Светлана Степанова Профессионал

Что такое инновационная школа?

Многие молодые мамы стоят перед вопросом: отдать ребенка учиться в обычную школу или какой-нибудь лицей? Школы, которые называются лицеями и гимназиями, просто уже вошли в нашу жизнь, а вот когда говорят «инновационная школа», тут и наступает процесс некоего торможения. А что же такое инновационная школа? Чему там будут учить ребенка? Не будет ли там слишком сложно?

Раскрою вам маленький секрет, практически все современные общеобразовательные школы сейчас инновационные, то есть их учебные планы составляются с учетом различных инноваций. Инновация в строгом смысле слова — это новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Таким образом, инновационные школы — это те, в которых обучают ваших драгоценных чад с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике. Ну вот например, используют компьютер не только на уроках информатики, а еще на уроках русского языка при выполнение контрольного теста по орфографии с моментальной автоматической проверкой знаний. Кому же из нас не хочется, чтобы ребенок шел в ногу со временем?!

Но не только этим характеризуется инновационная школа. Чтобы подробнее все объяснить, сравним такую школу с традиционной.

По характеристике личности, которую стремится формировать педагог:
В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.

По характеристике дидактических целей:
В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний, в инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.

По характеристике воспитательных целей:
В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.

По характеристике развивающих целей:
В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.

По характеру отношений между учителем и учеником:
В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель — это кто обучает, ученики — это те, кого обучают. В инновационной школе — субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.

В общем и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы, по мнению лучших педагогов России, — это научить ребенка учиться. Я с этим согласна. А вы?

Обновлено 18.08.2010
Статья размещена на сайте 4.06.2007

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вот одного я не поняла, какая же школа лучше? У нас в России, как всегда, человеческий фактор – главное. Мам уже давно не привлекают надписи на школах «лицей», «гимназия», «инновационная школа», а интересует, кто же работает в данном заведении. Идут, что называется, «на учителя». Это особенно важно для первых классов: детишки должны себя чувствовать комфортно в школе. А любознательности и стремлению к знанию нам у наших детей еще нужно поучиться!
    P.S. По-моему, главная беда школы в том, что она отбивает всякий интерес к учению.

    Оценка статьи: 4

  • Согласна с Любой. Пока мой сын сменял школу за школой " благодаря своей не дипломатичной любви к свободе", я познакомилась с разными школами. Он у меня прошел, по-моему, все,от госшколы , через частные, Хаббарта, православную и до экстерната. Единственное место, где были уважающие человека учителя- оказался экстернат.Школу он окончил в 15 лет.

  • Люба Мельник Бывший модератор 4 июня 2007 в 18:53

    Этот трескучий педагогический профессиональный язык так умиляет!
    Я открою вам маленький секрет - на деле являясь самой что ни есть заскорузлой, отупевшей от зубрежки и отчетов по куче поводов школа - может называться хоть инновационной, хоть какой еще - своих природных качеств она от этого не меняет. И никаких "чужих" качеств не приобретает.