• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Любовь Королева Профессионал

Что такое сторителлинг?

Как так — вы рассказали обычную историю из жизни, а вам за это заплатили деньги? Это просто мечта? Нет, это необычный прием, применяемый в различных сферах деятельности — сторителлинг. Так что же это такое и как это делается?

Miha Perosa Shutterstock.com

За окном давно стемнело, а статья все не была готова. Катастрофа! Можно было бы сдать и в таком виде — написано вполне нормально, подойдет. Но «нормально» и «пойдёт» журналиста Васю не устраивали. В статье не хватало изюминки и остроты, так что внутренний критик не давал покоя. И тогда ему пришла в голову необычная мысль — оживить текст, вставив в него кусочек художественного рассказа. И что же из этого получилось?

Да-да, получился тот самый сторителлинг!

Что общего между бабушкой и бизнесменом?

Модное слово «storytelling» в переводе с английского означает «рассказывание историй». Это понятие такое обширное, что четко определить его границы сложно. Несколько десятков лет назад американцы стали применять простые истории из жизни для развития бизнеса и придумали этому специальное название. И тут оказалось, что под определение сторителлинга подходят даже знакомые с детства сказки. Получается, что существовал он практически всегда, а вот в качестве специального понятия появился недавно.

Так чем же он отличается от обычного рассказа? Сторителлинг — история, которая рассказывается не просто так, а для того, чтобы достичь определенной цели.

Нужные истории используются повсюду — от повседневной жизни до бизнеса. Получается, что бабушка, рассказывающая своему внуку поучительную сказку, тоже занимается сторителлингом. Ее цель — научить внука различать добро и зло. А бизнесмен с помощью интересной истории рекламирует и продает свой продукт.

В чем секрет сторителлинга?

Дело в том, что настоящая история из жизни вызывает эмоции. А то, что связано с эмоциями, человек запоминает гораздо лучше, чем факты (даже самые необычные) и цифры (даже самые внушительные). Рассказ остается в памяти без каких-либо усилий с нашей стороны. Он побуждает нас размышлять: что было бы, если бы герой поступил иначе, если он смог — значит, и я смогу. К тому же жизненная история вызывает доверие и находит отклик в душе. Например, ребенок скорее захочет быть похожим на героя из сказки, чем следовать строгим указаниям: «Будь хорошим, добрым, слушайся старших!»

Где используют сторителлинг?

Наиболее широкое применение «истории» нашли в маркетинге и рекламе. Например, маленький рассказ о коровах, пасущихся на альпийских лугах, используется в рекламе шоколада Milka. А самые активные сторителлеры — представители сетевого маркетинга. Все мы слышали такие душевные истории: «С помощью косметики я за месяц заработал годовую зарплату», «Всемогущие БАДы вылечили болезнь, которую не брало ни одно лекарство». Многих подобное раздражает, а на кого-то действует. Но и первые, и вторые эти истории помнят.

Сторителлинг применяется и в других сферах бизнеса. Однажды Дэвид Армстронг, глава международной компании Armstrong International, придумал использовать сторителлинг как способ обучения персонала. Новому сотруднику просто рассказывают истории из жизни компании: был вот такой случай, и тогда руководитель поступил вот так-то. И после нескольких обычных неформальных бесед сотрудник уже знает о ценностях и принципах компании.

Сторителлингом давно пользуются люди пишущие — журналисты и копирайтеры. При этом в статью вставляется кусочек художественного повествования. Например, когда интервью с известной личностью начинается со слов: «Я сижу в маленьком уютном кафе и ужасно волнуюсь перед встречей. Распахивается стеклянная дверь, и заходит он — как всегда пунктуален, в элегантном костюме с начищенными до блеска запонками»…

С помощью этого приема журналист как будто переносит нас в это кафе. Когда мы читаем текст, то невольно представляем себе атмосферу происходящего. А от этого воспринимаем все живее и ярче.

Микро-рассказ способен заинтересовать читателя, побудить его читать дальше. С помощью этого приема можно оживить статью (как сделал это журналист Вася).

Из самого названия «рассказывание историй» понятно, что владение сторителлингом нужно тому, кто выступает перед публикой. Это актеры, ведущие на мероприятиях, политики, руководители, менеджеры компаний. Всем им необходим навык красиво и убедительно рассказывать.

Умение говорить так, чтобы вас слушали, затаив дыхание, бывает важно и в обычной жизни. Может быть, ваша цель — привлечь к себе внимание? Или показать, какой вы веселый и умный? Отличный вариант — рассказать захватывающую историю в компании друзей. Существуют специальные мастер-классы по «интересному повествованию». Проводятся даже отдельные тренинги для представителей сильного пола. На них обучаются тому, как на свидании заинтересовать девушку беседой.

Как видно, сторителлинг используется в самых разных сферах и для разных целей. А в США существует даже официальная профессия сторителлер. Этому обучаются, создаются ассоциации специалистов. И работают они не только в областях бизнеса и масс-медиа. Профессиональные рассказчики приходят к тяжело больным людям и с помощью историй возрождают в них желание бороться и жить.

Видимо, не зря сторителлинг становится все более популярным. Правильно выстроенные и вовремя сказанные слова — средство весьма сильное. С их помощью можно заработать деньги, завладеть вниманием читателя и даже спасти жизнь.

Статья опубликована в выпуске 5.01.2014
Обновлено 23.12.2019

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Какой текст хороший!.. Респект. Теперь буду знать и применять сторителлинг. На мой взгляд, он отличается от просто историй.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья! Жаль, что я не прочел ее раньше, почерпнул бы много полезного!

    Оценка статьи: 5

  • Анна Кодочигова Читатель 21 июля 2016 в 19:29 отредактирован 24 мая 2018 в 09:03 Сообщить модератору

    Я знаю о применении сторителлинга в политике. Они пишут в этом стиле историю кандидата в депутаты, меры и помоему зарубежем это уже вошло в моду)

  • Люба Мельник Бывший модератор 4 января 2014 в 20:32 отредактирован 4 января 2014 в 20:39 Сообщить модератору

    При этом в статью вставляется кусочек художественного повествования. Например, когда интервью с известной личностью начинается со слов: «Я сижу в маленьком уютном кафе и ужасно волнуюсь перед встречей. Распахивается стеклянная дверь, и заходит он – как всегда пунктуален, в элегантном костюме с начищенными до блеска запонками»
    Журналистика - весьма древняя и весьма разработанная технология. Жанры давно и четко определены. Изменения происходят, но не столь кардинальные, чтобы интервью необходимо было вот таким манером препарировать.
    Любой журналистский текст - это художественное повествование. И почему в описанном примере начало интервью надо отделять от самого интервью? Журналисту под силу сделать интервью вместе с началом таким, что читатель воспримет весь текст "живее и ярче".
    Пример автор использовал крайне неудачный, а потому неубедительный.
    Потому страдает и вся статья. Самое главное: описывается как новшество вовсе не новое явление, а старая добрая техника названа относительно новым словом.
    )) Напомню еще одну традицию: начитанные персоны оказавшись в местах не столь отдаленных, зарабатывали себе авторитет и относительную защищенность, рассказывая т.н. рОманы - развлекали сентиментальную публику))

    • Любовь Королева Любовь Королева Профессионал 1 апреля 2014 в 15:41 отредактирован 1 апреля 2014 в 15:43 Сообщить модератору

      Люба Мельник, "Любой журналистский текст - это художественное повествование."
      Журналистский текст (интервью, статья и д.р.)относится к стилю публицистическому, а никак не к художественному.

      "И почему в описанном примере начало интервью надо отделять от самого интервью? Журналисту под силу сделать интервью вместе с началом таким, что читатель воспримет весь текст "живее и ярче"."
      Нет, отделять как раз не надо. Наоборот, кусочек художественного текста является вступлением, которое плавно соединяется с остальным текстом.Таким вступлением может служить и любое другое, более традиционное начало.
      Разумеется, журналист может сделать интервью интересным и без художественных кусочков. В статье ведь не сказано, что без сторителлинга интерью непременно будет неинтересным! Это всего лишь один из приемов. По-моему, Вы меня неправильно поняли.

      "Самое главное:описывается как новшество вовсе не новое явление, а старая добрая техника названа относительно новым словом."
      Если почитать статью более внимательно, можно увидеть, что это абсолютно не так. В самом начале как раз и говорится о том, что это явление очень старое,существовавшее практически всегда, и только в качестве отдельного понятия (с таким названием)появилось относительно недавно. Также написано, что в журналистике ДАВНО используется этот прием.Может быть, раньше он так не назывался, но суть-то не меняется.

      А насчет начитанных персон и романов... Ну, что сказать - еще одна сфера применения сторителлинга (защитная функция)

      • Любовь Королева, не вдаваясь в тонкости различия между типом речи и стилем речи))) (оставим это для эгешников), хочу вас просто заверить вот в чем: настоящее интервью - это и есть та самая история, которую по просьбе журналиста рассказывает интервьюируемый.
        В отношении статьи и иных прочих жанров повторю: методика работы в каждом из них отработана веками, и жизнеспособна посейчас.
        История с мифическим журналистом и с его мифической статьей неудачна в силу наивности и неправдоподобности. Она придумана - и придуманность бросается в глаза.
        Занятно противопоставление "простого рассказа" и так и не проиллюстрированного ничем (или проиллюстрированного историей с Васей?) "сторителлинга". Различие - будто бы в том, что во втором случае сказка "рассказывается не просто так, а для того, чтобы достичь определенной цели". Вы выразились неточно, не даете конкретной формулировки. Любой рассказ, даже очень "простой", пишется и продается - чтобы достичь определенной цели. Не случайно самые удачные из этих рассказов ))) стали притчами, записаны и тысячелетиями рассказываются "с определенной целью". А другие стали анекдотами либо в бывалошном, либо в современном значении этого слова.

  • Очень познавательно, во всяком случае для меня лично. Особенно зацепили за душу строчки о зарабатывающих авторитет зеках в местах не столь отдаленных.
    И сразу вспомнился пионерский лагерь в Святогорске начала 80 годов, вечернее время после "отбоя" в палате второго отряда и десяток моих товарищей-пионеров, слушающих мой не очень связный рассказ о приключениях капитана Блада или борьбе за огонь пещерных людей по книге Жозефа Рони-мл. Нужно ли вспоминать о невольно произведенном хорошем впечатлении на моих друзей - юных двоечников при помощи обычного пересказа популярных книг?
    Даже не думал, что это называется таким звучным американским термином "сторителлинг"!
    Спасибо за статью!
    С уважением, Вадим.

    Оценка статьи: 5

  • Текст понравился, хорошо написано.
    Прием известный, даже и не журналистам.
    По ходу прочтения думала о притчах, в них вообще вся соль. Заметила, что притчи любят рассказывать на тренингах. В рассылках часто получаю.

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 5 января 2014 в 06:11 отредактирован 4 декабря 2016 в 16:18 Сообщить модератору

    Сказка - ложь, да в ней намек. Было сказано 170 лет назад. В этом, мне кажется, и суть статьи.

    Удивительное дело - назвать старое доброе занятие иностранным словом, и вот оно - новое, сверкающее, прогрессивное. Это свойство русского языка или же русской психологии?

    Такой вот мерчендайзинг! Пардон, сторитейлинг!

    Оценка статьи: 5

  • Не думал раньше, что таким модным словом называют банальные в общем-то вещи. Но рассказано интересно.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 5 января 2014 в 02:35 отредактирован 5 января 2014 в 02:37 Сообщить модератору

    "У нас, у каждого свой талисман."(С)

    Также у каждого есть набор историй, где он(она) хорошо выступили. Использовать их для рекламы-бизнеса не всегда получается. Вчерашнюю историю можно пустить, как рекламу контактности сотрудников очки-центра, куда мы приехали рано утром, чтоб обменять поломавшиеся очки по страховке.

    ...Я пошёл проверять, открыт ли центр, и в это время из глубины офиса пришла молоденькая, восточного типа и в очках сотрудница, чтоб отпереть двери. Мы взаимно улыбнулись. Пока мои спутницы заполняли длиннющую анкету, я пытался пошутить с той, что выдала анкету. Она была без очков и я ей заметил, что в таком центре все должны носить очки даже без диоптрий. Она приняла шутку и улыбнулась, но на меня зашикали,- что отрываешь людей от работы.

    Я погрузился ждать окончания обследования. Номер офиса был 1809. Я взял визитку и написал на обратной стороне: 1+8 = 0+9; it is happy №! Уходя, я передал визитку восточной сотруднице и она,улыбаясь, уже в дверях мне сделала ручкой.

    Статья мне понравилась свежестью приёмов "оживляжа" официальных текстов.

    Оценка статьи: 5