Лидия Карпич Профессионал

Среднее образование в Канаде - не слишком ли большой выбор? Часть 1

В апреле 2013 года мы с дочерью переехали в Канаду. Как и у любой матери, мои самые большие переживания были связаны с тем, насколько быстро и успешно моя дочь сможет адаптироваться в чужой стране, и прежде всего — в новой школе.

Africa Studio Shutterstock.com

Прошло почти полгода, и на днях я прочитала в ШколеЖизни.ру статью Виктории Сеймур о современном школьном образовании, о заинтересованности детей в учебе, о нагрузке и успеваемости и подумала, что, наверное, многим было бы интересно узнать о школьных практиках других стран. Поэтому предлагаю ознакомиться с теми требованиями и возможностями, с которыми столкнулась моя дочь в канадской школе.

Со слов прежних одноклассников дочери, еще раньше разъехавшихся по частным школам Америки и Европы, мы все знали еще до переезда, что школьная программа за границей зачастую гораздо менее загруженная, чем у нас (правда, этого нельзя утверждать о школах Восточной Азии). «Наши троечники там учатся на отлично», — заверяла меня дочь.

Действительно ли там учиться легче? Значит ли это, что требования к школьникам в канадских школах не такие высокие, как у нас?

Вот самые основные правила и требования к последним трем годам обучения в одной из средних школ в провинции Британская Колумбия. Кстати, эти требования в разных провинциях Канады различаются так же, как и учебники, поэтому такого понятия, как ЕГЭ, в стране не существует. Даже внутри одной провинции некоторые требования школ могут отличаться.

Длительность

Полный курс среднего образования в канадских школах (начальной и средней) занимает 12 лет. Учебный год в Канаде длится с сентября до середины июня и разбит на два семестра. Принципиально важными являются три последних года, с 10-го по 12-й классы, поскольку оценки в аттестат заносятся именно за весь этот период.

Каникулы бывают зимними, весенними и летними. Осенних каникул нет, но зато один день каждого месяца выделен в качестве так называемого «дня профессионального развития», свободного от занятий в школе.

Количество учебных дней в неделе — пять. Уроки начинаются в 9 утра и длятся по 1 часу и 15 минут. Перемены по 10 минут плюс 45-минутный перерыв на обед. Самый последний урок (четвертый) заканчивается в 15.05. После этого каждый учитель остается в своем кабинете еще на 15 минут на тот случай, если ученики придут на консультацию.

Принцип оценивания

Давно известно, что натянутая четверка, подаренная троечнику, далеко не равносильна четверке, полученной отличником из-за одной единственной ошибки. С этой точки зрения, на мой взгляд, система оценок в канадской школе более гибкая и справедливая.

Главным мерилом успеваемости является процентное соотношение правильных и полных ответов в общем объеме заданий. Наивысшая оценка «А» присваевается при наборе 86−100% правильных ответов, самая низкая («F» — Failure — провал) — при 49% и меньше. В документах, подтверждающих заработанную оценку, процентовка указана обязательно, что и позволяет судить о «качестве» оценки.

Если ученик не доволен итоговой оценкой по какому-нибудь предмету, он может пройти его заново в следующем семестре или же просто пересдать финальный экзамен. Количество пересдач не ограничено, в аттестат заносится самая высокая оценка из всех попыток. При этом факт наличия пересдач в аттестате не отражается.

Распределение учеников по классам

Ученики объединены в классы (grades) по году обучения, но без дальнейшего разделения на «А», «B», «C» и т. д. Процесса, при котором все ученики, скажем, 10-го класса в одном и том же составе переходят из одного кабинета в другой для проведения одних и тех же уроков, тоже не существует, потому что расписание у детей индивидуальное. Как и у нас, у каждого класса есть закрепленные за ними учитель и кабинет. Классный руководитель, конечно же, практически не видит свой собственный класс одновременно на одном уроке, поэтому все классные сборища устраиваются во внеурочное время.

Индивидуальное расписание

Вот и добрались до самого интересного — индивидуального расписания уроков. В конце учебного года каждый ученик подает свои «пожелания» по поводу предметов на следующий год. В отношении обязательных предметов (то есть хочешь не хочешь, но выбрать придется) в расписании можно хотя бы отрегулировать, будет этот предмет в первом семестре или во втором.

Минимальное количество дисциплин при условии их успешной сдачи — 20, но не все ученики останавливаются на этом. Благодаря тому, что большинство предметов рассчитано на прохождение в течении одного семестра, расписание можно составить так, чтобы закончить учебный год с опережением по программе. Например, десятиклассник при желании может пройти математику за 10-й класс в первом семестре, а за 11-й класс — во втором, вместе с одиннадцатиклассниками. Такое перевыполнение плана позволит ему расслабиться и иметь в расписании «окна» в последние год-два.

Конечно же, гибкость при составлении индивидуального расписания имеет свои пределы. Во-первых, количество мест в классных кабинетах ограничено (не более 30). Во-вторых, могут быть накладки, когда два предмета, выбранные учеником в одном семестре, оказываются поставленными на одно и то же время. В этом случае один из предметов переносится на следующий семестр, заменяется другим предметом, или берется для обучения на дому (об этом попозже, во второй части). Для возможности внесения изменений в расписание отводится первая неделя нового учебного года. За это время ученики могут посетить один или два урока по всем выбранным предметам, после чего подтвердить или изменить свой выбор.

Представляете, сколько головной боли создают индивидуальные расписания для администрации школы в Канаде? Полагаю, что немало, но, раз эта практика прижилась в канадских школах, значит, она того стоит. А сколько головной боли у учеников, которым нужно сделать правильный выбор предметов и не прогадать… О выборе читайте во второй части.

Ну, а что касается ответа на вопрос, легче ли учиться в канадской школе, чем у нас, то, на мой взгляд, все зависит от того же индивидуального расписания. Чем больше «серьезных» предметов выберет ребенок, тем сложнее ему будет учиться. Поэтому легко живется тем, кто выбирает легкий путь, совсем другое дело, есть ли этот выбор?

Обновлено 28.04.2016
Статья размещена на сайте 9.09.2013

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Артур Линник Читатель 3 апреля 2018 в 16:48 отредактирован 20 мая 2018 в 18:15

    я заинтересован в этой теме.
    Буду рад, если получу ответ на возникший вопрос.
    Как сильно влияет на конкурентоспособность ученика, а в будущем студента набор предметов при выборе?
    Дааа, наверное это уже не актуально, так как последний вопрос был 4 года назад.

  • Олеся Сорокина Читатель 28 февраля 2014 в 03:08 отредактирован 27 мая 2018 в 10:16

    так же интересно, образование бесплатное только для граждан. на сколько дорого обходится школа? у нас 5 детей, есть ли какая-то возможность там помощи государства? спасибо за ответы...

    • Мила Роус Читатель 28 февраля 2014 в 06:28 отредактирован 27 мая 2018 в 10:16

      Олеся Сорокина,
      В обычных (паблик) школах обучение бесплатно, бывает собирают деньги на концерты или экскурсии и т.п., автобусы школьные у нас бесплатные только для детей- инвалидов. А так $30 в месяц, зато забирают от дома и привозят к дому или отвозят на "продленку" если родители работают. На первое время есть целая система поддержки семьи с детьми, ими занимаются (семьями) специальные люди в школах (социальные работники, которые говорят не только на английском, но и на вашем родном языке). В будущем поддержка от государства будет зависит от вашего дохода на семью.

    • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 28 февраля 2014 в 05:42 отредактирован 28 февраля 2014 в 05:49

      Олеся Сорокина, бесплатно для граждан и постоянных резидентов (т.е. легальных иммигрантов). Школа обходится очень дешево - платить нужно только за некоторые канц. товары, но тут даже не обязательно тетрадки покупать отдельно на каждый предмет. Многие просто покупают бумагу с уже проколотыми дырочками и большую папку с разделителями, куда все и складывают. Для уроков рисования, шитья и др. подобных уроков не нужно ничего своего приносить из дома - кисточки, краски, бумагу, вообще все нужные материалы выдаются на уроках.

      Школьные автобусы тоже бесплатно, завтраки раз в неделю - бесплатно, для всех желающих. На родительских собраниях "кормят" родителей чаем, кофе, печеньем, фруктами .

      Хотя вспомнила, в начале года пришлось заплатить за аренду локера (индивидуальный шкафчик с замком) 20 долларов и еще долларов 10 или 15 за школьный буклет, где есть куча полезной информации, в т.ч. расписание на весь год, с указанием всех праздников, каникул. И все .

  • Олеся Сорокина Читатель 28 февраля 2014 в 03:05 отредактирован 27 мая 2018 в 10:16

    как преподают английский для новеньких? ведь детям иногда приходится изучать язык сначало, будучи уже 12-15 лет, а ведь еще нужно и иностранный вытянуть! как вообще система образования? помогают ли учителя, если что непонятно? или как сейчас у нас заведено, не понял нанимай репетитора.

    • Олеся Сорокина, я только что вроде разместила ответ, но он куда-то исчез. Если появится через некоторое время, не удивляйтесь, что я разместила два похожих ответа.

      Вся информация основана исключительно на опыте моей дочери, который может не совпадать с практиками в других школах.

      В школе для приезжих детей есть уроки ESL (English Second Language), но я бы не стала сильно надеяться на этот курс. Во-первых, это всего лишь раз в неделю. Во-вторых, туда приходят всем скопом ученики всех классов, независимо от возраста и уровня владения языком. В-третьих, уроки ESL проходят в урочное время, т.е. их посещение происходит в ущерб другим урокам, которые в расписании стоят на это же время.

      Учительница ESL развлекает учеников, как может, рассказывает о Канаде, традициях, играет с ними в разные игры. Я поняла так, что цель этих уроков - преодоление языкового барьера и первоначальная адаптация, и эта цель успешно достигается. Но не более того. Чтобы научиться говорить и писать грамотно, таких уроков не достаточно ни по количеству, ни по уровню преподавания. Когда моя дочь это поняла, ей пришлось начать дополнительно заниматься по интернету то тут, то там, на всевозможных бесплатных ресурсах, как время позволяет.

      Не переживайте по поводу возраста своих детей - моя дочь приехала в Канаду, когда ей было уже 16 лет - и ничего, освоилась, может быть не так быстро, как это могло бы быть, будь она помладше. Все-таки полное погружение в язык делает свое дело, поэтому не переживайте - нам бы, взрослым, научиться так быстро адаптироваться, как это могут дети.

      Специального периода на привыкание к языку до того, как пойти в нормальную школу, не бывает (на сколько мне известно). Если бы мы приехали в конце августа, то в сентябре дочь сразу бы пошла в школу, вместе с местными детьми (так случилось с некоторыми ее одноклассниками). Но мы приехали в апреле, когда уже поздно было присоединяться к своему классу в школе, поэтому она взяла два урока как онлайн курсы (обучение на дому, по интернету), сначала математику, а потом науку за 10 класс (наука - это такой сборник из физики, химии, биологии, геологии, отдельно эти предметы начинают преподавать с 11 класса).

      Математику она закончила к концу лета, науку - попозже, но я считаю, что только благодаря этому у нее потом не было никаких проблем с точными науками когда с сентября она начала ходить в нормальную школу (в 11 класс), ведь за лето она освоилась с терминологией, в целом свыклась к обучению на другом языке. Поэтому, если будет возможность, я бы вам тоже посоветовала начать с одного-двух онлайн предметов для ребенка - здесь они смогут обучаться в удобном для них темпе, заглядывать в словарик, если надо, прокручивать одни и те же уроки повторно- в нашем случае этот опыт оказался очень полезным.

      А вот с гуманитарными предметами было по-настоящему трудно, но буквально полтора-два месяца. Поэтому я эти два месяца помогала - вместе читали, переводили, разбирались, но потом необходимость в этом отпала сама собой. Теперь дочь сама может мне помочь в чем угодно, особенно с произношением .Пока летом занималась онлайн, она стала многое понимать, но толком так и не заговорила, а как начала ходить в школу, то как прорвало.

      Так что если хотите, чтобы ребенок побыстрее влился в процесс, помогать придется, но, как я написала - это временно, главное - дать толчок. Не полагайтесь 100% на учителей - они хорошо делают свою работу, но и здесь учителя бывают разные - кто-то более "полезен", кто-то менее.

      Все учителя дополнительно объясняют, НО - только если задать им вопрос. Просто так, по умолчанию, они подходить и предлагать помощь не будут. А вот разъяснять, если специально попросить, будут сколько угодно, поэтому главное - проявить инициативу. На тестах некоторые учителя дают дополнительное время, но не все. "Наш" учитель по английскому, понимая, что ей трудно, сам говорил дочери, что она может выполнять дом. задания не полностью, а насколько сможет, но только в первые недели.

      Моя дочь даже привыкла, что ей давали побольше времени на тесты, но когда в конце семестра был провинциальный экзамен, это оказалось не возможным (экзамен был на компьютерах, компьютеры в положенное время просто отключили), и потом очень расстроилась, что не все успела написать. Поэтому нужно стараться не привыкать к каким-то поблажкам, которые даются в самом начале, не рассчитывать, что они будут всегда.

      Главное, не паникуйте, все будет хорошо, потрудиться придется, не без этого, но с вашей помощью у детей все наладится.

  • Олеся Сорокина Читатель 28 февраля 2014 в 03:02 отредактирован 27 мая 2018 в 10:16

    здравствуйте, скажите пожалуйста, как же дети учатся? думаю многие не знают языка или знают его неочень....как давать тесты если ты вообще ничего не понял? или проходить материал с детьми, ведь все на английском?

  • Диана Доровских Читатель 21 сентября 2013 в 15:29 отредактирован 27 мая 2018 в 15:29

    То есть получается, я, закончив 9 классов в России, смогу пойти в 10 grade в Канаде?

    • Мила Роус Читатель 25 сентября 2013 в 07:02 отредактирован 27 мая 2018 в 19:09

      Диана Доровских, насколько я знаю, все зависит от вашего года рождения. Если вы 1997 г.р. - 11 класс, 1996 - 10 класс. И не зависит насколько вы знаете язык и какой класс закончили
      Слабый язык - есть класс ESL - где будете его подтягивать. Но на обычных уроках будете сидеть со своими ровестниками.

    • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 21 сентября 2013 в 19:28 отредактирован 21 сентября 2013 в 19:30

      Диана Доровских, не могу дать однозначный ответ, потому что правила приема в разных школах разные. Единственное,могу привести известные мне примеры по школе дочери:

      - Два года назад девочка с Филиппин приехала в Канаду после 8-го класса. Здесь ее зачислили опять в 8-й класс. По ее словам, если бы ее английский на тот момент был лучше, то можно было бы попасть и в 9-й.

      - Девочка с Мексики - в отличии от моей дочери, успела закончить 10-й класс перед приездом в Канаду этим летом. Ей зачли большинство предметов, пройденных ею в Мексике, и сейчас она в 11-м классе. Но три обязательных предмета, которые требуются здесь за 10-й класс, она либо не проходила, либо программа по ним сильно отличалась от канадской (кажется, это были планирование, история и английский) - эти предметы она проходит сейчас, будучи в 11-м классе.

      Еще знаю случаи, когда ребята после наших школ перепрыгивали через класс, когда приезжали учиться в Америку.

      Делайте выводы сами.

  • Очень интересно, спасибо. Побежал читать вторую часть.

    PS с составлением расписаний - наверняка, никаких проблем - похожа на одну из стандартных задач линейного программирования (исследования операций), аналогично задачам бродячего коммивояжера и построения дерева минимальной стоимости, которая хорошо формализована (типа - построение максимального покрытия) и составлена куча компьютерных программ.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, составить расписание для ученика уходит больше недели, потому как классы не должны совпадать, например у моей дочери - honours математика, в классе ученики с 8 -12 класс. Попробуйте теперь для 28 человек составить расписание, исходя из того, что они берут разные предметы разной сложности Вот вам и линейное программирование

      • Мила Роус, да элементарно, там есть эвристики. Просто дальше, наверно, преподы начинают между собой утрясать вопросы - чтобы не было дырки в занятиях: типа, в какой-то день первая и последняя пара.

        Оценка статьи: 5

        • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 20 сентября 2013 в 20:06 отредактирован 20 сентября 2013 в 20:12

          Юрий Лях, дырки в занятиях бывают, и не только у учителей.
          Ученикам 11-го класса официально разрешается одно окно за год, в 12-м классе - одно окно за семестр (т.е. два незанятых урока за год). Не факт, что эти окна оказываются самыми первыми или последними по расписанию, поэтому, когда ученики гуляют по школе во время уроков, их никто не останавливает.

          Вообще расписание плавающее. Каждый день повторяются почти все те же самые уроки (три из четырех), только каждый раз в разной последовательности. Четвертый урок - чередование через день физкультуры и еще какого-нибудь предмета, у дочери это история. Поэтому у нее только физкультура и история идут весь год, все остальные предметы она закончит за семестр (т.е. за полгода), а со второго семестра возьмет три новых предмета. Ну как, потянет такое эвристика ? Или тут уже что покруче надо подключать ?

          • Лидия Карпич, вероятно такое плавающее расписание не у всех. У нас нет плавающего расписания, есть вторник, когда ребенку дается 1,5 часа с утра работы по самообразованию в библиотеке. Но не все же "самообразовываются" кто-то и бродит по школе а кто-то просто уходит с занятий. Если учитель болен - обычно бывает учитель-студент или учитель-парттайм. Еще отдельное слово про вновь прибывших и интернейшел-студентов. У них скорее всего расписание плавает
            Обычно в январе ученики заполняют анкеты-желания предметов на следующий год, тогда и начинают формировать классы и прокручивать расписание, создавая блоки.

            • Мила Роус, однозначно, как я и указывала в статье, правила и требования в разных школах Канады отличаются. Спасибо за дополнительную информацию, основанную на опыте учебы ваших детей.

    • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 18 сентября 2013 в 19:57 отредактирован 18 сентября 2013 в 19:59

      Юрий Лях, уверена, вы правы, без хорошей программы здесь не справиться, ведь при составлении списка "пожеланий" для выборных предметов дети указывали по три варианта, в порядке приоритетности, т.е. "больше всего я бы хотел позаниматься актерским мастерством, если не получится, тогда 2) кинематографией, ну а если и это не получится, тогда ладно уж, пусть будет 3) физика ."

      • Лидия Карпич, насколько я знаю, есть обязательные предметы - физика, как раз из них, вы можете ее взять в 11 или 12 классе или в summer school, но взять ее обязаны. А остальные -танцы, физкультура (обязательна только до 10 класса), драма , музыка и т.д. - по желанию и по выбору. Еще хочется добавить, что с 11 класса есть профессиональные занятия - 2 дня в неделю, когда дети изучают опрееленную профессию - столярное дело, швейное, гостинничный бизнес и т.д.

        • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 20 сентября 2013 в 19:48 отредактирован 20 сентября 2013 в 20:07

          Мила Роус, в нашей школе среди обязательных предметов значится Science (наука) за 10 класс, а также Science либо за 11, либо за 12 класс. Что интересно, это то, что Science за 10 класс (по логике и до 10-го тоже) - это один предмет, который объединяет понемногу материалы из физики, химии, биологии, географии. Начиная с 11-го класса Science уже разбивается на отдельные дисциплины (физика, химия,...), и они - выборные.

          • Лидия Карпич, да я знаю, что Science идет с 1 класса до 10 как один предмет, и только после 10 он разделяется на определенные дисциплины. Но вопрос был не в этом, а в том, как и что дети выбирают (в частности Физику). В 11 ребенок может взять один из предметов Science обязательно, а в 12 вообще может и не брать. Тем более, что основной класс это 11, именно после него подается заявка в университеты и т.д. У моей дочери 3 предмета из Science - химия, биология, физика, в классах есть ученики 11 и 12 классов.

  • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 17 сентября 2013 в 10:31 отредактирован 17 сентября 2013 в 10:43

    Друзья, спасибо за комментарии.

    Вячеслав, вторая часть статьи с большим количеством деталей появится на главной странице завтра, но вы можете прочитать ее уже сейчас в моем блоге. Также, на нее же есть ссылка в тексте первой части.

    Мила, очень интересно то, что вы написали про школьный опыт ваших детей. Вы очень точно выразились об адаптации детей к взрослой жизни, какое значение придают ей в канадских школах. Могу тоже привести пример по этому поводу.

    Есть в нашей школе предмет под названием "Планирование". Здесь детям дают азы по планированию абсолютно всего - личных расходов, каникул, семейного бюджета, карьеры, секса , как организовать эффективно свой день, как лучше готовиться к экзаменам, как выбрать место для отдыха и организовать маршрут поездок, уже и не помню всего - все в очень интересной занимательной форме. И, что меня совершенно поразило - школьников учат составлять резюме, весь портфолио, необходимый для сдачи документов в колледжи и университеты, сопроводительные письма работодателям, и даже как вести себя на собеседовании.

    Интересно также (Вячеслав, деталька - специально для вас ) , что этот предмет (планирование), являясь обязательным, числится в расписании как "вне уроков", то есть без закрепленного за ним определенного времени. Оказывается, 1-2 раза в неделю учитель планирования приходит к началу какого-нибудь другого урока и забирает нескольких учеников на свое занятие. Дети никогда не знают, когда за ними "придут". Единственное, учитель следит, чтобы не забирать детей с одних и тех же уроков. В мое время, в советской школе, такое счастье (когда легально забирали с уроков) выпадало только самым голосистым, кто учавствовал в школьном хоре - всегда им завидовала .

    Другое обязательное требование для 11-12 классов: отработать 15 часов в качестве волонтеров в благотворительных или других общественных организациях, и 15 часов - в платном порядке (хоть кем, но с официальным заработком, который, к счастью, не ограничивается ). Для этого дети должны сами находить себе работу - это обязательное условие, и в процессе поиска они применяют навыки, полученные во время уроков по планированию.

  • Рассказывайте поподробней. Именно детали интересны. Жду продолжения.

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно!

  • Мила Роус Читатель 17 сентября 2013 в 05:57 отредактирован 17 сентября 2013 в 05:58

    На мой взгляд (жителя Британской Колумбии и мамы двух детей - студентов младшей школы и высшей) канадская система обучения адаптирует детей как говрят в России к взрослой жизни. Когда моя дочка выпускалась из елементари скул для того чтобы взять повышенный уровень математики - ей было необходимо пройти тест. На тест пришло более 100 человек, что б попасть в математический класс. В классе было всего 28 мест - вот это и называется отбором, но попасть в класс еще не значит, что вы в нем удержитесь. На следующий год (9 класс) нужно получить наивысший процент, что бы пройти в следующий класс. Задания домашние на 5-10 листах А-4. Уровень сложности от 8 до 12 класса, объяснения практически нет. Ребенок полностью на самообразовании. Плохо или хорошо? У каждого свой ответ, наша дочь закончила 12 класс по математике, практически находясь в 10 классе. Сейчас она в 11 - математики у нее нет, но есть статистика. Дается огромное кол-во языков к изучению, дочь выбрала - 3 (литература (английский), французский и мандарин).

  • Канадская система образования очень напоминает американскую. У моих знакомых дочка училась последние 3 года в канадской школе. Ей было легко после российской, и она больше внимания уделяла изучению языка. Сейчас она поступила в колледж, мама, живущая в России, оплачивает ее образование.

  • Очень интересно и написано хорошо.

    Оценка статьи: 5