Лидия Карпич Профессионал

Среднее образование в Канаде - не слишком ли большой выбор? Часть 2

До переезда в Канаду мы были наслышаны о том, что в «их» школах можно выбирать предметы на свое усмотрение. Наши представления об этом ограничивались вариантами выбора либо гуманитарных, либо точных дисциплин. Но оказалось, что это еще не все.

Tyler Olson Shutterstock.com

Если рассматривать минимальное количество дисциплин, необходимых для изучения в 10−12 классах той школы, в которую попала моя дочь, то 13 из 20 предметов — обязательные, соответственно остальные 7 — на выбор. Желающие могут выбрать и больше.

Итак, как мы и ожидали, есть выбор между гуманитарными и точными дисциплинами — с этим все понятно. Выяснилось, что некоторые из предметов предусматривают еще и «внутреннюю» выборность: например, по степени сложности.

Так, математика подразделяется на два уровня — базовый (Foundations) и углубленный (Pre-calculus). Кстати, здесь она не разбивается на отдельные уроки по алгебре и геометрии. Базовый уровень обычно выбирают ученики с гуманитарными наклонностями, более углубленный — будущие «технари». Если в 10−11-х классах математика является обязательным предметом, то в 12-м классе она переходит в категорию выборных, а также дополняется еще одним, третьим уровнем сложности — введением в математический анализ (Сalculus).

Другим примером возможности выбора внутри одной и той же дисциплины является физкультура. Ученики, которые предпочитают спортивные занятия в помещении, ходят на уроки физкультуры в основном в спортзал. Те, кто любят проводить больше времени на свежем воздухе, выбирают другую группу — «уличную». В этом случае они всегда занимаются вне стен школы, независимо от погоды, в снег и дождь. Надо заметить, что дожди здесь идут часто. Для «уличной» программы по физкультуре предусмотрены бег, лыжи, скалолазание и т. д., а также обучение некоторым бойскаутовским азам, таким как разведение костра под дождем, установка палаток, действия при пожаре в лесу и даже трехдневный поход с ночевкой. К моему не очень большому восторгу дочь выбрала именно эту группу…

Еще немного о физкультуре. Этот предмет является обязательным только до 10-го класса. В случае если с 11-го класса ученик решил больше не посещать уроки физкультуры, то перед окончанием школы он должен предоставить документ, подтверждающий, что за последние два года он потратил как минимум 80 часов на занятия в спортивных секциях или танцевальных группах за пределами школы.

Предметов на выбор достаточно много. Среди них есть как традиционные предметы для школы (физика, биология, история и т. д.), так и необычные, на мой взгляд, — право, бухгалтерия, журналистика, психология, маркетинг, актерское мастерство, кинематография. Есть и такие предметы, которые напоминают различные кружки в Доме Пионеров: кулинария, живопись, работа по дереву, работа по металлу, текстиль и даже компьютерная графика. Одним словом, каждый ученик может подобрать для себя профильные предметы для будущего или просто то, что ему интересно.

Обучение на дому

Из-за того, что моя дочь начала ходить в 10-й класс канадской школы только с апреля месяца, то есть со второй половины второго семестра, у нее оказалось полно хвостов за прошедший год. Тем не менее, с этой осени ее зачислили как ученицу 11-го класса — с условием, что она попробует за оставшиеся два года одолеть школьную программу трех классов (с 10-го по 12-й).

Казалось бы, как это возможно? Ах да, ведь есть индивидуальное расписание. Но, как оказалось, возможность уместить все необходимые предметы в нужный промежуток времени становится реальной и благодаря обучению на дому (по Интернету).

Для обучения на дому нужно зарегистрироваться в какой-нибудь из онлайн-школ, которых в Канаде великое множество. Так, этим летом моя дочь прошла курс онлайн-математики за 10-й класс, и ей это очень понравилось. Половина материала ей была уже знакома, а другая половина оказалась в новинку. Но самое главное — она сказала: «Я вдруг начала понимать, для чего нужны все эти формулы, как их можно применять в жизни».

Во время занятий учебник дочери не понадобился, весь материал был преподнесен в виде презентаций со звуковым сопровождением, которые можно было повторять для просмотра столько раз, сколько нужно. Учитель из онлайн-школы проводил консультации как в школе, так и по скайпу или по электронной почте. Дочь регулярно сдавала домашние задания и тесты, учитель проверял, оценивал, а потом помогал с работой над ошибками. После успешного окончания курса она решила зарегистрироваться еще на два предмета.

Как правило, учебу на дому выбирают ученики, которые вынуждены пропускать много занятий из-за болезни, спорта или других очень важных дел, как это сделал, например, Джастин Бибер. Есть и такие, кто просто предпочитает изолированное обучение. Также в онлайн-школы обращаются те, кто в основной школе уже прошел определенный предмет, но не доволен итоговой оценкой и хочет ее улучшить путем повторения материала. Немало там и взрослых учеников, которые по разным причинам не закончили школу в свое время и теперь наверстывают упущенное.

Как рассказал на днях завуч основной школы моей дочери, к ним регулярно приезжают ученики из Германии по программе обмена. Один из них уже после завершения года обучения признался: «Я сначала думал, что выбор предметов — это здорово. Но теперь мне кажется, что в вашей школе этого выбора слишком много».

Наверное, этот мальчик имел в виду то, что можно ошибиться, выбрать не те предметы, а потом пожалеть. Если так, то я с ним согласна, но не до конца. Действительно, любому человеку нелегко понять и решить, чем же он хочет заниматься в жизни, тем более если это надо сделать за два-три года до окончания школы. Но с другой стороны, ведь вся наша жизнь — это большой и сложный выбор, и необходимость продумывания своих действий на несколько лет вперед, возникающая уже в школе, — это своего рода тренировка и подготовка к другим жизненным ситуациям, где принимать решения будет еще труднее.

Ну, а что касается моей дочери, то она в полном восторге от своей новой школьной программы, особенно от ежедневных уроков по актерскому мастерству. Трудно сказать, изменится ли ее мнение к концу года, как у того ученика из Германии. Но мне кажется, гораздо важнее то, что она каждый день идет в школу и обратно домой в приподнятом настроении. Поэтому любые сомнения, которые еще иногда вдруг закрадываются в мою голову, тут же отступают.

Обновлено 28.04.2016
Статья размещена на сайте 9.09.2013

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Хочу и здесь добавить пару слов из нашего опыта. Напомню, что дочь сейчас в 11 классе. В начале года учитель-наставник дал нам несколько сайтов, где можно зарегистрироваться во все универы и колледжи, что было и сделано моей дочерью. В течении этого месяца (сентября) поступило 3 запроса на ее студенческий файл - два из Онтарио и один из Квебека (здесь сказалось вероято ее увлечение французским и школьные awards как топ-студента в школе). И отдельное слово еще хочется сказать про awards - в средней школе (К-7) дочь неожиданно выиграла высшую школьную награду, теперь же она идет очень сознательно к этому. Для чего в начале года они регистрируются на различные award programs, которые требуют показа определенных навыков и умений. Победителей ждут денежные награды или кредиты. Смотрим как будут развиваться события дальше. Да, на следующее лето с нетерпением ждем 2-недельные курсы в McGill (бесплатные) которые дочь выиграла.
    Будет интересно узнать, Лидия, как в этом плане у вас в школе развиваются события.

    • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 27 сентября 2013 в 01:07 отредактирован 27 сентября 2013 в 01:08

      Мила Роус, спасибо еще раз за дополнения. По этим вопросам ничего не могу добавить, потому что дочь хоть и считается ученицей 11-го класса, Планирование она сейчас проходит за 10-й класс, и то, что вы написали про сайты для регистрации в университеты/колледжи, я полагаю, будет рассматриваться в ее школе на уроках Планирования за 11-й класс, то есть в следующем семестре. Вот здесь я хочу вас попросить сделать мне одолжение и поделиться ссылками на сайты, которые дал вашей дочери ваш учитель-наставник. Я не уверена, что здесь в комментариях можно размещать какие-либо ссылки на внешние источники, поэтому, если не трудно, перешлите их мне лучше через личное сообщение, а я передам дочери, буду признательна.

      • Лидия Карпич,
        Сегодня случайно на толкнулась на вашу статью, большое спасибо! Хочу вас попросить сделать мне одолжение и поделиться ссылками на сайты, которые дал вашей дочери ваш учитель-наставник.
        Заранее благодарна

  • Эх, и почему я не была канадской школьницей... Никакой серьезной математики, если не хочешь, и куча предметов по выбору. Мечта, да и только

  • Людмила Вахрушева, может быть напишите статью про немецкую систему? Моя дочь и в Германии поучиться успела, правда, только в начальной школе. Насколько я помню (но могу и ошибаться), начиная с 5-го класса детей распределяли по трем разным видам школ, в зависимости от успеваемости в начальных классах. Самые сильные ученики зачислялись в гимназии, которые, как правило, были специализированными (с уклоном на точные дисциплины, языки, и т.д.). Если я ничего не перепутала, то получается, что в Германии детям нужно определиться с направленим дальнейшего обучения уже в 10-летнем возрасте?

    • Лидия Карпич, статьи на эту тему здесь есть.
      А если коротко, то 4 класса начальная школа, дальше или 1.Hauptschule (главная школа) до 9 класса- перспектив для получения качественной специальности, имея только 9 классов практически нет; 2.Realschule (реальная школа) 10 классов (среднее образование №1); 3.Gymnasium (гимназия), 12 или 13 классов, (11 и 12 класс- среднее обр.№2, 13 класс- Abitur).
      Право на поступление в вуз имеют только абитуриенты, окончившие гимназию и успешно сдавшие экзамены.
      Окончившие успешно реальную школу могут поступить в гимназию в 11 класс.
      Особая категория- спец. школы для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, приватные школы, альтернативные и вечерние школы.

  • Спасибо за статью.
    Очень интересно было сравнить с немецкой системой образования.
    Нашла и отличия и сходство. Выбор развивает самостоятельность и ответственность. Всё очень правильно.
    Мне интересно, сколько изучают обязательных языков и по выбору. Есть ли дополнительная спупень для абитуриентов? Может ли быть принят в технический вуз, например, тот, кто выбирал базовый математический уровень?

    • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 18 сентября 2013 в 21:39 отредактирован 19 сентября 2013 в 01:02

      Людмила Вахрушева, как ни странно, в нашей школе иностранные языки не относятся к обязательным предметам (начиная с 9-го класса). Зато, при желании, разрешается выбрать столько языков, сколько уместится в расписании.

      Но, не обязательным ин.яз. является только для получения аттестата средней школы. А вот для продолжения образования в колледже или университете требование о наличии ин.яз. в школьном аттестате существует, и в каждом учебном заведении оно свое. Например, в университете, который выбрала моя дочь, для поступления обязателен один иностранный язык на уровне 11-го класса (т.е. в 12-м классе его выбирать уже не обязательно). Интересен перечень утвержденных иностранных языков для этого университета - чего там только нет, даже американский язык жестов.

      Обязательной дополнительной ступени для абитуриентов после школы нет. Но, есть выбор того, каким образом можно прийти к университетскому диплому. Можно идти в университет сразу после школы, а можно сначала поучиться год-два в колледже, а потом перевестись в университет. В последнем случае, во-первых, дешевле, во-вторых, как я читала, легче, потому что создается как бы постепенный переход от школьной системы обучения к университетской, с лучшими условиями адаптации. Но, опять но. Прежде чем идти в колледж, нужно все на десять рядов проверить, какие предметы требует университет в первые годы обучения, и зачтет ли университет прохождение этих предметов именно в этом колледже. Другими словами, колледж и университет нужно проверить "на совместимость".

      Насчет математики. Опять же, нужно смотреть на требования того учебного заведения, куда запланировано поступать. И не любого технического ВУЗа, а конкретного заведения, потому что требования могут отличаться. Вот пример по этому поводу из "нашего опыта" - дочь хочет изучать в будущем food science (трофология, но мне больше нравится прямой перевод с английского - наука о еде ). Казалось бы, для приема в университет ей нужно, чтобы в школьном аттестате значились пройденными полные курсы по биологии и химии. К счастью, нам вовремя подсказали, что нужно изучить требования именно того университета, где она хотела бы учиться. Мы определились, посмотрели требования к абитуриентам, выяснили, что нужна математика углубленного уровня (Pre-calculus), который дочь выбрала еще раньше, можно сказать случайно, еще не зная об этом требовании. Хорошо, повезло. Дальше оказалось, что по выбранной дочерью специальности нужно выбрать химию за 11 и 12 классы, а биологию - только за 11 класс. Мы удивились, но обрадовались, что на один предмет меньше, чем думали (у нее получилась большая нагрузка из-за позднего прибытия в Канаду). По какому-то наитию, дочь самостоятельно продолжила изучение сайта университета, стала рыться в программах для студентов разных курсов, и обнаружила, что для одного из обязательных предметов за 3-й курс необходимо наличие пройденного в 12-м классе самого сложного уровня математики - мат. анализ (Calculus). Она прибежала ко мне, а я не поверила, стала проверять - точно. Так мало того, сначала мы решили, что в 12-м классе ей придется выбрать этот Сalculus вместо Pre-Calculus (второй по сложности уровень). Так нет, дальше выяснилось, что в 12-м классе нужно пройти их оба. Одним словом, выбора здесь действительно много. И оказывается, главное - вовремя понять не только то, что ты хочешь, но и что нужно сделать для того, чтобы осуществить то, что хочется.

  • Статья интересная и хорошо написана.

    Оценка статьи: 5

  • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 18 сентября 2013 в 06:58 отредактирован 18 сентября 2013 в 07:09

    Спасибо :-.

  • И я того же мнения!

    Оценка статьи: 5

  • Очень понравились обе статьи! Интересно все это узнавать.
    И здорово написано.
    Спасибо!

    Оценка статьи: 5