Елена Ермолова Грандмастер

Аккомпанемент. Что означает в записи аккордов цифра семь?

Инструмент есть, буквенные обозначения нот усвоены. Но аккомпанируют аккордами, и как это делать? Попросту говоря, нажать клавиши через одну. Нажмете три клавиши — будет трезвучие, четыре — септаккорд. Он чуть иначе звучит, насыщеннее. Это он, септаккорд, обозначается цифрой семь возле буквы.

David Pirvu Shutterstock.com

Нажали три клавиши через одну, а аккорд какой-то неподходящий к интересующей мелодии. Снизу, то есть слева, тот звук, который записан буквой, он должен звучать правильно. Верхний и средний звуки надо чуть поискать, потому что они могут не соответствовать всего-то на полтона. А полтона — это расстояние между соседними клавишами. Белая и соседняя черная или белая и белая, между которыми нет черной, — это клавиши, совместное или последовательное звучание которых познакомит нас с полутоном.

Проще всего играть на белых клавишах. В этом случае грустные мелодии будут в ля-миноре, а бодрые — в до-мажоре. И основное трезвучие аккомпанемента, которым скорее всего закончится музыкальное произведение, будет строиться, соответственно, от ля или от до. Просто нажимаем три клавиши через одну: ля, до, ми и до, ми, соль. Звучит?

Маленькая зарядка: назовите штук двадцать нот через одну вверх, потом штук двадцать вниз так же через одну. Можно смотреть на свои пальцы для подсчета количества нот или на клавиатуру для правильного их называния. Ля, до, ми, соль, си, ре и так далее. Потренируйтесь, чтобы называть бегло, с легкостью, это пригодится.

А теперь делаем так: от нижней ноты тонического трезвучия играем еще две через одну, от верхней ноты того же трезвучия играем две вверх через одну. Мы получаем трезвучия, построенные на нижней и верхней доминантах (слово «доминировать» помните?). Нижняя будет с приставкой суб-, и трезвучие называется субдоминантным. Верхнее трезвучие — доминантное.

Итак, тоника, доминанта, субдоминанта и трезвучия тоническое, доминантное и субдоминантное. Обозначаются T, D, S. Прочитали? И забудьте на некоторое время. Это знание нужно будет для того, чтобы понять происходящее, но сначала — практика. От всех нот строим аккорды, в любом порядке. Три-четыре клавиши через одну. Играйте много раз, сто раз как минимум. Пальцы — в основном первый, третий и пятый. Играйте! Вы многое услышите сами, и потом объяснять не придется. Еще, еще играйте! До усталости.

А теперь — внимание! Трезвучия от до, фа и соль — мажорные, это те самые T, S, D, в мажоре. Трезвучия от ля, ре, ми — минорные, это T, S, D в миноре. Проверьте, так ли.

Убедились?

Теперь к любой ноте вы можете подобрать грустный или веселый аккомпанемент, потому что любая нота входит в одно из этих трезвучий. Три для минора, три для мажора. Возьмем ноту си. В до-мажоре она попадает в доминантное трезвучие, она в нем посередине, им и будем аккомпанировать, встретив долгую си в мелодии. В ля-миноре эта же си оказывается тоже в доминантном трезвучии, теперь она верхняя. Сыграем не то трезвучие — мелодия изменит характер. Поэкспериментируете?

Если бы вы знали, до чего легко это показывать и перенимать! Словами объяснять и со слов учиться — стократ труднее. Но мы пробуем. Того, что уже сейчас натренировали, достаточно для простого аккомпанемента. Сыграйте что-то вроде этого: C-C-F-С-G7-G7-C-C. Напомню, что цифра семь — это когда берем четыре ноты через одну, в данном случае получится соль, си, ре, фа. Играете? Попробуйте с этими аккордами пропеть: «Спи моя радость, усни! В доме погасли огни, пчелки затихли в саду, рыбки умолкли в пруду».

У кого получается, задавайте вопросы и сообщайте, когда можно будет писать следующую статью об обращениях трезвучий, которые позволяют правильные аккорды плотнее укладывать. Если же не получается, возьмите урок, хотя бы один, у профессионального музыканта. Он в два счета объяснит то, что не удалось понять из статьи, сломав над ней голову. Это не потому, что статья бестолковая, а из-за насыщенности материала. Которая позволяет практически за одно занятие начать худо-бедно аккомпанировать, а беглость придет с практикой. По сто аккордов в день — и через неделю вы уже будете сопровождать аккомпанементом не самые мудреные мелодии. Дальше — больше. Лиха беда начало, а потом-то навык за навыком наберете необходимое мастерство, оно дальше само будет к вам клеиться.

Умения — как физические тела: чем больше, тем вернее притягивают новое. Сделаете в первый же день большую работу — потом за неделю наберете наблюдениями, слушанием и пробами не меньший опыт, чем за год ленивого пребывания в музыкальной школе. Не сделаете много сразу — ничто не притянется, и время будет как будто даром потраченное. Потому сразу, на волне новизны, прорвитесь как можно дальше!

Обновлено 11.10.2017
Статья размещена на сайте 20.11.2013

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У вас опечатка: "Трезвучия от ля, до, ми – минорные"
    Правильно будет от ля, ре, ми, верно?

  • большое спасибо,что то понемногу вырисовывается насчет октавы,но пока еще не очень.Надо спокойно посидеть поразмышлять.
    Да,я в детстве когда-то учился музыке,но пошел в инженеры.

  • вот и замечательно,что кто то касался клавиш,а кто-то кнопок.Теперь Внимание вопрос:сколько нот в октаве(подчеркиваю в октаве,а не в гамме)?На работе чуть до драки не дошло.Некто утверждает,что 8(от слова "окта").Я утверждал,что 7.(допустим в простой до-маж.гамме восьмая нота до-она же первая нота след.октавы.Но одна и та же нота не может принадлежать двум октавам одновременно).Интернет ничего не дал.И внимание второй вопрос:
    похоронных маршей есть много,но есть один самый-самый известный.Кто автор?Бетховен или Шопен?Сам слышал диск Шопена,где была эта музыка,но мне кажется,что это какая-то часть из "Героической симфонии на смерть героя"Бетховена.Кто прав?(Спорили на бутылку)

    • Если рассматривать октаву как интервал, то в ней, как и в любом интервале, две ноты, например, от МИ до МИ, от СИ до СИ и т. д.
      В Вашем случае под октавой скорее подразумевается часть звукоряда, в таком случае действительно в октаве 7 нот, или 12 звуков (12 — потому что с бемолями и диезами)
      В общем, скорее всего тут Вы правы =)

    • Марк Аккерман, спасибо за "вкусные" вопросы. Эх, все бы так!

      "Похоронный марш" - это третья часть второй сонаты Шопена. А в двенадцатой сонате Бетховена хоть и есть немного похожий аккордами "Марш на смерть героя", но это совершенно не тот, что мы хорошо знаем, и плохо запоминающийся марш.
      У Бетховена есть траурный марш "Реквием по мечте". О, это нечто! Меня дрожь пробирает каждый раз, когда его слышу. Привыкнуть невозможно. Его хорошо знают по саундтреку к одноименному фильму двухтысячного года.
      С октавой забавно. Это интервал, нижний звук имеет ровно в два раза меньшую частоту, чем верхний, охватывает восемь ступеней. Нона - девять ступеней, децима - десять, но эти интервалы не имеют такого значения, как октава, с ними вопрос не возникает. Восьмая ступень - это первая следующей октавы. Вопрос мне напомнил то, как спрашивала в детстве, площадка между двумя лестничными пролетами - это нижняя ступень верхнего пролета или верхняя ступень нижнего.
      В статье говорилось о делении на октавы клавиатуры, там имелись в виду расстояния от до до си, у каждого из этих промежутков свое название. Пятая октава представлена единственной нотой "до", не входящей в четвертую.

      У меня есть подозрение, что Вы отлично знаете ответы на свои вопросы. Уж больно грамотно они поставлены.

      • Елена Ермолова Елена Ермолова Грандмастер 2 декабря 2013 в 00:57 отредактирован 2 декабря 2013 в 00:58

        Я все жду не дождусь, когда же Вы меня спросите, не написал ли "Реквием по мечте" Моцарт. Или Вагнер. Или Равель. У кого Клинт Мэнселл взял (если брал) такую музыку?
        Меня в других статьях третировали тем, что пишу то, чего нет в Интернете. Если в нем нет, значит вообще нет. И это при том, что в сети чего только нет. Может ли кто-нибудь при помощи Интернета выяснить, кто автор "Реквиема по мечте"? Чур, Вики-комментарий к фильму не считать достоверным источником.

  • Какая прелесть! Сначала врач-гомеопат без "долгого обучения в вузе", сейчас музыкант без "ленивых лет в музыкальной школе". Что дальше?