Галина Москаленко Мастер

Что мешает хорошо учиться, или Внимание: непонятные слова!

Середина девяностых. Одиннадцатый класс вечерней школы. По просьбе подруги подменяю заболевшего преподавателя по русскому языку. С улыбкой просматриваю методические материалы: программа для великовозрастных детишек, неспешно докуривающих сейчас в туалете, мало чем отличается от программы для второклассников. Тема сегодняшнего урока «Правописание глухих и звонких согласных».

А вот и мои ученики прискакали, сидя друг на друге верхом. Всего-то девять человек (из тридцати) — семь мальчиков и две девочки, а шуму — как от легиона. Объявляю тему урока, напоминаю необходимые правила и раздаю листочки, на которых ребята должны написать под мою диктовку список слов на глухие и звонкие согласные. Разрешаю пользоваться записями в тетради и прошу рядом с надиктованными словами писать проверочные слова. Лучше бы я этого не делала! Диктую из запомнившегося:

«сугроб, блиндаж, багаж, бечевка, ногти, когти, фляжка…» Последнее слово вызвало замешательство — зашушукались ребята, переглядываются, переспрашивают: «Пряжка? Ляжка?» Ладно, разобрались. Диктант окончен, собираю листочки, читаю ответы:

«сугроб — проверочное слово „гроб“, блиндаж — блин, багаж — бог (?!), бечевка — бич, ногти — ногть, когти — когть, фляжка — пряжка (вариант: ляжка)».

Оправившись от шока, анализирую ситуацию:

1) дети не поняли ни слова из того, что я им говорила;
2) их знания не имеют пробелов, потому что в данном случае отсутствует какая бы то ни было система представлений о предмете;
3) неважно, по каким причинам, но в освоении предмета ими явно был нарушен принцип постепенности: переходя из класса в класс без понимания опорных, ключевых слов, они застряли на уровне начальной школы.

Что тут можно было сделать? — только вернуться к азам.

Этот опыт помог мне понять, что с подобной ситуацией может столкнуться любой, кто осваивает новый предмет, изучает что бы то ни было, отстоящее от нас во времени и пространстве, или даже просто читает статью из «неродной» области знаний.

Какие слова могут помешать нам успешно освоить предмет и усвоить получаемые знания? Вот они:

1. Агнонимы — слова, часто употребляемые без понимания, которые современный носитель языка знает плохо или совсем не знает. Очень часто это термины, о которых чуть ниже, и архаизмы — устаревшие и вышедшие из употребления в живой речи слова («крошка» — маленький самовар; «кристалл» — разновидность газовой ткани; «розан» — умело разрезанный расстегай; «страсбургский пирог» — консервы из гусиной печени; «муха» — маленькая сорокаграммовая рюмка (дядя Евгения Онегина, когда «мух давил», попросту пьянствовал).
2. Паронимы — разные по смыслу, но близкие по звучанию слова (база и базис, адресат и адресант, наследие — наследование — наследственность — наследство).
3. Термины — слова или словосочетания, призванные точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.
4. Омографы (вносят путаницу при чтении «про себя») — слова и формы слов, совпадающие в написании, но произносимые различно (зАмок и замОк, мукА и мУка, избЕгать и избегАть, брОня и бронЯ).
5. Омофоны (затрудняют восприятие материала при слушании лекции, урока) — слова, одинаково звучащие, но по-разному пишущиеся и имеющие разные значения (столб и столп, луг и лук, порок и порог).

Давая новые знания ребенку (или если сами осваиваете новый предмет), постоянно проверяйте, правильно ли понимаются все встречаемые слова. Поступайте так — даже если уверены, что всё ясно. Себя проверяйте по толковым словарям (не забудьте, что и в словарной статье вам могут встретиться слова-незнакомцы), ребенка почаще спрашивайте: «Что означает это слово?» Не удивляйтесь, если услышите, что «обмелел» (пруд) — означает «стал милым», «пылесос» — «пол сосет», «песчаный» — «это там, где много пещер», «вопиющий» — «тот, кто много пьет» (примеры взяты из собственной практики). Угадайте, как дети напишут эти слова?

Полезные упражнения: 1) составить несколько предложений с новым словом; 2) каждое из составленных предложений заменить на полный его аналог по смыслу, но без использования ранее употребленных слов (для многих наверняка оказалось новым слово «агноним» — поупражняйтесь с ним!). Удачи в учебе!

Обновлено 9.02.2015
Статья размещена на сайте 10.06.2007

Комментарии (59):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Из ходящих по рукам текстов: автора не знаю

    Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишию Пушкина:
    Бразды пушистые взрывая,
    Летит кибитка удалая.
    Ямщик сидит на облучке
    В тулупе, в красном кушаке.

    В результате получилось...
    Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак". Кибитка в представлении детишек оказалась летательным
    аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая
    ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает.
    Что, или, вернее, кого? Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было
    быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы. За геноцидом браздов наблюдает
    некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
    Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям. Рожденный копать летать (на
    кибитке) не может! Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с
    лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке". В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький
    обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
    В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах.
    Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных
    пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с
    лопатой.

  • Констатирую (пошла у сына спросить, что означают слова обмелел и вопиющий. И точно! Обмелел (почему-то сраз сказал - оббелел , то есть стал очень белым, , обмилел - стал милым)! Вопиющий - тот кто действительно очень много пьющий. Так сразу и сказал. Пришлось на эту тему поговорить.

    Оценка статьи: 5

  • Как здорово! Таких статей надо бы больше и больше - и распихивать их по интернету, в целях повышения общего уровня грамотности населения С вашим-то стилем - их будут читать не отрываясь.

    Ну и 5, конечно.

    Заголовок бы только поинтереснее придумать. А то на данный момент только 450 человек прочитало - раза в два меньше, чем обычно.

    Оценка статьи: 5

  • 5!

    Спасибо за статью,очень полезная, познавательная, и с юмором! Мне тоже приходилось сталкиваться, когда ребята не могли правильно объяснить значение того или иного слова. Не так давно решила почитать мальчику 10 лет ( знакомая попросила пригладеть его некоторое время) сказы Бажова, оказалось, что современному ребенку язык совершенно не понятен, приходилось очень много пояснять и смысл повествования ребенок с трудом воспринимал. Хорошо, когда в книгах есть пояснения,разъяснения старых понятий и слов, но бывает чтоих нет.

  • Отлично!

    Оценка статьи: 5

  • Новая информация даже для не вовсе уж непроходимых. Продолжайте тему, пожалуйста! Это архиважно для такого катастрофического положения с языком. Как бы ещё аудиторию расширить...

    • Инна, а мы как раз этим занимаемся. Присоединяйтесь! - исправляем положение с обучением разным школьным (и не только) предметам. Аудитория наша достаточно большая, но мы всегда рады новым людям.

      Если действительно интересны статьи по теме, то материальчик есть! Если есть интерес к определённой теме или проблема в обучении - обозначьте вопрос, будет статья.

      Оценка статьи: 3

  • ТАК ДЕРЖАТЬ И ДАЛЬШЕ!

    Сразу бросается в глаза, что всё изложенное в материале взято из жизни, из собственного опыта... А потому сплошной позитив. И читается легко, ровно, с интересом...
    Одним словом, мне материал понравился. Спасибо, Галя. Поэтому только +5 баллов! И обязательно Вас порекомендую...

    Оценка статьи: 5

  • Когда с дочками стихи учила-всегда начинала с разбора слов.
    Каждое слово разбирали,даже казалось бы знакомое:
    что значит? как представляешь?

    после такого разбора- стихи учатся быстрее.

    • Очень правильно, Елена, Вы поступали. Я Вам больше скажу: проводились исследования среди начинающих спортсменов, и выяснилось, что спортсмен, знающий, как точно называется каждое выполняемое им упражнение, добивается лучших результатов по сравнению с теми, кто этого не знает.

  • Статьи Галины вообще всегда вызывают живой интерес

    Оценка статьи: 5

  • Галина, спасибо! Как за партой посидела. Приятно вспомнить. А вот, кстати, дети, многие слова (если понимают их значения) произносят абсолютно правильно.
    Например, моему двухлетнему ребенку (мечтающему стать доктором) прабабушка подарила фонендоскоп. И он все время называл его трубочкой. Мне как-то эта "трубочка" резала слух и я ему сказала, как правильно называть "трубочку". Он сразу уловил. И моя мама (врач) начала его учить всяким там мед. словам очень умным. Прихожу я как-то домой с сильным кашлем, а он мне и говорит: "мама сейчас я буду проводить топографическую перкуссию". Так вот, к чему это я...
    Приезжает свекровь и начинает с ним разговаривать типа "холёсий, иглушки, тволожок, лучки" и т.д. А он ей говорит: "Бабушка, а тебе сколько лет" - 50 - "а ты в школе училась?" - да - "а все равно глупенькой осталась, даже ррррррррррррррр говорить не умеешь". Бабушка была в шоке. А что делать? Новое поколение.

    • Спасибо, Александра! Изначально тема была другой - собственно, я хотела сказать, что учебе может помешать незнание значений ключевых слов изучаемого предмета. Но, как это часто бывает, разговор переключился на темы орфографические и орфоэпические.

      • Галина, я полностью с Вами согласна и от всей души поставила 5. И хотела как раз Вашу тему-то и поддержать, а пока читала комментарии... так получилось, все рассказывают и мне захотелось. Извините, что отошла от темы. Я вообще-то к тому, что если значение слова понятно, то его и маленький ребеок правильно произнесет. Спасибо за отличную статью!

  • А "страсбургский пирог нетленный" ,оказывается, всего лишь гусиный паштет,да еще и консервированный! Потому и "нетленный". Считала,что незабываемый,а,значит,не портящийся.Век живи - век учись

    Оценка статьи: 5

    • Именно так!

      Я не стала загромождать абзац об агнонимах этим пояснением, потому что он и так оказался непропорционально большим. Рассчитывала на память и сообразительность читателей - и не прогадала!

  • да, обучение в школе требует основательного изменения! Я тоже не так давно занималась с девочкой, которая училась в профильной школе, с уклоном по русскому языку....И я поражалась ее незнанием...абсолютно ничего. А девочка довольно умненькая. Просто им оказывается ничего не объясняют, они просто, автоматически выполняют упражнения...Практика - это, конечно, хорошо, но русский язык - это слишком сложная и утонченная система....И без правил тут никуда.

    • "им, оказывается, ничего не объясняют"

      Думаю, что объясняют, но часто не проверяют, понимают ли дети ключевые слова в объяснениях. Все эти "звонкие и глухие согласные", "проверочные слова", "подобрать однокоренные слова", "изменить форму слова" - всё это используется в объяснениях, а дети часто не знают (или забывают), что это такое.

  • Замечательная статья! Спасибо, Галина +5
    А целлофановые пакеты все же бывают - подарочные. Я под праздники с большим количеством гостей целую упаковку покупаю - призы в них упаковываю для игр, для лотереи, например

    Оценка статьи: 5

    • Вот так и уточняем свои знания, шлифуем, доводим до победного блеска! Скоро умные будем до невозможности

      А вообще Валерий упомянул упаковочные материалы, а наши с Анной ученики, конечно, имели в виду полиэтиленовые пакеты, а называли их целлофановыми (да ещё с несколькими ошибками в этом слове).

  • 5! Прочитал на одном дыхании! С изумлением узнал про "муху"! Никогда в жизни не слышал об этом!

    Спасибо за урок русского языка!

    Оценка статьи: 5

  • Галина, спасибо. Вспомнились и мои ученики. Работаю только в 10-11 классах. Вроде бы дети должны быть подкованными, но.... Помню, как в 11 классе, в сочинении один умник написал такое слово: СИРАНО. Читаю и думаю:" Откуда он знает этого литературного персонажа?" Когда по смыслу сообразила, что мальчик имел ввиду, сползла под стол. Он написал слово : ВСЕ РАВНО Просто он так слышит!

    Оценка статьи: 5

    • И слышат так, и в семье, бывает, говорят так, что по-другому и не услышишь. Один мой ученик писал "апельсиневый", "салофаневый" (целлофановый) - именно так говорили у него дома.

      • "Салофановый" пакет - это да. Когда пытаюсь исправлять, дети очень удивляются, что пакет - целлофановый.
        А еще "любимое" слово - "калидор"

        Оценка статьи: 5

        • В борьбе (нужной) за правильность русского языка вы обе, Галина и Анна, делаете равнозначную химическую ошибку. Целлофановых пакетов давно нет. Есть полиэтиленовые. А целлофан делается из вискозы и служит сейчас для упаковки коробок конфет, цветов и т.д. Он хрупкий и легко рвётся. Думаю, что словосочетание "целлофановый пакет" режет ухо химика не меньше, чем вам "салофановый пакет".

          • Вы абсолютно правы, Валерий, спасибо, многим пригодится и эта информация. Про пакет я не говорила, а пример, как и Анна, привела из речи учащихся и многих взрослых.
            И еще: пожалуйста, обязательно поправляйте нас в подобных ситуациях. Очень часто случается так, что правишь орфографическую ошибку в тексте, и не видишь стилистическую, видишь и орфографическую и стилистическую, но упускаешь из виду неправомерность употребления конкретного слова в данном контексте. Трудно уследить сразу за всем! Спасибо еще раз!

          • Валерий, спасибо за ликбез! Только я это словосочетание привела потому, что так многие и дети, и взрослые говорят.
            Теперь буду и это исправлять.

            Оценка статьи: 5

  • В школе русский язык не учил - он для меня второй разговорный. Из статьи узнал очень много нового и полезного. Спасибо - 5.

    Оценка статьи: 5

  • Галина, мне стыдно, но я впервые услышала слово паронимы
    Очевидно, в освоении русского языка мною был нарушен принцип постепенности А может лет надцать назад такого не учили? И по русскому у меня была круглая пятерка!
    Отличная статья, заставляющая задуматься об элементарной грамотности. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • Это действительно кажется мне странным (паронимы изучаются в школе): я почему-то была уверена, что незнакомым окажется термин "агнонимы".

      • Все возможно, Галина, что не учили. Я заканчивала школу с украинским языком преподавания. Учительница по русскому языку была пожилой еврейкой. Ее все очень уважали. И учила она великолепно - всю душу вкладывала в учеников. Я, к сожалению, больше не встречала таких учителей в своей жизни. А вот родной украинский язык знала на 4.
        Способности есть к любым языкам у меня, но многое зависит от учителя.

        Оценка статьи: 5

        • Вообще-то неважно, знает ли человек сам термин "паронимы", - важно уметь правильно употреблять слова, которые этими самыми паронимами являются, а то очень часто путают "корректив" с "корректировкой", "отличаться" с "различаться", "добавку" - с "надбавкой" и "прибавкой и т.д.

          Кстати, есть отличные толковые словари паронимов (как и словари агнонимов).

          • Кстати, вспомнила! Какое различие между копирайт и копирайтинг? Это ведь тоже паронимы? Не так ли?
            Ранее я считала, что копирайт сокр. от копирайтинг. Потом меня прозондировали, что они разные по значению. Правда?

            Оценка статьи: 5

            • Вас прозондировали?!

              Елена, посмотрите в словаре слово "зондировать".
              Вероятно, Вы хотели сказать "меня просветили"?

              ------------
              На фото - один из участников российской акции всемирной кампании "Проясняй слова!", которая состоялась 1 сентября 2007 года, в День знаний и День города Москвы. Фото из парка Горького.

              В пресс-релизе можно прочесть несколько историй, которые написали люди после того, как с ними поработали по прояснению значений слов из школьных предметов.

              Оценка статьи: 3

            • Копирайт - авторское право на публикацию книги, распространение аудио- и видеозаписи и т.п., а также знак охраны авторского права (c).

              Копирайтинг - создание рекламных текстов, слоганов и т.д.

              • Спасибки БООООльшущее!

                Оценка статьи: 5

                • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 11 июня 2007 в 21:16

                  А хотите, я расскажу Вам, что такое "прозондировать"?

                  • Как и в случае с пакетом (см. ниже, комментарий Валерия Яковлева), я стараюсь не замечать в комментариях ошибок. Иначе уж очень гнусно получается. Правда, теперь уже дважды получила мордой об стол (то Валерий приписал мне не мою ошибку, то Люба теперь говорит "им", имея в виду и меня, как я понимаю). Я уловила, что Елена имела в виду, - этого было достаточно в частной беседе.

                    • Я написала "прозондировать", имея ввиду надоумили или просветили. Возможно, не совсем удачное слово, но здесь столько прекрасных филологов, что заблудиться не дадут.
                      Комментируют даже комментарии! Вау! Класс!

                      И, кстати, не забудьте рассказать о значении "прозондировать". Хотя я, пожалуй, уже догадываюсь. Если это так - то целый анекдот вышел. А ну-ка?

                      Оценка статьи: 5

                      • "Я написала "прозондировать", имея в виду надоумили или просветили".
                        Леночка, я так и поняла, и до последнего момента надеялась, что у Вас описка случилась. "Зондировать" - 1. Исследовать зондом. 2. перен. Предварительно выяснять что-н.

                    • Прошу прощения. Был невнимателен. У Вас, Галина, слово пакет не упоминается. Это я додумал по инерции. Действительно какое еще можно дописать (додумать) второе слово в выражении "целлофановый ......."? Это только "силофаневым" может быть всё, что угодно

                      • Тот ученик, как я уже говорила, - так писал, а писал он под мою диктовку словарные слова, среди которых были слова "апельсиновый" и "целлофановый" - безотносительно к предметам.

                        • Этому ученику можно только позавидовать. Что сказали - то и написал! И всё.
                          А я стал думать дальше. За что и поплатился
                          Вообще, это тема не только для филологов, но и для психологов.

                          • Не расстраивайтесь, Валерий, мы все, наверное, такие - додумываем, видим то, чего нет, вспоминаем, чего не было (дежавю), опять же - фактоиды (факты, которых не существовало, пока
                            о них не написали газеты и журналы) одолевают со всех сторон, - так и живем, и пытаемся во всем этом разобраться

  • НЕужели они в 11 классе? Им можно только посочувствовать...

  • Узнал много нового. Спасибо. 5.
    Вот где богатый материал для юмористов и создателей анекдотов! У грамотного человека такие ассоциации просто не возникнут.

    • Точно! Многие, кому я рассказывала о том диктанте, высказывали предположение, что ребята решили поиздеваться. Увы, они так редко посещали школу и так хотели ее закончить, что старались изо всех сил получить лишнюю пятерку. Кроме того, они действительно недостаточно грамотны, чтобы создать такие ассоциации.

  • Почерпнул много интересного
    5

    Оценка статьи: 5