Лидия Карпич Профессионал

Среднее образование в Канаде - не слишком ли большой выбор? Часть 3

Система среднего образования в Канаде предоставляет школьникам различные возможности выбора. Но некоторые дополнительные аспекты выбора школьных предметов старшеклассниками меня не просто удивили, а вызвали самое настоящее недоумение.

Kzenon Shutterstock.com

Как оказалось, в старших классах можно выбрать так называемые Advanced Placement Courses — это предметы с углубленным изучением материала. При успешном прохождении и сдаче таких предметов выпускник получает не только оценку в аттестат о среднем образовании, но и право зачесть этот предмет как уже пройденный за первый курс университета или колледжа, при условии, что он включен в программу обучения по выбранной специальности в этом учреждении. Правда, не все школы предоставляют обучение на таком серьезном уровне, но желающие всегда могут поискать интересующие их предметы с «двойным прицелом» в онлайн-школах, чтобы пройти их на дому.

Кроме того, самый главный выбор, который должны сделать канадские школьники как минимум за пару лет до получения школьного аттестата — выбрать то, чем они будут заниматься после школы, ведь от этого и зависит перечень школьных предметов в последние годы обучения.

— Ура! — галопировала моя дочь от радости. — Мне больше не надо будет учить эту физику…

На самом деле, если старшекласснику не нужны физика или история для поступления в университет по выбранной специальности, то про них можно и забыть, бросив все усилия на профильные предметы. Например, для их углубленного изучения, как написано выше.

Существуют, конечно, предметы, обязательные для прохождения всеми учениками (английский, математика, физкультура), но чем ближе к окончанию школы, тем короче их список. Например, в 11-м классе обязательных предметов четыре, а в 12-м — только один.

Школа помогает ученикам с выбором будущей профессии. Например, старшеклассников регулярно снимают с уроков для встреч в актовом зале с представителями разных профессий или презентаций, устраиваемых университетами и колледжами. На специальных уроках под названием «планирование» детей учат, на что обращать внимание при изучении сайта интересующего их вуза, грамотно составлять портфолио для подачи документов как в учебные заведения, так и для устройства на работу, и даже как вести себя на собеседовании.

Презентации презентациями, но, как известно, любой человек на любом этапе своей жизни может понять или, что еще хуже, признаться самому себе, что в свое время ошибся с выбором профессии. Что там говорить о подростках, которым чисто в силу возраста трудно разобраться, чего они хотят?

Что же делать бедному канадскому старшекласснику, если он вдруг передумает и решит поменять выбранное ранее направление обучения? Если этот перелом произойдет где-нибудь в первом полугодии 11-го класса, то при определенных усилиях и везении можно успеть перестроить индивидуальное расписание так, чтобы включить в него новые профильные предметы. А если это произойдет в середине 12-го класса или вообще после окончания школы?

Самый верный способ подстраховаться от таких ошибок — это с самого начала включить в свое расписание максимально возможное количество предметов «с наибольшей вероятностью будущей востребованности», отодвинув необходимость выбора самой профессии до того времени, когда придет пора выбирать вуз, тем более что многие из них требуют от абитуриентов указывать в заявлениях на прием по две специальности. Но этот способ означает, что придется напрягаться с учебой, а это особенно обидно, когда видишь, что одноклассники выбрали себе только по 2−3 серьезных предмета, а на остальных уроках ходят на кулинарию, фотографию или другие «fun"-предметы, как их здесь называют. Но ведь учится как-то половина детей в мире, а скорее всего — большинство, без возможности выбора предметов в школе, изучая все подряд.

Другой способ добрать нужные предметы как постфактум — это пройти их уже после окончания средней школы на онлайн-ресурсах. Только кроме задержки в цепочке обучения здесь появляется еще одно неприятное «но» — обучение для взрослых учеников во многих, если не во всех канадских онлайн-школах, не бесплатное. Я видела на сайте одной из школ, что стоимость обучения за один предмет составляет 500 канадских долларов. Это, похоже, еще один мотив научиться принимать правильные решения как можно раньше.

Вы, наверное, уже устали ждать, когда я приступлю к тому самому «недоумению», о котором указала в шапке статьи? Приступаю.

Из разговора с завучем школы я узнала, что при всей проводимой разъяснительно-профилактической работе среди учеников о необходимости своевременного выбора правильных предметов все-таки время от времени случается, что 12-классники выбирают для себя предмет за 12-й класс… без его прохождения в 11-м классе. Если бы мне об этом сообщила дочь, то я бы не поверила. Здесь, конечно же, речь идет не о тех предметах, которые начинаются только в 12-м классе. Правда, для того, чтобы такой прыжок ученика через препятствия был утвержден, нужно получить предварительное разрешение от завуча и согласие родителей. При низкой успеваемости ученика по другим предметам речи о положительном вердикте быть не может.

Более того, редко, но случается, что ученики берут один и тот же предмет за 11-й и 12-й классы… одновременно. То есть первым уроком в расписании стоит химия за 11-й класс, а вторым — химия за 12-й, или наоборот. В случае с биологией такой компот, кстати, не проблема, потому что по программе 12-го класса изучается биология клетки, которая не требует особых знаний по тем разделам биологии, которые проходят на год раньше. Но если речь идет о таких предметах, как химия или физика, ученики, как сказала бы моя дочь, «попадают». Я была так ошеломлена этой информацией, что, к сожалению, не поинтересовалась у завуча об успеваемости таких «химиков» в процессе обучения.

Вот так и получается, что наличие большого выбора иногда может создать проблему, которой не было бы, если бы не было самого выбора.

«Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету», — писал Харуки Мураками. Все правильно. Только в дополнение к этому нужно еще научиться отличать истинную любовь от временного увлечения, причем делать это — вовремя.

Обновлено 5.05.2016
Статья размещена на сайте 2.01.2014

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Целый год для обучения только английскому языку - это слишком долго, ребенок может за это время разлениться . Я бы посоветовала параллельно с английским поставить ей в расписание еще пару не самых сложных предметов, где она сможет практиковать язык и общаться с англоязычными сверстниками.

  • А мне Dwight School Canada понравилась буду планировать туда дочь отправить, во-первых там не высокие требования к знанию языка, т.к. можно год обучать только английский и начать обучение в любое удобное для них время. При этом для каждого студента будет подготовлен индивидуальный учебный план, который позволит студенту в намеченные сроки освоить выбранную программу обучения

  • Вот именно по этому образование в СССР было лучшее в мире.
    В школе все обучались одинаково, а вот при поступлении в ВУЗ каждый выбирал себе профессию уже осознанно.

    В школе все предметы были обязательные,естественно любимые предметы учились лучше, а не очень любимые хуже.

    • А Лютый, "В школе все предметы были обязательные,естественно любимые предметы учились лучше, а не очень любимые хуже." И поэтому образование было лучшим в мире?

      • Лидия Карпич,
        Лучшим было потому, что хочешь/не хочешь, а ЗАСТАВЛЯЛИ учить все предметы.
        Причем лично я гуманитарные предметы недолюбливал (в чём сейчас искренне раскаиваюсь , правда учить всё равно приходилось), зато математические делал полностью и с удовольствием.

        В школе я не могу себя представить, что взял бы хотя бы на один предмет больше чем остальные. Любой школьник по возможности возьмет минимальное кол-во предметов.
        И потом это уже во взрослой жизни даст о себе знать.

        • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 14 января 2014 в 00:20 отредактирован 14 января 2014 в 00:27

          А Лютый, "Лучшим было потому, что хочешь/не хочешь, а ЗАСТАВЛЯЛИ учить все предметы". Разве не самый верный способ привить ненависть к чему-либо, это ЗАСТАВЛЯТЬ? Да и много ли остается в голове, когда зубришь через не хочу? И многие ли дети честно зубрят, осознавая, что хоть и не хочется, но в будущем может пригодиться? Ведь есть так много способов это дело облегчить - через шпаргалки, подсказки, списывания, скачивание готовых рефератов, делегирование выполнение заданий за деньги в конце концов... Так что заставляй не заставляй, а выбор и здесь найдется для тех, кто хочет: либо зубрежка с сомнительным коэффициентом эффективности, либо - см. предыдущеее предложение.

          Но, на самом деле, не всегда дело заканчивается плохо. Может быть как раз все наоборот - сначала предмет не нравится, а потом вдруг ребенок входит во вкус и увлекается, урок ему отсидеть уже не в напряг, а то и нравится начинает. Только для того, чтобы это чудо произошло, нужно не заставлять, а преподносить материал так, чтобы заинтересовать детей. Не каждый учитель это делает, не каждый способен/хочет это делать.

          Вы прямо не написали, но, как я поняла, вы также подразумевали, что советская школа была лучше, чем нынешняя. Если это так, то я с вами согласна - есть с чем сравнивать.
          Но, опять же, я не согласна, что было лучше, потому что заставляли учить все предметы. Разве сейчас в России не все предметы обязательные? Я сама из Казахстана, дочь там училась в двух разных частных школах, так даже в тех школах не было выборных предметов, не говоря уже о государственных.

          Поэтому, причиной спада качества образования стало не то, что раньше все предметы были обязательные, а сейчас нет. Здесь целый ряд других причин - качество учебников, уровень сложности/нагрузки школьной программы, моральная и материальная мотивация учителей, одним словом, болезненных моментов здесь хватает. Мне известно, что учителей могут наказать не только выговором, но и копейкой, если ученики плохо сдадут ГИА или другие экзамены. Полагаю, что последнее - незаконно, но это имеет место быть, слава богу, что не везде. Как вы думаете, если учителям бить по мозгам угрозами выговора, увольнения, удержания из зарплаты, в состоянии ли будут они ЗАИНТЕРЕСОВЫВАТЬ учеников хорошо учиться, какую обстановку они будут создавать во время урока? ЗАСТАВЛЯТЬ - да, в состоянии. Теперь можно вернуться к первому абзацу этого моего комментария. Вот такой заколдованный круг.

          • Лидия Карпич,
            Ну заставляли это я наверное не совсем правильно выразился. Имел ввиду что все предметы были обязательные. И хочешь или нет ты должен был учиться.

            Насчёт проблем учителей знаю не по наслышке (родственник работает), где то 60% времени уходит на составление различных никому не нужных отчётов, справок и пр.
            Ещё много времени уходит на изготовление наглядного материала. На сам процесс обучения времени практически не остаётся.
            За плохие результаты могут запросто наказать.

            • А Лютый, я на самом деле и сама не до конца приняла всю палитру выбора, доступную канадским школьникам - имею в виду крайности, описанные в статье (когда кому-то приходится химию одновременно за два года проходить), или, как вы отметили, когда позднее, уже во взрослой жизни, понимаешь и жалеешь, что не расширял познания тогда, когда для этого было отведено время.

              Но если бы мне вдруг сейчас понадобилось решать - вернуть дочь в ее предыдущую школу, где от дикой нагрузки она света белого не видела, все предметы - и любимые, и ненавистные, приходилось делать второпях, как попало, и все равно редко когда ей удавалось сделать все уроки до полуночи, или оставить здесь, где есть вероятность, что она выбрала не те предметы, или не все предметы, то мой выбор без колебаний был бы все равно в пользу последнего.

              Есть здесь (в Канаде) недостатки в системе выборности предметов, несомненно. А в какой стране их нету? Но зато в канадской системе есть как минимум один неоспоримый плюс - она дает доступ к любому уровню обучения по сложности, по направлению всем детям.

              В Казахстане тоже есть специализированные школы (лингвистические, физико-математические, и т.д), но такие школы есть не в каждом городе, а если есть, то не у каждого ребенка есть логистиковая возможность каждое утро туда добираться, да и количество мест в них ограничено - я уверена, что желающих учиться в таких школах больше, чем они могут принять. А в Канаде все организовано так, что любой ребенок, независимо от места жительства может учиться по любому направлению, по выбранному им уровню сложности, вплоть до того, что еще в школе может пройти предметы на уровне первого курса университета. Главное, чтобы было желание, конечно.

  • Эдуард Мартенс Читатель 6 января 2014 в 04:17 отредактирован 6 января 2014 в 04:18

    в университете здесь тоже много курсов на выбор.Есть критерии которые ограничивают выбор например задается максимум возможных кредитов по предметам с других факультетов. Но все равно суммарно за четыре года ровно половину кредитов нужно набрать по предметам, которые выбираешь сам. Так по крайней мере там, где я учусь (изучаю computer science в университете Британской Колумбии). Обязательные предметы строго по специализации.

    Оценка статьи: 5

    • Эдуард Мартенс, спасибо. В университетах, как я поняла, выбор еще более расширенный по разным аспектам, например, программы внутри одной и той же специальности делятся по уровню сложности (Minor, Major, Honor,...). По этому вопросу я могу попробовать написать статью наверное через пару лет только, когда "поступлю" .

  • Если набрать определенное количество AP (advanced placement) курсов, то после школы можно сразу на второй курс университета попасть. У меня друг так сделал но он еще пару предметов за первый курс досдал учась на втором курсе.

    Оценка статьи: 5

    • Эдуард Мартенс, спасибо за дополнение. Кто выбирает такой путь, то к экономии времени добавляет еще и экономию платы за обучение на первом курсе университета.

  • В каком-то сериале обсмеяли канадское образование, когда девушка-канадка была уверена, что северный полюс и северные олени НЕ существуют, а являются такой же выдумкой как и Санта Клаус.

    Оценка статьи: 5

    • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 3 января 2014 в 21:09 отредактирован 3 января 2014 в 21:21

      Оксана Кулик, в "Борате" некрасиво обсмеяли Казахстан. Вы же не думаете, что жители Казахстана такие же придурки, как герой фильма? Да что там сериалы, на том же Первом канале регулярно обсмеивают соседей из ближнего зарубежья, и несоседей из дальнего. Я смеюсь удачным шуткам, но от этого интерес к обсмеянным странам у меня не пропадает.

      • Лидия Карпич, и ничего теперь. В сериале это прозвучало как анекдот. У нас тоже очень много анекдотов и про евреев, и про молдаван, и про чукчей, и про хохлов и что теперь? У нас представление о них такое как в анекдоте?
        Я привела этот пример из сериала к комментарию Ивана Петрова, и я говорила о частном случае последствия такого образования, а не о всех жителях Канады.

        Оценка статьи: 5

        • Лидия Карпич Лидия Карпич Профессионал 3 января 2014 в 21:49 отредактирован 3 января 2014 в 21:49

          Оксана Кулик, я бы не стала называть приведенный вами анекдот последствием канадского образования. Это последствие воспитания, окружения, интересов, прививаемых этой девушке, а не образовательной системы самой страны - не все ведь канадские дети думают также, как она.

          В каждой системе образования есть свои сильные стороны и недостатки. Я попыталась осветить изнутри и то, и другое, исходя из собственного опыта, точнее опыта моей дочери.

          Ну а о том, образовательная система какой страны лучше, правильнее было бы судить по рейтингу вузов, а не школ, ведь образование на уровне средней школы не заканчивается. По последним данным канадские университеты не занимают первые места в мировом рейтинге вузов, но первый из них входит в двадцатку, еще несколько - в первую сотню. На мой взгляд, очень хороший результат, особенно, если сравнить с другими странами.

          • Лидия Карпич, приношу свои извинения, я была не права с самого начала. Ведь здесь обсуждается статья (к которой у меня замечаний нет, которая написана интересно и познавательно, и которую я оценила на отлично), а не тема статьи. Я же начала "тролить" саму систему канадского образования, на что не имела никакого морального права ибо оскорбила этим все канадское население.
            "я бы не стала называть приведенный вами анекдот последствием канадского образования" мне просто интересно, Вы все анекдоты так глубоко анализируете на предмет их происхождения?

            Оценка статьи: 5

  • маленький аспект.

    Если вдруг кто-то будет радоваться в плане - как все у них здорово устроено, или даже начнет пропагандировать данную систему. Задайтесь вопросом - чем знаменита Канада. Мне на ум приходит только хоккей и ... природные ресурсы. Все. По сути это младший партнер США. То есть пока нужен он интересен. Страна тихо пылит на задворках истории. Если стране (и ее граждан) устраивает такой статус - замечательно. Прорывов здесь не будет. И соответствующая система образования - ремесленники.

    ps. По косвенным признакам у меня сложилось ощущение что Канада целенаправленно пылесосит людские ресурсы по миру. Имхо, очень хреновый признак.
    pps. Да, знаю, если покопаться то можно нарыть множество достижений Канады. Но если порыть, то такого добра можно у всех накопать.

    • Иван Петров, вы правильно поняли, мои статьи - не пропаганда Канады. Но только я не поняла, при чем тут все остальные ваши размышления, в том числе ps и pps в свете статьи?