Невеж, срывающих лекции, проще всего угомонить проверкой конспектов. Но может быть, невежам не место в лекционной аудитории? С этим, увы, не согласятся те, кто получает доход от родителей, заинтересованных хоть в каком-нибудь развитии бестолковых отпрысков. Присутствие в аудитории чужеродных элементов — грустная неизбежность. В результате чего профессора и даже школьные учителя не рискуют использовать активные формы работы и просто начитывают лекции. А студенты и старшеклассники конспектируют, надеясь потом понять записанное, и это «потом» никогда не наступает. К счастью, доступно изложенный материал можно найти в учебниках. Учебник гораздо легче изучается по следам лекции, вот и вся польза от стараний профессора.
Вообще-то, студенты бывают разные, профессора — разные, традиции — разные. К некоторым вузам сказанное ни в коей мере не относится. В одном из таких вузов мне недавно довелось побывать на лекции, и происходящее изумило. Над доской и экраном для проектора висели часы (что немаловажно, сейчас станет ясно, почему). У всех студентов были фотоаппараты (которые работали без звука и вспышек, никаких щелчков затворов не было). Почти все имели диктофоны в дополнение к одному основному профессиональному, лежащему на кафедре. И вот профессор начинает лекцию.
Студенты не пишут, а слушают. Профессор время от времени отходит от исписанной доски, чтобы её удобно было фотографировать. Вместе с часами. А студенты время от времени разговаривают со своими диктофонами, делясь замечаниями, размышлениями и соображениями. Жаль, что диктофон, подобно фотоаппарату, не фиксирует время записи, и ребятам приходится тратить время на уточнение того, на какой секунде посетила мысль.
Когда лекции заканчиваются и студенты едут домой, они просматривают фотографии доски и экрана. Нередко среди фотографий оказываются и снимки студенческих рисунков, своих и чужих, сделанных на бумаге по поводу услышанного. Прослушивают свои заметки по поводу лекции и записывают замечания и дополнения на… еще один диктофон. Итого в деле участвуют три диктофона: записывающий преподавателя, записывающий мысли студента во время лекции и записывающий саморефлексию и изобретения, импульсы к которым возникали на лекции и были записаны на второй диктофон.
Предполагаю, что дальше будет обмен интересными находками в соцсетях и замечательные проекты, быстро приводящие к результатам, ведь ничто не откладывается на потом и не забывается.
Итак, для учебы требуются два диктофона, фотоаппарат и листы бумаги для собственных схем или опорных сигналов по Шаталову. Конспект? Его роль, наверное, выполняет распечатка материалов с фотоаппарата. А может, и вовсе нет никакого конспекта, поскольку материал сразу наилучшим образом укладывается в голову и, если надо, повторяется путем повторного прослушивания нужных частей лекции.
Возникает вопрос: почему не используется видео. Очень просто: из-за избыточности. Из-за шума. Из-за затрат времени на выделение нужного среди ненужного. Просматривать фотокадры удобнее, чем прокручивать видео. И различать речь, записанную диктофоном, легче. Видеозаписи незаменимы в художественных вузах, но там вообще все иначе.
И все-таки мне кажется, что конспект лекций рано объявлять анахронизмом.
Вы когда-нибудь пробовали читать очень скучную книгу, попутно щелкая семечки? Заметили, что при этом можно одолеть без особых мучений, хотя и без особого результата, сколь угодно усыпляющий текст?
Выписывание буковок подобно лущению семечек, оно помогает сосредоточить внимание на том, что пока не увлекло. Это во-первых. И, во-вторых, медленное думание во время письма позволяет мысли уходить на совершенно особые уровни мышления. Так что пусть будет и конспект. Но не во время таких лекций, когда хочется внимать каждому слову, на них лучше бы мощно соображать и усиленно продвигать себя вперед и вверх.
Маленькое противоречие. Диктофон - это последовательный доступ к информации, фоткти, как и конспект - это прямой доступ. Чтоб найти изюминку лекции, особенно в запарке, нужно дергать запись туда-сюда - лишние действия. А конспект - раз, и на нужной странице открыл, причем что это нужная странице - как уже говорили - работает ассоциативная память - график, рисунок, формула, плюс знаки вопроса на полях или строки, выделенные желтым/оранжевым маркером. Еще, как помню со школы, для лучшего запоминания рекомендовалось использовать ручки с разными ампулами (маркеров тогда не было) - срабатывает и зрительная память, и какие-то попутные мысли, которые возникали при выборе цвета. В статье предлагается вместо этого переписывание каких-то моментов на третий диктофон, но возня с диктофонами уже отнимает внимание, время (на поиск нужного фрагмента- уже упомянул о последовательном доступе) да и все получается в бесцветном сером цвете.
0 Ответить
Конспектировать лекции несомненно стоит даже в том случае, когда лектор откровенно слаб. Тому есть несколько причин.
1.Так лучше запоминается материал, ведь задействуется не только зрение и слух, но и моторика, информация "на кончиках пальцев".
2. Даже если есть старый, добротный, проверенный годами учебник (а это не всегда так, особенно по дисциплинам на основе новейших научных достижений)он не может учитывать специфику конкретной учебной специализации. А преподаватель старается дать материал адаптированно для каждой аудитории. Физика для механиков одна, для электронщиков уже другие акценты.
3. Лекционный материал, отраженный в конспекте именно то, что преподаватель хочет услышать от студента на экзамене. Особенно это актуально для гуманитарных предметов, где нет и не может быть истины как таковой, а есть только субъективизм, господствующие, зачастую идеологизированные установки, толкования , интерпретации и проч.
Несколько покоробила фраза о преподавателях, кторые "требуют конспект". В наши годы (ох и давно же это было!)такие тоже встречались, но в основном на первом курсе и это были даже не требования, вопрос к студенту из первого ряда, который не конспектировал и этим вывпадал из общей массы.
Так что вывод однозначный: конспектировать и дай бог у хороших преподавателей.
1 Ответить
Чук Гек, абсолютно согласна. Но конспект конспекту рознь. Есть структурированные и многоцветные, а есть нечитаемая писанина.
0 Ответить
Чук Гек, Так лучше запоминается материал - вообще не запоминается, школьные годы тому подтверждение, записывают многие, а запоминают только те, кому это надо, единицы. Да и запоминание не главное, главное понимание.
0 Ответить
Лучшая статья автора.
0 Ответить
Катя Марьина, не шутите ли? Неужели остальные хуже?
Но Вы не раз поражали меня оценками и их объективностью.
0 Ответить
Елена Ермолова, даже среди оч. хороших статей есть лучшая, ну это если подумать. Объективна я, потому, что оцениваю СТАТЬЮ, а не автора и не "друзей" и "врагов".
2 Ответить
Катя Марьина, я это усвоила.
Мне не удается оценивать объективно, потому что за любым действием вижу то или иное старание сделать как можно лучше. По одним или по другим критериям. Так что снизить оценку могу в том случае, если автор распустился по сравнению с собою же прежним. Но для таких наблюдений нужно долгое знакомство. Из-за краткости знакомства у меня ставятся почти все пятерки. А к тем, кому пять ставить не могу, просто не заглядываю. Вот и выходит, что у меня оцениваются друзья. Врагов просто нет. Если, конечно, не смотреть комментарии к моим статьям. Недружественных больше половины, что сильно удивляет.
0 Ответить
Елена Ермолова,Недружественных больше половины, что сильно удивляет. - люди должны оценивать статью автора. Вы, на мой взгляд, пишите статьи разного качества, есть на 1, а есть и на 5, СТАТЬИ РАЗНЫЕ и ПОТОМУ ОЦЕНКИ РАЗНЫЕ.
1 Ответить
Катя Марьина, ответ здесь
0 Ответить
Наверное, неплохой метод с фотоаппаратами и диктофонами. Студентам можно и позавидовать.
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Маргарита Ромашкина, он трудный. Для думающих. То есть трудно то, что со вторым диктофоном. С тем, на который надо думать вслух, делать заметки, и это же надо успеть, не потеряв главную мысль лекции.
2 Ответить
Уважающий себя и свой предмет преподаватель обязательно по прошествии года чтения курса опубликует курс читаемых им лекций. В процессе чтения лекции требовать обязательного конспектирования не станет. Если хочет на чем-то заострить внимание, скажет: "Прошу вас записать ЭТО" и сделает двухминутную паузу. Проверка конспектов, особенно на зачете - это преподавательская некомпетентность.
В Европах все-таки все стараются записывать и очень внимательно слушать, потому что экзамен придется сдавать в индивидуальном порядке, в назначенный только этому студенту час, и длиться этот экзамен может и полтора часа, и более.
5 Ответить
Mаша Романофф, про экзамены в Европе полезные сведения, нет ли большой статьи на эту тему?
Оценки у Вас жесткие: уважающий - обязательно, некомпетентность. Но может быть так и надо, не знаю.
0 Ответить
Вообще-то уяснение лекции зависит от преподавателя. То, что нам на лекциях читали преподы, тяжело найти в учебниках, а особенно мысли самих преподов! И надо знать, где слушать, а где записывать лекцию, и препод должен так поставить лекцию, чтобы студенты выловили основную мысль и ее записали
1 Ответить
Екатерина Лапина, преподаватель так и делает в меру своих способностей, но люди разные, всем угодить невозможно.
Мне бы хотелось не преподавателей учить как учить, а студентам подсказать полезный опыт.
0 Ответить
Статью можно считать лишь введением в спецкурс "Основы конспектирования". Как преподаватель с 30-летним стажем, начала писать комментарий, а получилась статья. Поэтому вовремя остановилась. И в ближайшее время выложу статью в ШЖ.
1 Ответить
Лариса Шеенко, замечательно! А можно потом нам сюда дать ссылку на статью?
0 Ответить
Елена Ермолова, выложила текст. Не знаю, примут ли в основной выпуск, но у меня на моей страничке можно почитать.
0 Ответить
Лариса Шеенко, вижу, вот оначитать дальше →
0 Ответить
Елена Ермолова, спасибо! И не обижайтесь. что немного зацепила насчет диктофонов. )))
0 Ответить
Отличная статья, очень разумная. Автор молодец. Добавляю в закладки.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Александр Белов, спасибо на добром слове. Очень приятно.
Смотрю Вашу статью про М и Ж. Почти восемь сотен комментариев?!
0 Ответить
А теперь, дебилы, записывайте: "Мало у кого есть такой избыточный интеллектуальный потенциал, что его хватает и на процесс записывания, и на уяснение всей глубины смысла записываемого". Видимо, автор полагает, так он сможет избежать ненужных комментариев. Не прокатило.
Оценка статьи: 1
1 Ответить
Гоша Саутин, вот тут с вами соглашусь, "Баба - яга не всегда против" по - моему наша уважаемая автор забыла, что память бывает разная и не у каждого развита слуховая, а есть моторная, зрительная...поэтому каждый выбирает для себя, вариант запоминания информацииКсати, а не легче, вообще, записать лекцию на диктафон или видео, а перед экзаменом прослушать и просмотреть
1 Ответить
Лидия Богданова, ответ есть в самой статье.
Суть в том, что информация не запоминается в неизменном виде, а тотчас обрабатывается. Зарисовки, схемы, модели. Время и силы не тратятся на простую фиксацию. Цель другая. Но есть и просто зафиксированное для того, чтобы нужные части восстановить.
Не видео (хотя и видео тоже) потому, что оно чрезвычайно избыточно.
Перед экзаменом не время перерабатывать сырье. Пора быть на совсем другом уровне. Но если студент напрочь лишен амбиций и хочет лишь корочку, то ему и впрямь нужно только видео - одна штука. Чтобы доказать преподавателю, что "он этого на лекции не говорил".
Лидия, прошу Вас, делитесь опытом. Ведь есть же, наверное. Тогда комментарии будут интересны. В общем-то сейчас было удачно. Задачка: как приспособиться людям с названными Вами типами памяти к вузовскому обучению. Можно порешать.
2 Ответить
Елена Ермолова, "Но есть и просто зафиксированное для того, чтобы нужные части восстановить"...вы имеете ввиду асоциативную память, где с помощью ассоциаций (каких - то слов) вспоминается суть. Елена, насчет, преподавания в вузах, здесь не все одназначно, поскольку программы предметов разные, попробуйте, например, с помощью ассоциаций объяснить высшую математику, теорию механизмов сопромат и многое другое ту же электротехнику, где куча различных схем, которые просто не запомнить, их впрочем и не надо запоминать, их надо уметь "читать", здесь без конспектов просто не обойтись...Кстати, если вы о методике преподавания, то лекторы, которые читают лекции, с опытом работы, уже применяют раздельные варианты ведения лекции, они обычно говорят, когда надо что - то записать, то что не поддается запоминанию с первого раза или содержит какую - то информацию (ГОСТЫ, названия каких - то источников), которую просто не запомнить, а когда не надо, они обычно говорят, это записывать не надо и ведут активный диалог со слушателями, задавая им вопросы и обсуждая ответы всей аудиторией...Но это возможно при малой аудитории, как читать лекции в большой аудитории, честно, не знаю, я не преподаватель, я слушатель, но если была им, то, наверное, подумала...Для взрослой аудитории ваш метод без конспектов, еще возможен, поскольку взрослым людям некоторые вещи, настолько, очевидны, что писать их нет смысла, они записывают только ту информацию, которую не знают. Студенты, немного другая публика, они, многого не знают и сразу все переварить в своей, даже очень умной голове, не смогут...Объем информации очень большой, это надо быть вундеркиндом, чтобы с первой лекции все запомнить без повторения и заглядывания в тот же конспект, где хотя бы были основные тезисы
1 Ответить
Лидия Богданова, Вы добавили очень ценное замечание про ассоциативную память. Эту тему можно сильно развить. Но я говорила о другом: идет общая для всех студентов запись лекции на профессиональноый диктофон или качественную видеотехнику, и это очень легко разослать всем.
То есть фиксирует - техника. А конспект имеет теперь совсем другой смысл, он вбирает сразу продукт интеллектуальной переработки.
Полезнее сделать изобретение на основании одного факта лекции, чем ничего хорошего не сделать со всеми фактами.
0 Ответить
Лидия Богданова, мне кажется, автор нас недооценивает. : )))))))
Оценка статьи: 1
1 Ответить