называть меня нельзя. Уж извините. Зав.секторов у нас 4. А на остальные "придирки" думаю не стоит отвечать.

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо участникам и администрации проекта "ШколаЖизни.ру". С Вашей помощью я занял 2 место на 1-ом Всероссийском конкурсе "Библиотекарь года 2013".

    Оценка статьи: 5